Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия в рамках Русской идеократической традиции




 

Один несомненный вывод, который можно сделать из всего вышесказанного, состоит в сохранении определенной склонности рассматривать религию как идеологическую конструкцию, которая инструментализируется в исторических и политических спекуляциях. Какой бы частный религиозный вопрос не затрагивается, он всегда соотносится с общими проблемами идентичности, политической системы, национальной судьбы.

Я начал с утверждения (отнюдь не нового), что коммунистическая идеология была своего рода квазирелигией или даже, с некоторыми оговорками, гражданской религией. В прямопротивоположном смысле, религия в посткоммунистической России мыслится как форма идеологии, как система, наделенная идеологическими функциями. Стоит обратить внимание на то, как идеология и религия превращались одна в другую, как бы меняясь местами.

Участники дискурса, каких бы взглядов они ни придерживались, единодушны в том, что общее состояние умов в посткоммунистической России, в частности в сфере религиозности, близко к энтропии. Энтропия есть недостаток порядка. Почти все участники дискуссий полагают, что некий порядок должен быть восстановлен.

Для многих из них плюрализм религий кажется проявлением того же самого беспорядка, и они пытаются найти более твердую почву в законодательно подтвержденном преобладании одной (православной) религии. Затем они идут дальше, наделяя государство функцией упорядочивания религиозного пространства и даже контроля над ним через поддержку преобладающей религии. Следующий шаг — это включение элементов преобладающей религии в некую новую идеологию или «национальную идею». Согласно этой логике, единственный способ преодоления энтропии — это установление консенсуаль-ной государственной идеологии или, говоря другими словами, создание идеологического государства.

Существует, однако, и другая группа участников дискуссии, которые отказываются признать доминирование православия, любые цер-ковно-государственные отношения, напоминающие «симфонию», и любое идеологическое приложение православных идей. Однако эти люди составляют, по-видимому, меньшинство даже в масс-медиа, которые в целом более либеральны, чем население в целом. И даже многие из входящих в эту группу, похоже, не нарушают общих правил дискурса: они тоже полагают, что Россия не готова принять религиозный плюрализм и склонна (они могли бы добавить: «к сожалению») к поиску некоей специфической целостной государственной идеи.

Эта общая тенденция соотносится со старой традицией русской истории, которую можно было бы назвать идеократией — господством некой официальной, общепринятой идеи (или системы идей). Официальная идеология рассматривалась как гарантия порядка и в обществе, и в умах. Государству, по-видимому, было сложно поддерживать общественный порядок, если этот порядок не опирался на некий идеологический порядок, объявленный официальным кредо государства, — будь то допетровская идея «Третьего Рима», послепетровская идея империи, уваровская триада «самодержавие, православие, народность» или революционная коммунистическая идея. В посткоммунистической России мы можем наблюдать схожую «тоску» по национальной идее.

Итак, мы можем следующим образом попытаться ответить на вопрос, который я поставил в начале статьи: огромный разрыв между низким уровнем религиозной практики и высоким уровнем общественного внимания к религии объясняется тем, что, как показал анализ дискурса в масс-медиа, религия в России конца 20 века выступает не столько в качестве источника верований и ценностей, сколько в качестве «публичной религии», источника национальной идеологии, в которой нуждается общество.

 

Агаджанян А. Религиозный дискурс в российских масс-медиа: энтропия, симфония, идеократия. // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д.Е. Фурмана. – СПб.; М.: Летний сад, 2000. - С. 116-142

 


3.5. НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ 1990-Х ГОДОВ

 

Марат Штерин

 

Появление последней волны новых религиозных движений (НРД) дает ученым уникальную возможность для исследования некоторых тенденций в современной культуре и обществе. Разнообразие новых религиозных организаций стимулировало возникновение ряда концепций о характере религиозных изменений, о том, как эти изменения воздействуют на другие социальные и культурные процессы и в свою очередь испытывают их влияние. Но научное изучение НРД вызывается также необходимостью понять, как и почему люди обращаются к ним и участвуют в их деятельности, каковы возможные социальные последствия существования этих движений, — вопросы, которые породили множество споров в обществе.

В этой статье мы пытаемся показать, что западная «полемика о культах» оказала глубокое влияние на развитие НРД в России и на их восприятие общественным мнением. Но основной тезис состоит в том, что факторов, которые воздействует как на сами НРД, так и на общественную реакцию на них — множество (Barker А., 1989; Баркер А., 1996). Мы подчеркиваем необходимость строго различать, с одной стороны, спекуляции, предположения и иногда просто мифы, с другой — результаты эмпирических исследований и основанные на них теории. Нужно заметить, что при отсутствии достаточного числа эмпирических исследований в настоящее время можно нарисовать лишь предварительный эскиз к картине новой религиозной ситуации в России. В статье делается попытка выделить возможные темы, проблемы и направления будущих эмпирических исследований и теоретических размышлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.