Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические и методические основы




ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ........................ 22

ПУТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ: ОТ СИТУАЦИИ К ЛИЧНОСТИ ИЛИ

ОТ ЛИЧНОСТИ К СИТУАЦИИ?..................................................................... 22'

Системы развития внутренней мотивации.............................................. 22

Динамика развития внутренней мотивации............................................. 23

ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ...........:...................................................... 24

МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ......................... 27

Каузометрия (модифицированный вариант)......................................... 27

Репертуарные и ранговые решетки Дж. Келли...................................... 31

Терапия фиксированных ролей Дж. Келли.............................................. 35

Многомерный анализ оценочных решеток.............................................. 36


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ.......................... 39

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ..................................................................................... 39

Вступительное слово...................................................................................... 39

Приветствие..................................................................................................... 39

Правила поведения в группе........................................................................ 40

Знакомство......................................................................................................... 40

Высказывания ожиданий............................................................................... 41

Анализ жизни.................................................................................................... 42

Психогимнастика............................................................................................. 42

Сила моих желаний......................................................................................... 43

Дух группы......................................................................................................... 43

Психогимнастика............................................................................................. 43

Запрещенные желания.................................................................................. 44

Мудрец из храма (Бачков И. В., 1 999)....................................................... 44

Прощание........................................................................................................... 45

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП..................................................................................... 45

Приветствие..................................................................................................... 45

Недосказанные слова..................................................................................... 46

Вступительное слово...................................................................................... 46

Ощущения потока М. Чикзентмихали........................................................ 46

Влияние вознаграждений на мотивацию................................................. 47

Базовые потребности..................................................................................... 48

Классификация........................................................................................... 48

Пути удовлетворения............................................................................... 49

Роль обратной связи................................................................................ 50

«Источники» и «пешки»................................................................................. 50

Ценности.............................................................51

Медитация «Стрела»..................................................................................... 52

Прощание........................................................................................................... 52

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП...................................................................................... 53

Приветствие................................................................................................. 53

Недосказанные слова.................................................................................... 53

Вступительное слово...................................................................................... 53

Разминка............................................................................................................ 53

Биографическая разминка............................................................................ 54

Каузометрия...................................................................................................... 54

Психогимнастика............................................................................................. 54

Выявление конструктов и ценностей......................................................... 54


Создание очерка самохарактеристики..................................................... 54

Медитация «Источник энергии»................................................................. 55

ЦЕЛЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.................................................................... 55

Приветствие...................................................................................................... 55

Внутреннее состояние................................................................................... 55

Вступительное слово...................................................................................... 55

Разминка «Пожелание друга»...................................................................... 56

Правила создания очерка фиксированной роли.................................... 56

Идентификация ценностных групп............................................................. 57

Трансформация системы конструктов....................................................... 58

Создание очерка фиксированной роли..................................................... 59

Начало Большой Игры.................................................................................... 59

Медитация «Путь к цели».............................................................................. 59

Прощание........................................................................................................... 60

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП........................................................................................ 61

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ...................................................................................................... 61

Приветствие..................................................................................................... 61

Вступительное слово...................................................................................... 61

Разминка............................................................................................................ 61

Обсуждение предыдущего этапа и его результатов............................. 61

Сон о будущем.............................................................. '................................... 62

Прощание.......................................................................................................... 63

ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП (ПРОДОЛЖЕНИЕ).................................................... 63

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ДИАГНОСТИКА.............................................................. 63

Приветствие...................................................................................................... 63

Вступительное слово...................................................................................... 63

Разминка............................................................................................................. 63

Исследование изменений............................................................................. 64

Каузометрия...................................................................................................... 64

Психогимнастика............................................................................................. 64

Выявления конструктов и ценностей......................................................... 64

Сравнение......................................................................................................... 64

Что я получил?................................................................................................. 64

Прощание.......................................................................................................... 65

ЧТО ПРОИСХОДИТ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ТРЕНИНГА?........................ 66

ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................................. 68


Приложение. ПРОВЕДЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА

В ПРОГРАММЕ STATISTICА................................................................................ 70

Создание файла данных............................................................................... 70

Переименование столбцов и строк............................................................ 70

Проведение кластерного анализа............................................................. 70

Сохранение результатов кластерного анализа..................................... 75

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Тренинг, содержание которого вы держите в руках, не совсем обы­чен. Именно из-за этой необычности и непохожести его на большин­ство существующих тренингов он и получил громкое название Про­грамма.

Работа по развитию внутренней мотивации — это, прежде всего, работа над собой, которая происходит внутри человека, в его созна­нии. Соответственно, только внешние влияния, которые являются основой любого тренинга, будут абсолютно неэффективны. Ведь дей­ствительно, довольно нелепо использовать внешние влияния для раз­вития внутренней мотивации (тем более если мы хотим развивать внут­реннюю мотивацию как личностную черту).

Итак, в чем же необычность Программы? В том, что все действия тренера в ней ориентированы не на непосредственное развитие внут­ренней мотивации, «в лоб», а на пробуждение у участников тренинга желания развиваться, анализировать и изменять свои мотивацион-ные стили деятельности. Отсюда следует и подбор центрального ме­тода Программы — терапии фиксированных ролей Дж. Келли. Ме­тод воистину уникальный, универсальный и на удивление прост в использовании (ведь все гениальное действительно очень просто). Однако более детально обо всем этом — в тексте. Сейчас немного о структуре книги.

Первый раздел содержит теорию. В нем вы узнаете о концепции внутренней мотивации, о классических и современных исследованиях в этой сфере. Также будут рассмотрены прикладные аспекты теории внутренней мотивации — возможности ее использования при разра­ботке системы мотивирования персонала. Второй раздел — методи­ческий. В нем изложен наш взгляд на пути развития внутренней мотивации, общая структура Программы, а также описаны исполь­зованные в ней методы и методики (каузометрия, репертуарные решетки и терапия фиксированных ролей Джорджа Келли, возмож­ности многомерного математического анализа полученных этими ме­тодами данных). В третьем разделе представлено детальное описа­ние самой Программы со всеми предлагаемыми в ней упражнениями и особенностями их использования. И наконец, четвертый раздел по­священ анализу изменений, происходящих после завершения Про-


граммы. Кроме того, существует еще и приложение — в нем описан процесс проведения кластерного анализа оценочных решеток Дж. Колли в программе Statistica.

А теперь благодарности. Выражаю глубокую признательность мо­ему научному руководителю, Учителю с большой буквы Александру Леонидовичу Музыке за пробуждение интереса к проблеме мотивации человеческого поведения. Также благодарю академика Валентина Алексеевича Моляко, который для меня лично —олицетворение Муд­рости. Кроме того, я благодарен профессору Рочестерского универ­ситета Эдварду Диси за возможность ознакомиться с его ценными ра­ботами по теории самодетерминации. Огромное спасибо моей коллеге и жене Виктории Горбуновой за помощь в работе, поддержку и пони­мание дома, уют и комфорт в душе, стремление двигаться вперед в сердце...

Итак, начнем наше знакомство с Программой развития внутрен­ней мотивации с небольшого количества теории.


ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

ТЕОРИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ

Когда работник выполняет какую-то предложенную ему задачу, воз­никает ли у нас вопрос: «Что заставляет его работать?" Наверное, нет. Сказали сделать — если делает, хорошо; не делает — обещаем возна­граждение или наказание (причем чаще — наказание). На протяже­нии всей жизни многие из нас слышат: «Выучишь стих — получишь две порции мороженого», «Если ты не сделаешь домашнего задания, то не пойдешь к друзьям», «Закончишь обучение в школе без троек — купим тебе мотороллер», «Не сдашь сессию — не поедешь отдыхать на море», «Не защитишь диссертацию — не получишь повышения», «Под­нимешь уровень продаж — получишь прибавку к зарплате»...

Мы настолько привыкли к примитивной поведенческой схеме «стимул—реакция», что даже не можем представить себе какой-либо другой способ мотивирования людей, стимулирования их работы, творчества, достижений. И в результате получаем личность, не спо­собную к бескорыстным поступкам, к работе ради собственного удо­вольствия, личность, которая не интересуется ничем, кроме возна­граждения за свои усилия. При этом, если запросы возрастают, а возможности их удовлетворения уменьшаются, — появляются внут­ренние конфликты, неврозы, стрессы, депрессивные состояния, и человек не только теряет возможность радоваться жизни, но и лиша­ет этой возможности других. Далее он переносит свои стратегии мо­тивации уже на собственных детей, и цепь «стимул—реакция» пре­вращается в замкнутый круг.

  Вот к каким выводам пришел Ричард де Чармс (Хекхаузен X., 2003. С. 727): 1. Если человек вознаграждается за нечто, что он делает по собственному желанию, то внутренняя мотивация этой деятельно­сти будет ослабевать. 2. Если человек не вознаграждается за неинтересную деятельность, предпринятую им только ради вознаграждения, то внутренняя мотивация к ней может усилиться.

Внутренняя и внешняя мотивация: определения

Еще в 1970-х годах американскими учеными Эдвардом Диси и Ри­чардом Раяном была проведена оценка модели мотивации поведения, вкоторую заложено представлениео локусе мотивации {внутреннем и внешнем). Внутренняя мотивация — это выполнение определенной ра­боты из-за интереса к ней, субъективного ощущения ее ценности. При выполнении деятельности, которая мотивирована внутренне, человек ощущает удовлетворение, покой, быстрое течение времени, исчезает все лишнее, остается лишь работу — появляется ощущение потока (Чик-зентмихали М., цит. по: Хекхаузен X., 2003).

Присмотритесь внимательно к ребенку, который сам сел за стол, взял карандаш и начал рисовать. Для него ничего не существует во­круг: остается лишь рисунок. Именно в этот момент он переживает ощу­щение потока, именно сейчас он выполняет на самом деле внутренне мотивированную деятельность. А теперь взглянем, как ребенок убира-ет в своей комнате. Он постоянно отвлекается на мелочи, не может сосредоточиться, капризничает — и уборка затягивается на весь день. Это приводит его родителей к нервному срыву, а самого ребенка — к истерике. Перед нами яркий пример внешней мотивации: ребенок вы­полняет работу по внешнему требованию и не прекращает ее лишь из-за боязни наказания или ожидания вознаграждения.

Каждый из типов мотивации имеет свои преимущества и недо­статки. С одной стороны, внешне мотивировать работника проще и быстрее — пообещали вознаградить или наказать, и все выполнено... Однако в следующий раз вознаграждение должно быть выше (или угроза наказания сильнее), и так по возрастающей. Для внутреннего мотивирования необходимо иметь незаурядный запас терпения и изобретательности. Однако это сторицей окупается.

Исследователь В. И. Чирков (1996) на основе обобщения резуль­татов значительного количества исследований осуществил сравни­тельный анализ особенностей внутренней и внешней мотивации. Оказалось, что при внутренней мотивации желание работать стойкое и продолжительное, люди выбирают для себя трудные цели, лучше выполняют творческие задачи, требующие нестандартного подхода. Деятельность внутренне мотивированных людей характеризуется высокой креативностью и сопровождается эмоциями радости и удов­летворения. При этом улучшаются мнемические процессы, возрас­тает уровень самоуважения. В то же время при внешней мотивации поведение становится нестойким — оно исчезает вместе с подкреп­лением. Внешне мотивированные люди избирают простейшие или стандартные задачи для быстрого получения вознаграждения, между


тем снижаются качество и скорость выполнения ими творческих за­дач. Падает уровень креативности и спонтанности, появляются от­рицательные эмоции.

 

  Михап Чикзентмихали выделил следующие наиболее распростра­ненные «ощущения потока»(Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б., 1 990; Хекхаузен X., 2003): •ощущение полной (умственной и физической) включенности в де­ятельность; •полная концентрация внимания, мыслей, чувств на занятии, ко­торая исключает из сознания посторонние мысли и чувства; •четкое знание того, что следует делать в определенный момент времени, ясное осознание цели деятельности, полное покоре­ние требованиям, которые идут от самой деятельности»; •четкое осознание того, насколько удачно выполняется работа, четкая и определенная обратная связь; •отсутствие тревоги по поводу возможной неудачи, ошибки; •ощущение субъективной остановки времени; •потеря обычного ощущения четкого осознания себя и своего окружения, «растворение» в деле.

Как видим, разница между внутренне и внешне мотивированной деятельностью огромная. Однако у практически ориентированных менеджеров, психологов, педагогов сразу же возникает вопрос:«Как же сделать так, чтобы мотивация стала внутренней?» Для ответа на этот вопрос мы и написали эту книгу. Начнем на него отвечать прямо сейчас, проследив истоки возникновения внутренней и внешней мо­тивации.

Как возникает внутренняя мотивация?

Развивая представление о внутренней мотивации, Э. Диси снача­лаиспользовал два вида ощущений, выделенных Р. Уайтом и Р. де Чармсом, — ощущение компетентности и ощущение самодетерми­нации (Хекхаузен Х., 2003). Ощущение компетентности — это ощуще­ние всей полноты своих возможностей, ощущение «я знаю, я могу ». Это ощущение себя профессионалом в своей сфере. Ощущение само­детерминации — это осознание себя (и только себя) причиной своих действий. Р. де Чармс считал, что все жесткие внешние требования к человеку снижают это ощущение, в то время когда он пытается про­тивостоять этим требованиям. Если это удается, то появляется удов­летворение от деятельности, возникает чувство самостоятельности и


ощущение себя причиной своих действий.Если же человек не может противостоять внешним требованиям, подчиняется им, — он теряет контроль над своей жизнью и ощущает при этом неудовлетворен­ность, страх перед будущим, неуверенность в себе и боязнь самосто­ятельно строить своюжизнь...

Эдвард Диси принялза аксиому (а позже и доказал), что необхо­димость ощущать себя компетентным и самодетерминированным — базовые потребности личности. Удовлетворение этих базовых потреб­ностей в определенной деятельности приводит к появлению внутрен­ней мотивации к этой деятельности. Немного позже исследования показали необходимость выделения еще одной базовой потребнос­ти — потребности в значимых отношениях.


 

Результаты исследований были объединены Э. Диси и его сорат­ником Р. Раяном (Department of Clinical and Social Sciences in Psy­chology, University of Rochester) в целостную теорию — теорию ко­гнитивной оценки, согласно которой субъект при выполнении деятельности постоянно оценивает, что является причиной его дей­ствий (он сам или что-то извне), насколько эффективна его деятель­ность и может ли он, выполняя эту деятельность, поддерживать зна­чимые межличностные отношения. Соответственно, мотивация будет внутренней лишь тогда, когда субъект локализует причину своих дей­ствий в себе, считает себя компетентным и включенным в систему


значимых отношений. Таким образом, была получена мотивацион-ная линия (рис. 1).

Внутренняя мотивация

и психологическое благополучие

Дальнейшее изучение внутренней мотивации связанно с введени­ем понятия «психологическое благополучие» {psychological well-being).

Психологическое благополучие — это понятие, имеющее прямое отношение к качеству человеческой жизни, включающее в себе пе­реживание счастья, ощущение осмысленности своего существования, чувство самоактуализации и полноты жизни (Ryan, Deci, 2001). Как оказалось, психологическое благополучие напрямую связано с удов­летворением базовых потребностей: чем выше уровень их удовлетво­рения, тем выше уровень психологического благополучия личности.

Но ведь удовлетворение базовых потребностей в деятельности приводит к появлению внутренней мотивации?! Да! И этот порази­тельный феномен показывает нам всю важность внутренней мотива­ции не только для повышения эффективности работы персонала, но и для повышения качества жизни людей.

То есть взгляд на слагаемые мотивации может быть расширен до мотивационного треугольника (рис. 2).

Внутренняя/внешняя мотивация и личностные ценности

Что же получается? Если базовые потребности Э. Диси свойствен­ны всем (а это следует из его работ), то почему же не все мы удовлет­воряем их и имеем такой уровень психологического благополучия,


как хотелось бы? Почему некоторые из нас (а таких очень мало) на­ходятся в состоянии психологического благополучия, а некоторые (большинство) — не чувствуют этого счастья, полноты жизни, осмыс­ленности существования?

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи внутреннеймоти­вации ввели два понятия, одно из которых мы рассмотрим сейчас, а другое — немного позже. Первое понятие — внутренние/внешние цен­ности.К внутренним ценностям были отнесены личностный рост, межличностные отношения, интеллектуально-эстетичное развитие, а к внешним — финансовый успех, привлекательность, слава, сила (правомерность такого разделения ценностей была также показана в исследования на российских выборках (Чирков В. И., Диси Э. Л., 1999).

В действительности оказалось, что для формирования устойчиво­го чувства психологического благополучия одного удовлетворения базовых потребностей недостаточно — нужна еще ориентация на внутренние ценности. В исследованиях было показано, что люди, ориентированные на внешние ценности, преимущественно мотиви­рованы внешними факторами и имеют достаточно низкий уровень психологического благополучия. В то же время те, кто ориентирован в основном на внутренние ценности, не терпят внешних мотивато­ров, стремятся самостоятельно принимать решения о том, что для них важно, а что нет, и потому получают больше удовольствия от жизни и в целом более счастливы.


I4

Таким образом, с учетом этого фактора мы можем от мотивационного треугольника перейти к еще более сложному мотивационному квадрату (рис. 3).


Внутренняя мотивация — личностная черта?

Мы обещали рассмотреть еще одно понятие, введенное исследо­вателями внутренней/внешней мотивации. Это понятие — личностная ориентация (Леонтьев Д. А., 2000). Анализируя понятие личност­ной ориентации, профессор Д, А. Леонтьев так описывает се типы:

1. Автономная ориентация. Основана на убеждении о связи осо­
знанного поведения с его результатами; источником поведе­
ния выступает при этом осознание своих потребностей и чувств.

2. Подконтрольная ориентация. Также основана на ощущении свя­
зи поведения с его результатом, однако источником поведения
выступают внешние требования.

3. Безличная ориентация. Основана на убеждении, что результат
не может быть достигнут целенаправленно и предсказуемо.

Таким образом, верно, что внутренняя мотивация деятельности может появиться как результат удовлетворения базовых психологи­ческих потребностей. Однако не все люди готовы эти базовые потреб­ности удовлетворять! Это может сделать только человек, у которого сформированы ориентация на внутренние ценности и автономная ориентация. В таком контексте внутренняя мотивация может рассмат­риваться как личностная черта, как стойкое образование, которое играет решающую роль в стиле деятельности личности.

Соответственно, в процесс мотивационнойрегуляции деятельно­сти включаются такие элементы, как собственно мотивация, потреб­ности, ценности, личностные ориентации и психологическое благо­получие, и наш мотивационный квадрат превращается уже в мотивационный пятиугольник (рис. 4).


 

Если теперь отобразить асе подтвержденные в исследованиях вза­имосвязи, а также все еще не подтвержденные, но, вероятно, суще­ствующие, — картина будет слишком сложной и запутанной, а по­тому не будем заниматься этим. Главное, что мы разобрались с


основнымипонятиями, которые имеют отношениек теории внут­ренней мотивации и к нашей Программе ее развития.

Чтоже представляет собой теория самодетерминации, как назы-ваютсе основатели, которые давно уже вышли за узкие рамки чисто мотивационныхисследований?

Теория Эдварда Диси и Ричарда Раяна сегодня

В настоящий момент концепция самодетерминации включает в себя четыре теории, каждая из которых была развита, чтобы объяс­нить набор определенных мотивационных феноменов, проявивших­ся в результате экспериментальной работы:

1. Теория когнитивной оценки (cognitive evaluation theory), которая
рассматривает процесс оценки человеком соотношения влия­
ния на него внешнего/внутреннего.

2. Теория организмической интеграции (organismic integration
theory), в фокусе внимания которой находится влияние про­
цесса интернализации внешних стимулов на развитие внутрен­
ней мотивации.

3. Теория каузальной ориентации (causality orientations theory), опи­
сывающая индивидуальные различия в личностной ориента­
ции людей и ее причины.

4. Теория базовых потребностей (basic needs theory), изучающая
базовые человеческие потребности и их влияние на психоло­
гическое благополучие.

Внутренняя мотивация в литературе (библиография)

В этом пункте хотелось бы описать наиболее известные работы по внутренней мотивации в русскоязычной литературе. Итак, приступим.

Много интересных исследований Р. де Чармса и Э. Диси представ­лено А. Б. Орловым в третьем разделе книги «Формирование моти­вации учения » (Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б., 1990).

Бесценным источником экспериментальных исследований внут­ренней мотивации является книга X. Хекхаузена«Мотивация и дея­тельность», а именно глава 15 «Дальнейшие перспективы развития психологии мотивации» (Хекхаузен X., 2003).

Оригинальный подход к изучению внутренней мотивациипринад­лежит профессору Е. П. Ильину. Он изложен в его книге «Мотивация

1 Более подробно о каждой из подтеорий можно узнать на сайте Рочестерско-го университета: http://www.psych.rochester.edu/SDT


и мотивы»: глава 5 « Внутреннеорганизованнаямотивация» и глава 6 «Внешнеорганизованная мотивация» (Ильин Е. П., 2000).

Очень интересное комплексное исследование внутренней моти­вации принадлежит В. Э. Мильману (Мильман В. Э., 1987).

Собственно исследования Э. Диси, Р. Раяна иих коллег неплохо представлены в статьях В. И. Чиркова в журнале«Вопросы психологии» (Чирков В. И., 1996; Чирков В. И., 1997; Чирков В. И., Диси Э. Л., 1999).

Много внимания внутренней мотивацииуделяет С. Занюк в ра­боте «Психология мотивации» (Занюк С, 2001).

Кратко, но очень иллюстративно пишет о внутренней мотивации Е. В. Сидоренко в книге «Мотивационный тренинг», глава 3 «Знания», п. 3.6 «Внутренняя и внешняя мотивации»(Сидоренко Е. В., 2000).

Лаконично и доступно теория самодетерминации изложена Д.А.Леонтьевым в статье в «Психологическом журнале» (Леон­тьев Д. А., 2000).

О самих основателях теории внутренней мотивации Ричарде де Чар-мсе и Эдварде Диси можно прочитать в фундаментальном труде «Био­графический библиографический словарь» под редакцией Н. Шихи, Э. Дж. Чепмен, У. А. Конрой (1999). Однако в словаре следует искать не «Диси», а «Деси», и не «Чармс», а «Де Шарме». Кроме того, на наш взгляд, неадекватно переведен термин relatedness как «наличие род­ственных связей» (мы понимаем его как «значимые отношения»).

Интересное исследование, посвященное развитию внутренней мотивации у школьников, принадлежит Е. Б. Гончаровой (Гончаро­ва Е. Б., 2000).

Недавно появилась оригинальная работа «Роль мотивации "по­тока" в развитии компетентности хакера» (Войскунский А. Е., Смыс­лова О. В., 2003).

Информацию об использовании теории внутренней мотивации в спорте можно найти в книге «Основы психологии спорта и физичес­кой культуры» (Уэйнберг Р. С, Гоулд Д., 1998) в главе 8 «Обратная связь, подкрепление и внутренняя мотивация».

И конечно же, огромное количество информации, в том числе интересные статьи, можно найти на сайте Рочестерского универси­тета http://www.psych.rochester.edu/SDT

ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ В ДЕЙСТВИИ

В этом разделе мы поговорим о возможностях использования не­которых следствий из теории внутренней мотивации на практике. Поскольку первые мотивирующие влияния начинаются еще в ран-


нем детстве, мы начнем наш разговор с влияния внутренней мотива­ции на творчество детей.

Внутренняя мотивация

и творчество в дошкольном возрасте

Как показалинаши исследования, влияние внутренней/внешней мотивации на творчество детей очень значимо и сильно. Почему? Давайте рассмотрим эксперимент, проведенный совместно с нашей студенткой О. А. Шимченко(КлимчукВ. О., Шимченко О. А., 2004).

В эксперименте участвовали 5-летние дети, отобранные случайно. Были сформированы две группы детей с равным количеством мальчи­ков и девочек. Детям обеих групп было предложено нарисовать рису­нок на свободную тему. При формулировании задачи для первой груп­пы исследователь не обещал никакого вознаграждения, тогда как детям второй группы были обещаны конфеты за нарисованные рисунки.

Отличия между деятельностью детей разных групп стали замет­ными почти сразу. Дети первой группы рисовали больше времени, они не отвлекались, использовали значительное количество цветов, волновались, красивые ли у них рисунки. Дети второй группы торо­пились, спрашивали, когда им дадут конфеты, старались нарисовать лишние рисунки, чтобы получить больше конфет.

Были выявлены различия и в содержании, и в структуре самих ри­сунков.

На рис. 5 приведено несколько работ детей первой группы (тех, которым не обещали никакого вознаграждения), а на рис. 6 — ри­сунки детей второй группы (тех, которые ожидали получить конфеты).

Как видим, дети из первой группы рисовали более качественно, используя значительное количество элементов, их изображения бо­лее насыщенные и яркие. Рисунки детей из второй группы беднее по смыслу, почти все они выполнены в черно-белых тонах, часто наве­дены едва заметными линиями.

С целью подтверждения значимости отличий, выявленных между рисунками детей этих двух групп, был проведен дополнительный ана­лиз по следующим параметрам:

1. Количество объектов на рисунке.

2. Количество использованных цветов.

3. Количество заштрихованных (непустых) объектов на рисунке.

Оказалось, что действительно, рисунки детей первой группы пре-восходят рисунки детей второй группы. На них использовано боль-

1S



ше цветов, изображено большее количество объектов, среди которых преобладают заштрихованные. Это свидетельствует о высоком уров­не творчества, большей старательности и большей заинтересованно­сти самим процессом рисования, а не ожиданием внешнего возна­граждения. Проверка с помощью t- критерия Стьюдента доказала значимость выявленных отличий (p > = 0,05).

Так было показано, что тип мотивации связан с творчеством де­тей. При внутренней мотивации уровень творчества детей дошколь­ного возраста возрастает, а при внешней — снижается (или просто остается на прежнем уровне). Это даст основания использовать в вос­питательном процессе стратегии и тактики внутреннего мотивиро­вания для развития у детей творческих способностей.

Внутренняя мотивация и управление персоналом

Теория внутренней мотивации является очень тонким инструмен­том по управлению персоналом. Оказывается, существует два направ­ления развития внутренней мотивации. Первое направление — непосредственное развитие внутренней мотивации у персонала орга­низации. Второе — формирование у управленческого состава навы­ков внутреннего мотивирования персонала. И еще не известно, в ка­ком направлении проще двигаться. Возможно, эта книга станет небольшим шагом вперед в обоих этих направлениях.

Исследователи Р. С. Уэйнберг и Д. Гоулд дают следующие реко­мендации по развитию внутренней мотивации у персонала (Уэйн-берг Р.С., Гоулд Д., 1998):

1. Обеспечивать успешный опыт. Успех повышает чувство компе­
тентности, а это одна из базовых потребностей, имеющая от­
ношение к внутренней мотивации.

2. Обеспечивать соответствие поощрения и трудности выполнен­
ного дела.
Если такого баланса не будет, возникает либо чув­
ство низкой оценки, либо ощущение внешнего контроля — в
любом случае потребности в компетентности и самодетерми-
нации могут быть фрустрированы.

3. Использовать не только материальное, но и словесное поощре­
ние.
В случае словесного поощрения кроме потребности в ком­
петентности удовлетворяется потребность в самодетерминации
(человек не чувствует внешне мотивирующего воздействия ма­
териальных стимулов), а также в значимых отношениях.

4. Включать персонал в разнообразные виды деятельности. Рабо-


тая над каким-то одним делом долго, человек к нему привыка­ет, и через некоторое время его базовые потребности опять же могут перестать удовлетворяться.

5. Вовлекать персонал в процесс принятия решений. Здесь могут
быть удовлетворены все базовые потребности.

6. Ставить перед персоналом реальные цели, соизмеримые с возмож­
ностями.
Если цель реальна - человек после того, как ее до­
стигнет, будет чувствовать себя компетентным. Если же цель
слишком сложна, компетентность будет блокирована, и внут­
ренняя мотивация начнет снижаться.

Интересные рекомендации можно найти в аналитическом обзоре теории внутренней мотивации А. Б. Орлова (Маркова А. К., Ма-тис Т. А., Орлов А. Б., 1990). Для формирования внутренней мотива­ции необходимо:

1. Помочь человеку выяснить свои сильные и слабые стороны. Зна­
ние этого позволит ставить оптимальные по своей трудности
цели.

2. Намечать вместе с подчиненным поэтапную стратегию дости­
жения целей.
Это приводит к повышению чувства самодетер­
минированности и удовлетворяет потребность в значимых от­
ношениях.

3. Пытаться найти баланс между жестким руководством и сво­
бодой.

4. Изучать теории мотивации самостоятельно. Знание теорий
мотивации поможет лучше разобраться в мотивах действий
подчиненных и также в собственных.

5. Консультироваться с организационными психологами. Не все зна­
ния можно взять из книг. Нужен опытный человек, профессио­
нал в сфере мотивации, для того чтобы система заработала.

6. Демонстрировать внутреннюю мотивацию. Вряд ли у началь­
ника, который скучает на своей работе, не приносящей ему
удовольствия, могут быть внутренне мотивированные работ­
ники. Только когда он на собственном примере покажет, что
это такое, возможны сдвиги в позитивную сторону.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ

ПУТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ: ОТ СИТУАЦИИ К ЛИЧНОСТИ ИЛИ ОТ ЛИЧНОСТИ К СИТУАЦИИ?

Системы развития внутренней мотивации

При попытке разработки собственной системы развития внутрен-ней мотивации возникла необходимость прежде обратиться к уже су­ществующим. Оказалось, что всех их можно разделить на две большие группы. В системах первой группы основное внимание уделяют вне­шним объективным воздействиям на человека, содержанию и струк­туре его деятельности. Это системы развития мотивации «От ситуации к личности». Считается, что, преобразовав ситуацию вокруг личнос­ти, можно тем самым внести некоторые изменения в саму личность (или хотя бы заставить человека задуматься над необходимостью тех или иных изменений). В системах второй группы основное внимание уделяется самой личности, ее потенциалу и стремлению к саморазви­тию. Эти системы мы назвали «От личности к ситуации». Очевидно, если психологическими, психотерапевтическими влияниями способ­ствовать некоторым личностным сдвигам, то это отразится на жизни человека и на его стиле мотивации, в частности.

 


Однако каждая из систем имеет свои недостатки, которые делают их при независимом друг от друга использовании неприменимыми для развития внутренней мотивации. Преодолеть эти ограничения возможно только за счет интеграции этих двух систем. Для этого мы и провели серию исследований, в которых были получены интерес­ные результаты в отношении динамики развития внутренней моти­вации.

Динамика развития внутренней мотивации

Были выявлены три уровня развития внутренней мотивации.

Первый уровень — ситуативный, когда появление внутренней мо­тивации определяется способностью деятельности удовлетворить потребности в самодетерминации, компетентности и значимых от­ношениях.

Второй уровень — ситуативно-ценностный. Появление внутренней мотивации на этом уровне возможно даже тогда, когда в деятельно­сти удовлетворяются не все названные психологические потребно­сти. Нужно лишь, чтобы деятельность была для человека значимой.

Третий уровень — субъектно-ценностный. На этом уровне внутрен­няя мотивация становится личностным свойством. Потребности в самодетерминации, компетентности и значимых отношениях приоб­ретают статус ценностей. Человек теперь сам способен изменить си­туацию или переформулировать внешне поставленную задачу. На субъектно-ценностном уровне человек может сформировать внутрен­нюю мотивацию к любой деятельности, становясь выше требований ситуации.

Приведенные результаты говорят о том, что задача развития внут­ренней мотивации расщепляется на две: оказывать содействие появле­нию опыта внутренне мотивированного поведения и способствовать переходу стратегий, приобретенных в этом опыте, в ценностную сферу.

Для реализации этих задач необходимо найти метод, который раз­решал бы использовать преимущества как подхода «От ситуации к личности», так и подхода «От личности к ситуации». Наиболее реле­вантным поставленной задаче оказался метод фиксированных ролей, разработанный Дж. Келли. Он позволяет не только опираться в ра­боте на психологические методы развития, но и дает возможность апробировать в реальной жизни под руководством психолога новые стратегии и способы деятельности, которые в случае их успешности могут быть трансформированы в ценности. Однако об этом — уже в следующих разделах.


ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Итак, мы рассмотрели основные подходы к развитию внутренней мотивации.Самое время ознакомиться со структурой Программы. Для этого сначала обратимся к таблице 1. В ней кратко представлены цель каждого этапа, его содержание и длительность. Отдельного вни­мания заслуживают этапы 5 и 7 — они имеют особую цель и необыч­ное содержание, и именно они являются основными в Программе.

Таблица 1 Общая структура программы развития внутренней мотивации

 

Этап Цель Содержание Бремя
1. Вступление Знакомство участников группы, Беседы, дискуссии, игры, 1 занятие
  создание атмосферы доверия решение проблемных задач (6 часов)
  и самораскрытия, формулиро-    
  вание целей    
2. Теория Ознакомление с основами тео- Мини-лекция, беседы, дискус- 1 занятие
  рии внутренней мотивации сии, ролевое проигрывание си- [6 часов)
  и ценностной регуляции деятель­ности туации  
3. Рефлексия Выявление систем конструктов и Модифицированная шузомет- 1 занятие
  ценностей участников тренинга рия, репертуарные решетки, (6 часов)
    создание «очерка самохарак-  
    теристики»  
4. Целеобра- Создание очерка фиксирован- Разработка для участников ин- 2 занятия
зование ной роли с преобладанием в по- дивидуальных систем внутрен- (2 дня по
  ведении внутренней мотивации не-мотивационных конструк- 6 часов)
    тов, написание очерков фикси-  
    рованных ролей, ролевое про-  
    игрывание  
5. Формиро- Переосмысление личностью Проигрывание в жизни очерка 1 неделя
вание своей системы конструктов; при- фиксированной роли  
  нятие конструктов внутренней    
  мотивации    
6. Обратная Контроль и коррекция процесса Обсуждение, проигрывание си- 1 занятие
связь переосмысления туаций, дискуссия [6 часов)
7. Формиро- Переосмысление личностью Проигрывание в жизни очерка 1 неделя
вание (про- своей системы конструктов; при- фиксированной роли  
должение) нятие конструктов внутренней    
  мотивации    
3. Обратная Анализ изменений в системах Каузометрия, заполнение ре- 1 занятие
связь и диаг- конструктов и ценностей участ- пертуарных и ранговых реше- (6 часов)
ностика ников программы ток  

Теперь давайте рассмотрим каждый этап более детально. Первый этап — вступительное занятие. Его цель — знакомство участников группы, создание атмосферы доверия и самораскрытия,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.14 сек.