Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Ритмостимуляция




 

 

Взаимная зависимость ритма существования человека и его психофизического состояния имеет сегодня научное, экспериментальное подтверждение. Ритм является регулятором человека, обеспечивает возможность сознательного самоуправления. Представляется, что понятие ритма в таком качестве еще недостаточно изучено психологией творчества и сценической педагогикой.

Нейрофизиологические исследования (Ухтомский, 1951; Смолянинов, 1984; Охнянская, Мишин, 1981 и др.) указывают на существование универсального механизма передачи информации, регуляции и управления, свойственного всем биосистемам: «...волновые процессы возбуждения лежат, по-видимому, в основе всех актов биологического самоуправления» (Смолянинов, 1984, с. 20). Живой организм в определенном психофизическом состоянии имеет определенный ритм биоколебаний. Внешний импульс (воздействие) воспринимается адекватно, если частота колебаний внешнего импульса соответствует ритму биоколебаний, во многих случаях внешние колебания являются «водителем» ритма биоколебаний. Более того, механизм прохождения психического импульса заключен в конкретной программе, передаваемой по нервной цепи частотным кодом, в ней определено не только построение реакции, но и ее вегетативное обеспечение (Охнянская. Мишин, 1981, с. 32-33). Живая система может

синхронизироваться с навязанным ритмом или стать его «водителем» — это зависит от степени активности системы,

Возможно, искомое театральной практикой взаимодействие «ак­

тер—зритель» может быть описано при помощи теории нелинейных

колебаний, как синхронизация биоколебаний «живых систем», на-холящихся по обе стороны рампы. Представляется, что понятия «ат­

мосферы», «взаимодействия атмосфер», введенные М. Чеховым, на­

ходят, таким образом, научное обоснование и отражают

закономерности человеческого взаимодействия. Исследования био­

электрической активности мозга подтвердили ее тесную связь с час­

тотой дыхания и сердечным ритмом (Охнянская, Мишин, 1981,

с. 32-33). Механизм «ритмостимуляции» активности мозга через ды­

хание был выявлен еще А. А. Ухтомским (Ухтомский, 1951, с. 44, 67).

С процессом усвоения ритма он связывает формирование доминан­

ты. Доминанта — специальный психофизиологический «орган», оп­

ределяющий состояние (и поведение) человека в данный отрезок

времени, при помощи создания в мозгу мощного очага раздражения,

который совершает отбор воздействий внешней среды, имеющих вли­

яние на поведение. С процессом усвоения навязанного ритма связа­

ны некоторые упражнения психотерапии.

Здесь даны примеры упражнений, трансформированных в форму

актерского тренинга.

 

«ТАНЦУЮ МОНОЛОГ»

 

Цель: освобождение от подавленных чувств, изливающихся в накопление хронических мышечных напряжений.

Танцевальная терапия ведет свое происхождение от ритуального танца как средства выражения мыслей и чувств, которые трудно перевести в слова. В актерском тренинге, помимо названного эффекта, упражнение помогает осознанию выразительных средств тела.

Задание выполняется индивидуально: скажите монолог танцем, расскажите о своих мыслях и чувствах за сегодняшний день под «музыку души». Остальные члены группы могут разгадать монолог. На более позднем этапе обучения актеров упражнение может использоваться для ролевого тренинга: передайте внутреннюю речь своего персонажа в этом событии с помощью танца, станцуйте несколько событий. Как меняются ритм и характер движений танца?

 

«ТАНЦУЕМ ТЕМУ»

 

Цель: увеличение эмоциональной подвижности, провоцируемой подвижностью телесной; взаимодействие с партнером, осуществляемое на уровне внутреннего ощущения общей темы.

Перед началом упражнения руководитель задает тему индивидуального танца, выраженную словесной формулой: «любить человека», «осенние сумерки», «восход солнца» И т. д. Участники стоят на площадке «стайкой»; выслушав тему, они должны закрыть глаза

и попытаться пластически выразить тему, ассоциации, которые возникают по этому поводу; можно напевать про себя, но не вслух. Через некоторое время (3 мин.) руководитель предлагает объединиться в общий танец, не открывая глаз. Нужно сохранить характер своего

танца, но вместе с тем «почуять» партнеров, высказывающихся на эту же тему.

Если руководитель видит, что многие участники танцуют что-то резко выбивающееся из общего характера танца, то можно помочь, задавая ритм. Когда общий танец получился, руководитель предлагает

участникам открыть глаза и продолжать танец с открытыми глазами.

«ОПРАВДАТЬ ТАНЕЦ»

 

Цель: тренировка воссоздания состояния участника и вслед за этим — воображаемой ситуации.

«Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая установка связана с мышечным состоянием, но так­же каждая последовательность изменяет внутренние состояния установки и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая соответствует мышечной последовательности» (Schilder, 1950, р. 208). Не правдали, это

похоже на изложение метода физических действий? Не совсем так, потому что количество мышечных усилий в физических действиях не регламентировано и не контролируемо, поэтому ожидаемый эффект происходит отнюдь не всегда.

В данном упражнении при помощи совершения последовательности регламентированных танцевальных движений тренируется воссоздание состояния участника и вслед за этим — воображаемой ситуации.

Упражнение может выполняться парами или индивидуально, всем участникам задается индивидуальный ритм и последовательность пластических движений.

Задание: начать движение в танце, идти от тела, анализировать свои чувства, вообразить ситуацию, адекватную этим чувствам и характеру движений, быть в этой ситуации (танец можно прекратить).

 

«ДВОЙНИК»

 

Цель: внутреннее подражание (не только телом, координацией в пространстве, но мыслями, эмоциональными переживаниями).

Упражнение активизирует «внимание тела», взаимодействие с партнером, является первым шагом к характерности на уровне внутреннего подражания.

Кто-то первым выходит на площадку и произносит монолог о своих мыслях, чувствах, переживаниях. Это не речь, а мысли вслух — «переговоры с совестью». Можно двигаться по комнате, совершать любые действия. Через несколько минут второй участник по своей инициативе подходит и встает позади первого, принимая его позу и повторяя движения, слова (с запаздыванием). Нужно попытаться представить себе чувства первого и присвоить их. Обязательное условие — копировать невербальное поведение. Через несколько минут двойник меняется.

 

 

«ОТОБРАЖЕНИЕ»

 

Цель: стимуляция осознания тела, межличностной эмпатии, тренировка внимания.

Используется любая музыка без жесткого ритма.

В каждой паре один из участников становится ведущим, другой — ведомым; они смотрят в глаза друг другу. Ведущий начинает медленные, плавные движения. Ведомый отражает движения ведущего зеркально, стараясь ни о чем не думать: пусть ведет тело. Через пять минут поменяйтесь ролями. По окончании поделитесь ощущениями.

 

«ОТОБРАЖЕНИЕ ГРУППОЙ»

 

Цель: тренировка внимания, следование импульсу тела, развитие мышечного внимания.

Ведущий свободно двигается по комнате, совершая любые не слишком резкие движения. Остальные члены группы должны следовать за ним, повторяя его движения и «переживая» их. Лучше, чтобы движения были танцевальные, а не носили характер физического действия, так как последние требуют отбора предлагаемых обстоятельств. Через несколько минут ведущий переходит в конец цепочки, следующий

ведущий меняет характер движений. Музыка не нужна, ее ритм через движение задает каждый новый ведущий.

 

«ГРУППОВОЙ ТАНЕЦ»

 

Цель: развитие способности ощутить за ритмом атмосферу и характер движений.

 

«БОРЬБА РИТМОВ»

 

Цель: тренировка способности к тотальной вовлеченности тела и сознания в событие под названием «Борьба ритмов». Ритм же организует тотальную вовлеченность.

Для выполнения упражнения нужно приготовить

две фонограммы с записью различных, но близких по

характеру ритмов. Группа делится на две части — племена «Ту» и «Та»,

которые будут танцевать свои ритуальные танцы. Начинает одно из племен, напевая, соответственно: «Ту-ту-ту» или «Та-та-та». Громкость фонограммы минимальная. Появляется второе племя со своим танцем и

ритмом звучания, их громкость больше. Громкость первой фонограммы увеличивается, начинается борьба ритмов. Каждое племя должно удержать свой ритм. С нарастанием громкости наступает момент, когда

ритмы фонограмм сливаются и почти не различимы, в этой какофонии нужно не потерять свой ритм. Упражнение длится не менее 15 мин.

 

«ЗАСТРЯВШИЙ РИТМ»

 

Цель: развитие способности к запоминанию и воспроизведению психофизического состояния, эмоциональной окраски действия. (Ритм, как известно, является центральным параметром, характеризующим

состояние.)

Спустя некоторое время (до нескольких дней) после выполнения упражнения «Борьба ритмов» можно предложить участникам вспомнить свой ритм. Напойте его, двигайтесь в нем. Как правило, вслед за ритмом участники вспоминают психофизическое состояние во время ритуального танца. Можно предложить вспомнить любой этап борьбы: первая громкость, вторая, какофония. Тренированные участники, услышав первой команду «какофония», покрываются потом почти мгновенно, как будто они танцевали до этого момента пятнадцать—двадцать минут без перерыва.

 

«ЖИЗНЬ В НАВЯЗАНОМ РИТМЕ»

 

Цель: осознание взаимосвязи между ритмом физической жизни и психоэмоциональным состоянием.

Требуется фонограмма, смонтированная из эпизодов различных ритмов, длительность каждого ритма — не менее 2 мин.

Участникам предлагается совершать какое-нибудь физическое действие, требующее усилий: стирать белье, мять виноград ногами. Фонограмма задает темпоритм существования, обстоятельства подсказываются телом, которое должно безусловно подчиняться ритму. На вопрос: «Почему я так быстро начала стирать?» нужно отвечать, прислушавшись к своим чувствам: «Я волнуюсь, следовательно, не хочу, чтобы меня застали за этим занятием; мне весело, следовательно, хочу скорее закончить, чтобы приступить к чему-то очень приятному».

Это задание не означает, что обстоятельствам отводится вторая роль, а первая уступается чувству, но навязанный ритм задает обстоятельства на подсознательном уровне, а не умозрительным их отбором, не всегда приводящим к верному самочувствию. Определению действия вообще не хватает ритмической характеристики, дающей наполнение сухому глаголу.


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.