Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регуляция рынка труда




Несоответствие спроса и предложения рабочей силы может быть вызвано несоответствием:

- территориального размещения свободных рабочих мест (вакантных должностей) и незанятой части экономически активного населения;

- характеристик рабочих мест (по содержанию труду, уровню оплаты труда, условиям труда и т.п.) и увеличенных запросов незанятой части экономически активного населения;

- профессионально-квалификационного состава рабочих требованиям к их профессиональному и квалификационному уровню, рабочим местом, что предъявляется.

Менять ситуацию на рынке труда в нужную сторону, то есть регулировать его, можно, влияя на отдельные факторы. Но необходима ли вообще регуляция и не считаться ли лучше на саморегулирование, в известной степени свойственное рыночной системе? Известно, что рыночный механизм не безукоризнен. Сам по себе он не обеспечивает "полной, производительной и свободно выбранной занятости". Неорганизованный рынок труда не в состоянии своевременно приспособить структуру рабочей силы к спросу, что изменяется, на нее или обеспечит это с большими социальными расходами.

Цель может быть достигнута при направленном действии на рыночный механизм, осуществляемому через совокупность взаимосвязанных мероприятий экономического, правового, организационного характера, призванных изменить ситуацию на рынке труда, обеспечить нормальное его функционирование, снять или предупредить возникновение социального напряжения.

Чисто конкурентные (основанные на свободной конкуренции) и чисто регулируемые рынки труда существуют лишь в теоретических моделях. В разных странах реально существующие рынки находятся между этими двумя крайностями, сдвигаясь в ту или другую сторону в зависимости от действующей экономической системы, а на разных предприятиях – в зависимости от стиля руководства (демократического или авторитарного).

Регулирующее действие носит разный характер: защитный (особенно для отдельных слоев населения), поощрительный (для администрации, населения), ограничительный, директивный, контрольный, организационный и т.д. Объектом регуляции служит поведение как владельцев рабочей силы, так и работодателей.

Целеустремленная регуляция процессов на рынке труда требует внесения соответствующих корректировок в законодательные акты, в инвестиционную, ценовую, финансово-кредитную, демографическую и социальную политику, учета региональных особенностей развития общественного производства. Следовательно, регуляция рынка труда – это взаимоувязанная работа государства (правительства), территориальных органов управления, объединения предпринимателей и руководства предприятий.

Есть два типа регуляции рынка труда:

пассивное, когда объектом внимания становится рабочая сила, что уже попала на рынок труда и активно ищет применения, то есть мероприятия касаются в основном безработных и направленные на их быстрое трудоустройство, а в необходимых случаях – на переподготовку;

активное, направленное на предупреждение безработицы, вытеснения рабочей силы из предприятия на рынок труда, на переход населения из категории экономически неактивного в категорию экономически активного, то есть мероприятия действия в этом случае носят во многом предупреждающий характер.

Регулирующая функция государства осуществляется через:

- пересмотр важнейших норм государственного, трудового и административного права, регулирующих наем и освобождение, рабочее время, охрану и условия труда, формы трудоустройства и т.п.;

- установление минимума заработной платы;

- социальная защита малоимущих слоев населения, работников, которые высвобождаются;

- контроль за уровнем безработицы;

- организацию системы подготовки и переподготовки населения;

- государственную программу занятости и т.д.

Большую роль в регуляции ситуации на региональном рынке труда исполняют местные органы управления. Администрация области (города) совместно с региональной службой занятости как представителем государственной службы заботятся о выработке региональной программы занятости, формировании финансово-кредитного механизма влияния на количество рабочих мест, формировании миграционной политики, организации общественных работ и т.д.

Повышению спроса на рабочую силу способствуют такие мероприятия, как:

* развитие производительных сил, инвестиции в развитие региона;

* развитие новых форм ведения хозяйства;

* разрешение нестандартных форм занятости;

* организация общественных работ;

* стимулирование развития производства как следствие мероприятий по повышении покупательной способности населения;

* субсидирование занятости (особенно слабозащищенных групп населения: молодежи, инвалидов, матерей-одиночек и т.п. в связи с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда);

* льготное кредитование и финансирование создания новых рабочих мест на предприятиях, а также предприятий, которые активно включились в выполнение территориальной программы занятости;

* снижение бюджетных выплат и взносов на социальное страхование за временных и частично занятых работников и др.

Снижение спроса на рабочую силу связано с реализацией мероприятий, направленных на запрещение размещения на данной территории производительных сил и создания новых рабочих мест, с более жесткой кредитной политикой, дополнительными налогами за использование трудовых ресурсов и т.д.

Увеличению предложения рабочей силы способствуют такие мероприятия, как:

- изменения трудового законодательства, расширяющие возможности трудоустройства;

- расширение масштабов профессиональной учебы, переобучение кадров и повышение квалификации;

- миграционная политика по привлечении рабочей силы в регион;

- информирование населения о наличии вакантных рабочих мест и организация соответствующей рекламы;

- разработка специальных программ, которые повышают конкурентоспособность отдельных групп населения.

А к мероприятиям, нацеленным на снижение предложения рабочей силы, относятся:

- миграционная политика в регионе;

- сокращение рабочего времени,

- разрешение неполной занятости;

- увеличение срока учебы с отрывом от производства и роста численности ученых по данной форме;

- увеличение пособий и сроков отпуска женщин по уходу за детьми;

- повышение пенсий, поощрения досрочного выхода на пенсию;

- интеграция в международный рынок труды и содействия выезду рабочей силы на работу за рубеж и др.

Нормально функционирующий рынок труда допускает наличие механизма, что обеспечивает полное возмещение расходов на расширенное воссоздание рабочей силы и устранения необоснованных региональных отличий в ровные жизни, создания условий, что позволяют государственным предприятиям выдержать конкурентную борьбу за квалифицированную рабочую силу с предприятиями других форм собственности.

Относительно локальных рынков труда (отраслевым, профессиональным) методы решения проблемы сбалансирует предложению и спросу на рабочую силу имеют свою специфику.

Для управления процессами, которые происходят на рынке труда, необходимо знать его количественные характеристики, иметь систему показателей, что позволяет оценить "наполнение" рынка на определенный момент времени и описать его в динамике с учетом всех изменений.

Прежде всего необходимые данные о:

- численности непосредственных участников рынка труда на определенную дату и средней за период;

- количества лиц, которые побывали среди участников рынка труда за период;

- времени пребывания в категории безработных и распределении последних по срокам и т.п.

Источником информации о рынке труда служат статистики, которые разрабатываются органами, балансы трудовых ресурсов, отчетность предприятий и организаций о предполагаемом и фактическом высвобождении работников, сводки службы занятости о численности зарегистрированных безработных, разного рода одноразовые обследования и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.