Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рівні соціалізації




Выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.

 

15. Механизмы социализации.

Одной из важнейших проблем понимания сущности социального развития личности является изучение его механизмов. Традиционно они рассматриваются как движущие силы, направляющие взаимодействие человека с другими людьми и обеспечивающие его вхождение в социальную общность.

Сравнение и обобщение результатов психологических исследований, свидетельствующие о многоаспектности процесса изучения механизмов социального развития в культурологической парадигме образования, предопределило необходимость разведения в нашей работе «содержательной и технологической грани культуры» (М.С.Каган), составляющей основу социализации. Мы допускаем, что, приобщаясь к культурным ценностям, осваивая общепринятые нормы взаимоотношений, обеспечивающие адаптацию в социуме, человек отождествляет, определяет степень схожести себя с другими, т.е. идентифицируется.

Овладение содержательной (ценностной, смысловой) стороной культуры осуществляется благодаря механизму «культурной идентификации», обеспечивающему освоение человеком ценностей, норм и традиций определенной культуры, осознание чувства принадлежности к данной культуре, утверждение своей индивидуальности в пространстве культуры, в самореализации своих взглядов, интересов, способностей. По мере освоения содержательной стороны культуры человек постепенно начинает отделять, дистанцировать себя от других, осознавать свою непохожесть. Доминирующее значение в этом процессе приобретает механизм дифференциации. Смысловое осознание ценностей культуры, перевод их «внутрь», «превращение» в мотивы, установки, потребности, собственные ценностные ориентации обеспечиваются благодаря механизму интериоризации (Е.М. Калашникова). Следовательно процесс социализации, направленный на приобщение к культуре, ее освоение и усвоение происходит под влиянием трех механизмов: социокультурной идентификации, дифференциации и интериоризации.

Содержательная (предметная) сторона культуры закладывает определенный фундамент полноценного социального развития. Однако адаптивность человека к социуму, опосредуемая процессом социализации, отнюдь не означает достижения оптимального уровня социального развития. Процесс индивидуализации, обеспечивающий трансляцию усвоенных ценностей, предполагает активную самореализацию человека во взаимодействии с другими людьми, осуществляемую в общении.

В соответствии с исследованиями Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева, А.А.Бодалева, А.А. Леонтьева, Б.Д. Парыгина и др. обозначен ряд сущностных характеристик данного вида деятельности:

· общение как взаимодействие социальных субъектов с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности является одним из важнейших факторов психического и социального развития;

· его особое значение в процессе социального развития обусловлено многочисленными функциями (контактной, информационной, социально-перцептивной, побудительной, координационной, интерактивной, коммуникативной, воспитательной, развивающей и др.), способствующими реализации социальных потребностей (в самоутверждении, признании, активности, поддержке);

· содержанием общения как основы формирования отношений с их различной активностью, избирательностью является культура как совокупность ценностей, передаваемых и присваиваемых в процессе взаимодействия.

Как специфический вид деятельности (в том числе – детей дошкольного возраста) общение представлено совокупностью функциональных компонентов, реализация которых возможна благодаря действию различных механизмов.

Социально-ориентировочный компонент: социальная перцепция, связанная с восприятием другого человека как социально значимого существа, по ряду оснований (видовые, родовые, половые, возрастные, национальные характеристики); социальное проектирование, то есть, предвосхищение процесса и результата взаимодействия; социальные эмоции, возникающие в ответ на предвосхищение и либо «блокирующие», либо «провоцирующие» непосредственное общение.

Исполнительский компонент: рефлекторная регуляция, проявляющаяся в неконтролируемых действиях (улыбка, жесты, интонации); подражание, связанное с относительно осознаваемым копированием действий, мимики, интонации субъектов общения; нормативная регуляция, обеспечивающая поведение человека в соответствии с осознаваемыми, социально одобряемыми нормами; эмоциональная идентификация, проявляющаяся в эмоциональном отождествлении себя с другими людьми, в сопереживании, сострадании, соучастии и т.д.; культуротворчество, возникающее в ответ на нестандартные, проблемные ситуации взаимодействия; социальный опыт, проявляющийся в совокупности способов, норм взаимоотношений, имеющих место в прошлых ситуациях общения.

Результативный компонент: рефлексия, проявляющаяся в оценке собственных реакций и способов взаимодействия; оценка действия партнера по общению, проявляющаяся в адекватном восприятии и вербальном обозначении; контроль, предполагающий либо позитивные, либо негативные перспективы возможного дальнейшего взаимодействия.

Социальное развитие осуществляется в процессе приобщения ребенка к социокультурным ценностям, их интериоризации и культуротворчества. Разделяя мнение С.И.Гессена о том, что «образование есть не что иное, как культура индивида», следует согласиться с тем, что образование есть производная от культуры, поскольку оно является способом приобщения молодого поколения к ее ценностям.

Цели образования являются целями культуры, а его содержание предопределяется теми ценностями, которые составляют ядро господствующей культуры. Не может быть образования вообще, вне контекста конкретной культурной эпохи, так как она создает систему общественного воспитания, выделяя его субъекты (семья, род, общество, государство), которые и порождают институт целенаправленного воссоздания социально-педагогического идеала – систему образования. Ценности господствующей в конкретный исторический момент культуры предопределяют целеполагающие, содержательные, технологические, организационные аспекты образования.

Процесс социального развития обеспечивается набором тех социокультурных ценностей, которые являются доминирующими в сфере отношений между людьми как на протяжении всей истории, так и в конкретный временной период.

Усвоение этих ценностей осуществляется в соответствии с различными основаниями идентификации, имеющими свои сущностные характеристики, связанные с возрастными особенностями развития человека, успешность которого предопределяется влиянием разных факторов, важнейшим среди которых является целенаправленное социальное воспитание.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации.

Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание- следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам ит.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Человек не рождается личностью, а становится ею в ходе жизни. Этот процесс становления полноправной личности называется социализацией.

Социализация – процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, конкретных социальных общностях. Этот процесс связан не только с освоением социальных норм, которые старшие поколения передают новым, но и с выполнением личностью социальных ролей.

Процесс социализации (или освоение человеком социальных ролей) «сопровождает» человека на протяжении всей жизни и поэтому важным становится вопрос о выделении фаз и этапов этого процесса. Каждый этап социализации включает в себя две фазы: фазу Адаптации и фазу Интериоризации.

Фаза Адаптации связана с преимущественно внешним приспособлением личности к окружающей действительности, ее функцией является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Адаптация может принимать Активную (когда индивид стремится не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, но и выразить свое отношение к ним, изменить их) и Пассивную («молчаливое» принятие норм и ценностей, подчинение им) форму. Кроме того, адаптация может быть Успешной и Неуспешной. В первом случае это может быть высокий социальный и профессиональный статус индивида, его удовлетворенность содержанием деятельности и взаимодействия с внешней средой. Во втором случае эти показатели будут противоположными.

Фаза Интериоризации означает сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превращение норм, стандартов, стереотипов поведения во внутренние правила поведения, перевод внешних требований во внутренние установки человека. Успешность, незаменимость человека в той или иной среде свидетельствует об успешности этой фазы социализации.

Говоря о Критериях этапов социализации нужно иметь в виду три главных момента: время физического и социального созревания; особенности доминирующих (форм) видов деятельности; основные социальные институты («агенты») социализации. В соответствии с этими критериями можно выделить шесть этапов социализации.

1. Младенчество (от рождения до 3 лет). Основная форма деятельности на этом этапе – общение. Основными агентами социализации выступают семья и ближайшие родственники.

2. Детство (от 3 до 6-7 лет). Основной формой деятельности становится игра, прежде всего – ролевая. Ребенок учится и «примеряет» на себя разные социальные роли – мамы, папы, продавца магазина, воспитателя и другие. Наряду с семьей, влияние на социализацию оказывает институт дошкольного образования. На данном этапе происходит переход от моноинституциональной к полиинституциональной социализации, который бывает довольно трудным и мучительным для ребенка. Кроме того, на данном этапе влияние на ход социализации оказывают массовые средства информации, а именно, телевидение.

3. Охватывает период от 6-7 до 13-14 лет. В рамках этого этапа основной формой деятельности становится учеба, а вместо дошкольного учреждения появляется институт школы, который наряду с семьей является ведущим агентом социализации. Кроме того, происходит половое созревание детей.

4. От 13-14 лет до перехода к профессионально-трудовой деятельности (у одних это происходит в 18 лет, у других значительно позже). Основной формой деятельности продолжает оставаться образование, однако серьезное значение имеет также досуговая деятельность и общение. В рамках этого этапа происходит выбор профессии и способа достижения карьеры, снижается значимость семьи и резко возрастает значимость социальной микросреды, товарищеского окружения.

5. От 20-25 лет до 35-40 лет. Как правило, этот этап характеризуется высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи. Основными институтами социализации становятся производственный коллектив, семья, средства массовой информации и другие. Основными формами деятельности, наряду с трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, досуговая, деятельность общения.

6. 35-40 – 55-65 лет, т. е. от времени пика зрелости до выхода на заслуженный отдых. Именно на этом этапе проявляется стремление личности либо к активному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. Основными формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, являются семейно-бытовая (включая воспитание детей и внуков), социально-политическая, досуговая. Снижение интереса к труду на данном этапе может стать причиной замедления или остановки процесса саморазвития.

7. Наступает в условиях пенсионного возраста и отказа личности от активной профессионально-трудовой деятельности. Большое значение имеет переключение человека на другие формы деятельности, которые могли бы стать главными и приносить удовлетворение. На этом этапе происходит осмысление жизненного пути, его оценивание, поэтому важную роль играют социальные институты, связанные с возможностью социальной защиты личности и оказания ей морально-психологической поддержки.

Принято выделять социализацию Первичную и Вторичную. Первичная социализация протекает под воздействием преимущественно неформальных групп – родителей и сверстников, это сфера преимущественно межличностных отношений. А Вторичная социализация протекает под влиянием ценностей и норм формальных институтов социализации (школы, производства, армии и т. д.), это сфера социальных отношений. Таким образом, первичная социализация связана обычно с первой, а вторичная социализация – со второй половинами жизни, хотя ценность формальных и неформальных агентов социализации никогда не ослабевает, просто их действие либо усиливается, либо ослабевает.

Однако процесс перехода от одного этапа социализации к следующему, смена основных агентов социализации может сопровождаться Кризисными явлениями, связанными с переходом от стабильного периода жизни к другому (переход от школьной жизни к студенческой, от учебы к трудовой деятельности и т. д.). Кризисные явления или проблемы социализации являются объективно необходимыми для человека и способствуют саморазвитию личности. Хуже, если какие-то проблемы социализации не решаются, приобретают затяжной характер или их наличие не осознается самим человеком. В этом случае нормальное течение процесса может быть нарушено, а сам человек может субъективно переживать неудовлетворенность от собственной жизни, разочарованность в ней.

Основной причиной противоречивости процесса социализации является ее двойственный характер. С одной стороны, процесс социализации предполагает успешное освоение норм, ценностей, стандартов поведения. С другой – предполагает способность человека сохранять некоторую обособленность, автономию от общества, если принятые в обществе нормы мешают личности удовлетворять свои потребности в социализации. В этом случае есть риски возникновения крайних типов личностей, например таких, которые будут абсолютно Конформны по отношению к обществу, полностью идентифицируют себя с обществом и утратят способность противостоять его требованиям либо будут полностью отрицать общественные нормы и правила, становясь Борцами против его устоев.

В любом случае, процесс социализации является не просто внешним по отношению к человеку процессом. Большую роль в успешности этого процесса играет высокая степень внутренней активности самой личности, ее умения управлять собственной деятельностью.

 

 

16. Сучасні державні документи щодо охорони життя і здоров'я дітей, впливу соціальної дійсності, на становлення особистості в дошкільному дитинстві («Декларація прав дитини», «Концепція про права дитини»,Конституція України, Закон України «Про охорону дитинства» та Закон України «Про дошкільну освіту», «Базовий компонент дошкільної освіти в Україні»)

 

Законом України “Про дошкільну освіту”, ст.7, окреслено завдання соціального розвитку дитини: “…виховання у дітей любові до України, шанобливого ставлення до родини, поваги до народних традицій і звичаїв, державної та рідної мови, національних цінностей Українського народу, свідомого ставлення до себе, оточення та довкілля; формування особистості дитини, розвиток її інтелектуальних та творчих здібностей, набуття нею соціального досвіду…”.

У Базовому компоненті дошкільної освіти в Україні одним із головних завдань дошкільної освіти на сучасному етапі визначено “…навчати жити у злагоді з довкіллям та із самим собою, адекватно реагувати на події, оптимістично ставитися до життя, довіряти людському оточенню, відчувати себе захищеним ним, орієнтуватися в ньому”.

Концепція дошкільного виховання та Базовий компонент дошкільної освіти визначають сучасний дошкільний навчальний заклад як “інститут соціалізації”, призначення якого – забезпечити можливість адаптації дитини від народження до шести-семи років, сформувати ціннісне ставлення до світу, навчити особистісного існування, озброїти дошкільника елементарною наукою і мистецтвом життя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.