Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Милосердный и Святой Отец




 

Бенедикт Нурсийский

 

О, Милосердный и Святой Отец,

Дай нам мудрость, чтобы постигать Тебя,

Разум, чтобы понимать Тебя,

Усердие, чтобы искать Тебя,

Терпение, чтобы ждать Тебя,

Глаза, чтобы созерцать Тебя,

Сердце, чтобы размышлять о Тебе,

И жизнь, чтобы возвещать о Тебе,

Силою Духа Иисуса Христа, Господа нашего.

 

Примечание:

 

Цитаты из произведений Дж. Мильтона, Р. М. Рильке, Дж. Донна, В. Шекспира, Ч. Диккенса, С. Моэма, Дж. Герберта, митрополита Антония Сурожского, К.С. Льюиса приведены в переводах А. Штейнберга, В. Топорова, В. Савина, А. Радловой и Т. Щепкиной-Куперник, Н. Дарузес, Е. Голышевой и Б. Изакова, Д. Щедровицкого, Т. Майданович, Н.Трауберг.

Филип Янси

Молитва. Способнали молитва изменить жизнь?

 

Редактор Г. Раевская

Компьютерная верстка О. Воскресенская

Дизайн обложки П. Ожгибесов

Корректор О. Степанова

Переводчик Е. Сталъгорова, А. Широненская

Лицензия ЛР № 030464 от 23 декабря 1997 г. Подписано в печать 14Л0.08 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 30. Тираж 3000 экз. Изд. № 1955. Заказ № 4763.

 

Местная религиозная организация евангельских христиан «Христианская миссия «Триада». 101000, Россия, Москва, а/я 371, тел. (495) 964-85-89, email: [email protected], www.triad.ru

 

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных материалов в ОАО «Дом печати — ВЯТКА». 610033, г. Киров, ул. Московская, 122.

 


[1]Раны зажили. Кроме того, моя просьба о молитве принесла и практическую пользу: жена моего дантиста тоже получила посланное мною сообщение. Она немедленно записала меня на прием к мужу, и уже на следующий день после возвращения из России я сидел в зубоврачебном кресле. — Прим. авт.

 

[2] *Автор говорит о происхождении английского слова «молитва» — «ргауег». Русское «молитва» восходит к праславянским корням «moliti» — «просить» и «mel» — «говорить, подавать голос» (корень «mel» лежит также в основе слова «молва»). — Прим. ред.

 

[3] *О негативном влиянии психотерапии на духовную жизнь человека рассказано в книге Лэрри Крабба «Целительная сила общения» М.: Триада, 2008. — Прим. ред.

 

[4] *Когда журналист попросил поэта, монаха и богослова Томаса Мертона диагностировать главное духовное заболевание нашего времени, тот ответил одним словом: стремление к эффективности. Почему? «И в монастыре, и в Пентагоне все должно работать к£к часы… После такого трудового дня редко остаются силы и время на что-то еще». — Прим. авт.

 

[5] *В Британской Палате Общин принято произносить молитву, сочиненную в семнадцатом веке. Она дает современному человеку очень правильный взгляд на мир, несмотря на то, что слова ее кажутся чуждыми миру политики: «Всемогущий Боже, дающий королям власть и позволяющий князьям вершить справедливость! Ты Один даешь совет, мудрость и разум. Мы, недостойные Твои слуги, собрались здесь сегодня во имя Твое, чтобы смиренно молить Тебя о ниспослании нам небесной мудрости. Направляй нас во всех решениях наших. Пусть страх Божий не покидает нас. Помоги нам забыть о личных интересах, мнениях и пристрастиях, чтобы принятые нами решения прославляли Твое благословенное имя». — Прим. авт.

 

[6] *Мэри Руфь Своуп. Ежедневно благословляйте своих детей. М.: Триада, 2008. — Прим. ред.

 

[7] *Американский писатель Фредерик Бюхнер отмечает, что Бог задал Адаму и Еве два очень точных вопроса. Это случилось после того, как они впервые ослушались Бога. Он спросил: «Где ты?» и «Что ты сделал?» Психологи задают человеку те же самые два вопроса. «Где ты?» — этот вопрос заставляет человека задуматься о настоящем. Он прячется — нагой, терзаемый неведомым ранее чувством вины и стыда. «Что ты сделал?» — этот вопрос обращен к прошлому. Затем в разговоре с Адамом и Евой Бог сообщает им о последствиях их поступка. И, наконец, Он одевает людей, чтобы таким образом их подготовить к новой реальности — той, которую породил совершенный ими проступок. «У них нет пути назад, но они могут двигаться вперед, облекшись в новые одежды», — говорит Бюхнер. Такого же результата добивается и каждый хороший психолог. — Прим. авт.

 

[8]* Подробно о семейных и индивидуальных секретах и о преодолении их пагубного влияния рассказано в книге Дэйва Кардера, Эрла Хенслина, Джона Таунсенда, Генри Клауда и Алисы Браванд «Семейные секреты, которые мешают жить». М.: Триада, 2008. — Прим. ред.

 

[9]* Лярш (PArche, фр. «Ковчег») — международная организация христианских сообществ, участники которой работают с людьми, страдающими неврологическими и психиатрическими заболеваниями. — Прим. ред.

 

[10] *В поэме Джона Мильтона «Потерянный рай» безутешные Адам и Ева после грехопадения бродят по земле. Они ужасаются содеянному: им кажется, что их проступок изменил направление вращения Земли. Утратившие родной дом люди пытаются понять, вернет ли им Бог Свое расположение. И вот перед Адамом блеснул луч надежды:

«…Стой поры,

Как Бога оскорбленного смягчить

Мольбой решил я, на колена пал

И сердце сокрушенное отверз,

Мне кажется — Он милосердно слух

Склонил и кротко внял. В моей душе

Мир воцарился вновь». — Прим. авт.

 

[11] *Английский сказочник Джордж Макдональд, которого Честертон, Льюис и Толкиен считали своим учителем, дал совет тем, у кого образ отца запятнан настолько, что само слово «отец» воспринимается негативно: «Пусть это слово означает для вас все то, чего вам в жизни не хватало». Отцовство Бога — это идеал. К сожалению, у многих из нас он сильно искажен. — Прим. авт.

 

[12] *Американский писатель Рейнолдз Прайс проводит такую аналогию: «Какое из чувств могло бы побудить вас, меня или другого разумного человека решиться на крупномасштабный и длительный эксперимент, подобный созданию Вселенной? Скорее всего — любовь». Это сравнение (все равно слишком слабое) позволяет нам хотя бы отчасти понять Бога.

Что, например, заставляет родителей идти на усилия, жертвы и расходы, связанные с воспитанием детей? Любовь. О любви говорит и Иисус: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…» (Ин 3:16) Бог создал людей, чтобы Ему было, кого любить, и чтобы кто-то, пусть слабо и несовершенно, мог отвечать на Его любовь. — Прим. авт.

 

[13] *Современная физика дает нам представление об относительности времени. Согласно теории относительности Эйнштейна, если бы человек передвигался со скоростью света, то для него история Вселенной прошла бы за более короткий срок, чем для обычного жителя Земли. С другой стороны, Бог, Который вмещает в Себя всю Вселенную, может «видеть» одновременно и то, что происходит сейчас, и то, что случилось пятнадцать тысяч или миллиард лет назад (хотя слово «одновременно» на самом деле не подходит для Бога, Который существует вне времени). Наблюдая звезды, мы видим их такими, какими они были миллионы лет назад — столько времени их свет летит к нам. Датский писатель Гарри Мулич в фантастической повести «Открывая небеса» высказывает интересную идею. Если бы мы поместили огромное зеркало, повернутое к Земле, на каком-нибудь небесном теле, отстоящем от Земли на сорок световых лет, и через сверхмощный телескоп видели отражение в этом зеркале, то наблюдали бы земные события восьмидесятилетней давности — столько времени понадобилось бы световому лучу, чтобы долететь до зеркала и обратно. Прошлое и настоящее сливаются воедино. Вездесущий Бог, Который способен находится сразу и в Туманности Андромеды, и на Земле, воспринимает время совершенно иначе, чем мы. Он может сразу участвовать и в современной земной истории, и в истории Галактики, насчитывающей миллиарды лет, и в событиях всех промежуточных веков. Если в Туманности Андромеды взрывается звезда, Он узнает об этом немедленно, и тут же «видит» это событие так, как увидит его через много лет наблюдатель на Земле. Теологи говорят, что Бог существует вне времени, хотя мы едва можем себе это представить. Время, как и все, сотворенное Богом, подвластно своему Творцу. — Прим. авт.

 

[14] *Англиканский богослов Остин Фаррер напоминает о важном обстоятельстве: «Молитва может казаться скучной или трудной, однако, если мы все же посвящаем ей себя, к концу нам обычно становится не так скучно и менее трудно, чем в начале. То, что кажется нам скучным, смутным или темным, в глазах Бога, Который радуется, когда мы по своей воле совершаем хотя бы малейшее движение, чтобы приблизиться к Нему, выглядит совершенно иначе. И там, где мы видим лишь след Божьего присутствия — там Он присутствует вполне, с херувимами, серафимами и со всем воинством небесным». — Прим. авт.

 

[15] *Гой — человек, исповедующего любую религию, кроме иудейской. — Прим. ред.

 

[16] «Насадивший ухо не услышит ли?» — Пс 93:9. — Прим. ред.

 

[17] *Подобным же образом рассуждал французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо, объясняя, почему он не молится: «Почему я должен просить Его, чтобы ради меня Он изменил ход событий? Я должен более всего любить порядок, установленный Им по Его великой мудрости и сохраняемый Его Провидением. Должен ли я просить, чтобы ради меня этот порядок был нарушен?» — Прим. авт.

 

[18] *Так в английском переводе Библии (New International Version). В русском синодальном переводе — «Друг, для чего ты пришел?» — Прим. пер.

 

[19]*«Via Dolorosa* (лат. «скорбный путь») — традиционное название пути, которым Иисус прошел в Страстную Пятницу от дворца Пилата до Голгофы. — Прим. пер.

 

[20]**Библия обещает, что так будет лишь до определенного времени. Сравните молитву Иисуса о Петре с пророчеством о том, как Иисус расправится со злом в будущем: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес 2:8). — Прим. авт.

 

[21] *Мартин Лютер образно описал молитву такого типа: «Господь Бог просто не мог меня не услышать. Я не отставал от Него. Я докучал Ему, напоминая Его же обещания внимать нашим молитвам». В другом месте Лютер пишет о своем борении с Богом за исцеление друга: «На этот раз я умолял Всемогущего изо всех сил. Я нападал на Него с Его же оружием, призвав на помощь все, какие мог вспомнить, строки Писания, в которых Он обещает отвечать на наши молитвы, если мы будем молиться с верой». — Прим. авт.

 

[22] *Святой Колумба (518–597) — апостол Шотландии, православный монах, основатель знаменитого монастыря на острове Айона. — Прим. пер.

 

[23]*Английская мистическая писательница, отшельница Юлиана Норвичская на языке четырнадцатого столетия говорила о молитве как о главном средстве, позволяющем нам и сегодня сотрудничать с Богом: «Молитва посвящает душу Богу… Он пасет нас в любви и желает сделать участниками Своих добрых дел. Поэтому Он побуждает нас молиться о том, что Он по Своей благой воле хочет совершить». — Прим. авт.

 

[24]**Филипп Янси. Разочарование в Боге. М.: Триада, 2008. — Прим. ред.

 

[25] *«Двенадцать Шагов» — программа помощи, которая успешно используется при работе над различными поведенческими и психологическими проблемами. Впервые была применена движением «Анонимные Алкоголики». — Прим. пер.

 

[26] *Богослов Терренс Тиссен пишет: «Во многих случаях мы не знаем, чего в данной ситуации хочет Бог. Поэтому, высказывая свои просьбы, мы сопровождаем их словами «Если будет на то воля Твоя». Это не недостаток веры, а недостаток знания. Мы верим, что Бог желает для нас самого лучшего, но не знаем, чего именно, и поэтому молимся в меру своего понимания». Выдающийся датский философ и религиозный мыслитель Серен Кьеркегор говорит об этом так: «Истинная молитва — это не когда Бог слышит, о чем мы молимся, а когда мы молимся до тех пор, пока сами не начинаем слышать, чего хочет Бог». — Прим. авт.

 

[27]*Герой одной из пьес ирландского драматурга Шона О'Кейси говорит так: «Обоих их слушать — мучение. Джерри не верит ни во что, а Бентам верит во все. Один говорит: все — от Бога и ничего — от человека, а другой — все от человека, и ничего — от Бога». — Прим. авт.

 

[28] *«Дюнкеркское чудо» — эпизод Второй мировой войны. В мае 1940 г. британский экспедиционный корпус оказался блокированным в районе французского города Дюнкерк. Кабинет Черчилля и Британское Адмиралтейство решили вывезти сухопутные войска морем — через пролив Ламанш. Операция была очень рискованной — немецкая авиация могла практически беспрепятственно разбомбить гражданские суда, мобилизованные для эвакуации. В те дни многие в Британии молились о спасении солдат. Погода внезапно изменилась, и на Ламанш опустился густой туман, укрывший корабли. Все войска (численностью более трехсот тысяч человек) были эвакуированы без потерь. — Прим. пер.

 

[29] *В русском языке обычно используется термин «угол естественного откоса». — Прим. пер.

 

[30]*Дитрих Бонхоффер. Жить вместе. М.: Триада, 2000. — Прим. ред.

 

[31] *Пиетизм (лат. pietas — благочестие) — мистическое течение в протестантизме, ставившее религиозное чувство выше религиозных догм и рационализма. — Прим. ред.

 

[32] *Гейдельбергский Катехизис (Catechisis Palatina) — исповедание реформатской церкви XYI в., направленное против католического и отчасти — лютеранского учения о действии благодати. Позднее был включен в число символических книг реформатской церкви. — Прим. ред.

 

[33]*В английском тексте использован глагол «изменяться» — «сердце Мое изменилось». Впрочем, фраза «повернулось во Мне сердце» также указывает на изменение. — Прим. пер.

 

[34]*Курсив мой. — Прим. автора.

 

[35] *Христа. — Прим автора.

 

[36] *Разговоры современных космологов напоминают загадочные дискуссии средневековых схоластов. Стремясь совместить идею свободы с идеей всемогущества Бога, испанский иезуит Луис де Молина, выдающийся философ и богослов шестнадцатого века, предложил концепцию «среднего знания» (scientia media). Так он назвал способность Бога предвидеть заранее, какой свободный выбор могло бы сделать любое творение в данных обстоятельствах, и какие последствия для мира имел бы этот выбор. В наши дни Стивен Хокинг и несколько лауреатов Нобелевской премии поддержали теорию множества миров, согласно которой любой сделанный мною выбор вызывает определенные последствия в различных альтернативных вселенных, хотя я всегда воспринимаю только одну из вселенных — ту, в которой присутствует мое сознание. (Заметим, что эта теория предполагает наличие, помимо пространства и времени, еще восьми дополнительных измерений, которые мы не в состоянии воспринимать.) — Прим. автора.

 

[37]*Курсив мой. — Прим автора.

 

[38] *В эссе «Сила молитвы» К. С. Льюис пишет: «Мне кажется, Бог не делает Сам того, что может перепоручить нам, людям. Он велит делать неуклюже и медленно то, что Он сделал бы блистательно и быстро. Он попускает нам пренебрегать Его велениями и терпит, если мы не в состоянии их исполнить. Вероятно, мы очень слабо представляем себе, как сотрудничает наша свободная, но все-таки имеющая пределы воля с волею Всемогущего. Так и кажется, что Господь непрестанно сдерживает Себя, словно отрекаясь всякий миг от престола». В «Письмах к Малькольму» Льюис дополняет свою мысль: «По-видимому, творение неразрывно связано с передачей полномочий. То, что могут сделать Его создания, Бог никогда не делает Сам. Ему свойственно давать…» — Прим. авт.

 

[39] *Курсив мой. — Прим. автора.

 

[40] *Народная Сила (People Power) — массовое политическое движение на Филиппинах против режима Фердинанда Маркоса, правившего более 20 лет. Его режим пал в 1986 году, и Маркое бежал в США, где и умер. — Прим. пер.

 

[41] *В обеих цитатах курсив мой. — Прим. авт.

 

[42] *Трапписты — католический монашеский орден строгого устава. Монахи обязаны молиться одиннадцать часов в сутки, трудиться, а также соблюдать строгий пост, облегчаемый только для больных, и молчание, прерываемое лишь для молитв и песнопений. — Прим. ред.

 

[43]*В синодальном переводе Библии слов об атлете нет. Приводим перевод «Радостная Весть», РБО: «Воин в походе не отвлекается ни на какие житейские дела, он думает лишь о том, как угодить призвавшему его на службу командиру. И атлета не увенчают победным венком, если он будет бороться не по правилам. Так и земледелец, который трудился в поте лица, первым должен получить свою долю урожая. Обдумай мои слова. Господь поможет тебе во всем разобраться». — Прим. переводчика.

 

[44] *Проклятия в псалмах ставят в тупик многих читателей. Приведу здесь краткий обзор моих рассуждений на эту тему в книге «Библия, которую читал Иисус» (Филипп Янси. Библия, которую читал Иисус. М.: Триада, 2007):

Всех людей посещают адские мысли, но главное — какие действия рождаются из этих мыслей. Одно дело — написать детектив об убийстве, и совсем другое — совершить убийство. Если кто-то навредил мне, поступил со мной несправедливо, я могу реагировать на это по-разному. Могу попробовать отомстить обидчику — такой ответ осуждается Библией. Могу отрицать или подавлять свою боль или гнев. И могу выразить эти чувства перед Богом, доверяя Ему справедливое возмездие за причиненное мне зло. Проклинающие псалмы — пример такого выражения чувств. Псалмопевец не обрушивает свой гнев на врага, а открывает его перед Богом.

Мы инстинктивно стараемся убрать из своей молитвы негативные чувства, но не исключено, что в итоге они к нам вернутся. Может быть, наоборот, надо стараться открыть свои худшие чувства перед Богом. В конце концов, слова, которые при обращении к другому человеку были бы сплетней, при обращении к Богу становится прошением. И мстительный клич («Будьте прокляты!»), если он звучит перед лицом Бога («Только Ты можешь наказать этих людей — только Твой суд справедлив»), превращается в вопль о защите беспомощных,

Мне кажется, псалмы-проклятия — это пример того, как реагировать на зло и несправедливость. Не надо пытаться подавить ужас и гнев. Не надо пытаться брать на себя восстановление справедливости. Лучше открыть, обнажить самые отталкивающие свои чувства и принести их Богу. Как показывают книги Иова, Иеремии и Аввакума, у Господа высокий порог терпимости к тому, что мы можем сказать в молитвах. Бог сумеет справиться с моим неуправляемым гневом. Кроме того, обратившись к Богу, я увижу, что мне необходимо исправить мстительные чувства. Однако для того, чтобы Он исправил и исцелил меня, я должен сперва открыться перед Ним. — Прим. авт.

 

[45] *«Низкая церковь» (Low Church) — течение внутри англиканской церкви, исторически связанное с пуританами шестнадцатого и семнадцатого веков. В настоящее время этот термин обозначает определенный подход к богослужению, при котором священству, жесткому распорядку службы, таинствам и обрядам придается минимальное значение, а все внимание уделяется проповеди Евангелия и изучению Библии. Противоположныйшпаргалками». подход, при котором англиканское богослужение во многом походит на католическую мессу, называется «высокой церковью» (High Church). — Прим. пер.

 

[46] *Индепенденты («независимые») — радикальное крыло английских пуритан, которые являлись принципиальными противниками государственной церкви и отстаивали принцип независимости каждой поместной общины. Спасаясь от гонений, многие индепенденты в семнадцатом веке переселились в Северную Америку. — Прим. пер.

 

[47] *Курсив мой. — Прим. автора.

 

[48] *Хильдегарда Бингенская (1098–1179) — немецкая монахиня-бенедик-тинка, аббатиса основанного ею монастыря, которую римский папа Евгений III признал пророчицей; христианский мистик и писатель. — Прим. переводчика.

 

[49] *Видный немецкий богослов Юрген Мольтманн заметил, что если человек в молитве падает ниц, то он уподобляется вассалу перед всесильным азиатским деспотом. «Вассал падает ниц перед властелином, открывая свою беззащитную шею. Его могут казнить, могут и помиловать. Он старается стать по возможности маленьким и незаметным». Человек, стоящий на коленях, также показывает свое смирение и беззащитность. Сложенные руки — знак, что в них нет оружия. Такое положение перед Богом можно признать нормальным. Однако первые христиане на молитве стояли прямо, с поднятой головой и открытыми глазами — поза ожидания и внимания свободных мужчин и женщин. Мольтманн обращает наше внимание на то, что Иисус поднимал всех, кто приходил к Нему сломленным, изувеченным и униженным. Люди смотрели Ему в глаза, вставали на ноги, они снова могли любить. Мольтманн добавляет: «Исцеление совершается лишь тогда, когда мы стоим в полный рост, дышим свободно, поднимаем руки над головой и с открытыми глазами ощущаем присутствие Духа, который дает нам жизнь». — Прим. автора.

 

[50]*Мак также цитирует слова Мартина Ллойд-Джонса из книги «Духовная депрессия» о том, как Псалтирь учит нас справляться с этим недугом. Ллойд-Джонс утверждает, что главная причина духовной депрессии — «в том, что вы слушаете себя, вместо того чтобы беседовать с собой», ссылаясь на сорок первый псалом, где псалмопевец говорит себе: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?» После такого внутреннего диалога, утверждает Мак, «мы в какой-то момент должны взять себя в руки и действовать». — Прим. авт.

 

[51] *Англиканский богослов Остин Фаррер описывает доверие следующим образом: «Христианин, который знает собственное сердце, мог бы молиться примерно так: Боже, я хочу дать Тебе тот дар, которого Ты столь сильно желаешь. Я хочу отдать Тебе самого себя, раз и навсегда, и не отрекаться от этого дара. Боже, я сам не могу отдать себя в Твои руки. Я не сумею это сделать. Но я могу отдать себя в Твои руки, потому что, хоть я и не в состоянии удержать себя в Твоих руках, они удержат меня — Твои руки, Твои сильные и нежные пальцы, которые всегда поддаются, но никогда не отпускают. Твои мудрые и умелые пальцы, которые так нежно укрощают мои маленькие восстания, что мне надоедает пытаться уйти от них, и я, наконец, успокаиваюсь на Твоих пронзенных руках. — Прим. авт.

 

[52] *Филип Янси. Разочарование в Боге. М.: Триада, 2008. — Прим. ред.

 

[53] *Муковисцидоз (кистозный фиброз поджелудочной железы; синдром Андерсена) — наследственное заболевание желез внутренней секреции, а также поджелудочной железы и печени, характеризующееся, в первую очередь, поражением желудочно-кишечного тракта и органов дыхания. — Прим. ред.

 

[54] **Болезнь Альцгеймера — дегенеративное заболевание центральной нервной системы, которое развивается в преклонном возрасте и характеризуется прогрессирующим снижением интеллекта, расстройством памяти и изменением поведения. — Прим. ред.

 

[55] *Триумфализм — ощущение постоянного, нарастающего, триумфального успеха и/или превосходства. — Прим. ред.

 

[56] **Лютеранский богослов Мартин Марти сказал: «Бывают слова о молитве, которые звучат кощунственно. Например, убиты двести пятьдесят морских пехотинцев, а в живых остались только четверо. И родственники выживших, выступая по телевидению, говорят: «Мы молились, поэтому Бог их сохранил». Такие взгляды не имеют ничего общего с Библией. Это магизм и суеверие. Мне нравится прозаичность Христа. Когда Его спросили о слепорожденном, Он ответил: «Вы спрашиваете, кто согрешил, он или его родители? Да никто. Он просто таким родился». Это бывает. Дождь льет и на праведных, и на неправедных». — Прим. авт.

 

[57] *Один священник рекомендовал следующий список вопросов, чтобы проверить, насколько уместна данная молитва:

1. Чего я хочу на самом деле? Говорю ли я конкретно или занимаюсь пустыми рассуждениями?

2. Согласится ли Господь в принципе удовлетворить такую просьбу? Или она противоречит природе Бога?

3. Делаю ли я то, что зависит от меня? Или я молюсь о том, чтобы похудеть, а диету не соблюдаю?

4. Каковы мои отношения с Богом? Не испорчены ли они?

5. Кому будет приписана честь и слава в случае, если моя просьба будет исполнена? Забочусь ли я о славе Божьей?

6. Действительно ли я хочу получить ответ на свою молитву? Допустим, девушка, которая меня бросила, действительно вернется. И что дальше? — Прим. авт.

 

[58] **Когда США в ответ на теракты 11 сентября предприняли военную операцию, Пентагон дал ей условное наименование «Бесконечная справедливость». Авторы этого названия явно хватили через край, и после протестов со стороны мусульман оно было изменено. Примечательно, что в данном случае я ничего не слышал о протестах христиан. — Прим. авт.

 

[59]*Курсив мой. — Прим. авт.

 

[60] *Магнификат — традиционное латинское название молитвы Девы Марии, произнесенной ею после возвещения ангелами благой вести, что она станет матерью Господа (Лк 1 46–55). В православном богослужении Магнификату соответствует «Песня Богородицы». — Прим. пер.

 

[61] *Уильям Слоан Коффин, христианин, который считал, что главное — не бояться правды, и которого многие называли «американским пророком», так комментирует отрывок о неисследимых путях Божьих: «Христианство — это в первую очередь образ жизни, а не набор убеждений. И этот образ жизни предполагает настороженное отношение к абсолютной интеллектуальной уверенности». — Прим авт.

 

[62]*Прием Хеймлиха — резкий толчок кулаком под диафрагму. Считается самым эффективным методом удаления инородных тел из верхних дыхательных путей. — Прим. пер.

 

[63] *«Берущие змей» («snake handlers*) — члены общин, в которых принято для демонстрации веры брать змей голыми руками. «Берущие змей» основываются на стихе из Евангелия от Марка «…будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им…» (Мк 16:18), считая, что это обетование относится ко всем верующим. — Прим. пер.

 

[64] *Две из них переведены на русский язык: Пол Брэнд, Филип Янси. По образу Его. М.: Триада, 2007; Пол Брэнд, Филип Янси. Ты дивно устроил внутренности мои. М.: Триада, 2007. — Прим. ред.

 

[65] *Когда ветер гнал пламя лесного пожара на мой дом в Колорадо и вокруг уже густо стлался дым, а над головой стрекотали вертолеты спасателей, я молился о том, чтобы Бог изменил направление ветра. Но я не просил Его приостановить действие закона всемирного тяготения. Это различие вполне отвечает общему принципу, сформулированному Джорджем Баттриком, бывшим капелланом Гарвардского колледжа: «Чем более регулярно проявляется то или иное явление природы, тем меньшее влияние способна оказать на него молитва. Так, с помощью молитвы мы вряд ли сможем воздействовать на приливы и отливы. Но чем разнообразнее проявление природного феномена, тем более осмыслены наши молитвы. Поэтому мы молимся о благоприятной погоде или о скорейшем выздоровлении». — Прим. авт.

 

[66] *Каждое третье из исцелений, описанных в Новом Завете, связано с изгнанием злых духов. Библия часто приписывает болезни действию сатаны. Павел прямо так и называл свою физическую немощь — «ангел сатаны» (2 Кор 12:7). Доктор теологии Джеймс Каллас писал: «Глядя на больного полиомиелитом или на калеку с деформированным телом, мынабожно качаем головой, и, не дав себе труда подумать, многословно кудахчем: «Значит, такова воля Божья… это трудно понять… мы не можем знать планы провидения, мы узнаем все только на небесах…» Между тем Иисус о таких вещах ясно говорил, что это — работа дьявола, а не воля Божья». — Прим. авт.

 

[67] *Остеобласт — клетка, образующая костную ткань у позвоночных животных и человека. — Прим. ред.

 

[68] *Болезнь Крона — хроническое воспалительное заболевание желудочно-кишечного тракта, затрагивающее все его слои и сопровождающееся многочисленными поражениями других органов и тканей. Имеет аутоиммунную природу. — Прим. ред.

 

[69] **Плацебо (лат. Placebo — «лесть», «понравлюсь») — физиологически инертное вещество, используемое в качестве лекарственного средства, положительный лечебный эффект которого («эффект плацебо») связан с подсознательным психологическим ожиданием пациента. Лечебный эффект связан с верой самого пациента в действенность препарата. Иногда капсулу или таблетку с плацебо называют пустышкой. В качестве вещества для плацебо часто используют лактозу. — Прим. ред.

 

[70] *Системная красная волчанка — неизлечимое прогрессирующее заболевание аутоиммунной природы, при котором поражается кожа, суставы, сосуды, почки, сердце, легкие, печень, головной мозг и другие внутренние органы. — Прим. ред.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.