Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия располагает несколькими сырьевыми базами для добычи нефти и газа




*Во-первых, это нефтегазоносные провинции европейской части страны: Волго-Уральская, Северо-Кавказская и Тимано-Печорская провинции. В Волго-Уральской и особенно Северо-Кавказской нефтегазоносных провинциях обеспечивавших экономику России нефтью и газом в течение большей части XX века, добыча нефти и газа в ближайшие десятилетия будет падать. Предпринимаются попытки увеличения добычи нефти и газа на северо-западе России. В этом регионе (в Тимано-Печорской провинции) находится ряд крупных месторождений, которые еще предстоит ввести в разработку. В углеводородном потенциале европейской части России в ближайшие годы особое место будет занимать шельф Баренцева моря.

* Вторая база страны по добыче нефти и газа, кото-рая остается главной на обозримую перспективу (по ряду оценок, до 2045-2050 гг.), - Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция.

Здесь сосредоточены крупные неосвоенные ресурсы нефти и газа на полуострове Ямал, будет введен в разработку ряд крупных месторождений на севере провинции, в Надым-Пурском междуречье (Ямало-Ненецкий автономный округ), и ее центральных районах (Ханты-Мансийский автономный округ). Быстрыми темпами растет добыча нефти и газа в Томской обла-сти. В последние годы добыча нефти начата и на юге провинции - в Тюменской, Омской и Новосибирской областях.

*Третья база нефтяной и газовой промышленности России (с пока еще во многом неясными перспективами) должна быть сформирована в ближайшие 10-15 лет в Восточной Сибири, в том числе в Республике Саха (Якутия).

Геологи называют эту территорию активизированной древней Сибирской платформой. Она является геологическим аналогом Африканской платформы южнее Сахары. Нефтезапасность ее скромнее, чем Северной Африки, зато она богата алмазами, драгоценными и цветными металлами, так же, как и Сибирская платформа. Тем не менее, в восьмидесятые годы на этой территории открыто и разведано более месторождений нефти и газа, в том числе несколько крупных и гигантских (газовых) - Ковыктинское и Чаяндинское.

Газовые месторождения Восточной Сибири и Республики Саха в древнейших осадочных породах имеют важную особенность: в них в промышленных концентрациях содержится гелий. Восточная Сибирь наряду с США является крупнейшим регионом по ресурсам и запасам гелия в природных газах (Для успешного освоения нефтяных и газовых богатств Восточной Сибири необходимо создать систему нефте- и газопроводов, газоперерабатывающие и газохимические заводы, гелиевые заводы, хранилища гелия и др.)

* Четвертая крупная база нефтяной и газовой промышленности России формируется на Дальнем Востоке, на шельфе острова Сахалин и всего Охотского моря. Добыча нефти в этом регионе может быть доведена до 20 млн. тонн в год, газа - до 25 млрд. кубических метров. Эта база будет ориентирована главным образом на экспорт в США и страны АТР. Россия - производитель не только углеводородов, но и страна развитой электроэнергетики, в том числе атомной энергетики, производящая соответствующее оборудование не только для себя, но и на экспорт. Доля основных первичных источников энергии в энергетическом балансе России выглядит следующим образом (по состоянию на 2008 год): природный газ - 46%, нефть - 34%, уголь - 14%, гидроэнергетика - 4%, атомная энергетика - 2%.

Для развития АЗС в России имеется солидная база в прикладной и фундаментальной науке, которая нуждается в серьезной поддержке со стороны государства, особенно в свете резкого падения финансирования этой сферы после распада Советского Союза. В том числе имеется значительный задел по развитию ядерной энергетики будущего - реакторов на быстрых нейтронах с замкнутым топливным циклом. В России имеется огромный опыт эксплуатации крупнейших в мире по протяженности, сложности энергетических систем - «Газпром», РАО ЕЭС.

Особенностью России является то, что российская система газоснабжения, которой оперирует «Газпром», была изначально спроектирована как единая система на огромном евроазиатском пространстве, причем в значительной степени под влиянием потребностей внешнего рынка (Центральная, Восточная и Западная Европа). По оценкам экспертов, надежность такого рода единой системы выше, чем та, которая формируется в рамках ЕС и отдельных национальных систем транспортировки газа по трубопроводам. У этой системы, в том числе имеется большое количество подземных хранилищ, что повышает устойчивость всей системы; она позволяет осуществлять маневр газовыми ресурсами. В последние годы «Газпром» предпринял ряд важных усилий по развитию этой системы, доставшейся в наследство от Советского Союза.

В России имеются также богатые традиции геологоразведки, собственной геологической науки, минералогии. Все это позволяет сравнительно быстро осваивать соответствующие новейшие технологии, позволяющие увеличивать разведанные запасы, повышать отдачу от скважин (в отношении чего в России имеется значительный потенциал, особенно на месторождениях Западной Сибири) и т. п.

За годы формирования современной рыночной экономики в России накоплен значительный опыт сотрудничества российского топливно-энергетического комплекса с иностранными партнерами, особенно из стран «восьмерки». Это сотрудничество, в частности за счет привлечения западными сервисными компаниями новейших технологий, позволило на ряде месторождений добиться увеличения отдачи от скважин.

Следует отметить высокую энергоемкость многих сегментов российской экономики - промышленности, транспорта, коммунального сектора; соответственно в России имеется большой резерв энергосбережения, в результате чего могут быть высвобождены значительные ресурсы углеводородов, в том числе для их поставок на мировые рынки.

Проблемы развития ТЭК России можно суммировать следующим образом: низкими остаются объе-мы геолого-разведочных работ; отстает от потребностей российского ТЭК перевооружение его технологической базы; низкая отдача скважин на большин-стве месторождений; недостаточны вложения в развитие альтернативных источников энергии; в целом невысокой остается глубина переработки нефти на российских нефтеперерабатывающих заводах.

ТЭК России нуждается, соответственно, в крупных инвестициях. В современных условиях они могут поступать как с Запада, так и с Востока, в том числе из Китая и Индии; во все большей степени в качестве источника инвестиций в России рассматриваются собственные, полученные в результате высоких мировых цен на энергоносители, ресурсы.

В России в 2004-2008 годах усилилась тенденция к формированию нескольких российских энергетических компаний как глобальных компаний (преж-де всего «Газпрома» как глобальной диверсифицированной энергетической (нефтегазовой) компании). Значительным потенциалом в этом отношении обладают также «Лукойл», «Роснефть» (особенно в случае слияния с «Сургутнефтегазом») и некоторые другие энергетические компании. (В то же время нельзя не отметить, что у России имеется значительный потенциал развития сервисных компаний в нефтегазовом секторе, реализация которого, по некоторым оценкам, позволит в ближайшие 5-10 лет до 80% этого рынка занять российскими технологиями и оборудованием).

Особенность положения России в деле обеспечения международной энергетической безопасности состоит в том, что она является и членом «восьмерки» (где обсуждаются проблемы мировой энергетики вместе с наиболее развитыми странами, являющимися нетто-импортерами энергетических ресурсов), и одновременно Россия входит в группу ведущих экспортеров энергетических ресурсов, заинтересованных в обеспечении стабильных поступлений средств от экспорта энергоносителей по «справедливым» ценам. России удалось обеспечить устойчивые конструктивные отношения как с западными нетто-импортерами углеводородов (США, страны ЕС), так и восточными (КНР, Индия, Япония, Республика Корея).

Интересы всех этих групп государств не совпадают; Россия обладает все более значительными возможностями по нахождению баланса интересов нетто-экспортеров и нетто-импортеров - такого баланса, который предотвращал бы дестабилизацию мировой экономики, сохранял ее устойчивость и обеспечивал сокращение разрыва в доходах между наиболее развитыми странами и остальной частью планеты.

Значительным продвижением вперед в последнее время характеризовалось развитие взаимодействия России с ОПЕК и ведущими странами, входящими в эту исключительно важную для мировой экономики и обеспечения международной энергетической безопасности организацию.

Важным событием стало создание в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) в январе 2006 года Межгосударственной специальной группы по энергетике. Поскольку в ШОС входят как нетто-экспортеры, так и нетто-импортеры, деятельность этой специальной группы может внести существенный вклад в обеспечение баланса интересов этих двух групп стран. (Летом 2005 года в состав ШОС в качестве наблюдателей вошли Индия, Пакистан и Иран.)

Усилия России в сфере международной энергетической безопасности направлены прежде всего на надежное обеспечение субъектов мировой экономики традиционными видами топлива. Как отметил на заседании Совета безопасности России 22 декабря 2005 года Президент РФ В.В. Путин, «...Россия выступает за объединение усилий всего международного сообщества для солидарного решения целого ряда проблем и задач». По словам российского президента, это «прежде всего... надежное обеспечение мировой экономики традиционными видами топлива. Причем на условиях, приемлемых как для государств-производителей, так и для потребителей».

Россия демонстрирует готовность увеличивать поставки углеводородов на мировые рынки, способствуя диверсификации источников получения энергоресурсов странами - нетто-экспортерами.

Усиливается координация в этой области с другими странами СНГ - нетто-экспортерами углеводородов, чему в том числе способствует развитие такой организации, как ЕврАзЭС.

Один из важнейших элементов политики России это стремление к гармонизации собственных национальных интересов и интересов других субъектов международного сообщества - как нетто-импортеров углеводородов, так и нетто-экспортеров.

Среди важнейших национальных интересов России - отход от чрезмерной зависимости национальной экономики от производства и экспорта энергоносителей за счет развития конкурентоспособной промышленности высоких технологий и технологий среднего уровня55. Это должно быть одной из важнейших составных частей национальной промышленной политики России, предусматривающей поэтапное избавление от нашего сырьевого «флюса». В силу этого можно полагать, что Россия в большей мере будет готова обеспечивать (по взаимоприемлемым для обеих сторон ценам) поставки углеводородного сырья тем странам, которые будут готовы приобретать продукцию российской обрабатывающей промышленности, инвестировать на взаимовыгодной основе в российский промышленный сектор.

Конкретно попытки России по диверсификации источников углеводородов для своих партнеров - потребителей энергоресурсов (нетто-импортеров) и по диверсификации рынков для России (и ее партнеров из числа стран СНГ) проявляются в следующем:

* масштабный выход с углеводородами Западной и Восточной Сибири на азиатско-тихоокеанский рынок (соответствующих нефтепроводов и газопроводов с терминалами и другими элементами инфраструктуры);

* увеличение добычи природного газа и нефти для АТР по сахалинским проектам (преимущественно с поставками на экспорт);

*развитие систем транспортировки нефти и газа в Европу («Голубой поток», Северо-Европейский газопровод, нефтепровод Бургас - Александропулис, интеграция нефтепровода «Дружба» и системы «Адрия» с выходом на хорватский порт Оми-шаль и др.);

* строительство нефтепровода на Мурманск с месторождений севера европейской части РФ - с выходом на американский рынок;

* создание завода по СПГ в Мурманской области для выхода российского сжиженного газа на американский и западноевропейский рынки.

Существенным вкладом России в обеспечение международной энергетической безопасности будет развитие ядерной электроэнергетики на основе реакторов на быстрых нейтронах. Президент России В.В. Путин (на своей встрече с журналистами 31 января 2006 года) обозначил вполне посильную задачу увеличения доли атомной энергии в электрогенерации России с 16-17% в 2005 году до 25% в 2030 году.

Важным элементом политики России по обеспечению стабильности и безопасности в районах за пределами России, связанных с добычей и транспортировкой нефти, в первую очередь на постсоветском пространстве, являются усилия по борьбе с терроризмом (в том числе за счет деятельности ОДКБ, ШОС, ряда структур СНГ).

__

Современная система международных отношений в условиях обострения глобальной конкуренции, усиления взаимозависимости стран и регионов, оказалась менее стабильной и потому более восприимчивой к нарастающим угрозам глобального и регионального характера.

Я бы хотел напомнить один простой исторический факт, когда между 1901 и 1973 годом прошлого столетия цена одного барреля нефти колебалась в промежутке от 1 до 3 долларов США. Практически три четверти 20 века прошли в наиболее комфортном ценовом интервале, и повышение в 1973 году барреля нефти до 13 долларов США явилось концептуальным шоком для всей мировой политической системы. Именно в 20 веке нефть стала главным энергетическим источником мировой экономики.
2010-2014 годы, по оценкам большинства компетентных энергетических агентств, явятся пиком в мировой добыче нефти. Совершенно очевидно, что после 2014-2015 годов мировая добыча нефти начнет уменьшаться независимо от заявляемых сегодня планах о расширении добычи, имея ввиду глобальное прогнозирование.

Таким образом, вопросы энергетического характера приобретают не просто важное актуальное значение, они становятся фактором формирования новой геополитической и геоэкономической структуры мира.

Наряду с поиском эффективного ответа на традиционные и новые вызовы международной стабильности и безопасности, в новом столетии многократно повысилась значимость обеспечения глобального энергетического баланса. Энергоресурсы имеют критически важное значение для улучшения качества жизни и расширения возможностей для всех государств. Поэтому обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики, признается одним из важнейших вызовов для всего мирового сообщества.

Неслучайно проблематика энергетической безопасности была главной темой прошлогоднего саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге и получила свое развитие в ходе саммита этого года. Как отмечено в Декларации лидеров «Восьмерки», принятой в немецком Хайлигендамме, «для решения проблемы энергетической безопасности потребуется беспрецедентное международное сотрудничество в нескольких областях, включая транспарентность рынков, повышение энергоэффективности, диверсификацию источников энергии, а также разработку и внедрение новых технологий». Признанием возрастающей роли нашей страны в международном энергодиалоге стало приглашение Президента Нурсултана Назарбаева для участия в петербургском саммите «Большой восьмерки».

Энергетическая составляющая становится все более весомым аргументом в глобальном геополитическом раскладе. В целях недопущения напряженности необходимо добиваться стабильности и безопасности в этой сфере в рамках всеобъемлющего и скоординированного международного подхода.

В последнее время можно наблюдать и определенную смену акцентов в трактовке самого понятия энергетической безопасности. Если раньше под энергобезопасностью понималось исключительно стабильное снабжение основных потребителей углеводородными ресурсами, то теперь оно трактуется значительно шире и включает в себя добычу, транспортировку и продажу на мировых рынках. Соответственно, не только страны-поставщики, но и транзитные государства, потребители, а также транснациональные энергетические корпорации, то есть представители всех звеньев энергетической цепи, должны нести свою долю солидарной ответственности.

Казахстан, будучи одним из динамично развивающихся экспортеров энергетических ресурсов, роль которого в перспективе будет неуклонно возрастать, в полной мере осознает свою ответственность в сфере поставок углеводородов на мировой рынок.

Энергетическая безопасность, как ключевой фактор международной стабильности, является одним из важнейших политико-экономических приоритетов Казахстана. Наша страна является важным элементом глобальной энергетической инфраструктуры, поэтому существенная составляющая внешней политики Казахстана направлена на решение задачи обеспечения стабильных и безопасных маршрутов экспорта отечественного углеводородного сырья.

В основе нашей энергетической стратегии лежит принцип экономической целесообразности и минимизации техногенного воздействия энергетики на окружающую среду. Мы и в дальнейшем будем придерживаться позиции диверсификации путей транспортировки углеводородов на мировой рынок и максимально эффективного функционирования трубопроводных систем.

Залог международной энергетической стабильности не только в сочетании интересов потребителей и поставщиков ресурсов, но и в гармонизации подходов глобальных геополитических игроков, а также транснациональных энергетических корпораций.

Присутствие в нашем нефтегазовом секторе крупнейших энергетических компаний США, Европы, России и Китая выводит задачу экспорта энергоресурсов на уровень широкого международного сотрудничества.

Географическое положение Казахстана обуславливает необходимость строительства сети экспортных трубопроводов через территории сопредельных государств. Эффективное функционирование трубопровода КТК и работа по расширению его мощности, введение в эксплуатацию тысячекилометрового нефтепровода Атасу—Алашанькоу, присоединение Казахстана к проекту Баку—Тбилиси—Джейхан, а также проработка других возможных вариантов, являются свидетельством интенсивной работы, проводимой Казахстаном по развитию новых экспортных маршрутов и отражает сбалансированный внешнеполитический курс нашего государства.

Интересы многовекторной энергетической и трубопроводной политики Казахстана определяют направления сотрудничества с нашими ключевыми партнерами - Россией, Китаем, США, странами ЕС и соседями по Центральной Азии

Казахстанско-российское взаимодействие в энергетической сфере динамично развивается в духе традиционного партнерства, на взаимовыгодной и доверительной основе. Следует отметить совместную разработку месторождений на Каспии, а также создание на паритетных началах СП по переработке газа Карачаганакского месторождения на Оренбургском газоперерабатывающем заводе.

Таким образом, Россия получает стабильный источник импортного сырья, а Казахстан – доступ к активам крупного российского энергопредприятия.

Не секрет, что привлекательность Казахстана и Центральной Азии, в том числе для Европейского Союза, сегодня во многом определяется наличием в регионе значительных запасов углеводородов.

В этом году впервые Евросоюзом была принята среднесрочная региональная Стратегия в отношении государств Центральной Азии, в которой вопросы энергетики и охраны окружающей среды занимают видное место. Отрадно заметить, что при разработке этого документа были учтены предложения Казахстана и других центрально-азиатских стран. Для нас это стало еще одним доказательством готовности европейской стороны к равноправному диалогу по углублению сотрудничества. Мы, в свою очередь, будем отдавать предпочтение тем странам и компаниям, которые обеспечивают нам равный доступ на европейские рынки.

Казахстан расширяет энергопартнерство с Китаем, и мы отмечаем встречную заинтересованность со стороны китайских коллег. У нас огромный потенциал взаимодействия, что подтверждается результатами последних встреч на высшем уровне. Достаточно упомянуть проекты по расширению трубопровода Атасу-Алашанькоу, возведения его второй очереди, а также прокладке магистрального газопровода по территории Казахстана в Китай.

Важную роль в процессе интеграции республики в международную энергетическую инфраструктуру сыграло казахстанско-американское сотрудничество. Компании из США — первые инвесторы казахстанского нефтегазового комплекса, привнесшие в него новые знания, инновации и технологии. Треть инвестиций, привлеченных в казахстанскую экономику, главным образом в нефтегазовый сектор — американские.

В рамках расширения нашего энергопартнерства определяются перспективы сотрудничества по развитию ядерной энергетики. Наш многолетний и плодотворный опыт сотрудничества с США в сфере нераспространения в полной мере этому способствует.

С точки зрения энергетической безопасности важным решением стало участие Казахстана в реализации российской инициативы по созданию под контролем МАГАТЭ Международного центра по обогащению урана. Речь идет о создании инфраструктуры, которая может позволить многим заинтересованным государствам реализовать право на недискриминационный и гарантированный доступ к ресурсам атомной энергетики. При этом будет укрепляться и международный режим ядерного нераспространения.

Приоритетным направлением внешней политики Казахстана является расширение взаимодействия в рамках Шанхайской организации сотрудничества, в том числе в сфере энергетики. ШОС объединяет крупнейших мировых производителей углеводородов, а также ведущих импортеров энергоресурсов. В этой связи, сторонами обсуждается идея формирования в рамках Шанхайской организации единого энергетического рынка. Важным условием сотрудничества государств-членов ШОС в этом направлении должны стать координация стратегий освоения ресурсов и реализация эффективных транспортных маршрутов.

Таким образом, можно с уверенностью заявить, что Казахстан с полной ответственностью относится к своей новой роли в обеспечении международной энергетической стабильности и безопасности. Нами активно прорабатываются крупные инфраструктурные проекты, которые позволят диверсифицировать и обеспечить устойчивость каналов поставок энергоресурсов Казахстана на мировые рынки.

___




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.