Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охраны окружающей среды 2 страница




При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды. Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление. Изложенное свидетельствует о том, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его конституционно-правовом смысле, и, следовательно, не включаются в систему налогов.

В соответствии с нормативно-правовым комплексом, содержащимся в указанных положениях федерального законодательства в их взаимосвязи, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Таким образом, рассматриваемое Постановление Правительства РФ признано не противоречащим Конституции РФ и подлежащим применению.

2. Все предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, платят за негативное воздействие на окружающую среду. При этом негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, то есть негативным изменениям физических, химических, биологических и иных показателей окружающей среды.

Комментируемая статья определяет виды такого негативного воздействия в зависимости от объекта воздействия:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ. По официальным данным за 2007 год, в 135 городах Российской Федерации (55% городского населения) уровень загрязнения воздуха характеризуется как высокий и очень высокий. В 38 субъектах более 55% городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения воздуха, из них в 6 (Москва и Санкт-Петербург, Камчатский край, Новосибирская, Омская, Оренбургская области) - 75% и более численности городского населения. В 210 городах России средняя за год концентрация одного или нескольких веществ превышает ПДК. Во многих субъектах Российской Федерации есть города, в которых максимальная концентрация какого-либо вещества в течение года превышала 10 ПДК. Всего в Российской Федерации таких городов 30 с населением 11,7 млн. чел. Средние и средние из максимальных концентрации основных загрязняющих веществ превышены: по пыли - в 226 городах, диоксиду азота - в 240, оксиду азота - 133, диоксиду серы - 231, оксиду углерода - 206, по бенз(а)пирену - в 166 городах.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников уже в I полугодии 2009 г. составили 9,6 млн. тонн. В течение I полугодия 2009 г. службами мониторинга Росгидромета зафиксирован 31 случай экстремально высокого и высокого загрязнения атмосферного воздуха (10 ПДК и более). Кроме того, зафиксировано 7 случаев аварийного загрязнения;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. В I полугодии 2009 г. отмечено 15 случаев аварийного загрязнения водных объектов. На территории России по итогам за 2007 год выявлено 5967 участков загрязнения подземных вод, при этом более 80% участков загрязнения выявлены в грунтовых водоносных горизонтах, обычно не являющихся источниками питьевого водоснабжения населения. Основными загрязняющими подземные воды веществами являются соединения азота - на 2321 участке, нефтепродукты (1793), сульфаты, хлориды (975), тяжелые металлы - 437, фенолы (371). На 4138 участках (69%) интенсивность загрязнения подземных вод составляет 1 - 10 ПДК, на 1293 участках (22%) изменяется в пределах 10 - 100 ПДК, на 536 участках (9%) превышает 100 ПДК. Наибольшую экологическую опасность представляет загрязнение подземных вод на водозаборах питьевого водоснабжения, которое за период 1985 - 2006 гг. было отмечено на 1950 водозаборах, преимущественно представляющих собой одиночные эксплуатационные скважины с производительностью менее 1,0 тыс. куб. м/сут. Загрязнение 2321 участка (39% общего количества) связано с деятельностью промышленных предприятий, 721 участка (12%) - с сельскохозяйственной деятельностью, 739 участков (12%) - с коммунальным хозяйством;

загрязнение недр, почв. В I полугодии 2009 г. зафиксировано 4 случая аварийного загрязнения почв. Загрязнение почв происходит в основном токсикантами промышленного происхождения. При загрязнении почв тяжелыми металлами в качестве источника загрязнения может выступать одно предприятие, группа предприятий или город в целом. В почвах городов Ижевска, Нижнего Новгорода, Саранска, Владивостока среднее содержание свинца за 2003 - 2007 гг. превышает (или достигает) 1 ПДК. Источниками загрязнения окружающей среды соединениями фтора являются алюминиевые заводы, предприятия по производству фосфорных удобрений и другие. Например, только за пять лет (2003 - 2007 гг.) зафиксировано загрязнение фтором в целом почв территорий городов Краснотурьинск, Шелехов, Каменск-Уральский. Наибольшее загрязнение почв нефтепродуктами обнаружено в почве Заларинского района на месте аварии на 654-м км нефтепровода "Красноярск - Иркутск". Средняя концентрация нефтепродуктов в почве на участке площадью 5 кв. км составляет 2590 мг/кг. Загрязнение почв нитратами и сульфатами: в основном массовые доли нитратов в обследованных в 2007 г. почвах России не превышают 1 ПДК, в 2007 г. загрязнено остаточными количествами пестицидов около 5% обследованной площади в 38,3 тыс. га. Загрязненная почва обнаружена на территории 15 субъектов Российской Федерации;

размещение отходов производства и потребления. В Российской Федерации накоплено около 82 млрд. тонн неутилизируемых отходов. По различным оценкам, в год образуется от 2,7 до 3,4 миллиарда тонн отходов, в том числе 2,6 миллиарда тонн промышленных отходов, 35 - 40 миллионов тонн твердых бытовых отходов, 700 миллионов тонн жидких отходов, в том числе от птицеводства и животноводства, 30 миллионов тонн осадка сточных вод, и так далее. Наибольший объем отходов накопился в топливной промышленности - 51% из 82 миллиардов тонн. Черная металлургия - около 20%, цветная металлургия - 12%. В стране функционируют всего семь мусоросжигательных заводов, пять мусороперерабатывающих и 30 мусоросортировочных комплексов, 12 тысяч полигонов твердых бытовых отходов <1>;

--------------------------------

<1> См.: Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году". М., 2008; Социально-экономическое положение России - 2009 год // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru.

 

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" дублирует Закон и устанавливает виды негативного воздействия (исключая загрязнение недр, почв): выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

3. Ранее п. 3 комментируемой статьи было закреплено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. С 30 декабря 2008 года порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно уже упомянутым Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Постановлением фактически устанавливаются виды платы:

а) плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов. Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения;

б) плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения;

в) плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Такие нормативы установлены Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов производства и потребления.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха, почвы и водных объектов на территории Российской Федерации вводятся для учета суммарного воздействия, оказываемого выбросами (сбросами, размещением отходов) загрязняющих веществ на данной территории.

В основу коэффициентов экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы положен показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономических районов России в результате присущих этим районам выбросов в атмосферу и образующихся и размещаемых на их территории отходов. Так, для атмосферного воздуха наивысшие коэффициенты установлены для Уральского (2), Центрального (1,9) и Северо-Кавказского (1,9) экономических районов. Для почвы наивысшие коэффициенты установлены для Центрально-Черноземного (2), Поволжского (1,9) и Северо-Кавказского (1,9) экономических районов. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам основных рек России рассчитаны на основании данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод по бассейнам основных рек в разрезе республик, краев, областей и объеме стока по бассейнам основных рек в разрезе экономических районов России. Для бассейнов морей и рек наивысшие коэффициенты установлены для бассейна реки Кубани - Республики Адыгеи (2) и Краснодарского края (2,2). Дополнительный коэффициент 2 установлен для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Постановление Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" устанавливает возможность понижения платы за негативное воздействие. Органы исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований с участием территориальных органов Министерства природных ресурсов и экологии устанавливают дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей среды на основании утвержденных базовых нормативов платы и коэффициентов, а также осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.

Перечень природоохранных мероприятий установлен в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. К таким мероприятиям относятся: строительство головных и локальных очистных сооружений для сточных вод предприятий с системой их транспортировки; установка газопылеулавливающих устройств, предназначенных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов и из вентиляционного воздуха перед выбросом в атмосферу; строительство опытно-промышленных установок и цехов по разработке методов очистки отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу; создание автоматических систем контроля за загрязнением атмосферного воздуха, оснащение стационарных источников выброса вредных веществ в воздушный бассейн приборами контроля, строительство, приобретение и оснащение лабораторий по контролю за загрязнением атмосферного воздуха; строительство мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, а также полигонов для складирования бытовых и промышленных отходов; строительство установок, производств, цехов для получения сырья или готовой продукции из отходов производства и др.

В соответствии с п. 4, подп. "б", Постановления "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Верховный суд Республики Татарстан оспорил в Конституционном Суде РФ конституционность указанного выше подп. "б" п. 4 Постановления в части, возлагающей на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочие освобождать конкретные организации от платы за загрязнение окружающей природной среды.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 14 мая 2009 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан" установил, что комментируемый Закон, регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в числе принципов называет платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, что предполагает взимание так называемых экологических платежей, устанавливаемых в зависимости от вида, объема и интенсивности вредного воздействия на окружающую среду. Внесение экологических платежей - в силу того, что оно связано с необходимостью возмещения вреда окружающей среде, - обязательно, по общему правилу, для всех лиц, деятельность которых оказывает на окружающую среду негативное воздействие. Конституционно-правовую основу таких платежей составляет прежде всего ст. 58 Конституции РФ в ее взаимосвязи со ст. 57 Конституции Российской Федерации, поскольку целью их установления как одного из способов экономико-правового регулирования охраны окружающей среды, направленного на обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, является не столько фискальный интерес государства в наполнении казны, сколько сохранение природы и обеспечение экологической безопасности.

Исходя из этого, комментируемый Закон допускает в качестве метода экономического регулирования в области охраны окружающей среды предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Закон об отходах предусматривает экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами, в том числе посредством понижения размера платы за размещение отходов при внедрении технологий, обеспечивающих уменьшение их количества (ст. 24).

Правительство Российской Федерации может посредством нормативных правовых актов участвовать в регулировании обязательных публично-правовых платежей путем определения порядка их исчисления, если эти платежи не носят налогового характера и допускаются по смыслу федерального закона, возлагающего регулирование исполнения закрепляемых им обязанностей на Правительство РФ. Такого рода нормативное правовое регулирование признано Конституционным Судом РФ не противоречащим Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным собранием и Правительством Российской Федерации (см. Определение от 10 декабря 2002 г. N 284-О, Постановление от 28 февраля 2006 г. N 2-П).

Согласно п. 3 ст. 16 комментируемого Закона, порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ. Правительство РФ утвердило Порядок и, кроме того, предоставило органам исполнительной власти субъектов РФ право освобождать (при наличии необходимых согласований) от платы за загрязнение окружающей среды отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (подп. "б" п. 4), при том, что сам комментируемый Закон каких-либо связанных с возможностью освобождения от платы за загрязнение окружающей среды полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации не предусматривает, как не предусматривает он и право Правительства Российской Федерации освобождать от этой платы отдельные организации. Следовательно, наделив органы исполнительной власти субъектов РФ указанным полномочием, Правительство РФ вышло за пределы своей компетенции. Таким образом, положение подп. "б" п. 4 Постановления не соответствует Конституции РФ, ее ст. 10, 19 (часть 1), 58 и 115 (часть 1) и утрачивает силу с 1 января 2010 г.

4. Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью и имуществу граждан загрязнением окружающей среды, в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 17. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды

 

Комментарий к статье 17

 

1. Прежде всего необходимо определиться с содержанием понятия "предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды", или "экологическая предпринимательская деятельность", "экологическое предпринимательство". Определение экологической предпринимательской деятельности зависит от характера воздействия предпринимателей на окружающую среду. Таким воздействием может быть: восстановление, улучшение качества окружающей среды; консервативная охрана и защита окружающей среды; предотвращение негативного воздействия на окружающую среду. Исходя из того, что гражданское законодательство под предпринимательской деятельностью понимает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ), экологическим предпринимательством можно признать деятельность по производству и продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемую в целях улучшения качества окружающей среды, охраны окружающей среды или направленную на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду.

В науке и законодательстве в настоящее время нет единого определения экологического предпринимательства. Остается непонятным, имеется ли здесь в виду только деятельность, состоящая исключительно в оказании услуг природоохранного назначения, или определенные (экологически значимые) аспекты любой предпринимательской деятельности. Между тем при постановке вопроса о введении любых льгот непременно возникнет проблема неопределенности содержания данного понятия. Еще в 2005 году, когда обсуждалась необходимость разработки Экологического кодекса, говорилось о том, что кодекс должен предусмотреть создание предпосылок для развития нового рынка с условным названием "экобизнес" или "экопром". Понятие "экобизнес" должно объединять такие направления, как внедрение энергосберегающих технологий, развитие экологически чистых производств, а также здравниц, курортной деятельности и экотуризма.

На международном уровне экологическое предпринимательство и экологически целесообразная деятельность приобрели популярность с начала семидесятых годов, после Конференции ООН в Стокгольме (1972). В Докладе "Наше общее будущее" (1987) было подчеркнуто, что правительства, общественные организации, предпринимательские круги не только могут, но и должны объединить усилия, направленные на решение экологических проблем, угрожающих существованию самой природы и общества.

В 1992 году в Хартии Торгово-промышленной палаты "Бизнес и окружающая среда" были сформулированы 16 принципов, которыми предпринимателям рекомендовалось руководствоваться в отношении охраны окружающей среды. Они подчеркивают ответственность производственного сектора за происходящие в окружающей среде изменения и были направлены на поддержку инициативы предприятий и организаций по внедрению эффективных систем экологического менеджмента, более чистых технологических процессов, на гармонизацию экономической и экологической деятельности.

"Экологическая ответственность бизнеса" успешно применяется в Западной Европе - там существует целая экологическая промышленность, основные доходы которой приносят создатели экологически чистых технологий производства. Годовые обороты этой отрасли, по данным Европейского агентства по охране окружающей среды, достигают 800 - 900 млрд. долларов.

Ежегодный объем природоохранных услуг в России составляет от 600 млрд. до 2 триллионов долларов США. При этом рассматриваемый рынок представляет собой две сферы (по классификации ЕС, разработанной в рамках переговорного процесса по вступлению России в ВТО) - так называемую зеленую, представляющую комплекс услуг, связанных с оценкой и сохранением биоразнообразия, и коричневую, включающую широкий спектр товарной продукции - промышленные установки, технологии, приборы, реагенты, работы и услуги по подготовке различной природоохранной документации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Антимонопольное регулирование рынка экологических и природоохранных работ и услуг // Материалы выступлений на Международном форуме "Рациональное природопользование" 6 - 7 сентября 2005 г.; http:// www.fas.gov.ru/ competition/ goods/ analisys/ a_2891.shtml.

 

Если исходить из того, что экологическое предпринимательство - это деятельность, состоящая исключительно в оказании услуг природоохранного назначения, то к предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, следует отнести утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных); проведение на территориях (акваториях) хозяйственных и природных объектов рекультивационных и иных восстановительных работ (за исключением последствий чрезвычайных ситуаций); проведение обследований по выявлению деградированных и загрязненных земель в целях их консервации и реабилитации; экологический мониторинг; деятельность по обращению с опасными отходами; разработку нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) (включая радиоактивные) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, нормативов образования и лимитов на размещение отходов, допустимых уровней воздействия на окружающую природную среду; обоснование лимитов природопользования; разработку технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; проведение экологической паспортизации; проведение экологического аудита; инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее об этом: Приказ Госкомэкологии РФ от 23 февраля 2000 г. N 102 "О работах (услугах) природоохранного назначения". Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".

 

2. Согласно комментируемой статье, предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством. Эта поддержка осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством. Данное положение закреплено и в ст. 14 настоящего Закона, где к методам экономического регулирования относится предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды.

К льготам, применяемым в целях поддержки предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, относятся:

1) корректировка размеров платежей за загрязнение окружающей среды. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 26 января 1993 г., органам исполнительной власти субъектов РФ с участием территориальных органов МПР России предоставлено право устанавливать дифференцированные ставки платы и осуществлять корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей. Конкретные природоохранные мероприятия, затраты на выполнение которых могут засчитываться в общих платежах природопользователя, определяются в соответствии с установленным Перечнем природоохранных мероприятий. Территориальные органы МПР России по согласованию с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований могут конкретизировать примерный перечень природоохранных мероприятий мероприятиями, учитывающими особенность и специфику производств на территории и общую экологическую ситуацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.