Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Окружающей среды 1 страница




 

Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды

 

Комментарий к статье 19

 

1. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право конкретизировано в ст. 11 комментируемого Закона, в которой, помимо права на благоприятную окружающую среду, предусмотрено право каждого на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Экологическое нормирование является основой охраны человека и его здоровья. Согласно комментируемой статье, нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. При этом нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов (ст. 21).

К сожалению, современным законодателем человек в этой важнейшей норме экологического законодательства отнесен к "другим организмам". Соответствующая норма в ранее действовавших актах была сформулирована по-другому. Впервые это было сделано в 1980 г. в Законе СССР от 25 июня 1980 г. "Об охране атмосферного воздуха": "Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на него устанавливаются на уровне, отвечающем интересам охраны здоровья людей и охраны окружающей природной среды" (ст. 8).

Аналогичным образом определялись задачи экологического нормирования в Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. N 2060-1. Согласно ст. 25 данного Закона, нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. А ст. 26 указанного Закона конкретизировала задачу нормирования: нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира.

Несмотря на несколько измененную формулировку задач экологического нормирования, оно по-прежнему ориентировано на охрану окружающей среды и имеет своей задачей не только сохранение растительного и животного мира, объектов неживой природы, но и охрану человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Причем в соответствии с предусмотренными законодательными мерами, человек охраняется одновременно с охраной животного, растительного мира и иных объектов. Весь механизм экологического права направлен на решение этой задачи <1>. Элементами такого механизма являются урегулированные комментируемым законом меры - экологическое нормирование, лицензирование, сертификация и др.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Бринчук М.М. Практика экологизации законодательства // Экологическое право. 2008. N 6. С. 12.

 

2. Под нормированием как функцией государственного управления следует понимать деятельность уполномоченных государственных органов по установлению параметров воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду, соблюдение которых должно обеспечить ее надлежащее качество. Учитывая, что экологическое законодательство отнесено ст. 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, комментируемый Закон устанавливает возможность изменения природоохранных нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, установленных на федеральном уровне актами субъектов РФ. Так, согласно ст. 6 Закона, субъекты РФ вправе разрабатывать и утверждать нормативы, государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды, содержащие требования, нормы и правила, соответствующие установленным на федеральном уровне либо ужесточающие их.

В случае если субъекты Российской Федерации не устанавливают более жестких нормативов, действуют общие федеральные экологические нормативы. Объективных причин, которые могут побудить органы государственной власти субъектов РФ разработать более строгие экологические нормативы, может быть как минимум две: необходимость ужесточения экологических требований на особо охраняемых природных территориях либо в зонах экологического неблагополучия регионального значения (в случае принятия регионального закона о порядке их создания).

В механизме экологического права институт нормирования занимает особое место. Он содержит критерии правомерности поведения субъектов экологических правоотношений, поскольку конкретизирует признаки составов административных (и не только) экологических правонарушений, зафиксированных в бланкетных правовых нормах, выступает в качестве критерия правомерности (противоправности) поведения субъектов экологических правоотношений. Состояние таких институтов, как право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, экологический контроль и экологическая экспертиза, ответственность за экологические правонарушения, зависит от показателей качества окружающей среды.

В случае нарушения экологических нормативов специально уполномоченные органы могут приостанавливать или ограничивать деятельность хозяйствующих субъектов, привлекать их к административной ответственности либо передавать материалы в компетентные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности.

3. Комментируемая статья, открывающая данную главу и имеющая базовый, вводный характер, фактически содержит классификацию экологических нормативов. Их две принципиальных разновидности: нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Каждая из этих двух групп, в свою очередь, содержит свои подгруппы. Принципиальная разница между ними заключается в том, что нормативы качества определяют предельные количества вредных веществ, способных оказать воздействие на здоровье человека, в атмосферном воздухе, воде и т.д. Соответствие количества вредных веществ нормативам качества окружающей среды позволяет говорить о безопасности окружающей среды для здоровья граждан. В отличие от нормативов качества, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду содержат требования не к состоянию окружающей среды, а к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенными рамками.

Взаимообусловленность обеих групп экологических нормативов заключается в том, что совокупное количество вредных веществ, которые могут быть размещены промышленными и иными объектами в результате выбросов, сбросов и размещения отходов, не должно повлиять на безопасное для жизни и здоровья граждан качество окружающей среды.

Общий порядок разработки экологических нормативов определен Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 545 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов" (в ред. от 16 июня 2000 г.). Экологические нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов разрабатываются с учетом положений комментируемого Закона, требований других законодательных и иных нормативных актов, показателей государственных и региональных экологических программ, экологической обстановки в регионах, необходимости предотвращения нарушения равновесия в окружающей среде, а также обеспечения охраны жизни и здоровья населения. При их установлении должны учитываться передовые достижения науки и техники в области рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, технико-экономические возможности предприятий, учреждений и организаций - природопользователей, природно-климатические особенности территорий.

 

Статья 20. Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды

 

Комментарий к статье 20

 

1. Предусмотренные в комментируемой статье общие требования к разработке экологических нормативов следует воспринимать в контексте положений Закона о техническом регулировании. Данный Закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия (ст. 1). Как видно из приведенной нормы, сфера действия Закона о техническом регулировании несколько шире, чем определяемая статьями комментируемой главы сфера применения экологических нормативов. Поэтому система экологических нормативов будет действовать вплоть до момента разработки и принятия технических регламентов, предусмотренных Законом о техническом регулировании.

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности.

Ряд технических регламентов уже принят во исполнение прямого указания в п. 7 ст. 46 Закона о техническом регулировании, согласно которому технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу названного Закона (т.е. до 1 июля 2010 г.). С принятием Федерального закона от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" п. 1 ст. 9 данного Закона дополнен перечнем первоочередных технических регламентов, которые должны быть приняты до 1 января 2010 г. Так, например, в этом перечне первоочередных технических регламентов названы следующие: о безопасности машин и оборудования; о безопасности низковольтного оборудования; о безопасности строительных материалов и изделий; о безопасности зданий и сооружений; о безопасности лекарственных средств; о безопасности лифтов; о безопасности электрических станций и сетей; о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением; об электромагнитной совместимости; о безопасности колесных транспортных средств; о безопасности изделий медицинского назначения; о безопасности средств индивидуальной защиты; о безопасности химической продукции и т.д.

Большинство из них уже принято, в том числе Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей", Постановление Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 782 "Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов", Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. N 753 "Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования" и др. Кроме того, приняты и технические регламенты, которые не указаны в перечне первоочередных, например технический регламент о требованиях пожарной безопасности.

Значение технических регламентов трудно переоценить, по своей сути они представляют собой критерии безопасности объектов технического регулирования, с одной стороны, принуждая производителя выпускать продукцию, отвечающую заданным требованиям безопасности, а с другой стороны - указывая потребителю, какой эта продукция должна быть. Указанное высказывание легко пояснить на примере технического регламента на молоко и молочную продукцию. В нем указаны как требования к безопасности молока и молочной продукции, так и требования к безопасности процессов их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Вместе с тем технические регламенты призваны повысить значимость обязательных требований к продукции и процессам ее производства и обращения, сделать их более стабильными и юридически конкретными и воспрепятствовать их произвольному толкованию и применению. И в этом состоит их коренное отличие от действовавшей до недавнего времени системы государственных и отраслевых стандартов <1>.

--------------------------------

<1> Лукьянова В.Ю. К вопросу о юридической природе технического регламента // Журнал российского права. 2007. N 5. С. 12.

 

После разработки всех необходимых технических регламентов экологические нормативы составят их содержательную часть в отношении процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации продукции по вопросам экологической, а также санитарной безопасности <1>. Аналогичный процесс постигнет СНиПы и СанПиНы, которые фактически уже и так являются техническими регламентами по своей сути, а также защитные и охранные зоны.

--------------------------------

<1> Тимофеев Л.А. Проблемы экологического нормирования водоснабжения населения. Саратов, 2003. С. 28.

 

2. Вплоть до разработки в установленном порядке технических регламентов продолжают действовать экологические нормативы, предусмотренные комментируемым Законом. Указанные в комментируемой статье основные стадии процесса нормирования дают наиболее эффективный результат в виде безопасного для жизни граждан качества окружающей среды только в том случае, если они последовательно и системно осуществляются на практике. Однако, как показывает правоприменительная практика, ряд из указанных требований к разработке нормативов в области охраны окружающей среды нарушается. Например, в недавнем прошлом Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов (1992 г.) утверждало нормативы, которые не проходили регистрацию и не были официально опубликованы. Примечательно, что обжаловано это нарушение было только в 2002 году <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение Верховного Суда РФ от 26 апреля 2002 г. N ГКПИ2002-570 // СПС "КонсультантПлюс".

 

Статья 21. Нормативы качества окружающей среды

 

Комментарий к статье 21

 

1. Уровень загрязнения воздуха, особенно в крупных промышленных городах, уже много лет превышает по ряду показателей предельно допустимые нормы, а площадь нарушенных земель России составляет сегодня более миллиона гектаров. Все эти факты говорят только об одном: нужно срочно менять систему государственного контроля за экологией. Сфера экологии нуждается в системном реформировании, и начинать этот процесс нужно с системы нормативов качества окружающей среды. Очевидно, что для начала необходимо сформировать систему экологического нормирования, без которой все экологические законы будут просто бесполезными.

Действительно, экологические законы невозможно реализовать без установления соответствующих нормативов качества окружающей среды, на основе которых можно оценить объем допустимой нагрузки на каждую конкретную территорию, посчитать, какое количество промышленных объектов можно здесь разместить, какой совокупный ущерб они наносят экосистеме, оценить риски, рассчитать адекватный этому ущербу размер экологических платежей и штрафов. Сегодня ведомства, к полномочиям которых относится проведение экологического контроля, вместо проверки соответствия деятельности хозяйствующих субъектов природоохранным требованиям и нормативам качества окружающей среды проверяют соответствие состояния окружающей среды санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормам, что никак не сказывается на реальном состоянии окружающей среды, поскольку не стимулирует снижение ущерба, наносимого окружающей среде.

В действующем российском законодательстве система нормирования существует лишь номинально, поскольку сформирована она была под задачи и потребности плановой централизованной экономики. Понятно, что в современных условиях такой подход безнадежно устарел. Более того, после вступления в силу Закона о техническом регулировании нормативы, закрепленные в законодательстве об охране окружающей среды, нуждаются в согласовании с технологическими нормативами, увязанными с конкретными технологическими возможностями и способами производства. Именно это направление Президент России Дмитрий Медведев выделил в качестве основного, поскольку это позволит существенно продвинуться как в развитии природоохранного законодательства, так и в разрешении накопленных еще с советских времен экологических проблем на территориях страны <1>.

--------------------------------

<1> Егоршева Н. Новые нормативы качества окружающей среды появятся уже осенью // Российская газета. 2008. 15 июля.

 

История развития нормирования такова: первоначально были установлены нормативы качества окружающей среды, приемлемые для человека, чем было положено начало работам в области санитарно-гигиенического нормирования. Однако человек - не самый чувствительный из биологических видов, и принцип "Защищен человек - защищены и экосистемы" нельзя назвать верным. Отголоски этого подхода существуют и поныне. Так, Закон об охране атмосферного воздуха различает гигиенический и экологический нормативы качества атмосферного воздуха. Первый вид нормативов отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека, а второй показывает содержание вредного воздействия на окружающую среду. Так как смысл "гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха" как самостоятельных не просматривается, возникает подозрение, что они были приняты для оправдания бездействия специально уполномоченных органов государственного управления в данной сфере <1>.

--------------------------------

<1> Бринчук М.М. Исполнительная власть и охрана природы // Экологическое право. 2001. N 3. С. 24.

 

Экологическое нормирование прежде всего должно предполагать учет так называемой допустимой нагрузки на экосистему.

2. Нормативы качества окружающей среды - это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. Данная группа экологических нормативов является одним из критериев определения благоприятности качества окружающей среды и может быть использована при защите экологических прав граждан в суде.

3. Нормативы качества окружающей среды предусмотрены многими документами: постановлениями Правительства РФ, ГОСТами, ОСТами, СНиПами, СанПиНами, ОБУВами, приказами МПР России и другими. Выделяют различные виды нормативов качества окружающей среды: нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы ПДК химических веществ, включая радиоактивные вещества; нормативы предельно допустимых уровней воздействий, в том числе вредных физических воздействий (шум, тепло, вибрация, магнитные поля и т.д.) и радиационных воздействий; нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы ПДК микроорганизмов; иные нормативы качества окружающей среды, установленные нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Для достижения целей экологического права в целом и сохранения экосистем в частности весьма важно учитывать названные выше особенности при установлении нормативов качества окружающей среды. Территория Российской Федерации обширна, и экологические системы в ее пределах разнообразны и обладают рядом особенностей. И эти особенности нельзя не учитывать при создании эколого-правового механизма, в том числе при нормировании. В Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" это было сделано более ясно. Так, в соответствии с п. 2 ст. 26 указанного Закона, с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.

Представляется, что и это законодательное положение не вполне корректно. В рамках рассмотренной выше тесной взаимосвязи нормативов качества и нормативов предельно допустимого воздействия на окружающую среду для соответствующих территорий прежде всего должны быть установлены более строгие нормативы качества окружающей среды, а уже на их основе - более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на нее. Указанный дифференцированный подход к установлению нормативов впервые в истории отечественного права был выражен еще в Законе РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" от 14 июля 1982 г. В нем было указано, что нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических воздействий на него являются едиными для всей территории СССР, в необходимых случаях для отдельных районов устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Логика позиции законодателя в изложенном вопросе вполне понятна и оправданна. Потребность в дифференциации нормативов качества окружающей среды возникает в связи с наличием на территории России различных природных и климатических зон и, соответственно, с различной реакцией растительных и животных организмов и экологических систем на однотипные воздействия. Так, по данным Лаборатории охраны природы Кольского филиала АН СССР, "моховые и лишайниковые тундры, еловые, сосновые и лиственные леса, моховые болота будут деградировать даже при соблюдении общесоюзных нормативов ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе" <1>. Эмпирическим путем установлено, что для сохранения экологических систем на соответствующих территориях нормативы ПДК должны быть ужесточены на 20%.

--------------------------------

<1> Крючков В.В. Стратегия охраны природы Севера // Природа. 1984. N 1. С. 39.

 

Необходимость дифференциации нормативов осознается и применяется на практике не часто. Это, например, проявляется, в Законе об охране озера Байкал: на основании данных научных исследований должны разрабатываться и утверждаться нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал, а также методы их определения (ст. 13). Отрадно, что законодательно закреплено такое очевидное требование к разработке и установлению нормативов: установлению нормативов качества окружающей среды для каждой природно-климатической зоны с учетом особенностей экосистем должны предшествовать научные исследования. Одновременно очевидна потребность установления более строгих нормативов ПДК также с учетом повышенной социальной и экологической ценности отдельных территорий - заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий.

"Выявление районов, для которых должны быть установлены более жесткие нормативы ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, - важная и срочная задача органов общегосударственной службы наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды" <1>. Это суждение было высказано четверть века назад. Однако, несмотря на осознание исследуемой меры законодателем, установление нормы в законе, она не была реализована ни применительно к экологически более чувствительным естественным природным системам, ни применительно к особо охраняемым природным территориям. Реализация этой меры особенно актуализируется сейчас в связи с перспективами интенсификации крупномасштабных работ по разработке месторождений минеральных ресурсов в арктической части России <2>.

--------------------------------

<1> Бринчук М.М., Каверин А.М., Колбасов О.С. Новое в советском законодательстве. Законодательство об охране атмосферного воздуха. М.: Юридическая литература, 1981. С. 30.

<2> Кладовые подо льдом. Более 85 процентов ресурсов российского шельфа - на дне северных морей // Российская газета. 2006. 16 февраля.

 

В настоящее время только в двух действующих Федеральных законах - Законе об охране озера Байкал и Федеральном законе от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" - предусмотрена необходимость разработки и установления нормативов качества окружающей среды для соответствующих территорий. Очевидно, что эти нормативы должны быть разработаны с учетом особенностей естественных экологических систем, отношения по поводу которых регулируются названными Законами.

Как отмечалось, экологические нормативы, в частности нормативы качества окружающей среды, могут служить важным средством как предупреждения деградации экологических систем, так и их восстановления.

 

Статья 22. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

 

Комментарий к статье 22

 

1. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

В отличие от нормативов качества окружающей среды эта группа экологических нормативов, иногда называемая "производственно-хозяйственные нормативы", устанавливает требования к источнику вредного воздействия. Для каждого источника вредного воздействия (например, каждой трубы на предприятии) устанавливаются определенные пределы (параметры) выбросов, сбросов или иных видов вредного воздействия.

Для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду и др.

Законодатель в последующих статьях комментируемого Закона дает более подробную информацию о каждом из видов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

Следует обратить внимание на то, что данный перечень нормативов не является закрытым и может быть дополнен нормативами допустимых воздействий на окружающую среду, установленными в федеральных и региональных нормативно-правовых актах. На первый взгляд столь обширный перечень нормативов предполагает высокие гарантии защиты большинства компонентов окружающей среды. Однако, как показывает практика, ситуация с их реализацией не заслуживает особого оптимизма.

Несмотря на то что в настоящее время для контроля за соблюдением нормативов используются сотни стационарных и передвижных лабораторий и даже космическая техника, эти нормативы в большинстве своем не соблюдаются. Такое различие между словом и делом существует либо ввиду отсутствия надлежащих мер обеспечения реализации нормативов качества окружающей среды, либо ввиду невнимательного отношения правоохранительных и природоохранных органов к действующему административному, уголовному и гражданскому законодательству. В самом деле, на практике редко происходит применение ст. 8.1 - 8.5 КоАП РФ, равно как и ст. 246 - 262 УК РФ. Аналогичным образом, существуют технические и юридические проблемы с определением размера причиненного вреда природной среде даже при наличии различных такс и методик определения размера вреда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.