Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И иной деятельности 3 страница




При прекращении эксплуатации (ст. 36 проекта) собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу в здание людей и животных, а также мероприятия по утилизации строительного мусора и переработке во вторичное сырье материалов, полученных от разборки здания или сооружения. При сносе здания или сооружения при подготовке строительства на освобождаемой территории лицо, осуществляющее строительство, должно принять меры в соответствии с проектной документацией на новое строительство.

По общему правилу, собственник здания или сооружения, подлежащего сносу на территории, застройка которой не планируется, должен заказать разработку проекта сноса, в котором должны быть предусмотрены технические решения по сносу, обеспечивающие безопасность населения, окружающей среды, существующих зданий и сооружений и инженерной инфраструктуры, в том числе действующих подземных коммуникаций.

В проекте должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению вывоза и утилизации материалов и мусора, оставшихся после сноса здания или сооружения, а также, если не планируется новое строительство на месте снесенного здания или сооружения, по благоустройству территории и, при необходимости, по рекультивации земель.

При необходимости прекращения или приостановки строительства на срок более 6 месяцев (ст. 34 проекта) застройщиком (заказчиком) или по его заказу лицом, осуществляющим строительство, должна быть осуществлена консервация объекта - приведение его и строительной площадки в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность для граждан и окружающей среды. Мероприятия по консервации должны быть согласованы с проектной организацией - автором проекта. Информация о консервации объекта должна быть направлена застройщиком (заказчиком) органу государственного надзора для принятия решения о приостановке или прекращении осуществления надзорных мероприятий в отношении объекта.

 

Статья 40. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики

 

Комментарий к статье 40

 

1. Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. N 1234-р, определила основные направления государственной политики в сфере энергетики. Стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются энергетическая и экологическая безопасность. Однако функционирование и развитие энергетики наталкиваются на ряд экологических проблем, угрожающих стать в будущем еще более острыми, поскольку топливно-энергетический комплекс является одним из основных источников загрязнения окружающей среды.

Так, серьезной экологической проблемой является негативное воздействие на окружающую среду деятельности предприятий ТЭК. Следует иметь в виду также недостаточный уровень экологической безопасности технологических процессов, высокий моральный и физический износ основного оборудования, недостаточную развитость природоохранной структуры (систем предотвращения и снижения негативных воздействий на окружающую среду). Целью политики в области обеспечения экологической безопасности является последовательное ограничение нагрузки ТЭК на окружающую среду, приближение к соответствующим европейским экологическим нормам.

Упомянутый п. 1 комментируемой статьи термин "объект энергетики" до сих пор не раскрыт в действующем экологическом законодательстве. Правовое регулирование электроэнергетики как отрасли экономики Российской Федерации осуществляется на основе Закона об электроэнергетике, однако данный Закон содержит только два определения - "объекты электросетевого хозяйства" и "объекты электроэнергетики".

При изучении Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359, можно сделать вывод, что здания и сооружения, которые относятся к объектам энергетики, входят в разные классы объектов. Например, теплоэлектроцентраль (ТЭЦ), районную котельную, электрический распределительный пункт можно отнести к объектам промышленной тепло- и электроэнергетики, а трансформаторную подстанцию, отопительно-производственную и отопительную котельную, центральный тепловой пункт (ЦТП), линию электропередачи - к объектам коммунальной тепло- и электроэнергетики.

Таким образом, объектом энергетики можно считать промышленный или коммунальный имущественный объект тепловой, топливной и электроэнергетики, предназначенный для осуществления передачи электрической и тепловой энергии и обеспечения производственных нужд либо нужд населения в потреблении энергии.

Из содержания комментируемой статьи можно сделать вывод, что требования в области охраны окружающей среды в отношении объектов энергетики подразделяются на общие и специальные. Так, п. 1 устанавливает, что размещение, проектирование, строительство и эксплуатация объектов энергетики осуществляются в соответствии с требованиями ст. 34 - 39 комментируемого Закона, то есть регулируются общими требованиями.

В свою очередь, подп. 2 - 6 ст. 40 и иные нормы устанавливают специальные требования, которые наряду с общими требованиями предъявляются лишь к отдельным объектам энергетики, а именно: тепловым электростанциям, гидроэлектростанциям, ядерным установкам, в том числе атомным станциям. Указанные объекты подлежат особому регулированию, поскольку их эксплуатация может повлечь существенное изменение благоприятных условий окружающей среды. Согласно п. "и" ст. 71 Конституции РФ, к федеральному ведению отнесены федеральные энергетические системы, ядерная энергетика и расщепляющиеся материалы. В Законе об электроэнергетике впервые упоминается понятие "Единая энергетическая система" - совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (ст. 3 Закона об электроэнергетике). Возникает вопрос: если под конституционное регулирование подпадают именно федеральные энергетические системы, то в чьем ведении находятся региональные энергетические системы, если таковые имеются? На наш взгляд, в этом случае необходимо руководствоваться п. 2 ст. 78 Конституции РФ, которая устанавливает возможность федеральных органов исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

ТЭС, ГЭС и ядерные установки (включая АЭС) объединяет то, что ст. 48.1 ГрадК РФ они отнесены к особо опасным и технически сложным объектам и являются объектами капитального строительства. Размещение, проектирование, строительство и эксплуатация данных объектов регулируется законодательством о градостроительной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 было утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. Им установлен состав разделов проектной документации и требования к их содержанию при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства, а также при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. По Положению проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации, и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме. В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

В случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий. Последним посвящен Приказ Министерства регионального развития РФ от 1 апреля 2008 г. N 36 "О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства".

Согласно п. 14 ст. 48 ГрадК РФ проектная документация особо опасных, технически сложных объектов также должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" в мероприятия по гражданской обороне включены мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Более подробно перечень этих мероприятий закреплен в Положении о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804.

На основании Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868 порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется МЧС РФ.

Иные специальные требования сформулированы в подп. 2 - 6 комментируемой статьи. Государственное регулирование и контроль в электроэнергетике осуществляются прежде всего Правительством РФ. В соответствии со ст. 21 Закона об электроэнергетике, Правительство Российской Федерации с точки зрения экологической безопасности устанавливает критерии и порядок отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети; утверждает порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической энергии (в том числе в отношении отдельных категорий потребителей, для которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии), а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий; утверждает правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, включающие в себя перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, перечень субъектов оперативно-диспетчерского управления в указанных системах и порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления в них; утверждает порядок расследования причин аварий в электроэнергетике; утверждает порядок создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения в целях предотвращения нарушения электроснабжения по причинам, не зависящим от действий субъектов электроэнергетики и вызванным наряду с другими причинами опасными природными явлениями или иными чрезвычайными ситуациями.

Правительство Российской Федерации распределяет между федеральными органами исполнительной власти полномочия в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике.

Указом Президента РФ от 12 мая 2008 года N 724 утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти в области энергетики. Так, Минпромэнерго России преобразовано в Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство энергетики РФ, упразднено Федеральное агентство по энергетике. На основании этого утверждено Положение о Министерстве энергетики РФ (Минэнерго России). На данный момент Минэнерго России осуществляет деятельность в области государственного регулирования топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов, нефтехимической промышленности.

Часть полномочий в сфере энергетики принадлежит Ростехнадзору. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" данная служба наделена полномочиями по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению федеральной экологической экспертизы.

Необходимо заметить, что ст. 44 Закона об электроэнергетике предусмотрены дополнительные правила вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации. Так, в целях недопущения ущемления прав и законных интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии собственники и иные законные владельцы оборудования по производству электрической энергии, установленная мощность которых равна или превышает 5 МВт, а также собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны осуществлять согласование с системным оператором временного вывода соответствующих объектов электроэнергетики в ремонт, за исключением случаев аварийной остановки оборудования, и с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или Федеральным агентством по атомной энергии (в отношении объектов атомных станций) и системным оператором окончательного вывода соответствующих объектов электроэнергетики из эксплуатации.

Порядок вывода из эксплуатации и в ремонт объектов электроэнергетики установлен Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2007 г. N 484 "О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации". В соответствии с данным Постановлением, вывод в ремонт объектов энергетики осуществляется по согласованию с системным оператором, а вывод из эксплуатации объектов энергетики - по согласованию с системным оператором и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Регламентирована процедура согласования вывода в ремонт и из эксплуатации объекта энергетики. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление согласования окончательного вывода соответствующих объектов электроэнергетики из эксплуатации, обязан предоставить такое согласование, но вправе потребовать от собственников указанных объектов приостановить такой вывод на срок не более чем два года в случае наличия угрозы возникновения дефицита электрической энергии на оптовом рынке (дефицита пропускной способности на отдельных участках электрической сети) в результате вывода указанных объектов из эксплуатации. Если продолжение эксплуатации таких объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам этих объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация.

В случае уведомления уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти собственниками или иными законными владельцами объектов электроэнергетики об их намерении прекратить использование данных объектов Правительство РФ вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев выставить эти объекты на тендерную продажу и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении таких объектов, осуществить их выкуп в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на соответствующей территории.

2. В пункте 2 комментируемой статьи установлены три дополнительных условия, обязательных при проектировании и строительстве тепловых электростанций. Так, проекты должны содержать оснащение ТЭС высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства. Специалисты-экологи высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ признают "системы сероочистки и азотоочистки дымовых газов, системы термической и плазмотермической подготовки и газификации угля, парогазовые схемы, энергохимические комплексы, системы утилизации теплоты уходящих газов, газотурбинные и (или) паротурбинные надстройки" <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Ветошкин А.Г. Процессы инженерной защиты окружающей среды (теоретические основы). Учебное пособие. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2004. С. 103.

 

Однако в природоохранных законах и подзаконных актах не содержится императивного указания на использование таких методов, поэтому следует признать преимущественно декларативный характер норм, содержащихся в комментируемой статье. Также нет и прямого запрета на проектирование, строительство и эксплуатацию ТЭЦ, работающих на иных (экологически небезопасных) видах топлива - угле, мазуте и пр. Более того, существует вероятность снижения доли газового топлива в топливном балансе на внутреннем рынке, и если такие решения будут приняты, то вредное воздействие тепловых электростанций будет только возрастать. Очевидно, что при принятии такого рода решений необходимо помимо экономической конъюнктуры руководствоваться и соображениями обеспечения экологической безопасности.

В то же время требование о безопасном размещении отходов производства вполне обеспечивается законодательством об отходах. В статье 10 Закона об отходах предусмотрено, что при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность, и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека и иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов. Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Тепловые энергоустановки, на которых образуются токсичные отходы, должны обеспечивать их своевременную утилизацию, обезвреживание или возможность захоронения на специализированных полигонах, имеющихся в распоряжении местной или региональной администрации. Складирование или захоронение отходов на территории предприятия, эксплуатирующего тепловую энергоустановку, не допускается. В случае отнесения ТЭС к опасным производственным объектам требования промышленной безопасности становятся более строгими. На такие объекты распространяется действие Закона о промышленной безопасности. Деятельность, связанная со строительством и эксплуатацией опасного производственного объекта, может осуществляться только на основании лицензии. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации.

В статье 8 и 9 данного Закона установлены особые требования к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, расширению, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта. Одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в проектную документацию на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.

Кроме федеральных законов при проектировании зданий и сооружений ТЭС следует руководствоваться Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), Нормами технологического проектирования тепловых электрических станций и тепловых сетей, утвержденными Минэнерго СССР, СНиП II-58-75 "Электростанции тепловые" 1975-11-25, утвержденными Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 25 ноября 1975 г. N 198.

В пункте 2.15 Строительных норм II-58-75 установлено, что расстояния от сооружений ТЭС до жилых и общественных зданий надлежит принимать в соответствии с санитарными нормами допустимого шума в жилой застройке.

Кроме указанных норм к ТЭС применяются Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. N 115, а также Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 г. N 229. Этими Правилами определено, что приемка в эксплуатацию оборудования, зданий и сооружений с дефектами, недоделками не допускается.

После комплексного опробования и устранения выявленных дефектов и недоделок оформляется акт приемки в эксплуатацию оборудования с относящимися к нему зданиями и сооружениями. Устанавливается длительность периода освоения серийного оборудования, во время которого должны быть закончены необходимые испытания, наладочные и доводочные работы и обеспечена эксплуатация оборудования с проектными показателями. В целях защиты населения от экологических последствий работы ТЭС, Санитарные правила предусматривают установление вокруг ТЭС санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ), размер которых в каждом конкретном случае зависит от мощности энергоустановки. Так, тепловые электростанции эквивалентной электрической мощности 600 мВт и выше, использующие в качестве топлива уголь и мазут, относятся к предприятиям первого класса и должны иметь СЗЗ не менее 1000 м, работающие на газовом и газомазутном топливе относятся к предприятиям второго класса и должны иметь СЗЗ не менее 500 м. ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью 200 Гкал и выше, работающие на угольном и мазутном топливе, относятся ко второму классу с СЗЗ не менее 500 м, работающие на газовом и газомазутном топливе относятся к предприятиям третьего класса с СЗЗ не менее 300 м.

При установлении минимальной величины СЗЗ от всех типов котельных тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, необходимо определение расчетной концентрации в приземном слое и по вертикали с учетом высоты жилых зданий в зоне максимального загрязнения атмосферного воздуха от котельной, а также акустических расчетов. СЗЗ при расчетных значениях ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха в пределах ПДК в приземном слое и на различных высотах прилегающей жилой застройки не должна быть менее 50 м, если по акустическому расчету не требуется корректировки в сторону ее увеличения.

3. Гидроэлектростанции в сравнении с ТЭС и АЭС являются менее экологически опасными, однако их неправильное функционирование может существенно влиять на состояние окружающей среды. Так, весной 2007 г. из-за экологически непродуманной эксплуатации Волжской ГЭС остро стал вопрос о прекращении доступа воды в нижнем русле Волго-Ахтубинской поймы, из-за чего пересохли почти все ерики и пруды в районе, жители были лишены воды, необходимой для полива дачных участков, в результате засухи пострадали отдельные объекты природы.

В связи с этим вопросы размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций регулируются отдельно комментируемым Законом и рядом других законов, подзаконных актов. Из смысла ст. 3 Закона о безопасности гидротехнических сооружений вытекает, что гидроэлектростанции являются разновидностью гидротехнических сооружений, к которым также относятся плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов (см. подробнее комментарий к ст. 43).

В отношении гидротехнических сооружений ведется Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр). Порядок формирования и ведения Регистра утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490 и осуществляется в соответствии с Инструкцией МПР РФ, Минтопэнерго РФ, Минтранса РФ и Федерального горного и промышленного надзора России от 12 июля 1999 г. N 144, К-3357, К-14/367-ис, 01/229а "О ведении Российского регистра гидротехнических сооружений".

Постановлением Правительства N 490 формирование и ведение Регистра возложено на МПР России. Он формируется и ведется в целях государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений; сбора, обработки, хранения и распространения информации о количественных и качественных показателях состояния гидротехнических сооружений, условиях их эксплуатации, соответствии этих показателей и условий критериям безопасности гидротехнических сооружений; создания информационной основы для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций; информационного обеспечения государственного управления и надзора в области безопасности гидротехнических сооружений. ГЭС вносится в Регистр после утверждения органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности ГЭС является основным документом, который содержит сведения о ее соответствии как гидротехнического сооружения критериям безопасности. Дополнительные требования к содержанию декларации безопасности и методика ее составления, учитывающие особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений объектов энергетики, утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 декабря 2006 г. N 1163.

В соответствии с п. 22 Положения в случае, если при рассмотрении органом надзора декларации безопасности и заключения экспертной комиссии выявляются обстоятельства, свидетельствующие о снижении уровня безопасности, орган надзора проводит инспекционную проверку гидротехнических сооружений и рассматривает представленную декларацию безопасности с учетом результатов проверки. При этом срок рассмотрения и утверждения декларации безопасности может быть увеличен до 4 месяцев.

Однако судебная практика свидетельствует о том, что столь строгие требования сложны в правоприменении для отдельных субъектов. Так, в конце 2006 года Агентство строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Красноярского края обратилось в Верховный Суд РФ <1> с заявлением о признании недействующими п. 13 в целом и п. п. 21, 22 Положения в части требования обязательности наличия заключения экспертной комиссии при утверждении декларации безопасности гидротехнических сооружений. По мнению заявителя, оспариваемые им правовые нормы, примененные в отношении его управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю, противоречат ст. 10 и 11 Закона о безопасности гидротехнических сооружений, предусматривающим проведение государственной экспертизы деклараций безопасности по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций, а не в обязательном порядке, а также требованиям Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", согласно которому заключение договора на оказание услуг для государственных нужд возможно лишь в форме государственного контракта после проведения конкурсных процедур по выбору исполнителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.