Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И иной деятельности 4 страница




--------------------------------

<1> Решение Верховного Суда РФ от 18 января 2007 г. N ГКПИ06-1629 // http://www.supcourt.ru.

 

В судебном заседании представитель Агентства строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Красноярского края Л. поддержала заявленные требования, считая также незаконной содержащуюся в п. 21 Положения норму об утверждении органом надзора не только декларации безопасности, но и заключения экспертной комиссии.

Представитель Правительства Российской Федерации В. заявленные требования не признала, указывая на то, что непосредственно федеральным законом предусмотрено наличие заключения государственной экспертизы в качестве обязательного основания для принятия решения об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Выслушав и обсудив доводы участвующих в деле лиц, проверив оспариваемые пункты Положения на предмет их соответствия федеральному закону, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М., полагавшей заявленные требования необоснованными, Верховный Суд Российской Федерации не нашел оснований для удовлетворения заявления.

В части 4 ст. 10 Закона о безопасности гидротехнических сооружений установлена обязанность собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации представлять декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений; утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" надзор в этой сфере осуществляют Ростехнадзор, МПР России, Министерство энергетики. Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 237 установлено, что эксплуатация гидротехнического сооружения может осуществляться собственником этого сооружения или эксплуатирующей организацией только на основании лицензии на этот вид деятельности и при наличии разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, выданного органом, на который возложено осуществление государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. При обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Кроме положений Закона N 117-ФЗ необходимо руководствоваться СНиП 2.06.01-86 "Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 28 мая 1986 г. N 71, и Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 г. N 229, Строительными нормами и правилами СНиП 3.07.01-85 "Гидротехнические сооружения речные", утв. Постановлением Госстроя СССР от 8 апреля 1986 г. N 47, Строительными нормами и правилами СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 г. N 84 (с изменениями и дополнениями).

Возвращаясь к положениям п. 3 комментируемой статьи, заметим, что размещение ГЭС зависит от двух факторов: реальных потребностей в электрической энергии соответствующих регионов и особенностей рельефов местностей. Первый фактор подробно проанализирован в распоряжении Правительства РФ от 22 февраля 2008 г. N 215-р, утвердившем Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. В разделе III представлена существующая ситуация с энергопотреблением в России. Так, на протяжении последних восьми лет Россия демонстрирует устойчивую положительную динамику роста электропотребления в различных регионах. В 1998 году период падения спроса на электрическую энергию закончился и начался рост, при котором уровень электропотребления в 2006 г. составил 980 млрд. кВт.ч, что на 9% ниже максимума, зафиксированного в 1990 году (1074 млрд. кВт.ч). Данным документом прогнозируется увеличение доли регионов Северо-Запада, Центра и Дальнего Востока в общем энергопотреблении по России (суммарная доля рассматриваемых регионов может увеличиться с 36,8% в 2006 г. до 39,9% в 2020 году), стабилизация доли региона Урала на уровне 24,6 - 24,7% и уменьшение доли регионов Средней Волги, Юга и Сибири (с 36,4% до 34%).

При решении вопроса о строительстве дополнительных ГЭС необходимо учитывать второй обязательный фактор - особенности рельефов местностей. Его следует понимать как запрет дальнейшего строительства ГЭС на реках равнинной части территории России, поскольку такие стройки влекут за собой экологические бедствия. Более эффективным с точки зрения экологической безопасности будет постройка ГЭС в горной местности, поскольку данное строительство не приведет к затоплению огромных территорий.

Кроме всего вышеизложенного, при размещении ГЭС должны предусматриваться меры по сохранению водных объектов, водосборных площадей, водных биологических ресурсов, земель, почв, лесов и иной растительности, биологического разнообразия, обеспечиваться устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение природных ландшафтов, особо охраняемых природных территорий и памятников природы, а также приниматься меры по своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилищ и иные необходимые меры по недопущению негативных изменений природной среды, сохранению водного режима, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для воспроизводства водных биологических ресурсов.

Существует и ряд гарантий обеспечения безопасности указанных объектов. Среди них можно особо подчеркнуть обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда. Так согласно ст. 15 Закона о безопасности гидротехнических сооружений, риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда признается собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация. Условия и порядок обязательного страхования риска гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, регулируются гражданским законодательством и методиками определения размера вреда.

4. Атомная энергетика представляет собой мощнейший ресурс для экономики любой страны. Однако такие уроки прошлого, как катастрофа на Чернобыльской АЭС, заставили многие государства переосмыслить свою природоохранную политику при использовании атомной энергии, в том числе и Россию. По официальным данным, в 2007 г. российские атомные электростанции в целом, как и в предыдущие годы, демонстрируют надежную и безопасную работу по всем направлениям, включая охрану окружающей среды, ежегодно ими вырабатывается около 160,0 млрд. кВт.ч электроэнергии <1>.

--------------------------------

<1> См.: Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году". М., 2008. С. 204 - 205.

 

В целях обеспечения выполнения требований природоохранного законодательства на всех АЭС ФГУП "Росэнергоатом" образованы экологические службы, которые осуществляют производственный экологический контроль за соблюдением нормативов качества окружающей среды: выбросов вредных химических веществ (ВХВ) в атмосферу, сбросов ВХВ в водные объекты, за образованием и размещением опасных отходов. В 2007 г. на АЭС образовалось 50 202,4 т опасных отходов, что на 9149,1 т меньше, чем в предыдущем году. Объемы накопленных на АЭС опасных отходов уменьшились за 2002 - 2007 гг. в 3,7 раза. Их сокращение связано в основном с передачей отходов длительного накопления специализированным предприятиям.

Несмотря на общую тенденцию уменьшения техногенной нагрузки на окружающую среду, ядерные установки, в том числе и АЭС, являются особо опасными объектами, функционирование которых подлежит более строгому правовому регулированию. В пункте 4 комментируемой статьи речь идет об экологических требованиях на всех стадиях использования ядерных установок.

Согласно ст. 3 Закона об атомной энергии под ними понимают сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов. Иные комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение, не упомянутые в этом списке, к ядерным установкам не относятся.

Отдельно экологическое законодательство регулирует особенности размещения и сооружения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Согласно ст. 28 Закона об атомной энергии, решения о сооружении ядерных установок и решения о размещении ядерной установки принимаются либо Правительством РФ, либо по согласованию Правительства с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых предполагается размещение и сооружение указанных объектов, либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации, либо органами местного самоуправления в зависимости от формы собственности и значения территорий, на которых предполагаются их размещение и сооружение. Предоставление земельных участков и недр для размещения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности Российской Федерации.

Следует подчеркнуть, что территории, на которых предполагается размещение и сооружение указанных объектов, как правило, относятся к категории земель промышленности и иного специального назначения, а точнее в пределах земель энергетики, что регулируется ст. 87, 89 ЗК РФ.

Решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения принимаются в соответствии с земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности, законодательством об охране окружающей среды и с учетом выводов экспертиз, проводившихся общественными организациями. Эти отношения урегулированы также Правилами принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 306.

Немаловажно, что ст. 29 Закона об атомной энергии устанавливает, что в случае выявления дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня безопасности, ухудшению состояния окружающей среды или влекущих иные неблагоприятные последствия, государственный орган либо организация, принявшие решение о сооружении ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, обязаны отменить принятое ими решение либо прекратить или приостановить сооружение соответствующего объекта. Предложения по пересмотру принятого решения могут быть приняты органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями (объединениями). Убытки, связанные с прекращением или приостановлением сооружения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения в случае выявления в процессе их сооружения дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня безопасности этих объектов, к ухудшению состояния окружающей среды или к иным неблагоприятным последствиям, подлежат возмещению в судебном порядке за счет организаций, по вине которых не были своевременно выявлены и учтены эти факторы. Во всех других случаях убытки, связанные с прекращением или с приостановлением сооружения указанных объектов, подлежат возмещению за счет средств соответствующих бюджетов.

Решение о размещении и сооружении ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения принимается с учетом:

потребностей в них для решения хозяйственных и оборонных задач Российской Федерации и отдельных ее регионов;

наличия необходимых для размещения указанных объектов условий, отвечающих нормам и правилам в области использования атомной энергии;

отсутствия угрозы безопасности ядерной установке, радиационному источнику или пункту хранения со стороны расположенных вблизи гражданских или военных объектов;

возможных социальных и экономических последствий размещения объектов использования атомной энергии для промышленного, сельскохозяйственного, социального и культурно-бытового развития региона.

Требования к безопасности объекта использования атомной энергии устанавливаются на основании норм и правил, которые имеются в:

Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 4 февраля 2003 г. N 6 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.6.1.07-03 "Гигиенические требования к проектированию предприятий и установок атомной промышленности";

Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 5 мая 2003 г. N 90 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.6.1.34-03 "Обеспечение радиационной безопасности предприятий ОАО "ТВЭЛ" (СП ТВЭЛ-03)";

Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 28 апреля 2003 г. N 69 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.6.1.24-03 "Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций";

Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 28 апреля 2003 г. N 67 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.6.1.23-03 "Гигиенические требования к проектированию и эксплуатации ядерных реакторов исследовательского назначения СП ИР-03";

Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 28 октября 2003 г. N 158 "О введении в действие санитарных правил СП 2.6.1.45-03 "Обеспечение радиационной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации атомных теплоэлектростанций малой мощности на базе плавучего энергетического блока СП АТЭС-2003";

Постановлении Госатомнадзора РФ N 1, Госгортехнадзора РФ N 97 от 19 июня 2003 г. "Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов для объектов использования атомной энергии. НП-043-03" и т.д.

При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения государственный строительный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

С 1 июля 2008 года взамен Приказа Госатомнадзора России от 14 апреля 2003 г. N 36 "Об утверждении и введении в действие Типовой программы инспекции состояния строительных работ на объектах использования атомной энергии" введены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16 июня 2008 г. N 414 Руководящие документы РД-11-08-2008 "Типовая программа инспекции при проведении государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии". Перечень основных направлений инспекции расширен по сравнению с ранее действующим перечнем.

Документы по оценке радиационного воздействия ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения на окружающую среду представляются соответствующим органом управления использованием атомной энергии или эксплуатирующей организацией в составе проектной документации указанных объектов использования атомной энергии на государственную экспертизу в соответствии с ГрадК РФ.

Как и в случае с ТЭС, в целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются особые территории: санитарно-защитная зона и зона наблюдения.

Размеры санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения вокруг радиационного объекта устанавливаются с учетом уровней внешнего облучения, а также величины и площади возможного распространения радиоактивных выбросов и сбросов. Размеры санитарно-защитной зоны (полосы отчуждения) вдоль трассы трубопровода для удаления жидких радиоактивных отходов устанавливаются в зависимости от активности последних, рельефа местности, характера грунтов, глубины заложения трубопровода, уровня напора в ней и должны быть не менее 20 м в каждую сторону от трубопровода.

В санитарно-защитной зоне радиационных объектов запрещается постоянное или временное проживание, размещение детских учреждений, больниц, санаториев и других оздоровительных учреждений, а также промышленных и подсобных сооружений, не относящихся к этому объекту. Территория санитарно-защитной зоны должна быть благоустроена и озеленена. Использование земель санитарно-защитной зоны для сельскохозяйственных целей возможно только с разрешения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В этом случае вся вырабатываемая продукция подлежит санитарно-эпидемиологической оценке и радиационному контролю. В зоне наблюдения, включающей в себя санитарно-защитную зону, органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора могут вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Проектная документация объектов атомной энергии подлежит государственной экспертизе, которая проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственным ему государственным учреждением. Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Срок проведения государственной экспертизы проектной документации определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать трех месяцев. Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий.

6. В состав проектной документации размещения ядерных установок среди прочих в обязательном порядке включается перечень мероприятий по охране окружающей среды, перечень мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также документы по оценке радиационного воздействия ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения на окружающую среду.

В пункте 6 комментируемой статьи в качестве обязательного элемента проектной документации названы решения, обеспечивающие безопасный вывод из эксплуатации ядерных установок. Работы по выводу из эксплуатации должны выполняться собственным персоналом после специальной подготовки и (или) персоналом других организаций, специализирующихся на проведении таких работ. В необходимых случаях подготовка персонала должна проводиться на тренажерах и макетах, максимально имитирующих основные условия предстоящих работ. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 февраля 2003 г. N 6 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.6.1.07-03 "Гигиенические требования к проектированию предприятий и установок атомной промышленности" определены правила вывода радиационного объекта. Согласно указанным Правилам решение о продлении срока эксплуатации или выводе радиационного объекта (источника излучения) из эксплуатации, а также выбор его варианта принимаются после комплексного обследования радиационного и технического состояния технологических систем и оборудования, строительных конструкций и прилегающей территории объекта.

В проекте вывода радиационного объекта из эксплуатации должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению безопасности на различных этапах вывода его из эксплуатации: остановки, консервации, демонтажа, перепрофилирования, ликвидации или захоронения, а также при проведении ремонтных работ. Проект вывода из эксплуатации радиационного объекта должен содержать: подготовку необходимого оборудования для проведения демонтажных работ; методы и средства дезактивации демонтируемого оборудования; порядок утилизации радиоактивных отходов. При выводе радиационного объекта из эксплуатации следует оценить ожидаемые индивидуальные и коллективные дозы облучения персонала и населения.

Работы по выводу радиационных объектов из эксплуатации должны выполняться специально подготовленным персоналом объекта или персоналом других организаций, имеющих соответствующую лицензию. В необходимых случаях подготовка персонала должна проводиться на макетах и тренажерах, имитирующих основные операции предстоящих работ.

Вопрос о возможном продлении срока эксплуатации источников излучения должен решаться комиссией в составе представителей организации, использующей источник излучения, и органов государственного надзора за радиационной безопасностью, а при необходимости и представителей предприятия-изготовителя. В заключении комиссией определяются возможность, условия и срок дальнейшего использования источника излучения.

 

Статья 41. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники

 

Комментарий к статье 41

 

1. Вооруженные Силы РФ являются одним из крупных природопользователей. По официальным данным, за Министерством обороны закреплено около 14 млн. гектаров земель <1>, относящихся к субкатегории земель обороны (входящей в состав категории земель промышленности иного специального назначения). Специфика военно-оборонной деятельности негативно сказывается не только на земельных ресурсах, но и иных природных объектах, таких, как атмосферный воздух, водные объекты, леса и т.д. Из-за насыщенности Вооруженных Сил РФ радиотехническими средствами возникла проблема защиты населения от электромагнитных излучений.

--------------------------------

<1> Военное право: Учебник. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". М., 2004.

 

В настоящее время особенно острой проблемой для Вооруженных Сил РФ является ликвидация и утилизация большого количества ядерного и химического оружия, вооружения и военной техники, осуществляемые по международным договорам и соглашениям. Сложность решения этих задач определяется отсутствием оптимальных технологий утилизации, которые учитывали бы в полной мере требования экологической безопасности.

Серьезным источником загрязнения окружающей среды является ракетно-космическая деятельность Вооруженных сил. За многие годы эксплуатации полигонов в ряде районов РФ образовались очаги загрязнения от падения отделяющихся частей ракет с остатками компонентов жидкого ракетного топлива. Остается сложной радиационно-экологическая ситуация в районах базирования Северного и Тихоокеанского флотов и в морях, омывающих северное и дальневосточное побережье страны, в результате деятельности атомного флота и эксплуатации ядерных реакторов, сброса и захоронения радиоактивных отходов в море. На береговых технических базах ВМФ скопилось большое количество отработанного ядерного топлива, твердых и жидких радиоактивных отходов, подводных лодок и надводных кораблей с ядерными и энергетическими установками, выведенными из боевого состава флота.

Серьезную проблему представляет состояние очистных сооружений бытовых отходов в военных гарнизонах. Очистку проходят примерно 28 млн. куб. м сточных вод, сбрасываемых объектами Министерства обороны. Плановые задания по вводу в эксплуатацию очистных сооружений в гарнизонах из года в год не выполняются. Несмотря на некоторое сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, около 80% котельных, находящихся на балансе воинских частей, не оснащены природоохранными устройствами и выбрасывают без очистки в атмосферный воздух более 135 тыс. т вредных веществ. Обеспеченность воинских частей комплексами очистных сооружений составляет 77% от требуемого количества, при этом 68% имеющихся комплексов очистных сооружений требуют капитального ремонта и реконструкции. В связи с этим проблема размещения твердых бытовых отходов на несанкционированных свалках по-прежнему актуальна: требуют утилизации 360 - 400 тыс. т твердых бытовых отходов <1>.

--------------------------------

<1> Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году". М., 2008. С. 189 - 192.

 

Это обусловливает необходимость особого внимания к соблюдению экологического законодательства при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники. В связи с этим в 1992 году в составе Министерства обороны РФ было создано Управление экологии и специальных средств защиты. В 1992 - 1995 годах на уровне Совета Безопасности, Правительства РФ и Министерства обороны РФ был принят ряд решений в этой области, что, по существу, явилось первым шагом в создании новой системы обеспечения экологической безопасности Вооруженных Сил РФ. Для руководства обеспечением экологической безопасности повседневной деятельности войск (сил), их защитой от экологически вредных воздействий, охраной окружающей природной среды и рациональным использованием природных ресурсов создана Экологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 23 января 1998 г. N 46 "Об утверждении Положения об Экологической службе Вооруженных Сил Российской Федерации"). Подразделения этой службы входят в состав главных штабов видов Вооруженных сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, штабов военных округов, флотов (флотилий), объединений и полигонов. В соединениях и воинских частях решением специальных задач, связанных с обеспечением экологической безопасности, занимаются нештатные инспекторы по охране окружающей среды. Основным информационно-аналитическим центром в области экологической безопасности является Экологический центр Министерства обороны Российской Федерации. На него возложены задачи военно-научного, методического и информационного сопровождения работ в области военной экологии и обеспечения экологической безопасности деятельности Вооруженных сил.

На данный момент действует более 100 приказов, которые устанавливают правовые основы обеспечения экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил РФ (например, Приказ Министра обороны Российской Федерации от 14 августа 1993 г. N 406, которым введено в действие Положение о порядке организации экологического контроля за охраной природной среды и рациональном использовании природных ресурсов в Вооруженных Силах РФ).

Комментируемый Закон распространяет экологические требования, установленные для размещения строительства и эксплуатации предприятий и иных хозяйственных объектов, на всю военную деятельность, размещение, строительство и эксплуатацию военных и оборонных объектов. Например, в равной степени на военные учреждения (предприятия, воинские части и т.п.) распространяется требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде от стационарной передвижной деятельности военных подразделений, военных оборонных объектов. Такой вред подлежит возмещению потерпевшим - предприятиям, организациям, гражданам в случае факта экологического правонарушения, так и при правомерном причинении вреда, если это предусмотрено законом. В частности, подлежит возмещению правомерный вред, причиненный военным ведомством во время проведения учений, маневров и иной деятельности военных формирований в мирное время.

Должностным лицам органов государственного экологического контроля предоставлено право в установленном порядке посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.