Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И иной деятельности 10 страница




Комментируемая статья устанавливает в качестве обязательного условия для ввоза в РФ ТВС положительное заключение государственной экологической экспертизы. На экспертизу представляется единый проект, подготовленный уполномоченными организациями, согласованный с органами исполнительной власти, осуществляющими контроль и надзор в области использования атомной энергии. Ввоз в Российскую Федерацию облученных сборок осуществляется в пределах лимитов, ежегодно определяемых Правительством РФ. Положением о ввозе в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов определены условия ввоза ТВС на территорию России, при этом в зависимости от цели ввоза в РФ определены два вида условий:

а) для ввоза в РФ ТВС с целью временного технологического хранения с последующим обязательным возвратом в государство-поставщик условия сводятся к обеспечению гарантий приема государством-поставщиком облученных сборок по окончании срока хранения и определению срока хранения, который должен быть не более технически допустимого срока;

б) ввоз в РФ ТВС с целью временного технологического хранения с последующей переработкой осуществляется на следующих условиях:

международный договор РФ должен содержать обязательства по переработке облученных сборок после окончания срока их временного технологического хранения;

срок временного технологического хранения облученных сборок и продуктов переработки обосновывается в материалах единого проекта, устанавливается при заключении соответствующего внешнеторгового контракта и не должен превышать технически допустимый срок, определенный исходя из особенностей и состояния облученных сборок и условий их хранения;

внешнеторговый контракт на ввоз облученных сборок российского производства может предусматривать условия последующего оставления радиоактивных отходов в Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Необходимо констатировать, что в настоящее время ни одна страна мира, включая Россию, не имеет надежных технологий для хранения и захоронения радиоактивных отходов. Кроме того, в России на сегодняшний день нет свободных хранилищ для хранения зарубежных радиоактивных отходов. В то же время, действительно, переработка облученных тепловыделяющих сборок из других стран практикуется, например, в Великобритании и Франции. Однако международная практика переработки облученных ТВС из других стран предполагает однозначный возврат радиоактивных отходов. Например, в соответствии со ст. 3 Закона Бателя, принятого во Франции, предполагается возврат радиоактивных отходов в страну их происхождения. Данный Закон запрещает хранение иностранных отходов на французской территории дольше определенного времени, необходимого по технологии переработки. В связи с этим представляется необходимым внесение изменений в комментируемую статью, что уже предлагалось депутатами Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации.

В случае принятия такого законопроекта будет установлена обязательность возврата радиоактивных отходов, образующихся в результате обращения с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов зарубежного производства, что позволит снизить риск радиационного воздействия и будет способствовать повышению уровня экологической безопасности. Кроме того, это приведет к получению дополнительных финансовых ресурсов за счет экономии средств, направляемых на реабилитацию территорий, подвергаемых радиоактивному загрязнению в результате захоронения высоко- и среднеактивных отходов, социальных выплат населению, проживающему вблизи пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также средств, направляемых на защиту объектов захоронения радиоактивных отходов.

 

Статья 49. Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве

 

Комментарий к статье 49

 

1. Комментируемый Закон устанавливает несколько направлений охраны окружающей среды в сельском хозяйстве. Одним из главных является возложение обязанности на граждан и юридических лиц по соблюдению требований в области охраны окружающей среды в области химизации сельского хозяйства. На территории Российской Федерации распространено множество вредных организмов, наносящих ущерб сельскохозяйственному производству. В различных регионах сельскохозяйственным культурам причиняют вред около 50 видов многоядных, свыше 100 видов специализированных вредителей и более 70 видов болезней и 300 видов сорняков <1>.

--------------------------------

<1> См.: Приказ Минсельхоза РФ от 18 марта 2002 г. N 273 "О Программе по борьбе с особо опасными вредными объектами сельхозкультур и порядке финансирования мероприятий по защите растений" // Текст Приказа официально опубликован не был.

 

В связи с этим сбалансированная химизация сельского хозяйства является важнейшим направлением повышения урожайности сельскохозяйственных культур и одновременно одной из самых острых проблем в процессе обеспечения качества земель сельскохозяйственного назначения. Цель химизации - повышение урожайности и увеличение продукции сельскохозяйственного производства. Однако наряду с позитивным воздействием на количество урожая использование пестицидов и иных химических препаратов имеет и отрицательный эффект - загрязнение продуктов питания и, как следствие этого, ухудшение здоровья человека. Отсюда вытекает проблема обеспечения производства экологически чистой продукции, под которой предлагается понимать "продукцию, обладающую повышенной питательной ценностью, укрепляющую здоровье, не содержащую токсичных веществ, не оказывающую канцерогенного, мутагенного или иного неблагоприятного воздействия на организм человека в процессе ее потребления" <1>.

--------------------------------

<1> Ярандайкин Р.С. Организационно-правовые проблемы производства и реализации экологически чистой сельскохозяйственной продукции: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 15.

 

Загрязнение окружающей среды химическими веществами происходит как в процессе их производства, хранения, транспортировки и применения, так и при нарушении правил утилизации и удаления химических отходов. При рассмотрении вопросов химизации сельского и лесного хозяйства необходимо различать два понятия: пестициды и агрохимикаты.

Пестициды - химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты).

Агрохимикаты - удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Данное понятие не применяется в отношении торфа, используемого для других целей.

По состоянию на 1 августа 2008 г. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выдано более 1900 санитарно-эпидемиологических заключений на пестициды и агрохимикаты. Число регистрируемых препаратов ежегодно растет, и такая тенденция отмечается в большинстве стран мира, в том числе благодаря разработке более совершенных технологий и препаративных форм. В ряде стран Западной Европы зарегистрировано от 5 до 10 тысяч наименований пестицидов <1>.

--------------------------------

<1> См.: письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15 августа 2008 г. N 01/8911-8-32 "Об усилении надзора за содержанием пестицидов в пищевых продуктах и объектах окружающей среды" // Экологические ведомости. 2008. N 10.

 

Разрешается использование только тех пестицидов и агрохимикатов, которые прошли регистрационные испытания, экспертизу, а также государственную регистрацию. Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов проводятся для разработки и обоснования регламентов применения пестицидов и агрохимикатов. Указанные регламенты обеспечивают эффективность применения пестицидов и агрохимикатов и их безопасность для здоровья человека, окружающей среды. Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов осуществляют юридические лица, которые имеют необходимое для этого научное и материально-техническое обеспечение, специалистов соответствующего профиля и квалификации и допущены специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, к проведению данных испытаний.

Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов включают в себя: определение эффективности применения пестицидов и агрохимикатов и разработку регламентов их применения; оценку опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и разработку гигиенических нормативов, санитарных норм и правил; экологическую оценку регламентов применения пестицидов и агрохимикатов; экспертизу результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов.

Экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов включает в себя: государственную экологическую экспертизу пестицидов и агрохимикатов, осуществляемую специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; токсиколого-гигиеническую экспертизу, осуществляемую специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора; экспертизу регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, организуемую специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.

Государственная регистрация пестицида или агрохимиката осуществляется Россельхознадзором после окончания регистрационных испытаний пестицида или агрохимиката при наличии положительных заключений по экспертизе результатов регистрационных испытаний пестицида или агрохимиката федеральных органов исполнительной власти. Конечными результатами исполнения Россельхознадзором государственной функции являются: выдача свидетельства о государственной регистрации пестицида или агрохимиката или дополнения к ранее выданному свидетельству о государственной регистрации пестицида или агрохимиката; уведомление об отказе в государственной регистрации пестицида или агрохимиката; уведомление о прекращении государственной регистрации пестицида или агрохимиката до истечения срока государственной регистрации пестицида или агрохимиката (п.п. 1.3, 1.4 Приказа Минсельхоза РФ от 17 июня 2009 г. N 231 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов").

При совершении регистрации пестицид или агрохимикат вносится в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории России. Экологическое законодательство запрещает не только производство, использование и оборот пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию, но и их рекламу.

2. При производстве пестицидов и агрохимикатов изготовитель обязан: обеспечивать производство пестицидов и агрохимикатов в соответствии с нормативной документацией; обеспечивать выпуск пестицидов и агрохимикатов в расфасовке, удобной для потребителей, в том числе для розничной торговли; обеспечивать выпуск аналитических стандартов (тестов) в целях контроля микроколичеств пестицидов и агрохимикатов в сельскохозяйственной продукции, лекарственном сырье и продуктах питания, окружающей среде; прекращать реализацию пестицидов и агрохимикатов и осуществлять их утилизацию в случаях, если безопасное применение данных пестицидов и агрохимикатов становится невозможным при выполнении рекомендаций о применении, транспортировке и хранении пестицидов и агрохимикатов или при соблюдении ограничений по применению пестицидов и агрохимикатов.

Хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Транспортировка пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально оборудованных транспортных средствах. При их транспортировке необходимо соблюдать требования, которые установлены законодательством Российской Федерации, и издаваемые специально уполномоченными органами исполнительной власти РФ в соответствии с ним правила, которые исключают возможность негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую среду.

Порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных. Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду. Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования. Применение пестицидов ограниченного использования должно осуществляться на основании специальных разрешений специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти только гражданами, имеющими специальную профессиональную подготовку. Более детально порядок использования пестицидов и агрохимикатов определяется санитарными правилами.

3. Ситуация с хранением и уничтожением (утилизацией) непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, несмотря на принятие ряда законодательных актов и директивных документов, продолжает оставаться одной из наиболее актуальных для субъектов РФ. В Российской Федерации накоплено около 20 тыс. т запрещенных и непригодных к применению пестицидов. Длительное их хранение в неприспособленных складах и разрушенной таре приводит к загрязнению окружающей среды: почвы, водных объектов, в том числе источников питьевого водоснабжения. Особую опасность представляют хранящиеся стойкие органические загрязнители: хлорорганические соединения, нитросоединения, ртутьорганические протравители, а также обладающие высокой токсичностью фосфорорганические и медьсодержащие пестициды.

В настоящее время имеются случаи незаконного захоронения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, в том числе с выдачей разрешительных документов Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.

Между тем в соответствии со ст. 13 Закона об отходах организацию деятельности в области обращения с отходами, в том числе пришедшими в негодность и запрещенными к применению пестицидами и агрохимикатами, на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Согласно ст. 24 Закона о пестицидах и агрохимикатах допускается захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, при этом методы их уничтожения, а также тары из-под них разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимикатов по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Уничтожение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, учитывая, что данные вещества могут относиться к отходам 1 - 2-го классов опасности, должно осуществляться на полигонах токсичных отходов (захоронение) либо сжиганием на высокотемпературных установках для сжигания отходов, при этом уничтожение должно осуществляться в соответствии с требованиями санитарного законодательства (технологии уничтожения должны быть разрешены в установленном порядке).

При решении вопросов уничтожения, в том числе захоронения, пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов необходимо руководствоваться: Санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления"; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и другими документами санитарного законодательства <1>.

--------------------------------

<1> См.: письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22 мая 2009 г. N 01/6985-9-32 "О захоронении пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов" // Текст письма официально опубликован не был.

 

4. Применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду, п. 2 комментируемой статьи запрещено. Для всех же разрешенных к применению в сельском хозяйстве химических веществ установлены ПДК в объектах окружающей среды, порядок учета и хранения ядохимикатов, а также правила, согласно которым химические обработки посевов, насаждений и других угодий проводятся только после их предварительного обследования, определения степени поражения вредителями и заселения полезными видами насекомых. В случае нарушения правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде, ст. 8.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.

 

Статья 50. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия

 

Комментарий к статье 50

 

Часть первая комментируемой статьи запрещает производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, без соблюдения обязательных разрешительных процедур. Для наиболее точного уяснения смысла положений комментируемой статьи обратимся к нормам международного права.

Ратифицированная Российской Федерацией Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) предусматривает два режима сохранения компонентов биологического разнообразия:

а) сохранение экосистем и естественных мест обитания, а также поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественной среде, а применительно к одомашненным или культивируемым видам - в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки, - сохранение in-situ;

б) сохранение компонентов биологического разнообразия вне их естественных мест обитания - сохранение ex-situ.

При этом рассматриваемый международный документ говорит о том, что приоритет отдается сохранению in-situ, а меры сохранения ex-situ возможны только в качестве вспомогательных ("в целях дополнения мер in-situ"). Статья 9 Конвенции среди основных принципов сохранения ex-situ называет предпочтительное сохранение компонентов биологического разнообразия ex-situ в стране биологического происхождения таких компонентов; создание условий для сохранения и исследования ex-situ растений, животных, микроорганизмов предпочтительно в стране происхождения генетических ресурсов; сохранение и реабилитация находящихся в опасности видов и их реинтродукция в места их естественного обитания; регламентация и регулирование сбора биологических ресурсов из естественных мест обитания для целей сохранения ex-situ, для того чтобы не создать угрозу для экосистем.

В соответствии с положениями Международной конвенции по защите растений (Рим, 1951 г.) договаривающиеся государства контролируют ввоз растений и их частей, в том числе семян, государства наделяются правом регламентировать порядок ввоза растений и растительных продуктов и с этой целью устанавливать ограничения или запреты на ввоз определенных растений или растительных продуктов. В случае установления таких ограничений или запретов государства должны публиковать такие сведения и сообщать об этом службам по защите растений других стран и Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). Каждая партия груза в соответствии с положениями Конвенции сопровождается фитосанитарными удостоверениями, подтверждающими надлежащее фитосанитарное состояние и происхождение грузов растений.

Соглашение о сотрудничестве в области карантина растений, принятое государствами СНГ 13 ноября 1992 г., в целях предотвращения завоза и распространения карантинных и других особо опасных отсутствующих на территориях договаривающихся сторон вредителей, болезней растений и сорняков устанавливает обязательные правила по карантинной проверке семян, посадочного материала, растений и растительной продукции при импорте, экспорте и транзите через пограничные пункты. Участники Соглашения принимают единые, действующие на территории государств СНГ правила по импорту, экспорту и транзиту грузов растений. В частности, каждая партия таких грузов должна сопровождаться фитосанитарными сертификатами единой формы, в которых удостоверяется, что подкарантинный груз отвечает фитосанитарным требованиям, предъявляемым импортирующей стороной.

Таким образом, международная политика в сфере регулирования биологического воздействия направлена на ограничение чужеродного вмешательства в естественные экосистемы, приоритетного сохранения компонентов биологического разнообразия в их естественной среде, что нашло подтверждение в положениях действующего экологического законодательства.

Требования части первой комментируемой статьи, необходимые к соблюдению юридическими и физическими лицами при осуществлении деятельности по производству, разведению и использованию растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, можно разделить на три группы:

а) разработка эффективных мер по предотвращению неконтролируемого размножения растений, животных и других организмов;

б) получение положительного заключения государственной экологической экспертизы;

в) выдача разрешений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и законодательством Российской Федерации.

Основной целью указанных требований является недопущение превышения численности живых организмов сверх допустимой в естественных условиях предельной нормы. При этом негативное воздействие на природу может оказывать как превышение численности санитарно-опасных живых организмов (крыс и т.д.), так и не контролируемое увеличение количества полезных объектов животного мира.

Требование по проведению государственной экологической экспертизы принято во исполнение положений ст. 14 Конвенции о биологическом разнообразии, закрепляющей обязательство договаривающихся государств по проведению экологической экспертизы проектов, которые могут оказывать существенное воздействие на биологическое разнообразие, в целях предупреждения или сведения к минимуму таких последствий и обеспечению участия общественности в проведении экологической экспертизы.

Законодательством Российской Федерации государственная экологическая экспертиза названа обязательной мерой охраны животного мира при принятии хозяйственных решений, способных повлиять на объекты животного мира и среду их обитания (ст. 20 Закона о животном мире).

Анализируя содержание основополагающих нормативно-правовых актов в области экологической экспертизы, охраны животного мира и охраны окружающей среды от негативного биологического воздействия, необходимо констатировать, что производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, не является самостоятельным объектом экологической экспертизы. Такая экспертиза проводится в случае принятия нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регулирующих осуществление производства, разведения и использования растений и животных, проектов федеральных и региональных целевых программ, т.е. в отношении объектов экологической экспертизы, указанных в ст. 11, 12 Закона об экологической экспертизе.

Помимо обязательного проведения экологической экспертизы часть первая комментируемой статьи содержит требование об обязательном получении разрешений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и законодательством РФ на осуществление деятельности по производству, разведению и использованию растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам.

Данное правило основывается на международном принципе приоритетного сохранения компонентов биологического разнообразия в их естественной среде. В законодательстве о животном мире содержится требование о получении разрешений специально уполномоченных государственных органов РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания, во-первых, на переселение объектов животного мира в новые места обитания, во-вторых, на акклиматизацию новых для фауны РФ объектов животного мира и, в-третьих, на проведение мероприятий по гибридизации объектов животного мира.

В действующих нормативно-правовых актах разрешительные документы на осуществление вышеуказанных видов деятельности, связанных с воздействием на объекты животного мира и среду их обитания, именуются по-разному. Например, в соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327, к полномочиям Россельхознадзора относится выдача лицензий на проведение мероприятий по акклиматизации, переселению и гибридизации, на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. В Административном регламенте исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по выдаче разрешений на проведение мероприятий по акклиматизации, переселению и гибридизации, а также на особо охраняемых природных территориях федерального значения разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде, утв. Приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2007 г. N 615, такие лицензии именованы разрешениями (п. 4 Административного регламента).

По своей правовой природе такие разрешительные документы существенно отличаются от лицензий на осуществление отдельных видов деятельности. Во-первых, в ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" говорится о том, что отношения в сфере использования природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира, не регулируются данным Федеральным законом. Во-вторых, "природоресурсные" лицензии и разрешения оформляют, по сути, обязательственные отношения между государством - собственником природных ресурсов и конкретным юридическим лицом, в которых усматривается согласование ряда условий природопользования на стадии получения разрешительной документации. Определенная трудность в сопоставлении правового положения вышеуказанных разрешительных документов состоит в том, что правовой статус "природоресурсных" лицензий четко не определен в законодательстве: в настоящее время отсутствует единый нормативный акт о видах и порядке их предоставления.

Часть вторая комментируемой статьи посвящена вопросам защиты от негативного воздействия микроорганизмов на различных стадиях функционирования опасных производственных объектов.

В соответствии с Законом о промышленной безопасности под опасным производственным объектом понимаются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Федеральному закону (ст. 2). В приложении 1 обозначено пять категорий таких объектов. К первой категории относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, хранятся, транспортируются и уничтожаются опасные вещества. Опасные вещества рассматриваемый Федеральный закон определяет как воспламеняющие, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, иные представляющие опасность для окружающей среды вещества. Ко второй и третьей категориям относятся опасные производственные объекты, на которых используется оборудование, способное причинить вред жизни и здоровью человека, а также негативно повлиять на состояние окружающей среды (например, оборудование, работающее под давлением, стационарно установленные грузоподъемные механизмы). К четвертой и пятой категориям относятся опасные объекты по видам и результатам выполняемых работ (на которых производится обработка черных и цветных металлов, ведутся горные работы). Все опасные производственные объекты подлежат занесению в реестр, который ведется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.