Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Охраны окружающей среды




 

Статья 81. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

 

Комментарий к статье 81

 

Появление таких экологических проблем, как загрязнение мирового океана, истощение озонового слоя, изменение климата, опустынивание земель, трансграничное загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов, свидетельствует о том, что проблемы охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран или регионов - они приобрели глобальный характер. Необходимость решения таких проблем предполагает объединение усилий международного сообщества. Охрана окружающей среды сегодня - это одна из таких проблем человечества, которые не могут быть решены обособленными действиями государств и неизбежно требуют международного сотрудничества, совместных усилий государств и международных организаций на локальном, региональном и мировом уровнях. Можно выделить две основные формы, в которых осуществляется международное сотрудничество государств и иных субъектов международного права по проблемам охраны окружающей среды и рационального природопользования:

а) договорная форма сотрудничества, выражающаяся в заключении международных договоров, направленных на решение экологических проблем;

б) организационная форма сотрудничества, проявляющаяся в создании и деятельности международных межправительственных экологических организаций, а также в организации международных конференций по проблемам охраны окружающей среды.

Основой международного сотрудничества в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды выступает международно-правовое регулирование, базирующееся на общепризнанных принципах международного права и уже сформированных и нашедших свое документальное закрепление принципах международного права окружающей среды. К числу общепризнанных принципов международного права необходимо отнести императивную норму jus cogens, что переводится как "неоспоримое право". Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens - это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. Данные нормы закреплены прежде всего в уставе ООН, и к ним относятся принципы добросовестного выполнения международных обязательств, неприменения силы или угрозы силой, разрешения международных споров мирными средствами. Нарушение общепризнанных принципов международного права имеет свои негативные последствия. Так как они обладают высшей юридической силой по отношению к нормам международного договора, то если в момент заключения такой договор противоречит нормам jus cogens, он считается ничтожным. Данное правило применяется и к международным соглашениям в области охраны окружающей среды.

Международное сотрудничество по вопросам рационального природопользования и охраны окружающей среды основывается на принципах, закрепленных в международных договорах и документах так называемого мягкого, то есть рекомендательного права.

Основным принципом международного сотрудничества в экологической сфере является принцип заботы о людях и обеспечения права человека на благоприятную окружающую среду, нашедший отражение и во внутреннем праве государств. Например, в Конституции РФ право на благоприятную окружающую среду отнесено к основным правам и свободам человека, признаваемым и гарантируемым в Российской Федерации. Данный принцип был впервые закреплен на международном уровне на Стокгольмской конференции 1972 г. в качестве первого принципа основного документа конференции - Декларации. Он гласит: "человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь". В принятой на Конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) Декларации данный принцип звучал таким образом: "забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития; они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой".

К другим принципам международного природоохранного сотрудничества можно отнести следующие основополагающие начала:

государства вправе использовать свои собственные ресурсы в соответствии со своей политикой в области охраны окружающей среды. Данный принцип был принят на Стокгольмской конференции 1972 г. и закреплен в Декларации принципов. Он подтверждает наличие у государств суверенитета над природными ресурсами в пределах своей территории. У такого проявления суверенитета есть и обратная сторона - государства не должны злоупотреблять своими правами таким образом, чтобы деятельность в пределах их юрисдикции или контроля причиняла ущерб окружающей среде других государств или районов, лежащих за пределами национальной юрисдикции. Рассматриваемый принцип лежит в основе всех международных договоренностей по охране окружающей среды, поскольку меры по реализации международных обязательств принимаются, за редким исключением, самими государствами в своем внутреннем правопорядке, базируясь на принципе суверенитета. Например, ст. 3 Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. гласит, что государства имеют право разрабатывать свои биологические ресурсы согласно своей экологической политике и несут ответственность за обеспечение того, чтобы такая деятельность не наносила ущерба другим субъектам. С другой стороны, принятие международных соглашений формирует основы и внутригосударственной экологической политики;

природные ресурсы (воздух, вода, земля, биологическое разнообразие) должны быть сохранены на благо нынешнего и будущего поколений. Данный принцип, по сути, отражает общеправовой принцип гуманизма и выражается в необходимости планирования деятельности человека и управления ею, в том числе нормирования качества окружающей среды и воздействий на нее, проведения процедуры оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности, постоянных наблюдений за состоянием окружающей среды, реализации природоохранных мероприятий и программ различных уровней. Данный принцип также закреплен в Декларации принципов 1972 г.;

невозобновимые природные ресурсы должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась их защита от истощения в будущем и чтобы выгоду от их разработки получило все человечество. В качестве примера реализации данного принципа можно привести установление в Конвенции по морскому праву 1982 г. особенностей международно-правового режима района морского дна, под которым понимается глубоководное морское дно, расположенное за пределами национальной юрисдикции. Конвенция 1982 г. закрепляет положение, что ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права либо осуществлять их в отношении какой-либо части района или его ресурсов. Все права на ресурсы района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну (Орган), включающий в качестве членов все государства - участники Конвенции. Ресурсы района не подлежат отчуждению, однако полезные ископаемые, добытые в районе, могут быть отчуждены. Район используется на благо всего человечества, независимо от географического положения государств и с учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов. Деятельность в районе организуется, осуществляется и контролируется Органом таким образом, чтобы способствовать здоровому развитию мировой экономики и сбалансированному росту международной торговли. Так, Орган обеспечивает справедливое распределение между государствами финансовых и других экономических выгод от деятельности в районе;

основополагающим для принятия Киотского протокола (1997 г.) к Конвенции об изменении климата стал один из базовых принципов международного права - принцип предосторожности, который гласит: "в тех случаях, когда существует угроза серьезного или непоправимого ущерба, отсутствие полной научной определенности не должно быть причиной откладывания рентабельных мер, направленных на предотвращение экологической опасности". Помимо Киотского протокола данный принцип озвучен в ряде международных соглашений, в том числе Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г.;

в Декларации по окружающей среде и развитию, принятой на конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.), был закреплен важный принцип международного права окружающей среды - принцип общей, но дифференцированной ответственности государств, с учетом социальных и экономических условий стран. Данный принцип был положен в основу Конвенции об изменении климата 1992 г., в которой признается, что основную ответственность за антропогенные изменения климата несут промышленно развитые страны. В Киотском протоколе также можно проследить реализацию рассматриваемого принципа в механизме "чистого развития". Указанный механизм предусматривает осуществление проектов по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемых на территории стран, не перечисленных в приложении 1 (развивающихся стран), за счет инвестиций государств, указанных в приложении 1, в которое включены экономически развитые страны, взявшие на себя основные обязательства по Киотскому протоколу;

основой конвенций о предотвращении трансграничного загрязнения является принцип "загрязнитель платит", в соответствии с которым расходы, связанные с мерами по предотвращению загрязнения и ликвидации его последствий, покрываются загрязнителем. К таким международным договорам относятся, например, Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г. и др. Под трансграничным загрязнением понимается негативное антропогенное воздействие на человека и окружающую среду, физический источник которого находится на территории одного государства, а вредные последствия наступают на территории другого (или других) государств. Субъектами такого загрязнения являются "сторона происхождения", т.е. государство-загрязнитель, и так называемые затрагиваемые стороны, т.е. страны, на территории которых наблюдаются негативные последствия трансграничного загрязнения. Реализация принципа "загрязнитель платит" заключается в том, что, во-первых, вредное воздействие на окружающую среду является платным, а во-вторых, что основную ответственность за трансграничное загрязнение должно нести государство-загрязнитель. Особый порядок возмещения ущерба установлен международным правом в случаях загрязнения моря нефтью при эксплуатации нефтяных танкеров. Международное морское законодательство предусматривает возмещение превышения размера вреда Международным фондом для компенсации ущерба от загрязнения нефтью, функционирующим в соответствии с Протоколом 1992 года. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2001 г. N 362 "О порядке реализации положений Протокола 1992 года об изменении Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года" обязанность платить взносы в Фонд возлагается на организации - получатели перевезенных морем нефти и нефтепродуктов. Таким образом, при сливе или иной утечке нефти с судна компенсация за пределами страховых сумм будет производиться из средств Фонда. Иски о компенсации вреда предъявляются потерпевшим от загрязнения моря нефтью;

принцип устойчивого развития, закрепленный в Декларации по окружающей среде и развитию, принятой на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. В частности, в ней провозглашается, что "для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него". Строго говоря, называть устойчивое развитие принципом не совсем корректно. Скорее, это направление в науке и политике, концепция дальнейшего развития общества. Впервые об устойчивом развитии заговорили в конце прошлого века. Определение устойчивого развития и основные принципы его реализации были выработаны в результате работы Комиссии по охране окружающей среды и развитию ООН, начавшей свою работу в 1987 г. и представившей основные результаты на конференции в Рио-де-Жанейро. Именно с этого момента в широкий оборот вводится термин "устойчивое развитие", понимаемый как "модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения будущих поколений такой возможности", иными словами, основной идеей устойчивого развития является сбалансированное экономическое развитие, осуществляемое без причинения ущерба окружающей среде. Основной задачей государств на пути достижения устойчивого развития является интеграция экономических, социальных, экологических целей в последовательную стратегию, защищающую необходимые интересы каждого параметра (аспекта). В Российской Федерации идеи устойчивого развития нашли воплощение в ряде нормативно-правовых актов, например в Указе Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", Указе Президента РФ от 20 мая 2009 г. N 579 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России", ГрадК РФ и ряде других нормативных актов;

во Всемирной хартии природы 1982 г., одобренной Генеральной Ассамблеей ООН, содержится принцип о необходимости воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе. В соответствии с данным принципом все государства должны идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производство и категории активности, которые влияют или могут влиять существенным образом на окружающую среду. Деятельность человека, способная оказать вредное воздействие на природу, должна контролироваться, при этом следует использовать наиболее подходящую технологию, которая может уменьшить масштабы опасности или других вредных последствий для природы. В качестве предварительного этапа осуществления хозяйственной деятельности, таящей в себе повышенную опасность для окружающей среды, должны быть проведены глубокий анализ и оценка ее возможных последствий, а лица, осуществляющие такую деятельность, должны доказать, что предполагаемая польза от нее значительно больше, чем ущерб, который может быть нанесен природе. В случаях, когда возможное пагубное воздействие такой деятельности четко не установлено, она не должна предприниматься. Данный принцип был положен в основу Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г., предусматривающей сложную процедуру ОВОС с участием общественности "затрагиваемых сторон", т.е. государств, на окружающей среде которых могут негативно отразиться последствия планируемой хозяйственной деятельности. В соответствии со ст. 5 Конвенции стороны могут проводить консультации для "определения возможных альтернатив планируемой деятельности, включая альтернативу непринятия никаких действий, и возможных мер по уменьшению значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности и мониторингу последствий осуществления таких мер за счет средств стороны происхождения". Рассматриваемый международный договор не был ратифицирован Россией, вероятно, по причине значительных финансовых затрат, связанных с его реализацией;

важным принципом, положенным в основу всех без исключения международных соглашений по охране окружающей среды, является принцип международно-правовой ответственности, в соответствии с которым государство несет политическую или материальную (гражданско-правовую) ответственность в рамках своих обязательств. Особенностями реализации этого принципа является возмещение вреда, причиненного в результате масштабных техногенных, в первую очередь ядерных, аварий. В основу Конвенции о гражданской ответственности за ущерб в результате деятельности, опасной для окружающей среды, 1993 г. и Конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г. положен порядок привлечения к ответственности, согласно которому "оператор" - физическое или юридическое лицо, осуществляющее особо опасную деятельность, возмещает вред, причиненный в результате такой деятельности, по правилам, предусмотренным международным и внутригосударственным законодательством, при этом общим требованием для рассматриваемых Конвенций является безвиновная ответственность оператора. В отношении ядерного ущерба каждое государство само определяет предел ответственности оператора, при том лишь условии, что он не может быть ниже установленного минимального размера (около 55 млн. долл. США), за пределами которого обязательства по возмещению вреда ложатся на государство. Что касается абсолютной ответственности оператора за ядерный инцидент, то это один из основных принципов ответственности за ядерный ущерб, установившийся как в национальных правовых системах, так и международном праве, позволяющий упростить и ускорить процесс получения компенсации пострадавшими от ядерного инцидента.

В настоящее время можно говорить об усилении роли международного сотрудничества по вопросам охраны природы, результатами которого стали заключенные международные договоры, а также появление новых международных межправительственных и неправительственных экологических организаций. Данные обстоятельства могут служить доказательством формирования новой отрасли права - международного права окружающей среды.

О международных договорах, посвященных проблематике рационального природопользования и охраны окружающей среды, см. подробнее комментарий к ст. 82. Определенной особенностью международного сотрудничества в области охраны окружающей среды является рост количества международных неправительственных организаций, не являющихся классическими субъектами международного права, но активно участвующих в международных отношениях. К таким организациям относятся прежде всего Всемирный фонд дикой природы, Гринпис, Всемирный фонд охраны животных, Международный союз охраны природы и многие другие. Значимость деятельности таких организаций огромна, так как они привлекают внимание общественности, государств и всего международного сообщества к наиболее острым проблемам охраны природы и стимулируют деятельность государств и международных межправительственных организаций в этой сфере.

 

Статья 82. Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды

 

Комментарий к статье 82

 

1. Комментируемая статья регулирует порядок применения международных договоров в области охраны окружающей среды в нашей стране. Тем не менее круг источников международного права окружающей среды несколько шире и не ограничен лишь международными договорами.

Международное право содержит перечень своих источников в ст. 38 Статута Международного суда справедливости ООН 1945 г. В соответствии с этой статьей основными источниками международного права являются:

двусторонние и международные договоры;

международный обычай как подтверждение общей практики, принятый в качестве закона;

общие принципы права, признаваемые государствами.

Рассматриваемая статья Статута признает в качестве вспомогательных элементов основных принципов права международные судебные решения и доктрины. Хотя положения Статута применяются только Международным судом ООН, они все же представляют собой основной перечень правил и процедур, который в обязательном порядке принимается во внимание в процессе правотворческой деятельности государств.

В настоящее время перечень источников права, перечисленный в Статуте, несколько "устарел" и уже не отражает международную практику. Например, в нем не упоминаются акты международных межправительственных организаций, которые тоже в отдельных случаях наделены правом принимать обязательные для государств решения.

Особенностью международного права окружающей среды (МПОС) является наличие большого количества рекомендательных актов - хартий, деклараций и других документов, принимаемых на международных конференциях, конгрессах, совещаниях либо международными организациями, которые не являются источниками международного права по формальному признаку - отсутствию обязательности их исполнения. При этом иностранными исследователями в области международного права окружающей среды рассматриваемые нормативные акты отнесены к источникам МПОС.

Так, известный французский специалист в области международного права окружающей среды А. Кисс разделяет все источники данной отрасли права на две большие категории:

источники "твердого", обязательного, права, к которым А. Кисс отнес все виды источников, перечисленных в ст. 38 Статута Международного суда ООН, а также иные международно-правовые акты, имеющие обязательный характер и образующие право в подлинном смысле этого слова;

источники "мягкого", т.е. рекомендательного, права, не предназначенные для прямого воздействия на поведение членов международного сообщества, но обладающие огромным авторитетом, так как приняты на высоком международном уровне и нередко одобрены такими межправительственными организациями, как ООН. Таким образом, необходимо признать, что значение источников "мягкого" права велико, так как они оказывают влияние на международные отношения своей квазиправовой сущностью <1>.

--------------------------------

<1> Alexandre Kiss, Dinah Shelton. International environmental law. 2000. P. 24.

 

Примерами источников "мягкого" права являются такие документы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Стокгольмская декларация по окружающей человека среде 1972 г., Всемирная хартия охраны природы 1982 г., Декларация по окружающей среде и развитию 1992 г. и другие. Как правило, содержащиеся в таких международно-правовых актах принципы и нормы используются в дальнейшем государствами в качестве исходных положений международных договоров, являющихся источниками права в подлинном смысле этого слова. Несмотря на регулирование отношений в области МПОС не только международными договорами, но и международными обычаями и общепризнанными принципами права, нельзя не признать, что основным источником международного права окружающей среды является все-таки международный договор. Такие договоры обладают особыми чертами, присущими только международным соглашениям в области охраны окружающей среды, к которым можно отнести следующие:

а) создание специального международного контрольного механизма для проверки исполнения обязательств государствами. В частности, положениями конвенций определяются органы, которые наделены контрольными надгосударственными полномочиями. В качестве таких органов могут выступать уже существующие международные межправительственные или неправительственные организации. Например, Международный союз охраны природы - международная неправительственная организация, является органом, осуществляющим контрольные функции по исполнению положений Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. Другими способами определения субъектов, выполняющих контрольные функции, является возложение таких полномочий на одно из государств-участников конвенции либо создание специальных международных контрольных органов. Международный контрольный механизм включает в себя также и мероприятия, которые контролирующие органы или сами государства при выполнении своих обязательств вправе осуществлять, например осуществление проверок, инспекций, досмотров различных объектов, проверка документов;

б) упрощенная процедура для внесения изменений в международные договоры. В ряде случаев договоры по охране окружающей среды принимаются по новым, до конца не изученным вопросам. Поэтому при появлении новых обстоятельств необходимо, чтобы процедура внесения поправок была очень гибкой для изменений договора в максимально короткие сроки;

в) усиление национальных мер по защите окружающей среды, предпринимаемых странами-участницами. Большинство международных договоров по охране окружающей среды и отдельных ее компонентов реализуются каждой стороной такого договора на внутригосударственном уровне. При этом при ратификации конвенции или ином способе имплементации ее норм неизбежно меняется законодательство или политика государства в области, являющейся предметом регулирования международного договора;

г) использование так называемых рамочных соглашений, не накладывающих на государство никаких серьезных обязательств. После их принятия сторонами конвенции подписываются дополнительные протоколы, в которых и содержатся обязательства государств по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду (см. подробнее комментарий к ст. 54);

д) взаимодействие или отсылка к положениям других договоров об окружающей среде. Например, в преамбуле Конвенции о сохранении тюленей Антарктики 1972 г. говорится, что ее положения основываются на "Согласованных мерах по охране фауны и флоры в Антарктике", принятых в соответствии с Договором об Антарктике 1959 г.

Кроме указанных черт международных договоров в области охраны окружающей среды, их принципиальными отличиями от других международных соглашений являются направленность и объект регулирования. Все международные соглашения - источники МПОС так или иначе направлены на:

недопущение нерационального потребления природных ресурсов и уничтожения отдельных природных компонентов. К соглашениям, имеющим такую направленность, относятся, например, Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Соглашение об охране малых китов Балтийского и Северного морей 1992 г., Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 г., Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 г. и т.д.;

охрану окружающей среды от трансграничного загрязнения. Примерами таких договоров могут служить Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г., Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г.;

предотвращение вооруженных конфликтов с использованием экологически опасных видов вооружений, запрещение ядерных испытаний и накапливания опасных видов вооружений. К таким международным документам относятся, например, Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии 1995 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.

Объектами международно-правовой охраны могут служить как окружающая среда в целом, так и отдельные ее компоненты, которые в зависимости от их международно-правового режима можно условно подразделить на следующие категории:

универсальные природные ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции, правовой режим которых определяется исключительно международным правом (например, район открытого моря);

"разделяемые" природные ресурсы - природные компоненты, расположенные на территории двух и более государств, правовой режим которых определяется как международными соглашениями, так и внутригосударственным правом (такими компонентами являются международные реки, мигрирующие виды диких животных, месторождения полезных ископаемых);

внутригосударственные природные ресурсы, расположенные в территориальных пределах одного государства (леса, животный мир, недра и т.п.).

Вопрос об отнесении атмосферного воздуха к одной из вышеуказанных категорий вызвал споры в теории и на практике. По мнению ЮНЕП - Программы ООН по охране окружающей среды, воздух в силу своих химических и физических свойств не может являться внутригосударственным природным ресурсом и, таким образом, за ним должен быть закреплен статус разделяемого природного компонента.

В международном праве окружающей среды имеется еще одна категория объектов охраны - так называемое общее наследие человечества. К таким природным компонентам могут быть отнесены объекты природы, изучить которые на сегодняшнем этапе развития цивилизации не представляется возможным, и поэтому воздействие человека на них должно быть строго дозировано в целях сохранения таких объектов на благо будущих поколений. В настоящее время общим наследием человечества можно считать космическое пространство, Антарктиду и глубоководное морское дно.

Особенности правового режима объектов общего наследия человечества можно проследить на примере района морского дна, т.е. глубоководного дна морей и океанов, находящегося за пределами национальной юрисдикции. Конвенция 1982 г. провозгласила район морского дна общим наследием человечества, основные черты международно-правового режима которого и составляют содержание рассматриваемого понятия. К таким особенностям в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. относятся:

район общего наследия человечества не подлежит какому бы то ни было присвоению какими бы то ни было субъектами международного права, юридическими или физическими лицами;

разработка минеральных ресурсов этого района государствами, юридическими или физическими лицами может происходить только по контракту с международным органом, который вправе также сам производить такую разработку;

деятельность в районе общего наследия человечества осуществляется на благо всего человечества, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран;

государства несут ответственность за то, чтобы их деятельность в данном районе, а также деятельность их юридических и физических лиц осуществлялась в соответствии с Конвенцией;

при освоении ресурсов морского дна должны приниматься меры для обеспечения эффективной защиты морской среды.

Таким образом, объекты, признанные на международном уровне общим наследием человечества, подлежат особой охране.

2. Часть первая комментируемой статьи содержит правило о непосредственном применении международных договоров РФ в области охраны окружающей среды. Для такого применения необходимо выражение согласия Российской Федерацией на обязательность международного договора. В Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" выражение такого согласия в нашей стране возможно путем ратификации, утверждения, принятия и присоединения и другими способами, перечисленными в ст. 6 Закона. Субъект РФ или муниципальное образование не вправе заключать международные договоры: в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, ст. 3 Закона о международных договорах РФ их заключение относится к исключительному федеральному ведению.

Закон о международных договорах РФ содержит классификацию таких договоров в зависимости от того, кем и от чьего имени он заключен. Соглашения, заключенные от имени Российской Федерации с иностранными государствами или межправительственными организациями, именуются межгосударственными договорами, от имени Правительства РФ - межправительственными договорами, от имени федеральных органов исполнительной власти - договорами межведомственного характера. В некоторых случаях, например, если это прямо указано в международном договоре, является обязательным принятие соответствующего нормативно-правового акта в целях осуществления положений международного договора, т.е. данный договор самоисполнимым не является. Как показывает практика, такие договоры связаны с необходимостью применения внутригосударственных процедур чаще всего, по выдаче разрешений, сертификатов, создания специальных органов и т.п.

Например, ст. 4 Международной конвенции по защите растений 1951 г. обязывает стран-участниц создать официальную организацию по защите растений с полномочиями обследовать растения на корню, обследовать грузы с растениями и растительными продуктами, проводить их дезинфекцию, выдавать фитосанитарные удостоверения. Кроме того, ст. 6 данной Конвенции определяет порядок ограничения импорта растений и растительных продуктов, что должно получить отражение во внутреннем законодательстве государств.

Другим международным договором, накладывающим на государства обязательства по внесению изменений в свое законодательство, является Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), 1973 г. Во-первых, государства должны определить, какие органы государственной власти и научные учреждения будут выполнять функции административного органа и научного компетентного органа или создать таковые. Во-вторых, Конвенция определяет сложный порядок импорта, экспорта и интродукции из моря животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, сопровождающийся выдачей специальных документов: сертификата на реэкспорт, разрешений на экспорт и импорт, и в праве стран-участниц это должно получить закрепление.

В-третьих, стороны должны принять меры для того, чтобы воплотить положения Конвенции в жизнь, в том числе запретить торговлю определенными видами животных, если это нарушает Конвенцию. Для этого во внутригосударственном законодательстве необходимо принимать следующие меры: сделать уголовно наказуемой торговлю и обладание такими охраняемыми видами животных; обеспечить конфискацию или возврат государству таких охраняемых видов животных.

В некоторых случаях для реализации положений международного договора недостаточно лишь внесения изменений в действующие федеральные законы или принятие подзаконных актов, а требуется принятие целого блока нормативно-правовых актов, регулирующих принципиально новые общественные отношения. Таким примером является Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. После ее подписания от имени Российской Федерации стали разрабатываться принципы и порядок реализации положений Конвенции в России, нашедшие отражение в Федеральном законе от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия", Федеральной целевой программе "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г. N 305, и многих других нормативно-правовых актах.

 

Глава XVI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 83. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 83

 

Комментируемый Закон вступил в силу со дня его официального опубликования. Порядок опубликования и вступления законов в силу регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Согласно данному Закону на территории России применяются только те федеральные законы, которые были официально опубликованы. В соответствии со ст. 4 данного Закона официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации. Федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Они вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самим федеральным законом не установлен иной порядок его вступления в силу.

Текст комментируемого Закона опубликован в "Российской газете" от 12 января 2002 г. N 6, в "Парламентской газете" от 12 января 2002 г. N 9, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2, ст. 133. С 2002 года в него неоднократно вносились изменения и дополнения.

 

Статья 84. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

 

Комментарий к статье 84

 

Данная статья устанавливает, что с момента вступления в силу комментируемого Закона на территории Российской Федерации не применяются указанные нормативные акты, а также поручается Президенту РФ и Правительству РФ провести необходимую работу в отношении приведения своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

Список сокращений

 

Нормативные правовые акты

 

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ; часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ; часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ; часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ).

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ.

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ.

ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ.

ВК РФ - Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ.

ЛК РФ - Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ.

УК РФ - Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.

ГрадК РФ - Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ.

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ; часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ).

БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.

Закон о недрах - Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах".

Закон о животном мире - Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире".

Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Закон об охране атмосферного воздуха - Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Закон о специальных экологических программах - Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории".

Закон об экологической экспертизе - Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Закон о континентальном шельфе - Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".

Закон об охране озера Байкал - Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

Закон об электроэнергетике - Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

Закон об исключительной экономической зоне - Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".

Закон о природных лечебных ресурсах - Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".

Закон о техническом регулировании - Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Закон об ООПТ - Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Закон об атомной энергии - Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".

Закон о радиационной безопасности - Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения".

Закон о пестицидах и агрохимикатах - Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".

Закон о безопасности гидротехнических сооружений - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

Закон о промышленной безопасности - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Закон о газоснабжении - Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".

Закон об отходах - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Закон о местном самоуправлении - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Закон о мелиорации земель - Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель".

Закон о СРП - Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

Закон об уничтожении химического оружия - Федеральный закон от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия".

Закон о гидрометеорологической службе - Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе".

Закон о культурном наследии - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

 

Государственные органы

 

ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации.

Минздрав России - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

МПР России - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

МЧС РФ - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.