Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет религиоведения 8 страница




На смену ему идет политеизм, превращающий наиболее почита-
емых духов в божества. Над бестелесными душами и духами предков,
местными гениями скал, источников и деревьев начинают возвышаться
более могучие божества, влияние которых не ограничивается мест-
ными, индивидуальными или племенными условиями. Хорошей иллю-
страцией становления политеизма могут служить религиозные
представления кондов — дравидских племен, обитающих в горных
районах Индии. Мир кондов населен огромным количеством местных
духов, они управляют природными явлениями и влияют на челове-
ческую жизнь. Над местными духами стоят души выдающихся людей,
которые стали божествами — покровителями племен. Выше их стоят
шесть великих богов: бог дождя, богиня первых плодов, бог плодо-
родия, бог охоты, бог войны, бог — судья умерших. Еще выше этих
богов стоят бог солнца Бура Пенну и его жена, могучая богиня земли
Тари Пенну.

Высшее место в иерархиях чаще всего занимали боги, которые
были связаны с небом или небесными явлениями (Тянь — в Китае,
Ра — в Египте, Индра и Шакра — в Индии). Но эти боги не были
бесформенными существами, они были богами — зооморфитами, ан-
тропоморфитами, социоморфитами.

Божества земли в политеистических системах ставились в один ряд
с небесными богами. Так, в древнем природном культе Китая Тянь
(небо) и Ту (земля) были связаны между собой супружескими узами
и почитались как мировые родители. Гимны Вед упоминают о богине
земли Притгиви, а служители ведической религии обращались с моль-
бой о милости не только к Отцу-небу, но и к Матери-земле. В древ-
негреческой религии олицетворением земли была Гея, которая
породила небо, море и горы и взяла себе в супруги Урана — божество,
олицетворяющее небо.

Важное значение в политеистических системах имели боги-
воители, что было связано с истребительными войнами, характерными
для периода перехода от родоплеменных отношений к классовому
обществу. В ходе этих войн происходило объединение племен,
образование племенных союзов. Соответственно этому происходил
синтез религиозных представлений. Во главе политеистического

 

 


пантеона обычно оказывался бог племени-гегемона. Так появляется
генотеизм — одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в
том, что, признавая существование многих богов, та или иная
общность людей считает своим непосредственным покровителей лишь
одного из множества богов и поклоняется только ему. Отсюда остается
всего один шаг до монотеизма.

В период перехода от родоплеменного строя к классовому
обществу произошли существенные изменения и в сфере религиозной
практики. Отношение к богам стало отличаться от отношения к
духам умерших людей и безличным духам природы, скроенным по
образцу духовной природы человека. Если на ранних этапах развития
человеческого общества отношения с душами умерших и духами
рассматривались как дальнейшее развитие повседневного общения
людей между собой, то впоследствии эти отношения приобретают
характер общения несоизмеримых по своему статусу существ.

Изменяется и характер жертвоприношений. Многочисленные
жертвы, в том числе человеческие, приносятся не только душам
высоко стоящих в социальной иерархии людей, но в первую очередь
богам, причем эти жертвоприношения начинают строго регла-
ментироваться. Тонкости и нюансы жертвоприношений были известны
жрецам, которые постепенно отделяются от массы рядовых верующих
и образуют особое сословие, занимающее одно из самых высоких
мест в социальной иерархии. Нередко жречество становится наслед-
ственной профессией, что было связано с эзотерическим характером
жреческого знания, передающегося из поколения в поколение.
Появляются постоянные святилища и храмы, которые становятся
средоточием религиозной жизни. Жертвоприношения, доходы с
храмовых земель, а также материальная поддержка светской власти
укрепляют экономическое и политическое влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается
в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, откры-
вается новая страница в истории религии, страница, повествующая
о развитии и функционировании религиозных систем государственно
организованных народов.

Глава VII
НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.