уходили от реальностей жизни и в уединении предавались мистиче- скому созерцанию. Каббалисты этого направления после интенсивных, специально разработанных тренировок могли вводить себя в состояние экстатического транса, которое в их представлении символизировало приобщение человека к божественному откровению. Хотя сторонники традиционного толкования Торы и каббалисты всегда уживались друг с другом, мистицизм Каббалы зачастую осуждался и предавался ана- феме. Так, на редкость привлекательные в XVII — XVIII вв. идеи каб- балиста Саббатая Цви (1625— 1676), объявившего себя мессией, вызвали крайне неодобрительную реакцию со стороны большинства раввинов, а последователи Саббатая Цви были отлучены от общины иудаистов.
Каббала оказала влияние на возрождение хасидизма2 в XVIII — XIX вв., который в это время становится доминирующим течением • еврейской общественной мысли, особенно в Восточной Европе. Соглас- но хасидскому учению, каждый, кто соблюдает мицвот (заповеди Торы), при жизни способен стать цадиком — хранителем божествен- ных тайн. Бааль Шем-Тов (рабби Бешт — ум. 1760) был первым, кто начал проповедовать среди простого еврейского люда доходчивым язы- ком идеи хасидизма с его эсхатологическими представлениями о мире, элементами каббалистической мистики и призывами к аскетизму. Официальный раввинат первоначально противился влиянию хасидизма и даже возглавил так называемое движение «митнагдим» («противо- стоящие»), которое ставило своей целью отлучение хасидов от иудаизма. Однако хасидские цадики приобрели столь высокий ав- торитет в широких народных массах, что оба течения скоро смирились друг с другом и сосуществуют вот уже около двух столетий.
С середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фоне социально-политических и духовных перемен, связанных с эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические ответвления этого движения получили собирательное название — реформизм. Возникает также и консервативный иудаизм, представля- ющий собой промежуточное звено между ортодоксальным и реформистским направлениями в иудаизме. С конца прошлого — на- чала нынешнего столетия приобретает влияние сионизм — явление еврейской общественной мысли, представляющей собой политизацию иудаизма. В основе сионизма лежит идея еврейского государства. Иудаисты не имеют единого координационного центра, однако с обра- зованием Израиля это государство становится центром притяжения для верующих-иудаистов всех направлений и течений.
Своеобразие ориентации отдельных групп в иудаизме связано и с наличием различных этнических общин в еврейской среде. Начиная
со средних веков евреи селились в Палестине и жили автономными общинами в четырех городах: Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате. Еврейское население этого времени состояло в основном из сефардов — выходцев из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Бал- канских стран, В позднее средневековье, новое ж особенно новейшее время наблюдается устойчивый рост ашкеназийской общины — выход- цев из Европы, Америки, Австралии и ЮАР. В период османского вла- дычества в Палестине (1517 — 1917) обе общины существовали за счет халуки (средства, собиравшиеся среди верующих диаспоры и посту- павшие в Палестину для поддержания еврейских богомольцев на свя- той земле). Сефардская община была признана турецкими властями, в то время как ашкеназы считались иностранными подданными, одна- ко, как и сефарды, обладали своими раввинатскими судами, религиозными школами, синагогами. С началом британского ко- лониального управления в Палестине в 1921 г. был избран Верховный раввинатский совет, возглавляемый двумя главными раввинами— аш- кеназийским и сефардским. Традиция общинного двоевластия в Вер- ховном раввинате сохраняется до наших дней. Отправление культа у сефардов, образ их жизни, многие обычаи и традиции, в том числе и язык» несколько отличаются от ашкеназийских. Собственных общинно-религиозных традиций придерживаются йеменские и не- мецкие евреи, общины самаритян и караимов.
Хотя иудаизм так и не получил в Израиле законодательно офор- мленного статуса государственной религии, его институты финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат не только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторга- ется в светские области. Главной религиозно-политической партией, представляющей интересы раввината в парламенте (кнессете) и в правительстве, является Мафдал (национально-религиозная партия).
В городах и поселках Израиля действуют 200 религиозных советов (моацот датиот); 450 раввинов, находящихся на государственной служ- бе, ведают оформлением актов гражданского состояния, осуществляют контроль над кашрутом (система религиозных правил хранения, приготовления ж употребления пищи), ведут соответствующую работу в армии. В десяти городах страны: действуют 24 раввинатских суда.
Особенно сильные позиции Верховный раввинат удерживает в системе образования Израиля. Хотя религиозные школы (ешибот) со- ставляют 17% от числа всех среднеобразовательных учебных заве- дений страны, четвертая часть учебного времени во всех израильских школах отводится на изучение религиозных дисциплин. Квалифицированные кадры для религиозных институтов готовятся в основном в религиозном университете им. Бар-Илана, а также на факультетах иудаистики в Еврейском университете Иерусалима.
Глава VIII БУДДИЗМ
Буддизм — самая древняя мировая религия. Он возник в середине I тысячелетия до н. э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепился в сознании и практике народов других регионов: Южной, Юго-Вос- точной, Центральной Азии, Дальнего Востока. Сейчас последователей буддизма в мире насчитывается около 700 млн. человек.
Возникновение буддизма В середине VI в. до н. э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и социально-духовного господства в Се- верной Индии брахманизма. Эта религиозная система, восходившая к племенным культам древних арьев и признававшая высшим ав- торитетом сборники древнейших гимнов и заклинаний — Веды, соче- тала высокоразвитую религиозно-философскую мысль и архаические социальные нормативы, закреплявшие племенной принцип принад- лежности к социальной группе, в первую очередь к сословию-варне. Господствовали варны брахманов и кшатриев, восходившие — реально или номинально — к арьям. Их считали «дваждырожденными», но да- же и они были бессильны перед возникавшими отношениями собст- венности, рабской зависимости. Их теснили в традиционных сферах деятельности: культовая практика племени и даже семьи все более смещалась в соседскую общину, неоднородную в социальном, этниче- ском и культурном отношении; племенная дружина вытеснялась вой- ском, что влекло к снижению роли и статуса витязя-кшатрия, Доминирующей становилась верхушка смешанных аборигенных этно- сов, территориальных образований, весьма арьянизированная, но не включаемая ортодоксами брахманизма в привилегированные брахман- скую и кшатрийскую варны. Она оставалась социально и ритуально приниженной, хотя и была опорой царской власти в возникавших го- сударствах.
Распадались родовая организация, традиционные связи. Распад основной производственной ячейки — большой патриархальной семьи — и переход к земледельческой соседской общине подрывал власть пле- мени и требовал нового механизма социального регулирования и защиты, новой системы обеспечения социальной стабильности.
Индия изобиловала выброшенными или сознательно ушедшими из мира аскетами. Их активное противостояние существующему миропо- рядку вызывало симпатии, сочувствие, интерес к их идеям широких масс населения, что, в свою очередь, заставило внимательно пригля- дываться к наиболее талантливым и популярным проповедникам но- вых идей крепнущую новую элиту.
На северной окраине индо-арийского культурного ареала, в пред- горьях Гималаев, сложились конфедерации племен Шакья, Личчхавов, Вриджи — арьянизированных, но политически оппозиционных ар- хаичным элитам и центральным структурам, со слабым влиянием брахманов, но усвоивших культурное наследие брахманизма. Именно здесь, в среднем течении Ганга,чаще появлялись, активнее выступали и привлекали больший интерес мудрецы, учителя, школы, предла- гавшие свое видение мира. Среди нескольких основных направлений наибольшее влияние приобрел буддизм. •
За легендарной фигурой основателя буддизма, кажется, скрывается реально существовавший персонаж. Предание гласит, что знатный член племенного образования Шакья — царевич Свддхартха Гаутама (из рода Готама) после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед бесконечной че- редой перевоплощений души. Этическое истолкование священных тек- стов, а также интуитивные методы познания оставались в рамках традиционного брахманского мышления и не удовлетворяли его, пос- кольку не давали возможности понять смысл человеческого бытия и примириться с идеей космического воздания — кармы, определяющей судьбу человека в чередовании его рождений. Пришедшее к Гаутаме озарение позволило ему стать Буддой («буддха» — просветленный). Именно Будде Шакьямуни («мудрецу из племени шакьев») удалось доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть стра- дание, от страдания можно спастись, есть путь спасения — этот путь нашел и описал Будда.
Сам Будда, а затем его ученики и последователи пользовались тща- тельно разработанными в священных текстах брахманизма понятийным аппаратом и языком — санскритом. Их размышления в общем вписывались в идейно-культурный фон брахманизма и вклю- чали: принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), дол- га, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался от коллективного к индивидуальному: человек мог вырваться из сансары индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный «праведный» путь, и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние.
В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спа- сению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные, производные от уровня, степени нравственной близости человека к пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены в процессе нравственного самоусовершенствования. Уже ближайшая цель и возможность на этом пути — повышение статуса будущего рож- дения - была весьма привлекательна для широких масс, ранее лишен- ных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказа брахманов признавать за «единождырожденными» права на участие в культе. Главная же цель буддиста — выход из цепи перевоплощений.
Идеи первоначального буддизма способствовали его распростра- нению. В III в. до н.э. Ашока (ок. 268 —- ок. 231/232 до н.э.), правитель крупнейшего государства Индии, объявил себя покровите- лем буддийского монашества — сангхи и защитником этических норм буддизма — дхармы и тем самым укрепил центральную власть империи в соперничестве с местными элитами. На проведенном под контролем государства III Соборе в Паталипутре начался процесс ка- нонизации учения. Утвердилось представление о «трех драгоценно- стях» буддизма: учителе — Будде, учении — дхарме, хранителе истины — сангхе. Именно сангха признавалась таким институтом, ко- торый указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Клю- чевой становится роль учителя, наставника, заступника, прошедшего весь путь к нирване или большую его часть — архата или бодхисаттвы. Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности облегчало его приспособление к местным условиям, освоение местных культов.
Основные идеи Учение буддизма изложено в ряде ка- и направления буддизма нонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон «Типитака» (или «Трипитака» — «Три корзины»).
По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций или «потоков» нематериальных частиц — дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека, животного, растения, камня и т. д. После распадения соответствую- щего сочетания наступает, смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом кармы — воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих стра- дания, означает достижение нирваны — состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Но достижение подобного сверхбытия возможно лишь при ведении добродетельной жизни.
Основу учения составляют «четыре великие истины», которые, сог- ласно традиции, открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его «прос- ветления». Истины провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2). причина всех страданий — желания, 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний, «погашением» последних, а для этого необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и «правильного знания».
«Правильное поведение» означает жизнь в соответствии со следу- ющими принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дур- манящих разум напитков. Для монашества к тому же основной линией поведения должен быть аскетизм, и поэтому буддийским монахам за-
прещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели, пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом ж серебром; а также есть после полудня. «Правильное знание» подра- зумевает самоуглубление и внутреннее созерцание — медитацию. «Правильное поведение» и «правильное знание» позволят человеку постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны.
По, буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познанию истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогает Будда (он не считается творцом мира; мир, по буддизму, существует сам по себе), а также бодхисаттвы — существа, которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, помогая людям обрести спасение.
Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского происхождения (например, Брахма), так и пришедших из верований неиндийских народов, принявших буддизм.
Две тенденции раннего буддизма, эволюционируя в ходе его рас- пространения, оформились к началу нашей эры в два направления: «узкий» путь спасения — хинаяна и «широкий» — махаяна. В хиваяне путь к спасению пролегал через членство в сангхе, через монашеское состояние; соответственно возрастала роль совершенствования в учении, коллективного знания; относительно простой была обрядность, менее значим и сложен пантеон; идеалом праведника является архат, т. е. человек, добившийся освобождения от всего мирского путем ухода в монашескую общину — сангху. Крайний аскетизм отличает обрядо- вую сторону хинаяны. В махаяне допускалась возможность спасения мирянина, в особенности под руководством сострадательного бодхисат- твы; соответственно возрастала значимость молитвы, эмоциональной, иррациональной связи с высшими существами, обряда, усложнялся пантеон.
Если в III — I вв. до н.э. буддизм распространялся за пределами Индии в южном и юго-восточном направлениях в основном в форме учения хинаяны, то с рубежа нашей эры начинается его движение на север, северо-запад, а затем ж на северо-восток, причем в форме махаяны. Этому способствовало объединение на несколько веков в единой Кушанской державе Северной Индии, Средней и Центральной Азии. Именно через Центральную Азию буддизм проник на Дальний Восток, где обрел вторую жизнь. В самой Индии, выдержав конку- ренцию в соперничестве с типологически близкими учениями и шко- лами, такими, например, как учение адживиков или религия джайнизма, буддизм начал быстро вытесняться индуизмом, претер- певшим существенные изменения, многое заимствовавшим от буддизма, а главное — прочнее связанным с укрепившимся в Индии кастовым строем. Буддизм исчез на века из Индии под ударами му- судаШнсшх завоевателей, целенаправленно разрушавших последние
оплоты буддийской учености — монастыри-университеты. Уцелевшие монахи, спасая себя и драгоценные рукописи, бежали в Непал и Тибет,
Буддизм в Шри-Ланке Утверждение буддизма в Шри-Ланке в каче- стве государственной религии и создание
буддийской сангхи относится к III в, до н. э. В Шри-Ланке получило преимущественное распространение учение тхеравадинов — хинаяна. В I в. до н. э. ланкийскими монахами был записан на языке пали буддийский канон «Трипитака» и комментарии к нему.
В первые века нашей эры на Ланку проникли и получили довольно широкое распространение идеи различных махаянистских школ, а так- же; индуизма, которые буддизм тхеравады постепенно впитывал в себя, наряду с представлениями и практикой добуддийских местных культов.
Данные палийских хроник и эпиграфики свидетельствуют о процессе огосударствления буддизма, с одной стороны, и приобретения государством целого ряда теократических черт — с другой. Сангха со- стояла из нескольких противостоящих друг другу групп. В XIII — XIV вв. произошло объединение разрозненной буддийской общины под единым руководством сангхараджи — главы сангхи, однако это круп- ное преобразование в религиозной жизни острова не погасило разног- ласий между группировками буддийского монашества, приверженными различным, буддийским школам.
Тем не менее, сангха Шри-Ланки оставалась на протяжении столетий в глазах буддийского мира хранительницей учения тхе- равады, и буддийские монахи Бирмы, Сиама и Камбоджи приезжали на остров для изучения хранившихся там священных текстов и про- хождения высшего обряда посвящения — упасампады, а возвратясь в свои страны, основывали там буддийские общины по ланкийскому образцу. Ланкийский буддизм фактически принимал кастовую организацию общества. На рубеже XIX — XX вв. процесс диффе- ренциации буддийской общины по кастовому принципу был практически завершен: количество подгрупп сангхи достигло числа каст ланкийского общества. Буддийская сангха Шри-Ланки поныне состоит из трех основных направлений (Сиам-никая, Амарапура- никая, Раманния-никая) и более чем 20 подгрупп. Численность мо- нахов превышает 20 тыс.
На современном этапе сангха непосредственно вовлекается в политическую борьбу, происходит дифференциация буддийского мо- нашества, основанная на расхождениях идейно-политических позиций- и различно партийной принадлежности. Отстаивая принцип привилегированного положения буддизма в стране и возводя его в ранг государственной политики, представители различных сил внутри сангхи по-разному понимают ее призвание. Одни утверждают, что в задачи буддийской общины входят не поиски новых путей, а рестав-
рация исторически проверенных и хорошо известных методов доко- лониального управления, другие рассматривают буддизм как неотъ- емлемую часть концепции сингальского национализма, третьи являются сторонниками «синкретических» ориентации и т. д.
В Шри-Ланке существуют культурно-просветительские и общест- венно-политические организации буддистов вне структуры сангхи, ко- торые объединяют как мирян, так и монахов. Буддийская сангха Шри-Ланки, мирская активность которой растет, представляет собой реальную силу, оказывающую заметное влияние на политическую жизнь в стране и формирование массового сознания.
Буддизм в Индокитае Буддизм является преобладающим вероиспо- веданием в странах Индокитайского полуост- рова, где сосредоточено свыше 94% буддистов Юго-Восточной Азии. Самые крупные общины буддистов находятся в Таиланде, Вьетнаме, Мьянме, Камбодже, Лаосе. Около 80% жителей Индокитайского полу- острова исповедуют буддизм. Во всех странах, кроме Вьетнама, рас- пространен буддизм толка тхеравады, во Вьетнаме — махаяны.
Буддизм проник в Юго-Восточную Азию в первые века н. э. из Южного Индостана и длительное время сосуществовал с индуизмом, играя второстепенную роль. По мере распространения в ранних го- сударствах Юго-Восточной Азии буддизм подвергался определенным изменениям, приспосабливаясь, с одной стороны, к индийским культам (вишнуизму и шиваизму), освящавшим царскую власть, с другой сто- роны, к местным, в том числе анимистическим, верованиям. С конца XII в. влияние индуизма падает, позиции буддизма постепенно усиливаются. В XIII — XV вв. в буддизме стран Индокитайского полу- острова возобладало тхеравадское направление. Утверждение тхерава- ды знаменовало собой формирование моноэтнических государств, переход от индуизированных аристократических верований к массовой религии, которая в большей степени отвечала запросам феодальных обществ.
В позднем средневековье и начале нового времени роль буддизма в общественно-политической жизни государств Юго-Восточной Азии постепенно возрастала. В период колониальной зависимости в се- редине XIX — начале XX в. в странах Индокитайского полуострова буддизм использовался как символ единства нации в борьбе за не- зависимость, для мобилизаци верующих на борьбу за национальное освобождение.
После обретения независимости в условиях экономической и куль- турной отсталости стран этого региона и приверженности основной массы населения религии буддизм сохранял важную роль и являлся неотъемлемой частью государственной идеологии. Модернизированные идеи буддизма служили обоснованием различных социальных и политических концепций национального развития.
Для стран Индокитайского полуострова характерны ориентации ве- рующих на «накопление заслуг», а не на достижение нирваны (прос- ветления), что во многом обусловило роль монастырей как центров общественной жизни на местах, особенно в сельских районах. Функции монашества в этих странах (как в религиозной, так и в социальной сферах деятельности) чрезвычайно многообразны. Монах здесь и учитель религии, и человек, с помощью которого верующие накапливают заслуга, и идеал для подражания в моральном плане. Численность монахов, как правило, велика: один монах приходится в среднем на 150 — 200 верующих.
Буддийские общины в этих странах имеют, как правило, чрезвы- чайно сложное иерархическое строение, сложившееся еще в феодаль- ных обществах, и административную структуру, копирующую государственно-административный аппарат. Бюджет сангхи складыва- ется из подношений и подарков населения, доходов с церковного иму- щества, главным образом земли, и правительственных дотаций.
В 60 — 80-е годы XX в. происходила активная адаптация буддизма к новым условиям: ускорению урбанизации, развитию светского обра- зования, научно-техническому прогрессу. Эта адаптация коснулась главным образом религиозной практики и социальной роли буддизма. В конкретных странах Юго-Восточной Азии эти изменения происходили по-разному. В 80-е годы в религиозной ситуации стран Индокитайского полуострова наблюдались две тенденции. Первая вы- разилась в некотором сужении сферы религиозной традиции и более утилитарном отношении к буддийской религии со стороны верующих. Вторая проявилась в активизации ортодоксального и модернистского течений в национальных сангхах и расширении политической деятель- ности монашества.
В Таиланде 93% населения страны исповедуют буддизм, который традиционно является государственной религией. Покровителем и защитником буддийской церкви выступает тайский король. Правящие круги Таиланда и руководство сангхи прилагают немало усилий для обеспечения стабильности и прогресса буддийской религии, разраба- тывают программы деятельности сангхи, направленные на ее эф- фективное вмешательство во многие сферы общественной жизни (здравоохранение, сельское хозяйство, социальное благоустройство). Существует хорошо развитая система религиозного образования. Буддийская религия и мораль входят в программу обучения в светских учебных заведениях.
В Камбодже более 90% населения придерживаются буддизма. После обретения независимости в 1953 г. буддизм является государ- ственной религией и использовался при выработке националистиче- ской программы развития страны «кхмерского буддийского социализма». Сангха активно сотрудничала с правительством в области образования, здравоохранения, в социально-экономической сфере. В
70-е годы заметно возросла политическая активность монашества. При режиме Пол Пота (1975 — 1979) сангха была упразднена, монастыри закрыты; отправление культа запрещено. После образования НРК в 1979 г. был взят курс на возрождение буддизма, хотя на деятельность савгхи накладывались серьезные ограничения. В 1990 г. буддизм вновь провозглашен государственной религией.
В Лаосе буддизм исповедует около 90% населения. До 1975 г. он являлся государственном религией, король выступал покровителем сангхи. После провозглашения ЛНДР в 1973 г. за буддийскими была сохранена возможность отправления культа в рамках права лаосских граждан на свободу вероисповедания. Сангха активно сотрудничает с правительством, с местными органами власти, помогая в мобилизации населения на осуществление различных правительст- венных программ социального развития.
В Мъянме около 70% населения исповедуют буддизм. Религиозная ситуация осложнена нерешенностью национального вопроса. После получения независимости в 50 — 60-е годы в Мьянме наблюдался период так называемого «буддийского ренессанса», связанный с попыт- кой правительства широко использовать в своей политике национализм, мировоззренческую основу которого составлял буддизм. В 1961 г. буддизм был провозглашен государственной религией. После прихода к власти военных в 1962 г. политическая роль сантхи в обще- ственной жизни страны была сведена к минимуму. Начиная с 80-х годов вновь отмечается довольно тесное взаимодействие между сангхой и государством, которое выступило покровителем монашеской общины и взяло на себя функции по пропаганде буддизма.
Ламаизм Название этого особого направления в буддизме, бытующее в европейских языках,
произошло от слова «лама» — названия монаха или жреца, основной фигуры в этом тибетском варианте буддизма ваджраяны. Синтез ма- хаяны, ваджраяны и архаического добуддийского комплекса верований народов пригималайского региона был инициирован проповедниками из Индии и сложился в VII — XV вв. От махаяны унаследованы основы учения, религиозно-философские тексты, превосходящие древностью палийский канон, частично — пантеон.
Ваджраяна, или буддийский тантризм» — особое направление, оформившееся в Индии в середине I тысячелетия н. э. и развивавшее идеи единства тела и Космоса, энергетического начала сущего. В нем была распространена йогическая практика, подчеркивалась роль оза- рения, утверждалась достижимость нирваны с помощью медитации. Проводник на этом пути (тантре) — наставник (гуру); пособие — эзо- терические заклинания, тексты (мантры) или символы, образы (янтры); покровителем и охранителем последователя тантризма, ан- тропоморфном символом его созерцания выступают идамы (низшая
категория божественных существ, часто местные божества, вклю- чавшиеся в пантеон), легендарные проповедники буддизма и бодхисат- твы. Сложился культ воплощений — бодхисаттв. Развитие представлений о первооснове энергетического начала повлияло на складывание образа шакти — спутницы божества, его женской ипос- таси. Чрезвычайно разросшийся пантеон, включивший и массу мес- тных божеств, организовывался идеей об изначальном, первичном Ади-Будде, воплощающемся своими важнейшими качествами в троице: буддах Амитабхе, Вайрочане, Акшобхье. Добавление еще двух будд создавало пятерку покровителей Вселенной, имевших многочисленные «семьи» и свиты: спутницы-шакти, духовные сыновья-бодхисаттвы, де- моны-охранители и антиподы благих качеств будд — демоны-враги. Шакьямуни осмысливался как будда современной космической эпохи, будда Майтрея — как будущий будда, своеобразный мессия. Обоже- ствлялись реальные деятели буддизма, особенно великий проповедник и маг Падмасамбхава (Гуру Римпоче — VIII в.). Сложилась сложная символика и иконография. Более всего почитались бодхисаттвы: Ава- локйтенгоара, «сын» Амитабхи, особенно в образе защитника Падма- пани; Ваджрапани — великий маг; мудрец Манджушри. Чтились также личные охранители — идамы, наставники — гуру, прежде всего воплощавшие первооснователей школ и монастырей. На низовом уров- не почитались духи местности, предки, тотемы, воплощения живот- ворящей силы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление