Общественно-исторические Христианство возникло в Палестине в I в. н. э. условия возникновения о несомненной близости первоначального и распространения христианства иудейской общине эссенов христианства свидетельствуют наиденные в 1947 г. свитки
в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме — ожидании скорого пришествия Учителя праведности, в эсхато- логических представлениях, в истолковании идеи греховности чело- века, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности.
Относительно быстрое распространение христианства в мало- азийских провинциях Римской империи и самом Риме было обуслов- лено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками. Как ясная и понятная форма социального протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство быстро превращалось в мощное идейное течение, остановить которое не могла уже никакая сила.
Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Христианство прежде всего провозгласило равен- ство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабов- ладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные инте- ресы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом — через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.
Идейные предшественники Христианская апологетика утверждает, что в христианства отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано че- ловечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако сравнительная история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство
не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний. Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные кон- цепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, фило- софские воззрения. Все это обогащало и цементировало новую религию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу, способную противопоставить себя всем национально-этническим куль- там и превратиться в массовое наднациональное движение. Усвоение первоначальным христианством предшествующего религиозно-куль- турного наследия отнюдь не превращало его в конгломерат разроз- ненных представлений, а способствовало принципиально новому учению получить всеобщее признание.
Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.). Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции, трактуемое как творящее слово, постигаемое в откровении, и в эллинистической традиции, рассматривающей Логос в качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Фило- на — это священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути познания Бога не существует, только через Логос — Слово. Учение Филона о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий — высший Логос и другие логосы, названные ангелами,— послужило одной из идейных предпосылок для христианских представлений об иерархии духовных начал, оказало за- метное влияние на формирование христианства.
Нравственное учение христианства, в особенности о достижении добродетели, близко к взглядам Луция Аннея Сенеки. Главным для всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вы- текать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравст- венные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечело- веческих ценностей зависит не от государственных требований, а всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает признание единства человеческой природы, взаимную любовь, всеоб- щее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качестве нравствен- ного императива признал «золотое правило морали», которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше»1.
Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).
Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности
и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях, самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сфор- мулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спа- сение предполагает строгую оценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.
Усвоение христианством различных элементов восточных культов, эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию. Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий поток средиземноморской культуры.
Споры о личности Сколько существует христианство, столько основателя христианства продолжаются споры о личности его основа- теля. Рассказы об Иисусе Христе, описанные
в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях и деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совер- шенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни, вызывали немало сомнении. В конечном счете споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ — мифологической и исторической.
Представители мифологической школы считают, что наука не рас- полагает достоверными данными о Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя после описанных в них событий, не содержат реальной исторической основы. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего не говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых, о чудесах, свершенных Христом, о его проповеднической деятельности. Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения мифологическая школа считала внепалестинское происхождение христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рожда- ющихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных куль- турах, наличие в Евангелиях большого числа противоречий, разночтений, неточностей.
Вторая — историческая — школа считает Иисуса Христа реальной личностью, проповедником новой религии, который сформулировал ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского веро- учения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Па- вел, и других непосредственно связанных с Христом евангельской фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, под- тверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длитель- ного времени содержащийся в «Древностях» Иосифа Флавия (37 — после 100) фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интер- поляцией. Однако найденный в 1971 г. в Египте арабский текст «Древ-
ностей», выполненный египетским епископом Агапием в X в., дает все основания полагать, что Флавием описан один из известных ему про- поведников по имени Иисус, хотя в описании Флавия и не говорится о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему.
Представители и мифологической, и исторической школы внесли значительный вклад в издание библейских текстов, а также других источников, относящихся к первым векам христианства. В последние годы большинство религиоведов разделяют мнение представителей исторической школы.
Превращение христианства К середине I в. в христианстве отчетливо вы- в государственную религию явилось множество различных направлений, римской империи которые вели горячие споры друг с другом и с внешними идейными конкурентами. Ран- нехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и всех группировок, — это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех лю- дей посредником между Богом и человеком.
По мере роста христианского космополитизма и формирования основных догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва с ним. К концу I — началу II в., в особенности после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно.
Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изме- нением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Состоятельная часть христиан постепенно сосредоточивает в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосре- доточивают в своих руках всю полноту власти.
Изменение социального состава общин определило и эволюцию их социальной направленности. Наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с императорской властью.
Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необ- ходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем народам империи. Былые гонения христианства римским государством
53ак.536 129
в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. Им- ператор Константин (ок. 285 — 337) своим эдиктом от 324 г. положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи. Через год, в 325 г., под его председательством соб- рался в г. Никее первый вселенский собор христианских церквей, сыг- равший важную роль в утверждении христианского вероучения.
Внугрицерковная борьба Ни один из христианских догматов не появ- за утверждение лялся сразу в законченном виде, а после того христианского вероучения как основный догматы были канонизированы, и культа дискуссии вокруг их содержания не прек- ратились.
Как до, так и после Никейского собора между различными груп- пами велись острые христологические споры. Борьба сконцентрирова- лась вокруг толкования трёх главных догматов: триединства бога, воплощения и искупления.
Никейский собор осудил учение александрийского пресвитера Ария (256 — 336), утверждавшего, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу. Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей), где сын, вечно рож- дающийся от отца, единосущен отцу, есть истинный Бог и самосто- ятельная личность.
На втором — Константинопольском (381)—вселенском соборе были преданы проклятию не только ариане, но и другие многочислен- ные ереси: евномиане, духоборы, савелиане, фотиниане, ап- полинариане и др. Евномиане, например, отказывались считать Христа Богом, они признавали его лишь высшим сотворенным существом.
В начале пятого столетия особенно острый спор разгорелся вокруг догмата боговоплощения. Часть духовенства, возглавляемая кон- стантинопольским патриархом Несторием (ум. ок. 450), отвергла сложившиеся представления о рождении Христа от Богородицы. Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И только по наитию Святого Духа в него вселилось божество, и он стал орудием спасения. Обоснованию и защите догмата боговоплощения бы- ло уделено основное внимание на третьем — Ефесском (431) — все- ленском соборе, утвердившем шесть правил по защите этого догмата.
На четвертом — Халкидонском (451) — вселенском соборе главное внимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоп- лощения. Возглавляемые константинопольским архимандритом Евтихием (V в.) монофизиты (одноестественники) учили, что в Иисусе человеческое естество поглощено божественным, и потому признавали в нем только одну божественную природу. Собор утвердил догмат воп- лощения, согласно которому Христос должен рассматриваться и как истинный Бог, и как истинный человек; вечно рождаясь от Бога Отца по божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, божество
и человечество соединились в нем как едином лице неслиянно и неизменно (против монофизитов), нераздельно и неразлучно (против несториан). Одновременно императором Маркианом были изданы за- коны, жестоко карающие всех, кто отказывался признать этот догмат.
Только в середине VI столетия решился спор о том, как изображать Иисуса Христа; 82-е правило пятого — Константинопольского II(553) — вселенского собора обязывало изображать Сына Божьего в челове- ческом облике, а не в виде агнца. При этом требовалось, чтобы в новом изображении образ Христа подчеркивал перед взором верующих всю высоту своего смирения, покорности, страдания и спасительной жертвы.
Раздорами сопровождалось утверждение христианского культа. В первых веках церковь в категорической форме запрещала какое бы то ни было изображение святых. Церковный собор в Эльвире в начале IV в. установил правило, согласно которому на стенах не должно быть никаких предметов почитания и поклонения. В конце IV в. один из церковных писателей Евсевий (260-265 — 338-339) считал употреб- ление икон идолопоклонством. Против поклонения иконам в VII в. выступили несториане и монофизиты. Были даны правительственные распоряжения, запрещавшие употребление икон. Этот спор разрешился только на седьмом — Никейском II (787) — вселенском соборе. Собор ут- вердил правило, в соответствии с которым считалось необходимым изоб- ражение священных лиц и событий и поклонение им.
Еще более длительным был процесс формирования христианских таинств и непосредственно связанных с ними обрядов. В конце V в. сложилось таинство крещения, еще позже — евхаристии (прича- щения). Затем в течение нескольких веков христианство постепенно вводило миропомазание, елеоосвящение, брак, покаяние и сопутству- ющую ему исповедь, священство.
Разделение Христианство не представляло собой единого
христианских церквей религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям.
Следствием децентрализации Римского государства было возникно- вение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иеру- салимской. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь.
Но дело не ограничивалось только разделением христианских цер- квей. Отдельные из них отказывались признавать решения вселенских соборов, и утвержденную ими догматику. В середине V в. армянское духовенство не согласилось с осуждением монофизитов Халкидонским собором. Тем самым армянская церковь поставила себя в особое поло-
Одним из самых крупных разделений христианства было появление двух основных направлении — православия и католицизма. Этот рас- кол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особен- ностями развития феодальных отношений в восточных и западных частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление