Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Протестантизм 3 страница




 

 


объединение на правительственном уровне — «Организация исламской
конференции» (основана в 1969 г.).

Модернизм является характерной чертой современного ислама. Во
всех направлениях ислама в догматике, социальной доктрине, культе,
шариате происходит «очищение» от различного рода архаичных эле-
ментов, чрезмерных ограничении и излишних запретов.

К модернистам относятся сторонники эволюции ислама путем его
реформ, «обновления», переосмысления Корана и Сунны, предписаний
шариата и фикха. Модернисты выступают за примирение науки и
религии, смелое использование достижений науки и техники. Усиление
модернистских тенденций наблюдается в. странах, ставших на само-
стоятельный путь развития, от них не отстают и многие мусульманские
теологи в нашей стране. Современные модернисты преподносят Коран
как кладезь науки, квинтэссенцию мудрости и знания, утверждают,
что в нем можно найти указания и на то, что было открыто наукой,
и на то, что предстоит открыть ей в дальнейшем. Модернисты ут-
верждают, что достижения в области науки и техники представляют
собой проявление мудрости Аллаха и подтверждают истинность Ко-
рана.

Традиционализм — другая тенденция в современном исламе, К
защитникам традиционализма (по-другому их называют ортодоксами)
относятся, как правило, приверженцы средневекового ортодоксального
ислама. Они упорно отстаивают неприкосновенность всех взглядов,
обрядов и догм в их первозданном виде, не признают нововведении,
осуждают приспособление к духу времени.

Еще одной тенденцией в современном исламе является возрожден-
чество, или исламский фундаментализм. Сторонники этого направ-
ления провозглашают в качестве цели восстановление в современной
жизни мусульман институтов и норм раннего ислама и на этой основе
— равенства и справедливости. Они предлагают очистить ислам от поз-
днейших наслоений, восстановить его в первозданной чистоте.

Идейные истоки фундаменталистского учения следует искать в
ваххабизме, основателем которого является Мухаммед Ибн Абд аль-
Ваххаб (1703— 1787). В основе его религиозной доктрины лежит
мысль о необходимости возврата к «Истинной вере» и признание ав-
торитета исключительно Корана и Сунны. Большое внимание уделя-
ется очищению ислама от несвойственных Корану наслоений, самым
страшным из которых считалось отступление от принципов едино-
божия. Ваххабиты непримиримо относились к идолопоклонству,
анимизму, культу святых, объявили серьезным нарушением не только
паломничество к мазарам (гробницам святых), но и само упоминание
имени пророка, святого или ангела во время молитвы, запретили взы-
вать о помощи, просить заступничества у кого-либо, кроме Аллаха,
считали греховным поклоняться пророку и строить мечети в тех ме-
стах, которые связаны с его жизнью. Эта доктрина еще при жизни

 

 


основателя была использована феодальными правителями г. Недджа
в качестве идейного знамени мощного движения, приведшего к
объединению арабов и образованию Саудовского государства.

Ислам в нашей стране Районы традиционного распространения исла-
ма в нашей стране охватывают значительную

территорию — Среднюю Азию, Казахстан, Северный Кавказ, Повол-
жье, Урал, часть центра. В нашей стране проживает более 47 млн.
представителей восточных народов. В регионах распространения исла-
ма тесно переплелись религиозное и национальное, значительная часть
неверующих людей исполняет религиозные требования, считая их
своими национальными традициями.

Мусульманское духовенство стремится внести в религиозную иде-
ологию и культ необходимые изменения, «согласовать» религиозные
догматы с требованиями сегодняшнего дня. В модернизации ислама
в нашей стране наблюдаются две линии:

1. Отказ от наиболее архаичных требований. Мусульманское ду-
ховенство освобождает верующих от целого ряда обязанностей, уза-
коненных исламом: от принесения обязательной жертвы в праздник
курбан-байрам, от соблюдения поста уразы людьми, для которых это
затруднительно в силу ряда обстоятельств, и т.д.

2. Сближение ислама с наукой, акцент на общечеловеческих нрав-
ственных ценностях. В настоящее время мусульманское духовенство
особенно акцентирует внимание верующих на положительном нрав-
ственном значении ислама, утверждая, что мусульманская религия бо-
рется за сохранение мира и дружбы между народами, за взаимную
поддержку людей, предупреждает человека от аморальных поступков.
Проповедуются учение ислама о братстве всех мусульман, запрещение
Кораном воровства, употребления вина, прелюбодеяния и т. д. Анализ
проповеднической деятельности мусульманского духовенства за пос-
ледние'годы показывает, что служители ислама подчеркивают мысль,
что религия — единственное средство воспитания, сохранения лучших
нравственных качеств человека; В конце 80-х годов в регионах
традиционного распространения ислама в нашей стране появились сто-
ронники фундаментализма.

В настоящее время созданы благоприятные условия для реализации
принципа свободы совести и нормальной деятельности мусульманских
организаций. Новые реальности общественной, политической и духов-
ной жизни общества оказали большое влияние и на ислам. Растет
число мечетей, расширяется сеть мусульманских школ, медресе, ака-
демий, институтов, увеличивается число изданий. Активизируется де-
ятельность мусульманских организаций в различных сферах
общественной жизни, создаются исламские партии и т. д.

 


Глава XI
СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ

«Нетрадиционные культы», «религии Нового века», «внекон-
фессиональные, неканонические верования», «альтернативные куль-
ты», «молодежные религии» — так обозначают ряд религиозных
явлений, получивших распространение в Европе и США в 60—70-е
годы XX в. Эти годы характеризуются кризисом традиционных,
исторически сложившихся форм религиозного сознания, и прежде всего
христианства, являвшегося существенным элементом западноевропей-
ской и американской систем ценностей. Органически вписанные в
социальные структуры, традиционные религии оказались «ответствен-
ными» за социальные недуги. Разочарование в официальных ценно-
стях потребительского, технократического общества, чувство
одиночества, бесцельность жизни — все это явилось социально-психо-
логическим фактором поиска новой системы ценностей, новой «науки
жизни». Лидеры новых движений чутко реагировали на перепады в
общественных настроениях, резко обличали пороки «греховного» мира,
рекламировали себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев вы-
сшей мудрости и морали.

Последователями «нетрадиционных культов» была преимуществен-
но молодежь из среднего класса, образованная, материально обеспе-
ченная, но с нарушенными социальными связями. Кроме
разочаровавшихся участников различных форм социального протеста,
«нетрадиционные культы» становятся прибежищем для людей,
выбитых из привычной жизненной колеи. В религиях «Нового века»
их манила твердая организация, жесткие нравственные и поведен-
ческие правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на роль
духовного пастыря.

Особенности Новые «нетрадиционные культы» представля-
и классификация ют специфический тип религиозной
"нетрадиционных культов" организации. В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная систе-
ма; структура этих организаций нередко иерархическая, с жестким
авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна
оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаива-
ющим их церковным организациям, в них сильно развито «мы-чув-
ство». Культ в этих новых общинах предпочтительно коллективный,
используется «техника» психологического манипулирования, психоте-
рапия, особенное внимание уделяется прозелитам, их адаптированию
в группе. Организации религий «Нового века» действуют как мощные
межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют

 


филиалы во многих странах мира. Все многообразие культов можно
условно разделить на пять групп.

1. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны»,
«Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного све-
та» Махарай Джи, «Трансцендентальная медитация» и др.

Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще
всего модернизируя различные варианты индуизма, буддизма.
Неоиндуистские и необуддистские учения предлагают мистический
путь освобождения (мокша) — пробуждение в человеке имманентного
божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта
истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива.
Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации,
слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размыш-
ление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружа-
ющей природы) включает произнесение мантр — специальных слов
или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. Веро-
учительные особенности отходят на задний план, на передний высту-
пает следование истинному пути, личный опыт, конкретный авторитет
гуру, свами.

2. Неохристианские объединения — это «Церковь Унификации»,
«Дети Бога», «Церковь Тела Христова» и др. Для этих культов ха-
рактерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных
религий, акцентирование эсхатологии и мессианства, наделение руко-
водителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение,
высшие нравственные предписания.

3. Сайентологическое направление образуют «Церковь сайенто-
логии», «космические религии», например «Общество Аэтариус», про-
поведующие связь Земли и высших космических сил, «космического
разума». В этих культах различным физическим приборам приписы-
вается мистическое значение, утверждается возможность регистрации
или даже измерения воздействия на физическую, биологическую
природу неких неизвестных и таинственных высших реальностей и
факторов. Мистически трактуются неисследованные явления психики
и окружающей природы.

4. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися
традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший ав-
торитет получают новые магические учения и институты, соединя-
ющие воззрения и практики восточных и западных, древних и
современных традиций, а также спонтанное творчество новых колду-
нов и гадателей. К таким течениям можно отнести, например, учение
Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев.
Значительное распространение получили спиритические движения, на-
чавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке,
практикующие общение с душами умерших.

5. «Сатанинские» группы. Сатанизм пришел из древнего Ирака,

 

 


его заветы содержатся в Синей книге. Сатанинские культы воз-
величивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими
источниками зла — демонами, сатаной и др. «Церковь Сатаны»,
например, провозглашает себя сознательным носителем зла и
антиподом христианства.

Между первыми четырьмя группами культов нет четких границ,
деление весьма условно. Так, «Трансцендентальную медитацию»,
учение Махариши Махеша Йога можно отнести и к сайентологическим
культам. «Церковь сайентологии» Хаббарда восприняла некоторые
идеи буддизма, в частности достижение состояния внутреннего покоя
и безмятежности (нирвана). Неохристианские культы используют
медитацию, заимствованную из восточных систем, магию. В то же вре-
мя неоориенталистские учения свой понятийный аппарат зачастую
черпают из христианской и светской западной философии. В целом
это синтетические, синкретичные, эклектичные культы.

Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и
культовой практики последователей многих «религий XX века», в них
на первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторона
культа.

Обратим внимание на особенности «Церкви Унификации» Сен Мен
Муна (р. 1920), или «Ассоциации Святого Духа для Единения
Всемирного христианства», и «Международного общества Сознания
Кришны».

"Церковь Унификации" Основана в 1954 г. Согласно учению Муна,
существует единый Бог, отец всех наций,

извещающий о себе в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме и
других религиях мира. Теперь настало время осознать живого Бога
вне границ традиционных религий.

Человеческая история складывается из трех периодов: «век Ветхого
Завета», «век Нового Завета», «век Завершенного Завета». Каждому
веку Бог сообщает «истину» в определенном объеме, учитывая духов-
ный уровень людей, используя различных мессий и пророков. Истина,
предназначенная для первого и второго периодов, содержится в
Библии. В 1960 г. начался последний период — «век Завершенного За-
вета». Мун объявил свой труд «Божественный принцип» существенным
дополнением Откровения, а себя — подлинным мессией третьего
периода, который борется с силами сатаны, несет послание истинной
любви и единения. Расизм, войны, бедность и всяческое зло в конеч-
ном счете являются результатом грехов в человеческом сердце. По-
этому социальной революции должна предшествовать духовная
революция внутри каждого человека. Мун ставит задачу — объединить
мир в одну семью, отличающуюся высокой нравственностью, любовью
и настоящей верой.

Его церковь во всем мире функционирует как «семья». В ней отсут-

 

 


ствуют формальные каноны ж обряды, главное, по учению Муна, —
составляющие ее люди, заботящиеся о других людях. Муниты жер-
твуют религиозной общине деньги, имущество. Личность реализуется
в группе, где полностью осуществляются регуляция и ориентация
практической деятельности человека. В этом суть «нового рождения».

Мун считает, что «обновление» человечества, практическое осу-
ществление идеала единого мира под Богом требуют построения
инфраструктуры нового мира, объединяющей все сферы человеческой
деятельности. Строительство инфраструктуры охватывает бизнес в
области средств массовой информации, промышленности, научных и
технических исследований, гуманитарных начинаний и искусств.

Идеология «Божественности» является сильной мотивацией круп-
ного бизнеса. Сам Мун основал газеты и журналы, кораблестроитель-
ные компании, рыболовецкий флот, фармацевтические фирмы,
госпитали и т. д. «Церковь Унификации» представлена более чем в
130 странах мира.

«Международное общество Основатель этого общества — индийский про-

Сознания Кришны» поведник Абхай Чарин Де (1896 — 1977), по-

(исккон) лучивший ритуальное имя Бхактиведанта

Свами Прабхупада, изложил свое учение в

книге «Бхагават-гита как она есть» и других работах.

Согласно учению Прабхунады, существует единственный абсолют-
ный Бог — Кришна, который выступает в трех аспектах: Бхагаван,
Брахман, Параматма. Бхагаван — это аспект Бога как Верховной
личности, обладающей непостижимыми качествами, всем богатством,
могуществом, славой, красотой. Брахман — имперсональный аспект,
всепроникающая абсолютная истина, непостижимая, бескачественная
сила, излучение трансцендентального тела Личности Бога. В Парматме
выражается Верховная Душа, которая находится в сердце каждого
живого существа наряду с индивидуальной душой — дживой. Бог вечен
и несотворим, имеет множество аспектов, обладает двумя видами
энергии — высшей (духовной) и низшей (материальной), творящей
мир и все живые существа. У Бога множество имен соответственно
множеству его действий. Главное его имя — Кришна («Всепривлека-
ющий»). Он изображается как прекрасный юноша с темной кожей.
Остальные боги (как ведической литературы, так и других
религиозных систем) мыслятся как аватары (воплощения) Кришны
или полубоги. Например, Иисус Христос рассматривается как одна из
инкарнаций Кришны. Кришна пребывает в своем жилище в транс-
цендентальном мире на планете Кришналока, где наслаждается
лилами (играми, удовольствиями). В то же время, благодаря своим
энергиям, он находится в каждой точке мироздания.

Человек, согласно кришнаизму, характеризуется дуализмом души
и тела. Индивидуальная душа (джива, атма) — частица Верховной

 

 


Души (Параматма, Брахман). Полем деятельности для дживы является
тело, которое душа получает согласно своим желаниям. Злоупотребив
своей свободой, джива попадает в материальный мир, где находится
под властью трех гун (состояний, модусов, привязанностей) — неве-
жества, страсти, благости. В материальном мире джива забывает о
своей божественной сущности и отдается во власть кармы, т. е.
причинно-следственной связи. Обретая человеческую форму, джива
имеет шанс освободиться от сансары, возвратиться назад к Богу. Осво-
бождение дживы от материального мира возможно лишь на пути
развития в себе Сознания Кришны.

В материальном мире существуют три уровня планет. Высший уро-
вень заселен полубогами, теми, чья джива находится в модусе бла-
гости, добродетели. Сюда относятся кришнаиты, брахманы, ученые,
философы, коровы. Средний уровень — в том числе Земля — включает
тела, джива которых в модусе страсти. Страсть — это стремление к
почету, семье, дому. Человек здесь вынужден тяжко трудиться. На
планетах низшего уровня находятся дживы в модусе невежества (ле-
ность, безумие), за что получают тела животных.

Материальный мир может стать духовным, сохраняя свои ма-
териальные характеристики. Духовное — это все, что связано с
Кришной. Материальные ценности превращаются в духовные путем
использования их в служении Кришне, т. е. отдавая большую часть
дохода обществу Сознания Кришны. Освободиться от материального
мира, полного страданий, развить в себе Сознание Кришны может
каждый, даже человек из касты неприкасаемых (чандал), если он бу-
дет со всей преданностью служить Кришне.

Кришнаиты называют себя вайшнавами, т. е. преданными Богу, а
свое учение не религией, а ортопрактикой, наукой самореализации
(развития в себе Сознания Кришны) на основе бхакти-йоги. В бхакти-
йоге отношение с божеством окрашено в эротическую символику: это
Любовь, непрекращающееся стремление к Богу. Вечно юный, прек-
расный физически Бог кришнаитов почитается ими как пуруша, муж-
ское начало. А сами вайшнавы, слуги Кришны, рассматривают себя
как женское начало, пракрити.

Цель культовой практики кришнаитов — выработать установку
смотреть на мир глазами, «смазанными любовью к Кришне». Любовь
к Кришне в наивысшей степени проявляется в достижении религиозно-
го экстаза через медитацию, коллективную и индивидуальную.
Индивидуальная медитация (джапа) и коллективная (киртан) — сов-
местное воспевание мантр, сопровождающееся игрой на музыкальных
инструментах и ритмическими танцевальными движениями. Иск-
лючительная роль в культе принадлежит мантре («очищение ума»):
«Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама
Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Это «воспевание святых имен Гос-
пода». В течение дня кришнаиты должны произнести мантру 1728 раз.

 

 


Кришнаиты живут в ашрамах (коммунах), которыми руководят гу-
ру (учителя). Гуру не просто духовный учитель и мудрый авторитет-
ный человек, но представитель или даже воплощение Бога. Гуру
помогает в процессе познания Кришны через доведение трансценден-
тального знания ученику (шитья). Гуру инициирует прозелитов (воз-
можна заочная инициация), берет на себя карму ученика, дает
секретную «защитную» мантру, с которой ученик может обратиться
к Кришне в экстремальных ситуациях. Гуру помогает шишье преоб-
разовать свой духовный мир, выработать особое блаженно-восторжен-
ное миросозерцание, в котором преданный Кришне старается видеть
во всем беспричинную милость Бога.

 


Раздел третий




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.