Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование и развитие представлений о свободе совести 2 страница




Будучи частью государственного аппарата, православная церковь
пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимым имущест-
вом, получала субсидии от казны, осуществляла контроль за народным
образованием. Право на пропаганду своего вероучения, миссионерство

 


и прозелитизм закреплялось в законе только за православной цер-
ковью.

Государство вмешивалось во внутренние дела различных кон-
фессий, строго регламентировало их структуру и деятельность. Со-
гласно «Своду законов Российской империи», все религии на
территории страны делились на три группы: государственную (пра-
вославное исповедание), терпимые (католическая, протестантская,
армяно-григорианская церкви, ислам, буддизм, иудаизм, язычество)
и нетерпимые («секты» — духоборы, иконоборцы, молокане, иудей-
ствующие, скопцы).

«Уложение о наказаниях» считало особым видом преступления пре-
ступление против веры — отвлечение и совращение из православия в
другую веру, воспрепятствование воспитанию детей в православной
или иной христианской вере, распространение ересей и расколов и др.
К виновным в этих преступлениях применялась целая система кара-
тельных мер, вплоть до каторги и ссылки в Сибирь, Закавказье.
Внеисповедное состояние государством не признавалось. Деятельность
по распространению материалистических, атеистических взглядов под-
вергалась уголовному преследованию.

В 80 — 90-е годы прошлого века в связи с ростом революционных
выступлений ужесточилась политика царизма в отношении «сек-
тантских» объединений. В «Уложение о наказаниях» были внесены но-
вые, более жесткие уголовные статьи, направленные против
«сектантов». В 1894 г. «секта» штундистов (к ним относили баптистов
и евангельских христиан) была объявлена «вредной», а ее молитвенные
собрания были запрещены. С 1874 по 1885 г. было зарегистрировано
3615 уголовных дел по так называемым «религиозным преступ-
лениям», а с 1886 по 1893 г. — 7540.

Революционная ситуация в России в начале XX века вынудила
правительство вносить коррективы в религиозную политику. Так,
царский манифест от 26.02.1903 г. содержал обещание даровать сво-
боду вероисповеданий, а Указ от 12.10.1904 г. «О предначертании и
усовершенствовании государственного порядка» предписывал принять
меры к устранению религиозных «стеснении». В царском манифесте
«Об усовершенствовании государственного порядка» от 17.10.1905 г.
также были обещаны гражданские свободы, в том числе и свобода со-
вести.

Февральская революция 1917 г. упразднила самодержавие, ;лишив
православную церковь ее многовековой опоры. В программном доку-
менте Временного правительства «Обращение к гражданам», опублико-
ванном 7.03.1917 г., содержались указание на отмену «сословных,
вероисповедных и национальных ограничений». 20.06.1917 г. было
принято постановление Временного правительства о передаче церков-
но-приходских школ в ведение министерства народного образования,
против которого выступила православная церковь, заявив, что этот акт

 


«причиняет большой вред церкви и ее христианской просветительной
деятельности». 14.07.1917 г. появилось постановление Временного
правительства «О свободе совести», в котором закреплялся принцип
союза церкви и государства. Под свободой совести понималась веро-
терпимость. Господствующим положение православной церкви остава-
лось на том основании, что православная религия является религией
значительного большинства населения России. Внеисповедное состо-
яние по-прежнему не признавалось.

Свобода совести Первые декреты советской власти кар и государственно-церковные диналь но изменили положение право отношения после славной церкви и других религиозных Октябрьской революции организаций. Так, Де-
1917 г. кретом «О земле», принятым II Всероссийскимсъездом Советов 26.10.1917 г., все мона-
стырские и церковные земли были национализированы. «Декларация
прав народов России», обнародованная 2.11.1917 г., отменяла все
национально-религиозные привилегии и ограничения. Постановлением
от 11.12.1917 г. «О передаче дела воспитания и образования из ду-
ховного ведомства в ведение Комиссариата по народному просве-
щению» из-под контроля церкви изымались все учебные заведения.
Декретами ВЦИК и СНК от 16(29).12.1917 г. «О расторжении брака»
и от 18 (31). 12.1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении
книг актов состояния» регистрация рождения, смерти, браков пере-
давалась государственным органам, а церковный брак утрачивал
юридическую силу. В январе 1918 г. были упразднены ведомства
придворного духовенства, управление духовного ведомства армии,
прекращена выдача государственных средств на содержание церквей
и духовенства.

Документом, обобщившим законотворчество республики в области
свободы совести и отношений государства с религиозными
организациями, явился декрет Совета народных комиссаров «Об отде-
лении церкви от государства и школы от церкви» от 23.01Л918 г.
Значительная часть статей декрета была посвящена раскрытию сущ-
ности свободы совести и обоснованию ее правовых гарантии. Каждому
гражданину декрет предоставлял возможность исповедовать любую
религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения в связи
с этим выбором отменялись. На территории республики запрещалось
издавать местные законы, постановления, ограничивающие свободу со-
вести, устанавливающие какие-либо преимущества или привилегии на
основании вероисповедного выбора граждан.

Указания на религиозную принадлежность устранялись из
официальных документов. Никто не должен уклоняться от исполнения
гражданских обязанностей, ссылаясь на свои религиозные убеждения.
Свободное исполнение религиозных обрядов разрешалось, если они не
нарушали общественный порядок и не посягали на права граждан. Для
удовлетворения религиозных потребностей верующих здания и пред-

 


меты культа передавались в бесплатное пользование религиозных
обществ.

Церковь отделялась от государства, упразднялись все прежние фор-
мы союза церкви и государства. Из ведения церкви была изъята
регистрация актов гражданского состояния. Государственные и обще-
ственные мероприятия не должны сопровождаться религиозными обря-
дами и церемониями, отменялись религиозные клятвы и присяга.
Религиозные общества объявлялись частными, не пользующимися
какими-либо преимуществами и субсидиями от государства. Они не
имели права владеть собственностью, лишались прав юридического
лица. Все их имущество объявлялось народным достоянием. Декрет
запретил принудительные взыскания сборов и обложений в пользу
религиозных обществ, меры принуждения или наказания с их стороны
в отношении верующих.

В соответствии с декретом школа отделена от церкви, была введена
государственная система светского образования. Во всех учебных за-
ведениях, где изучались общеобразовательные предметы, запрещалось
преподавание религиозных вероучений. За гражданами сохранялось
право обучать и обучаться религии частным образом, т. е. путем
личной практики отдельных граждан, имеющих профессиональную и
педагогическую подготовку.

Декрет провозгласил свободу вероисповедания, расширил права ве-
рующих, в законодательном порядке закрепил право на свободу
атеистических убеждений.

Высоко оценивая сущность декрета, священник А. Мень писал:
«Октябрь декларировал отделение церкви от государства, то есть тот
принцип, который был уже принят в США, Франции и других странах.
А для обширной республики, в которой жили миллионы православных,
старообрядцев, католиков, армяно-григориан, лютеран, представите-
лей различных христианских традиционных культов, этот путь был
наиболее естественным и закономерным... И все же следует признать,
что значительная часть иерархов и церковных людей оказалась не го-
товой к радикальным переменам и отнеслась к ним с открытой или
молчаливой враждебностью»5.

В условиях гражданской войны, интервенции, выступлений против
советской власти ряда руководителей религиозных организаций соз-
давалась Конституция РСФСР, принятая 10 июня 1918 г. пятым Все-
российским съездом Советов. Статья 13 Конституции провозглашала:
«В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести
церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода
религиозной и антирелигиозной пропаганды признаётся за всеми граж-
данами». Таким образом, впервые в истории России свобода совести
была возведена в ранг конституционного принципа, вошла в систему
конституционных прав и демократических свобод.

Конец 20-х годов ознаменовался обострением общей обстановки в

 


стране, борьбой различных подходов к политико-экономическому кур-
су, в которой одержали верх приверженцы жесткой административно-
командной системы. Она проявилась и в отношении к религии, церкви
и верующим, привела к деформации политики в этой области,
принципа свободы совести. Религиозные организации объявлялись
силой, противостоящей советской власти и использующей свое влияние
для ее дискредитации. Началась широкомасштабная кампания по за-
крытию храмов и молитвенных домов, ограничению деятельности ду-
ховенства. Необходимость этих мер обосновывалась «обострением
классовой борьбы». Такая политика нашла отражение в правовых до-
кументах того времени. По существу советское государство стало соз-
давать систему всеохватывающего контроля за деятельностью
религиозных организаций, следуя прежней российской традиции.

Наиболее значимым и продолжительным по срокам действия было
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8.04.1929 г. «О религиозных
объединениях». В нем закреплялось право религиозных объединений
на осуществление единственной функции — удовлетворение
религиозных потребностей верующих в молитвенном здании. Но и
удовлетворение религиозных потребностей обставлялось рядом
ограничений и запретов. Так, согласно статьям 17 и 18, религиозным
объединениям запрещалось:

— создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производствен-
ные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоря-
жении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения
религиозных потребностей;

— оказывать материальную поддержку своим членам;

— организовывать как специальные детские, юношеские, женские
молитвенные и другие собрания, так и общие библейские, литератур-
ные, рукодельческие, трудовые, по обучению религии и т. п. собрания,
группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские пло-
щадки, открывать библиотеки и читальни; организовывать санатории
и лечебную помощь.

Не допускалось преподавание каких бы то ни было религиозных
вероучений в учебных заведениях.

В 30-е годы укреплялась командно-административная система.
Массовые репрессии второй половины 30-х годов не минули священ-
нослужителей и рядовых верующих. Антирелигиозные кампании со-
держали политический подтекст, они имели в виду и устранение из
сознания масс любой альтернативы культу личности И. В. Сталина
(1879—1953), даже религиозного культа.

В декабре 1936 г. была принята Конституция СССР. Ее 124 статья
гласила: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь
в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправ-
ления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды
признается за всеми гражданами».

123ак.536 353


Великая Отечественная война пробудила высокие патриотические
чувства советских людей, в том числе и верующих. С первых дней
войны многие главы церквей выступили с осуждением варварского на-
падения фашистов на нашу страну, с призывом встать на защиту
родины, организовать сбор средств в фонд обороны страны. Правитель-
ство предприняло ряд мер по расширению прав религиозных
организаций. Но коренной поворот в деле нормализации государст-
венно-церковных отношений наступил лишь в 1943 г., после известной
встречи И. В. Сталина с руководством Русской православной церкви.
Принятые на ней решения стали быстро претворяться в жизнь. Так,
8.09.1943 г. на Архиерейском соборе был избран патриарх Московский
и Всея Руси. Постановление Совнаркома СССР предусматривало
организацию Совета по делам Русской православной церкви, открытие
православного богословского института, богословско-пасторских курсов
и порядок открытия церквей. Упорядочение государственно-церковных
отношении распространялось и на другие религиозные организации,
действующие в стране.

В августе 1945 г. СНК СССР предоставил религиозным
организациям права юридического лица в части аренды, строительства,
покупки в собственность для церковных нужд домов, транспорта и ут-
вари. Но «потепление» отношений между государством и церковью
продолжалось недолго. В конце 40-х годов этот процесс приоста-
новился. К 1961 г. количество религиозных организаций сократилось
до 16050, а к 1971 году— до 11749.

Середина 70-х годов ознаменовалась разрядкой напряженности в
международных отношениях, заключением Хельсинского Соглашения
по безопасности и сотрудничеству в Европе (1.08.1975 г.), под которым
была подпись и главы нашего государства. В «Декларации принципов»
в разделе VII, названном «Уважение прав человека и основных свобод,
включая свободу мысли, совести, религии и убеждений», содержалось
обязательство участников этого соглашения «уважать права человека
и основные свободы». Это наложило отпечаток на государственно-цер-
ковные отношения в нашей стране. Существование и деятельность
религиозных организаций начинают рассматриваться как необходимое
условие обеспечения свободы вероисповедания, а оно, в свою очередь,
как одна из составляющих комплекса «прав человека».

В 1975 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета
РСФСР о внесении изменений в Постановление ВЦИК и СНК РСФСР
от 8.04.1929 г., расширявший возможности религиозных организаций
в удовлетворении религиозных потребностей верующих, отчасти осво-
бо^давпши их от мелочной опеки. В целях единообразия законода-
тельства о религиозных культах в 1975 — 1977 гг. в союзных
республиках принимаются акты «О религиозных объединениях».

В Конституции СССР, принятой в 1977 г., принцип свободы со-
вести получил следующую формулировку (ст. 52): «Гражданам СССР


гарантируется свобода совести, т. е. право исповедовать любую
религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы
или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и не-
нависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь
в СССР отделена от государства и школа — от церкви».

Новое законодательство 1985 год положил начало процессу глубоких
о свободе совести перемен в отношениях государства и церкви.
Были сняты ограничения, которые на протя-
жении многих лет связывали деятельность религиозных организаций.
Это способствовало активизации различных сфер деятельности
религиозных организаций всех конфессий, действующих на территории
нашей страны.

Постановлением Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 г. был
принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях», ко-
торый в соответствии с нормами международного права гарантировал
права граждан на определение и выражение своего отношения к
религии, устранял многочисленные ограничения и противоречия, пре-
пятствующие практическому осуществлению свободы совести.

25.10.1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О свободе
вероисповеданий», который значительно расширил рамки прав и сво-
бод верующих граждан страны. Раскрывая содержание понятия сво-
боды вероисповеданий, ст. 3 включила в него право каждого
гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные
и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не испо-
ведовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями
при единственном условии — соблюдении законов государства.

Гарантирует свободу вероисповеданий осуществление пяти опре-
деляющих принципов: 1. Равноправие граждан независимо от их отно-
шения к религии. 2. Отделение религиозных и атеистических
объединений от государства. 3. Светский характер системы государ-
ственного образования. 4. Равенство религиозных объединении перед
законом. 5. Наличие специальных законодательных актов, обеспечива-
ющих реализацию свободы вероисповеданий и устанавливающих
ответственность за их нарушение.

Статьи 6 — 13 Закона подробно раскрывают содержание этих
принципов. Так, равноправие граждан не допускает какие-либо
ограничения прав или установление преимуществ в зависимости от
отношения к религии, возбуждение в связи с этим вражды и ненависти
либо оскорбление граждан. Отделение религиозных объединений пре-
дусматривает невмешательство государства, его органов и должност-
ных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии,
равно как и религиозные объединения не могут вмешиваться в дела
государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления,
в деятельности политических партий. Общественные организации, раз-

12* 355


деляющие и распространяющие атеистические убеждения, также отде-
ляются от государства и не получают от него ни материальной, ни
идеологической помощи.

Система государственного образования носит светский характер и
не преследует цели формирования определенного отношения к
религии. Преподавание вероучений и религиозное воспитание может
осуществляться в негосударственных учебных заведениях, частным
образом на дому или при религиозных объединениях.

Все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни
одна из них не пользуется какими-либо преимуществами или
ограничениями. Государство в вопросах веры нейтрально.

Раздел II закона регулирует право на религиозные убеждения и
религиозную деятельность. Статья 15 предусматривает право граждан
выбирать, иметь и менять религиозные убеждения, высказывать и рас-
пространять их в устной, печатной и любой другой форме, если эта
деятельность не нарушает настоящий закон, исповедовать любую
религию, беспрепятственно совершать религиозные обряды, доброволь-
но вступать в религиозные объединения и выходить из них.
Религиозные объединения определяются как добровольные
объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях сов-
местного осуществления права граждан на свободу вероисповедания
(ст. 17). Они наделяются правами юридического лица с момента-
регистрации их устава (положения) в министерстве юстиции или его
органах на местах (ст. 18, 20). Деятельность религиозного объединения
может быть прекращена либо по решению общего собрания его уч-
редителей или съезда, его образовавшего, либо в случае его са-
моликвидации (распада), либо по решению суда (ст. 21).

Раздел III закона регулирует имущественные и финансовые пра-
воотношения религиозных объединений.

В соответствии с Законом религиозным объединениям были пре-
доставлены широкие права в общественно-политической и религиозной
сфере, в исповедании и распространении веры, убеждений непосред-
ственно или через средства массовой информации. Они могут осуще-
ствлять миссионерскую деятельность, милосердие и
благотворительность, религиозное обучение и воспитание,
подвижничество в монастырях, скитах и т. д., паломничество и другие
виды деятельности, которые соответствуют определенным вероучениям
и предусмотрены уставом (положением) данного объединения.
Религиозные объединения получили право образовывать региональные
или централизованные структуры со своими органами управления и
подразделениями (ст. 17).

Важно также подчеркнуть, что Закон «О свободе вероисповеданий»
внес значительные изменения в структуру и порядок контроля за его
соблюдением. Государственный контроль за соблюдением законода-
тельства о свободе вероисповеданий был возложен на Советы народных

 


депутатов и соответствующие правоохранительные органы.
Регистрацию Уставов (положений) религиозных объединений закон
отнес исключительно к компетенции Министерства юстиции РФ (Уп-
равление по делам общественных объединений и конфессий) и его
органов на местах.

При Комитете Верховного Совета РФ был образован экспертно-
консультативный совет по свободе совести, вероисповеданиям, мило-
сердию и благотворительности, состоящий из представителей
религиозных объединений, общественных организаций, государствен-
ных органов, религиоведов, юристов и других специалистов в области
свободы совести и вероисповедания. На экспертно-консультативный со-
вет возлагается: создание банка данных о религиозных объединениях,
зарегистрированных в РФ; консультирование комитета по свободе со-
вести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности и других
Комитетов Верховного Совета по вопросам применения данного за-
кона; проведение юридических и религиоведческих экспертиз, подго-
товка официальных заключений по запросам органов государственного
управления и суда.

Конституция Российской Федерации 1993 года отводит свободе со-
вести важное место в системе гражданских прав и свобод. В главе 2,
озаглавленной «Права и свободы человека и гражданина», статья 14
провозглашает Российскую Федерацию светским государством, в ко-
тором никакая религия не может устанавливаться в качестве государ-
ственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от
государства и равны перед законом. Государство закрепляет равенство
прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должност-
ного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям. Конституция запре-
щает любые формы ограничения прав граждан по признакам социаль-
ной, расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности (Ст. 19).

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется свобо-
да совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать
индивидуально или совместно с другими любую религию или не испо-
ведовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять
религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними
(Ст. 28).

Каждому гражданину предоставлена свобода мысли и слова. Не до-
пускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расо-
вую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
Запрещается пропаганда социального, расового, национального,
религиозного или языкового превосходства (Ст. 29).

В Конституции зафиксирована свобода деятельности общественных

 


организаций, при этом никто не может быть принужден к вступлению
в какое-либо объединение или пребывание в нем (Ст. 30).

Статья 59, пункт 3 Конституции устанавливает правовую норму,
согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если
его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение воен-
ной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской
службой.

Положения, сформулированные во 2-й главе Конституции «Права
и свободы человека и гражданина», составляют основы правового ста-
туса личности в Российской Федерации (Ст. 64).


ПРИМЕЧАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.