Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сектор электроснабжения




Сектор передачи электроэнергии

Электрические сети Республики Казахстан представляют собой совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, напряжением 0,4–1150 кВ, предназначенных для передачи и (или) распределения электрической энергии.

Роль системообразующей сети в ЕЭС Республики Казахстан выполняет национальная электрическая сеть (НЭС), которая обеспечивает электрические связи между регионами республики и энергосистемами сопредельных государств (Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан), а так же выдачу электрической энергии электрическими станциями и её передачу оптовым потребителям. Подстанции, распределительные устройства, межрегиональные и (или) межгосударственные линий электропередачи и линии электропередачи, осуществляющие выдачу электрической энергии электрических станций, напряжением 220 кВ и выше, входящие в состав НЭС находятся на балансе Казахстанской компании по управлению электрическими сетями АО «КЕGОС».

Электрические сети регионального уровня обеспечивают электрические связи внутри регионов, а так же передачу электрической энергии розничным потребителям. Электрические сети регионального уровня находятся на балансе и экплуации региональных электросетевых компанияй (РЭК).

Энергопередающие организации (ЭПО) осуществляют на основе договоров передачу электрической энергии через собственные или используемые (аренда, лизинг, доверительное управление и иные виды пользования) электрические сети потребителям оптового и розничного рынка или энергоснабжающим организациям.

Сектор электроснабжения рынка электрической энергии Республики Казахстан состоит из энергоснабжающих организаций (ЭСО), которые осуществляют покупку электрической энергии у энергопроизводящих организаций или на централизованных торгах и последующую её продажу конечным розничным потребителям. Часть ЭСО выполняет функции «гарантирующих поставщиков» электроэнергии.

Рынок электрической энергии Республики Казахстан

Рынок электрической энергии состоит из двух уровней: оптового и розничного рынков электрической энергии, рынок тепловой энергии состоит из одного уровня — розничного рынка.

Системный оператор, региональные электросетевые компании и иные организации, владеющие электрическими сетями, обеспечивают свободный доступ к рынку электрической энергии всех участников в порядке, установленном государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках.

Отношения, возникающие при производстве, передаче и потреблении на рынке электрической или тепловой энергии, регулируются в электроэнергетике соответствующими договорами.

Функциональная структура оптового рынка электроэнергии Республики Казахстан, включает в себя:

  • рынок децентрализованной купли-продажи электроэнергией (двухсторонних договоров купли-продажи электроэнергии);
  • рынок централизованной торговли электроэнергией, на котором осуществляют сделки купли-продажи электрической энергии на краткосрочном (спот-торги), среднесрочном (неделя, месяц) и долгосрочном (квартал, год) основании;
  • балансирующий рынок в режиме реального времени, функционирующего в целях физического и последующего финансового урегулирования почасовых дисбалансов, возникающих в операционные сутки между фактическими и договорными величинами производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;
  • рынок системных и вспомогательных услуг, на котором для обеспечения установленных государственными стандартами надежности работы ЕЭС РК и качества электрической энергии. Системный оператор ЕЭС РК осуществляет оказание системных услуг и приобретение вспомогательных услуг у субъектов рынка электрической энергии Республики Казахстан.

Отношения, возникающие между субъектами оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан, регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан, Правилами организации и функционирования оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан, другими нормативными правовыми актами и договорами между субъектами оптового рынка электрической энергии.

Энергопроизводящие организации осуществляют деятельность по производству и продаже электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии Республики Казахстан при выполнении ими следующих условий:

1) наличие лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;

2) наличие доступа к национальной и (или) региональной электрической сети;

3) поставка на оптовый рынок электрической энергии в объеме не менее 1 мегаватт (далее - МВт) среднесуточной (базовой) мощности и наличие систем коммерческого учета, телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у Системного оператора.

Энергопроизводящим организациям, присоединенным к национальной электрической сети, доступ к национальной электрической сети предоставляется при наличии договоров с Системным оператором:

1) на оказание услуг по технической диспетчеризации режимов производства/потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана;

2) на оказание услуг по организации балансирования производства/потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана;

Энергопроизводящим организациям, присоединенным к электрическим сетям региональных электросетевых компаний, доступ к национальной электрической сети предоставляется при наличии договора энергопроизводящей организации с Системным оператором на оказание последним услуг по технической диспетчеризации режимов производства/потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана.

Потребители на децентрализованном рынке электрической энергии в соответствии с Гражданским кодексом заключают договоры купли-продажи электрической энергии по ценам, объемам и условиям поставки.

Потребители электрической энергии участвуют в оптовом рынке электрической энергии при выполнении следующих условий:

1) наличия доступа к национальной и (или) региональной электрической сети;

2) купли на оптовом рынке электрической энергии в объеме не менее 1 МВт среднесуточной (базовой) мощности и наличии автоматизированных систем коммерческого учета, систем телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у Системного оператора.

Потребителям электрической энергии, присоединенным к национальной электрической сети, доступ к национальной электрической сети предоставляется при наличии договоров с Системным оператором:

1) на оказание услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети;

2) на оказание услуг по технической диспетчеризации импортируемой электрической энергии (в случае осуществления импорта электрической энергии);

3) на оказание услуг по организации балансирования производства/потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана;

Потребителям электрической энергии, присоединенным к электрическим сетям региональных электросетевых компаний, доступ к национальной электрической сети предоставляется при выполнении ими следующих условий:

1) наличия договора с Системным оператором на оказание услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети;

2) наличия договора с Системным оператором на оказание услуг по технической диспетчеризации импортируемой электрической энергии (в случае осуществления импорта электрической энергии);

3) наличия доступа к региональной электрической сети.

Энергоснабжающие организации осуществляют деятельность на оптовом рынке электрической энергии Республики Казахстан при выполнении следующих условий:

1) наличия лицензии на право покупки электрической энергии в целях энергоснабжения;

2) наличия доступа к национальной и (или) региональной электрической сети;

3) выполнения требований по поставке/потреблению с оптового рынка электрической энергии в объеме не менее 1 МВт среднесуточной (базовой) мощности и наличия автоматизированных систем коммерческого учета, систем телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с головными системами, установленными у Системного оператора.

Доступ к национальной электрической сети предоставляется энергоснабжающим организациям при выполнении следующих условий:

1) наличия договоров с Системным оператором на оказание услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети, с указанием потребителей электрической энергии и (или) на оказание услуг по технической диспетчеризации импортируемой электрической энергии (в случае осуществления импорта электрической энергии, или приобретения таких услуг), с указанием потребителей электрической энергии;

2) наличия договоров с Системным оператором на оказание услуг по организации балансирования производства/потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана, с указанием потребителей электрической энергии и/или энергопроизводящих организаций;

3) наличия доступа к региональной электрической сети в случаях, если у энергоснабжающих организаций имеются субъекты, присоединенные к региональной электрической сети.

Участниками розничного рынка электрической энергии являются все потребители электроэнергии с присоединенной мощности менее 1 МВт и энергоснабжающие организации, осуществляющее им продажу электроэнергии в условиях конкуренции.

Казатомпром" и ряд ведущих компаний Японии подпишут 24 соглашения в сфере атомной энергетики в Астане

30.04.2007

30 апреля 2007 года в г.Астана (Казахстан), будут подписаны 24 соглашения о сотрудничестве в области атомной энергетики, между Правительствами Республики Казахстан и Японии, Национальной атомной компанией «Казатомпром» (Казатомпром) и рядом ведущих компаний Японии, осуществляющих свою деятельность в сфере энергетики, торговли и финансов.

В частности будут подписаны:

1. Совместное заявление об укреплении стратегического партнерства в области мирного использования атомной энергии между Министром экономики, торговли и индустрии г-ном А.Амари и Премьер-министром Республики Казахстан, г-ном К.Масимовым.

2. Меморандум о сотрудничестве в подготовке кадров для внедрения легководных ядерных реакторов (ЛВР) между Агентством природных ресурсов и энергетики Японии, Министерством энергетики и минеральных ресурсов РК и Национальным ядерным центром РК.

3. Соглашение о сотрудничестве в сфере создания Атомной электростанции ЛВР в Республики Казахстан между Японской Атомной Энергетической Компанией, Комитетом по Атомной энергетике МЭМР РК, Казатомпром и НЯЦ РК.

4. Меморандум о взаимном сотрудничестве в области ядерной энергетики между Toshiba и Казатомпром.

5. Меморандум о взаимопонимании относительно будущего сотрудничества в области исследований и развития технологии атомной энергетики между Национальным ядерным центром РК и независимым административным юридическим лицом «Агентством по атомной энергетике Японии» (Japan Atomic Energy Agency - JAEA).

6. Протокол о стратегическом партнерстве между Казатомпром, Marubeni Corporation, The Tokyo Electric Power Company, Chubu Electric Power.

7. Меморандум о взаимопонимании между GNF-J и Казатомпром.

8. Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве по изготовлению компонентов ядерного топлива между Казатомпром, Kansai, Sumitomo.

9. Меморандум о взаимопонимании между Казатомпром и NFI по сотрудничеству в использовании услуг переработки ядерного топлива.

10. Меморандум о взаимопонимании между Mitsubishi Nuclear Fuel Co., LTD и Казатомпром.

11. Меморандум о взаимопонимании и подтверждении исполнения долгосрочных контрактов купли-продажи концентрата природного урана между Itochu и Казатомпром.

12. Меморандум о взаимопонимании между Казатомпром, Sumitomo, Kansai Electric Power и ТОО «АППАК» по исполнению соглашений связанных с ТОО «АППАК».

13. Контракт купли-продажи концентрата природного урана между Kansai Electric Power Company, Inc. И ТОО «АППАК»

14. Меморандум о взаимопонимании между Tokyo Electric Power Company и ТОО «АППАК»

15. Меморандум о взаимопонимании между Japan Atomic Power Company и ТОО «АППАК»

16. Меморандум о взаимопонимании между Hokkaido Electric Power и ТОО «АППАК»

17. Меморандум о взаимопонимании между Shikoku Electric Power и ТОО «АППАК»

18. Меморандум о взаимопонимании между Hokuriko Electric и ТОО «АППАК»

19. Меморандум о взаимопонимании между Chugoku Electric Power и ТОО «АППАК»

20. Меморандум о взаимопонимании между Kyushu Electric Power и ТОО «АППАК»

21. Договор Займа между ТОО «Байкен-U», Japan Bank for International Cooperation, Mizuho Corporate Bank.

22. Договор Займа между ТОО «Кызылкум» и JBIC.

23. Меморандум о взаимопонимании между Казатомпром и NEXI в сфере обеспечения торговой и инвестиционно-страховой линии.

24. Контракт о долгосрочном приобретении концентрата природного урана между Казатомпром и Itochu

В рамках сложившегося на сегодняшний день стратегического сотрудничества в сфере атомной энергетики между Казахстаном и Японией, Торговая компания Marubeni Corporation (Marubeni), Электроэнергетическая Компания Tokio Electric Power Company, Inc. (TEPCO) и Электроэнергетическая Компания Chubu Electric Power Company, Inc. (Chubu) (далее совместно именуемые как Компании) приобрели у Казатомпром долевое участие через компанию Energy Asia в проекте компаний ТОО «Кызылкум» и ТОО «Байкен-U» (текущее соотношение инвестиций: Marubeni 60%, TEPCO 30%, Chubu 10%). Электроэнергетическая Компания Tohoku Electric Power Company, Inc. (Tohoku) также решила принять участие в проекте и планирует приобрести частичное долевое участие в проекте у Компаний.

Проект вовлекает в себя разработку уранового месторождения «Харасан» в Южном Казахстане (ТОО «Кызылкум» разрабатывает рудник «Харасан-1», а ТОО «Байкен-U» разрабатывает рудник «Харасан-2»). Проект намечено запустить в эксплуатацию приблизительно с 2007 года, с проектным увеличением до ежегодной добычи в размере 5 000 тонн урана (комбинированная добыча) до 2014 года, с продолжением добычи по 2050 года. Оцениваемые запасы двух участков месторождения «Харасан» оцениваются в 160 000 тонн урана. Компании имеют право получать с двух месторождений в совокупности до 2 000 тонн уранового концентрата ежегодно.

Необходимое инвестирование ожидается получить от Японского Банка Международного Сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation, JBIC) по проекту финансирования природных ресурсов. Страхование зарубежных инвестиции Компаний для участия в этом проекте будет осуществляться Nippon Export и Investment Insurance (NEXI).

Также сообщаем, что 19 февраля 2007г. Президентом РК Н.А.Назарбаевым, подписан Закон РК «О ратификации Дополнительного протокола к Соглашению между Республикой Казахстан и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия, подписанным в Вене 6 февраля 2004г.». В настоящее время, Министерством иностранных дел РК направлено официальное уведомление депозитарию - Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ). Ратификация дополнительного протокола положила начало переговорам для подписания Двустороннего Соглашения о сотрудничестве в области использования ядерной энергии между Казахстаном и Японией. Установление долгосрочного делового партнерского сотрудничества будет способствовать еще большему укреплению и расширению дружеских и конструктивных отношений двух стран.

Напомним, что в Казахстан, с целью развития и укрепления взаимовыгодных стратегических отношений в области атомной энергетики, 29-30 апреля 2007г., прибудет делегация представителей правительства и первых лиц, ведущих энергетических и торговых предприятий Японии во главе с Министром экономики, торговли и индустрии г-ном А.Амари, который отвечает за энергетическую политику Японии. За всю долгую историю дипломатических отношений Японии, впервые была сформирована делегация столь высокого уровня для проведения переговоров о расширении отношений, инвестиций и партнерства между двумя странами. Данный визит отражает растущий интерес Японии к сотрудничеству с Казахстаном в атомной сфере.

В последние годы Китай становится одним из важнейших экономических игроков на мировых и региональных рынках. Казахстан строит взаимоотношения с крупнейшей экономикой мира на основе взаимопонимания, сопряжения интересов и областей сотрудничества, стратегического партнерства. Китай в силу географического фактора является для Казахстана естественным и основным партнером. Как заявил президент Н. Назарбаев в Послании народу Казахстана 1 марта 2006 года: «Казахстан исходит из того, что альтернативы взаимовыгодным связям с динамично развивающимся Китаем не существует». Основные задачи, которые ставятся правительствами обеих стран, концентрируются сегодня в области энергетического сотрудничества, развития торговли и укрепления Шанхайской организации сотрудничества.
Энергетика является ключевым фактором, влияющим на внутреннюю и внешнюю стратегию развития каждого суверенного государства. Энергетическая независимость и безопасность страны находятся в прямой зависимости от уровня развития топливно-энергетической отрасли.
Экономические интересы Китая в Казахстане тесно связаны с его энергетической политикой, со стремлением превратить казахстанские нефтеносные зоны в постоянный и надежный источник топлива для растущей китайской экономики. Это подтверждается тем, что Китай уже в течение нескольких лет удерживает пятую позицию в списке крупнейших инвесторов казахстанской экономики, причем подавляющая их часть целенаправленно идет именно в нефтегазовую отрасль. При этом данные демонстрируют пока ограниченный, несравнимый с реальным инвестиционным потенциалом Китая объем инвестиций.
Таким образом, в лице Казахстана Китай видит поставщика сырьевых и топливных ресурсов для своей динамично развивающейся экономики, требующей с каждым годом все больше ресурсов.
Нефть. В настоящее время энергетический мир разделился на страны ресурсодостаточные и ресурсодефицитные. К первой группе стран, а их примерно около 20, относятся государства, экспортирующие на мировые рынки нефть, газ и продукты их переработки. В основном это страны – члены организации экспортеров нефти ОПЕК, на территории которых расположены три четверти мировых запасов нефти. Большая часть государств мирового сообщества импортируют и потребляют углеводородные ресурсы этих стран, необходимые для развития национальных экономик. Особенно больших энергетических ресурсов требуют быстроразвивающиеся экономики стран Юго-Восточной Азии, Китая, Индии, Южной Кореи и др.
Главными потребителями нефти выступают Китай и Индия, на долю которых приходится около 79% роста потребления энергии в мире. Эти страны и в перспективе в возрастающей мере станут определять основные тенденции развития энергетических мировых рынков, а также спрос и предложение на нефть. По прогнозам специалистов, уже к 2010 году Китай станет самым крупным потребителем энергии на планете. К этому времени потребность его в нефти составит 350 млн т, а производство очищенной нефти – 200 млн т. Зависимость от импорта составит порядка 40%. К 2020 году ежегодное потребление нефти здесь возрастет до 500 млн т, причем дефицит составит порядка 240 млн т в год.
В настоящее время в Китае внутренний спрос на нефть на 30% покрывается за счет импорта. При этом следует отметить, что экономика Китая не уязвима, хотя зависит от импорта нефти. Это объясняется особенностями построения его энергетического сектора. Во-первых, страна одновременно является крупным производителем и потребителем энергоресурсов. Так, в 2005 году добыча сырой нефти здесь составила 180 млн т, а импорт превысил 122 млн т. Во-вторых, экономика Китая является единственной в мире крупной экономикой, энергетика которой базируется на угле, по запасам которого страна занимает третье место в мире (разведанные запасы – 270 млрд т). Производство каменного угля в стране превышает 2,2 млрд т, что определяет доминирование в структуре энергобаланса угля. Это и определяет структуру потребления энергоресурсов, где нефть составляет около четверти, а доля остальных источников сравнительно мала. В частности, в общем объеме источников энергии доля угля составляет 71%, нефти – 22%, природного газа – 3%, гидроэнергии – 4%, ядерной энергетики – 2%.
Поскольку основным поставщиком нефти в КНР являются страны Среднего Востока и Африки, особенную озабоченность у Китая вызывает неоднозначная геополитическая ситуация в этих регионах мира, способная повлиять на бесперебойную поставку энергоносителей. Возросла и сохраняется нестабильность на Ближнем Востоке, выступающем в настоящее время нефтяным донором Китая. Около 12% нефтяного импорта КНР приходится на Иран, и в случае осложнения ситуации в Персидском заливе, Китай может быть отрезан от этого источника энергии. Определенную угрозу энергетической безопасности Китая несет стремление США установить контроль над морскими коммуникациями, по которым осуществляется доставка нефти в Восточную Азию.
Возрастание в ближайшей перспективе импортных потребностей в нефти и газе, высокие мировые цены на углеводороды, а также бурно растущая экономика стимулируют выход Китая на арену мировой энергетической политики в поисках новых нефтяных и газовых ресурсов с необходимой инфраструктурой их доставки. Поиск нефти и природного газа, а также возможностей бесперебойных поставок этих энергоносителей – приоритетная задача, определенная страной, для реализации которой национальные нефтяные компании осуществляют поиск и выкуп энергетических активов по всему миру, наращивают объемы добычи. Конечная их цель – обеспечить энергетическую безопасность, закрепиться на новых рынках, что в перспективе позволит стабильно и экономически выгодно снабжать углеводородным сырьем бурно развивающуюся экономику страны.

аибольший интерес в этом плане представляет Евразия с ее богатыми природными ресурсами. Исходя из складывающейся геополитической и экономической ситуации, Китай активизировал евразийское направление, в котором одним из приоритетных представляется Казахстан. Во многом это связано с тем, что западные районы Китая, имеющие общую границу с Казахстаном, географически близко расположены к казахстанским газовым и нефтяным месторождениям, в настоящее время интенсивно осваиваются. Привлекательно то, что Казахстан является восьмым государством в мире по объему запасов нефти, которых, по оценкам экспертов, хватит как минимум на 50 лет. Применительно к территории СНГ Казахстан является вторым после России государством по уровню нефтяных запасов. Добыча нефти на суше здесь осуществляется более чем на 100 месторождениях, расположенных в пяти областях страны. Прирост добычи обеспечивается на месторождениях Тенгиз, Карачаганак, Узень. Основной прирост разведанных запасов и добычи углеводородного сырья ожидается в акватории Каспийского моря, месторождения которого находятся еще в стадии разработки и разведки. Наиболее крупной казахстанской нефтекомпанией является государственная «КазМунайГаз»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.