Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Александр Мень 6 страница




Утрата интереса к жизни ведет к депрессии, тоске, унынию. Нам важно уметь постоянно поддерживать в себе «пламя» познавательного интереса, не давать ему погаснуть. В то же время не стоит сразу сжигать все «топливо»: вспыхнув очень сильно, интерес быстро потеряет свою энергетику – любая излишне мощная эмоциональная вспышка ведет к утомлению.

Удивление предшествует возникновению других эмоций. Как реакция на внезапно возникшие обстоятельства, оно может преобразоваться либо в интерес, либо в страх, либо во что-то другое. Само по себе удивление не имеет определенного знака: «плюс» или «минус». Это мимолетное эмоциональное состояние характеризуется неясностью, непониманием, как реагировать на неожиданное событие. Скажем, возвращаемся мы вечером домой, открываем дверь в свою квартиру, в которой в этот момент никого не должно быть, включаем свет в комнате и вдруг видим сидящего на диване человека. В первую секунду возникает удивление, а вот какая эмоция появится следом – зависит от того, что за человек сидит.

Удивление можно считать «переходным» переживанием, «эмоциональным мостиком» между состояниями организма до и после внезапного воздействия. Удивление освобождает пути для проявления иного способа активности человека, для осуществления нужных в ситуации действий.

Горе, страдание – сильнейшие отрицательные эмоции. Их синонимы в нашем языке: уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество. Они возникают при невозможности (кажущейся или действительной) удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Причинами страданий могут быть очень многие вещи: боль, голод, физическое и психологическое отчуждение, неудачи во всех видах и формах.

Способность ощущать печаль – одно из свойств настоящего человека. Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного.

Константин Паустовский

Современные исследователи обобщают все основные причины горя в понятии утраты. Это может быть утрата физическая (смерть любимого человека, потеря своего здоровья или материальных ценностей), психологическая (утрата самоуважения, интеллекта, положительных качеств и т. д.), статусная (потеря привычного положения в классе, семье, дворовой компании) и др.

Функция страдания состоит в том же, в чем и функция физической боли, – сообщить человеку (и его окружению), что ему плохо, что он нуждается в помощи и заботе. Возникновение эмоции страдания (чаще всего в форме эмоционального стресса) сигнализирует, что человек должен предпринять ряд действий для изменения ситуации, а возможно, и всего стиля жизни. Они как бы сообщают и тому, кто их испытывает, и окружающим, что человеку очень плохо, что он нуждается в поддержке, понимании, помощи. Но не только. Страдание – это знак человеку, очень болезненный, но важный, что ему нужно что-то менять в себе, в своей жизни, в своих отношениях с окружающими для того, чтобы не было так больно и тяжело.

Страдать в определенные минуты своей жизни – потеряв близких, испытывая физическую боль или переживая предательство, – естественно для человека. Но столь же естественно всеми силами стараться прекратить это страдание, а не упиваться им. Мы же в жизни иногда сталкиваемся с людьми (и сами время от времени впадаем в такой соблазн), которые сделали страдание стилем жизни, погрузились в него. Они сами не живут полноценной жизнью и превращают в страдание жизнь близких.

Пошли мне бури и ненастья,

Даруй мучительные дни —

Но от преступного бесстрастья,

Но от покоя сохрани!

Иван Аксаков

Гнев – мощная человеческая эмоция. Если страдание имеет астенический характер, то есть ослабляет человека, обессиливает его, то гнев, напротив, стеничен – вызывает мощный всплеск жизненных сил и протекает по типу аффекта. Его возникновение также связано с неожиданно появившимися препятствиями, не дающими реализоваться очень значимым для человека потребностям. Он сопровождается всплеском жизненных сил, желанием во что бы то ни стало добиться своего, прекратить унижение, разрушить сопротивление. Гнев сам по себе трудно назвать положительным или отрицательным переживанием. Он возникает в ситуациях, когда человек сталкивается с несправедливостью, жестокостью, с тем, что вызывает сильное недовольство. Он отражает желание человека быть самим собой. В этом огромное положительное значение гнева.

Вы разгневались? Значит, ситуация вас действительно задела. Но в то же время мы очень часто выражаем свой гнев в формах, недостойных человека, унижающих или пугающих окружающих. Когда мы гневаемся (на сверстников, родителей, учителей), мы освобождаемся от отрицательных эмоций, но причиняем ущерб жертве своего гнева, да и себе тоже – ведь гнев вырабатывает нежелательные привычки, формирует негативные черты характера и просто-напросто портит отношения с окружающими. Поэтому следует выражать справедливый гнев во внешних действиях конструктивно, сохраняя достаточный контроль над интенсивностью эмоции. Не стоит сдерживать, душить свой гнев. Нужно научиться контролировать силу его выражения, да и сами словесные выражения для его проявления тоже нужно подбирать. Ведь можно проявить свои чувства, не оскорбляя и не унижая других людей, – через высказывание своего отношения к ситуации и причинам, породившим гнев.

Страх – это предчувствие беды, ощущение неуверенности, незащищенности. Эмоция страха возникает в ситуациях, когда мы чувствуем (или воображаем) угрозу. Угрозу жизни, здоровью, отношениям с другими, своему положению в обществе или кругу друзей и т. д. Страх может парализовать, а может породить необузданную активность в виде панического бегства, бессмысленного суетливого поведения. Жизнь современного человека устроена так, что она предоставляет много возможностей для возникновения страха. Маленькие дети из века в век боятся темноты и сказочных злодеев, а сегодня к этому добавились страхи, связанные с техногенными катастрофами, войнами, терроризмом. У школьников немало источников страха, связанных с самой учебой: контрольные, четвертные оценки, записи в дневнике. У тех, кто постарше, свои источники болезненных переживаний. Но страх – это разрушительное чувство; оно внедряется в жизнь человека и лишает его сил, желаний, свободного взгляда в будущее. Нужно различать страх и осторожность, отдавая предпочтение последней.

Страх обладает прогностической функцией, то есть он является переживанием ожидаемого: предвидение страдания порождает в нас страх. Преодолевать страх сложно потому, что обычно мы редко правильно осознаем источник своего страха. Например, кто-то из наших одноклассников боится отвечать у доски, хотя блестяще знает материал урока. Ни учитель, ни сам ученик не в состоянии рационально объяснить истоки этого страха. А дело может быть в том, что ученика пугает сама ситуация публичного оценивания его знаний, что для него равносильно оценке его личности.

Вина и стыд. Эти эмоции сопровождают нас в те неприятные моменты жизни, когда совершаемые нами поступки, высказываемые оценки оказываются неуместными, бестактными или приводят в силу своей непродуманности к плачевным последствиям. В этом родство стыда и вины. Но есть и существенное различие.

Что же такое стыд? В психологии стыд понимается как отрицательное эмоциональное состояние, порождаемое рассогласованием между тем, каким я должен быть согласно своим представлениям и ожиданиям окружающих, и тем, каким я являюсь в настоящий момент.

Эмоция стыда на определенном этапе жизни играет важную и полезную роль тормоза, не допускающего нас совершать неблаговидные поступки. Но сколько психологических проблем обрушивается на человека, не сумевшего и ко взрослости преодолеть инфантилизм этой эмоции! Да и для ребенка сколько ненужной боли порождает стыд! «Мне стыдно, что у меня родители некультурные (шибко интеллигентные)», «Мне стыдно, что я такой толстый (такой тонкий)!», «Мне стыдно, что я не умею плавать (кататься на роликах, танцевать)!» и т. п.

Стыд возникает, когда о нашем проступке узнают какие-то важные для нас люди. Переживая стыд, человек чувствует себя недостойным, слабым, глупым, в целом – «плохим». Это очень неприятное чувство. И оно приучает человека не попадать в те ситуации, которые в случае разоблачения приведут к переживанию стыда. Для многих это важно, но всегда находятся люди, действующие по принципу «А вдруг не попадусь?». Не попался – не испытал стыда. Но все не так просто, ведь существует еще одна эмоция – вина. Вина – это осуждение своего поступка независимо от того, как к нему относятся другие люди. Вину испытывают люди, преступившие границу собственных убеждений. А это значит, что чувство вины в принципе могут испытывать все люди, имеющие убеждения и считающие нужным им следовать.

Стыд и вина – мучительные чувства. Их важно и полезно испытывать в ситуациях, когда они возникают закономерно, вытекают из неблаговидных поступков человека, но опасно использовать их для управления другими людьми. Люди время от времени пользуются таким запрещенным приемом: осуждают поступок человека и формируют у него чувство вины с тем, чтобы потом можно было воспользоваться его раскаянием, извлечь из этого какую-то выгоду. Так, девушка порой обижается на своего возлюбленного из-за какой-то ерунды, демонстрирует ему свое мнимое страдание для того, чтобы молодому человеку стало стыдно и он испытал вину за свою черствость, невнимательность или нечто другое. Пользуясь его желанием загладить вину, она может добиться немалого.

Человек, постоянно испытывающий чувство вины, стремится всеми силами оправдать ожидания окружающих. Не говоря уже о вреде «комплекса вины», способного появиться в результате такого поведения, нелишне вспомнить высказывание одного из американских специалистов: «Я не знаю формулы успеха. Но зато я знаю формулу неудачи – старайтесь угодить всем».

Ответственны ли другие люди за те чувства, которые мы испытываем по отношению к ним и к самим себе? Какие из названных видов эмоций вы испытываете чаще всего?

Человеческие чувства

Чувство – это переживание человеком своего отношения к самому себе и к тому, что его окружает и занимает: к миру предметов и явлений, миру человеческой культуры. Переживание устойчивое, длительное, сопровождающее нас порой долгие годы. Способность чувствовать – это один из величайших даров, сделанных миром человеку. Можно сказать, что именно эта способность во многом делает человека действительно Человеком. Эмоции преходящи, чувства устойчивы. Еще одно различие: эмоции даны нам природой; даже если мы не осознаем своих эмоций, мы их испытываем. А вот чувства – это величайшее достояние, которое нужно еще себе присвоить, нужно научиться чувствовать. Чувство любви, чувства красоты и гармонии, удовольствие, получаемое в процессе познания истины, чувства сострадания и со-радости, совесть… Увы, они не даны нам от рождения. Человек сам волен развивать свои чувства, раскрывая для себя все новые и новые краски окружающего и внутреннего мира, или оставаться функционирующим организмом, реагирующим на происходящее с помощью немудреного набора полубиологических эмоций: наелся – удовольствие, не выспался – раздражение, не смог объяснить окружающим свою мысль – злость, попался на низком поступке – страх, не попался – злорадство. Как объяснить такому функционирующему существу, что такое чувство собственного достоинства, милосердие или чувство гордости за свой народ? Да и надо ли ему это?

У человека есть два уникальных свойства, позволяющих ему не просто существовать, проживая отпущенные годы и десятилетия, но и действительно жить. Жить – то есть творить, радоваться, делать добро. Эти свойства – познание Мира и вчувствование в Мир. Как надо тренировать свое мышление, так нужно развивать свою способность чувствовать.

Как? Хороший вопрос. Не стоит получать на него ответ в готовом виде. Лучше подумать самому и обсудить с близкими людьми. Как можно развить свою способность чувствовать?

Истоки нашего настроения

Настроение – это общий эмоциональный настрой человека в данный момент его жизни. Это некоторый разлитый по всем его поступкам, намерениям, мнениям фон, который придает им общее звучание. Попробуйте произнести про себя: «радостный день», «пасмурное состояние души», «упадок духа», «тихая грусть», «состояние ласковой неги». Все это – про настроение.

Оно может быть хорошим и плохим, активным и вялым, спокойным и раздраженным, включенным и отстраненным. Каким оно только не может быть! Очень важно осознавать свое настроение. Важно по многим причинам. Прежде всего в принципе очень важно понимать, какой ты и что с тобой происходит. Только в этом случае можно надеяться, что это ты живешь, а не тобой управляют. Кроме того, осознавая свое настроение, мы можем учитывать его: планировать день, назначать свидания, приглашать гостей. И самое главное: зная свое настроение, мы при необходимости можем влиять на него.

На поверхностный взгляд собственное настроение представляется нам вещью совершенно самодостаточной и воздействию не подлежащей. Но это не так. Наше настроение обязательно зависит от каких-то причин. Если нам грустно, тоскливо, что-то гнетет, а причины не видно, надо подумать, покопаться в себе и найти источник своих «настроенческих» проблем. Например, им может оказаться какое-то забытое и невыполненное дело, о котором нам сигнализирует плохое настроение.

Давайте горевать и плакать откровенно

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не нужно придавать значения злословью —

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Булат Окуджава

С возрастом способность человека осознавать свое настроение развивается. В 13–14 лет очень часто бывает такой момент развития этой способности, когда настроения свои мы осознаем, а вот принимать их не всегда получается. Возникает ощущение недовольства собой: и внешностью, и манерами, и внутренним состоянием. Желание менять себя – похвальное, чисто человеческое желание. Но многое становится на свои места, в душе появляется больше радости и света, если научиться принимать свое настроение. Мне грустно? Что ж, есть же светлая грусть; в таком состоянии хорошо пишутся стихи. Меня все раздражает? Запрись в пустой комнате и позлись, поругайся вслух, покричи. Бывает полезно выплеснуть накопившуюся в душе грязь. Только не нужно привлекать к уборке собственной души окружающих!

Признание за собой права испытывать то, что действительно чувствуешь, – первый шаг к управлению своим настроением. Так бывает: только заметишь факт отвратительного настроения. глядь, а оно уже улучшилось!

Как можно влиять на свое настроение? Есть ли положительные стороны у плохого настроения?

Сильные эмоциональные переживания: кто кого?

Есть эмоциональные переживания, обладающие огромной силой, иногда благой, иногда разрушительной для человека. Мы уже дали им имена: аффект, страсть, стресс.

Аффекты – сильные кратковременные переживания. Это бурная вспышка чувств. Часто изнутри самим человеком она воспринимается как неподвластная его контролю лавина.

Во время аффекта человек теряет контроль над своими действиями. Более того, выйдя из состояния аффекта, он может просто не помнить некоторые эпизоды, порядок событий. Он способен совершить поступки и позволить себе слова, за которые потом ему будет неловко, а то и мучительно стыдно. Его действия могут быть и непоправимыми, наносящими вред себе же, окружающим предметам и другим людям.

Завершается аффект упадком сил, разбитостью, безразличием ко всему. У некоторых из нас появляется необъяснимая сонливость. Все это неудивительно, если принять во внимание количество потраченной на аффект психической энергии.

Откуда, зачем, почему возникают эти по большей части неприятные состояния? Часто они имеют место в ситуациях, которые для человека оказались неразрешимыми, чрезвычайно тяжелыми, болезненными. Будучи неспособными найти выход из ситуации, мы «убегаем» в аффект. По-простому – срываемся. Такой ситуацией может быть мучительный разговор с близким человеком, унижение кем-то очень сильным (когда невозможно ответить, подобает терпеть), долгая борьба с каким-то трудным учебным заданием, которое очень надо сделать, но даже не знаешь, как к нему подступиться. В русском языке есть хорошее выражение, характеризующее ситуацию, вызывающую аффект: «биться головой об стену». Знакомо?

Еще аффекты могут накапливаться. Капля за каплей, ситуация за ситуацией. Терпит человек, терпит, сдерживает себя, и наконец происходит эмоциональный срыв.

Аффекты позволяют человеку избавиться от накопившихся раздражения, страха, обиды. Но их последствия бывают весьма плачевны. Слишком часто во время таких эмоциональных взрывов мы делаем больно и плохо окружающим, разрушаем наши с ними отношения. Можно ли как-то управлять этими «эмоциональными цунами»? Мы поговорим об этом чуть ниже.

Страсти. Страстная любовь, всепоглощающая страсть, страстная неделя. Страсть и страдание. Есть что-то общее в этих словах, не правда ли? Страсть – это всегда одержимость, готовность бросить все силы, весь разум, весь творческий потенциал и саму жизнь для достижения какой-то цели, ради обладания чем-то или кем-то. Страстной может быть любовь к конкретному человеку или науке, страстным может быть стремление к наживе, славе или подвигу. Страстной бывает ненависть. Самые простые, незатейливые интересы и хобби могут у того или иного человека приобрести черты всепоглощающей страсти: увлечение футболом и предпочтение определенного спортивного клуба, интерес к конкретному направлению в современной музыке, коллекционирование.

Страсти! Это – ветры, надувающие паруса корабля, они его иногда топят, но без них он не может плавать.

Вольтер

Это очень сильное, интенсивное и часто длительное состояние души, которое трудно оценить однозначно: хорошо оно или опасно. Несомненно, страсть ограничивает человека в его жизненных проявлениях, так как концентрирует всю волю, все намерения в определенном направлении. Она делает его слепым по отношению к другим людям, тем явлениям внешнего мира, которые не связаны с предметом его страсти. Плохо и то, что страсть нередко делает нас нетерпимыми к тем, кто не разделяет наших устремлений, не готов на жертвы во имя и ради наших идеалов.

С другой стороны, страстность позволяет человеку привносить в свою работу, свои отношения огромную силу, использовать ресурсы психики, обычно спящие и недоступные. Это дает возможность решать сложнейшие проблемы, совершать настоящие подвиги.

Человек, охваченный страстью, часто одинок. Его многие не понимают, его порывы остаются без поддержки. Этих «многих» легко понять. Одержимый сильными страстями человек говорит только о своем, мало обращает внимания на переживания и интересы других людей, может обидеть, сам того не заметив. Часто он становится просто неинтересен окружающим, так как предмет его страсти им чужд, а больше он ни о чем говорить не способен. Увлеченный человек способен заметить отчуждение ближних, но вот сделанные им выводы зачастую неверны. Вместо того чтобы научиться справляться со своей страстностью и разнообразить свои интересы, он либо замыкается, страдая, либо вообще уходит от общения, ищет среду себе подобных. Так возникают команды разнообразных «фанов» – футбольных, музыкальных, литературных, религиозных. Интересы их зацикливаются на предмете общей страсти, а со всеми остальными людьми отношения строятся либо агрессивно, либо пренебрежительно.

Стресс – это уже не просто эмоция. Это общая реакция организма человека на ситуацию, требующую мобилизации всех его сил. Это ответ организма на угрожающее ему воздействие. Но в отличие от страха – реакции на неожиданную опасность – стресс возникает в ответ на длительные перегрузки.

Если человек вынужден продолжительное время жить в состоянии опасности, нервной или физической перегрузки, постоянной тревоги и возбуждения, он в результате может испытать стресс. В чем это проявляется? Как мы уже говорили, стресс – это общая реакция организма, а следовательно, и проявляется стресс в разных формах: в психическом состоянии, физическом самочувствии, в изменении здоровья (увы, чаще – в его ухудшении). Одни люди в стрессовом состоянии становятся безынициативны и безразличны, другие – суетливы и взвинченны. Почти всегда стрессы приводят к тому, что деятельность человека становится менее успешной, взгляд на мир – более пессимистичным. Стресс снижает творческие возможности человека. Но зачем и почему он возникает? Основатель учения о стрессовых состояниях Г. Селье утверждал, что стресс – это не болезнь, не патологическое состояние, а вещь закономерная. Стресс – это ответ на неблагоприятные условия жизни, это сигнал человеку о том, что он не принимает мир, в котором сейчас живет, не готов реализовывать себя в этом мире. Стресс могут вызывать условия чисто биологические, скажем, неблагоприятная экологическая обстановка. Стресс может быть следствием физических перегрузок. Например, для многих школьников последний год обучения в школе становится стрессовым в силу огромных умственных и физических нагрузок. Наконец, стрессовые состояния могут порождаться и сильными, длительными эмоциональными переживаниями: горем, страхом, обидой, напряжением…

Итак, человек не просто пристрастен. Время от времени он не просто испытывает эмоции, переживает чувства или пребывает в определенном настроении, но и становится одержим своими эмоциональными состояниями. Им овладевают аффекты, страсти, стрессы.

Можно ли изменить ситуацию? И овладеть самому своими сильными переживаниями? Да, такие возможности есть у каждого из нас. Так, аффект, если он уже проявился в полной мере, контролировать очень трудно. Но его можно не допустить. Избегайте травмирующих ситуаций. Не позволяйте эмоциям накапливаться (лучше каждый раз высказать другому или самому себе легкое неудовольствие, чем потом обрушить на голову ближнего лавину гнева). Кроме того, можно обезопасить себя от последствий аффекта: если чувствуете его приближение (а мы все его можем почувствовать, если поставим перед собой такую задачу), то уйдите от людей, избавьте их от созерцания этого тяжелого зрелища.

Со стрессом сложнее. Мы не всегда в силах его предотвратить. Но мы в состоянии серьезно проанализировать причины его возникновения и что-то сделать. Что именно? Есть как минимум три пути избавления от причины стресса.

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Афанасий Фет

Первый путь – изменить ситуацию. Сделать так, чтобы источник стресса исчез из вашей жизни. Иногда стоит решительно отказаться от посещения неинтересного кружка, студии, спортивной секции (объяснившись с теми, кто на этом настаивает), если эти посещения связаны со стойким стрессовым переживанием. Бывает необходимо прекратить какие-то отношения, в прошлом дружеские или связанные с влюбленностью, если в настоящее время они вызывают одну лишь боль, огорчение или раздражение. Но этот путь применим далеко не ко всем ситуациям!

Второй путь – изменить свое отношение к существующей ситуации. Кажется невозможным? В любой ситуации есть плюсы и минусы, только нам почему-то в данный момент удобно видеть ее только с одной стороны. «Занятия с репетиторами, огромный объем домашних заданий! Да, очень тяжело, но ведь как интересно! Какой рывок в своем образовании я сделаю за этот год!»

И третий путь – принять ситуацию. Она такова. Так сложилось, и так пока все и будет происходить. Но ведь жизнь продолжается! Такой подход к проблеме часто жизненно необходим, если навсегда потеряны близкие нам люди, разошлись и стали жить новыми семьями родители, разлюбил самый дорогой человек.

Очень важно помнить, что эмоции даны моему Я, а не я отдан собственным эмоциям во владение. И, следовательно, я могу ими управлять: могу их менять, могу принимать, могу контролировать последствия их проявления. Могу, если научусь внимательно вчувствоваться в себя, разговаривать со своим Я и его переживаниями.

Можно ли и нужно ли подавлять сильные эмоциональные переживания?

СПОРНЫЙ ВОПРОС

Люди очень отличаются друг от друга тем, насколько открыто и искренне они демонстрируют окружающим свои эмоции. Есть люди очень сдержанные. По их лицу, жестам, интонациям чрезвычайно трудно понять, как они относятся к той или иной ситуации. Есть люди, умело демонстрирующие «правильные» эмоции. Здороваясь, они улыбаются, на шутки – умеренно смеются, по поводу неприятностей грамотно выражают сочувствие… Все-то они делают правильно, но оставляют ощущение неискренности. Есть люди свободные и открытые в проявлении своих чувств. Иногда их открытость шокирует. Их искренность бывает приятна, когда речь идет о выражении положительных эмоций, а вот в случае отрицательных… Закрадывается мысль: «Мог бы и промолчать!» И в то же время искренность и открытость последних помогают лучше понять, что же происходит в отношениях.

Так как же быть со своими эмоциями: стоит ли их открыто демонстрировать окружающим? Если нет, то почему? Если да, то зачем и в какой форме?

САМОИССЛЕДОВАНИЕ

Понаблюдайте за собой: как вы начинаете вести себя в ситуациях сильного эмоционального напряжения? Насколько часто возникают в вашей жизни подобные ситуации? Какие эмоции вы испытываете чаще всего?

Полезным для ответов на эти вопросы станет ведение «Эмоционального дневника» (табл. 1). Заполняйте его в течение двух недель. Каждый день вносите туда обозначение тех эмоций, которые у вас будут возникать. Это можно делать либо путем их называния, либо путем обозначения цветом, либо с помощью рисунков (рис. 4).

Таблица 1. Бланк для «Эмоционального дневника»



Рис. 4. Примерные способы обозначения эмоций Проанализируйте полученные результаты.

ЛАБОРАТОРИЯ

Настроение и поступки

Эксперименты убедительно показывают, что настроение и испытываемые человеком чувства существенно влияют на его поступки, отношение к другим людям. Человек, пребывающий в состоянии раздражения, депрессии или глубокой печали, мало склонен замечать проблемы других людей и еще менее склонен оказывать им какую-либо помощь. Напротив, люди, пребывающие в хорошем настроении, склонны к оказанию помощи другим людям. Верно заметил П. Вудхауз: «Странно, но когда мы влюбляемся, мы просто жаждем желать добро всем и каждому».

Подобным эффектом обладает и чувство вины! Каясь, извиняясь, люди становятся более чуткими и стараются поддерживать более тесные отношения друг с другом.

Эмоции и тело

Специалисты особой научной области – медицины здоровья – давно нашли подтверждение тому факту, что эмоциональное состояние человека может как провоцировать, так и сдерживать развитие различных болезней. Так, болезнь сердца связывается с нетерпеливой, склонной к конкуренции и гневу личностью. В состоянии стресса у таких людей в кровь выбрасывается большое количество гормонов, негативно влияющих на состояние сосудов сердца.

Эффективен ли детектор лжи?

«Свет мой, зеркальце, скажи…» Ну, может быть, зеркальце и не очень годится на роль прибора для определения искренности говорящего, но кое-какие другие возможности существуют. Давно известно, что интерес человека к происходящему и его волнение выдают глаза: непроизвольно расширяются зрачки. Еще в первой половине XX века ученые задумались над тем, нельзя ли использовать различные непроизвольные эмоциональные реакции человека для проверки его искренности. Скажем, в ситуации проведения судебного дознания?

Детектор лжи представляет собой медицинский прибор, регистрирующий различные физиологические показатели: ритм сердца, дыхания, артериальное давление, а также изменение электропроводности кожи. Оказывается, наши эмоции приводят к тому, что электропроводность кожи несколько изменяется. Не сильно, но это в состоянии уловить детектор лжи – полиграф.

Замерив нужные показатели до начала беседы, человеку предлагаются для незамедлительного ответа различные вопросы, как нейтральные, так и касающиеся изучаемого дела. Человек, которому нечего скрывать, будет отвечать на щекотливые вопросы так же спокойно, как и на обычные. Возможный преступник, желая солгать, окажется жертвой собственного внутреннего волнения, которое будет замечено прибором.

Защитники метода утверждают, что его результаты верны в 90 % случаев. Однако возможности тренированного человека контролировать свои эмоции очень велики, а тревожный человек может выдать реакцию, даже будучи абсолютно невиновным! Именно поэтому данные, полученные при помощи полиграфа, доказательствами не признаются.

О чувствах судят по глазам?

Самым информативным в плане эмоционального выражения можно считать лицо человека. Интересными оказались результаты психологического исследования, в котором выяснялось, какая часть лица играет решающую роль в выражении эмоций, является важнейшим эмоциональным индикатором. Выяснилось, что распространенное мнение о первейшем значении выражения глаз как зеркала души не совсем верно. За придание лицу того или иного выражения отвечает прежде всего… рот.

ПСИХОЛОГИЯ В ЖИЗНИ

Выражение эмоций в различных культурах. Жесты, мимика, интонации – все это средства передачи другим людям своего эмоционального состояния. Чаще всего мы не контролируем наше поведение, оно само несет другим людям информацию о нашем самочувствии. Иногда же люди сознательно используют тот или иной прием с целью точно донести до собеседника оттенки своих переживаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.