Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План-конспект урока по русскому языку




Тема: Множественное число имен существительных.

Цели:

1. Знать особенности написания и употребления форм множественного числа существительных, уметь правильно писать и употреблять существительные во множественном числе;

2. развивать устную и письменную речь учащихся;

3. воспитывать через пословицы любовь к родине.

 

 

Оборудование: Компьютер, экран, поектор, пазл «памятника Салавата Юлаева», учебник, карточки.

 

Этапы урока Содержание урока Примечание
Организационный момент. Объявление темы урока.     - Здравствуйте, ребята!   - Сегодня урок русского языка будет необычным. Посмотрите внимательно на доску, что вы видите? (Пазлы) Правильно, на сегодняшнем уроке русского языка мы будем строить пазлы. Можно ли связать урок русского языка и пазлы? Чтобы построить нашу картину, нам потребуются наши знания по русскому языку.         На экране появляются пазлы.
Закрепление пройденной темы «Имя существительное». - Какую тему мы изучаем? (имя существительное). Правильно, чтоб закрепить наши знания давайте выполним задания по карточкам. - Сегодня мы продолжим знакомство и узнаем как имя существительное изменяется во мн.числе. - Начнем со слова пазл. Пазл- это щель, а так же выемка, в которую вставляется выступ другого предмета при скреплении. - Образуйте форму множественного числа (пазлы).   Раздаем карточки с заданиями, ученики пишут ответы на вопросы в карточки.   На экране появляется значение слова «пазл», позже его форма во мн.числе.  
Изучение темы «Множественное число имен существительных» (Работа по группам)   - Молодцы ребята, давайте поделимся на 3 группы и откроем 1 пазл. - Если затрудняетесь в написании и произношении, то обязательно загляните в орфографический словарь. - Какой вывод мы можем сделать? (Кроме окончания может измениться место ударения)     - Какую особенность заметили при образовании множественного числа? (Во множественном числе меняется основа слова)     - Что в этих словах необычного? (Изменяется суффикс)   - Итак, давайте подведем итог. Что мы можем сказать об образовании имени существительного множественного числа?   - Ребята, чтоб открыть второй пазл давайте выполним следующее задание: перед вами пословицы: 1. Москва слезам не верит. 2. Собаки свою сторону знают. 3. Дома и стены помогают. 4. Волга- всем рекам мать. 5. И пензенцы в Москве свою ворону узнали. - Найдите слова-существительные, которые употреблены в форме множественного числа. Определите у этих существительных форму единственного числа. - Посмотрите, ребята, в русском языке есть слова, которые употребляются в форме и единственного и множественного числа.   - Ребята откроем свои учебники и посмотрим задание № 309. Выразительно прочитаем и попробуем отгадать загадки: 1. Два конца, два кольца, Посредине гвоздик(ножницы). 2. Под водой живет народ, ходит задом наперед(раки). 3. Книги читают, а грамоты не знают(очки) - Ребята, посмотрите пожалуйста, на отгадки. Что вы можете сказать? (слова ножницы и очки имеют форму только мн. числа) - Правильно. Попробуйте привести пример употребляющиеся лишь во мн.числе. (вилы, кудри, часы и т.д.) - У этих слов еще одна интересная особенность. Вспомните, какой грамматический признак теряют существительные, когда образуют форму мн.числа? (показатель рода) - А как вы думаете, в башкирском языке эти слова тоже будут иметь множественное число? (необязательно, т.к. каждый язык развивается по своим законам, и каждое слово имеет свою биографию). Молодцы! Мы с вами построили третий пазл.   - Выполним следующее задание, чтоб открыть четвертый пазл. -Найдите лишнее слово: 1гр.- Пальто, молоко, темнота, стол. 2гр.- Ворота, молодежь, коньки, ножницы. 3 гр.- Шапка, кофта, дерево, шорты. 4 гр.- Цифра, открытка, темнота, книга. - Объясните, почему это слово лишнее.     - Посмотрите, какая картина получилась? Знакома ли она вам?(Это помятник Салавату Юлаеву в Уфе). Что вы знаете о Салавате Юлаеве?   1группа: особенности образования единственного числа во множественное: Директор- директора, инженер- инженеры, шофер- шоферы, место- места. (Каждое слово написано на экране в единственном числе. Учащиеся должны подобрать форму множественного числа и записать в тетрадях)   2 группа: при образовании имени существительного во множественное число меняется основа. Человек-люди, ребенок- дети.   3 группа: при образовании имени существительного во множественное число меняется суффикс. Сын-сыновья, теленок- телята.   Пазл №1 открывается.     На экране появляются пословицы.     Ученики в тетрадях выполняют задание.   Открвается пазл № 2.     На экране появляются загадки.     На экране появляются слова-отгадки.     Открывается пазл №3.     Из каждой группы спрашиваем одного ученика.     Открывается пазл № 4.   Ответы учеников.
Подведение итогов урока. - Что же интересного было на уроке? Что мы можем сказать о числе имени существительного?   Ответы учеников
Выставление оценок.    
Объяснение домашнего задания. - Выполнит дома задание № 308. Написать маленький рассказ(1 лист тетради) о соревновании по шашкам, употребив слова из задания.  

 

Список использованной литературы:

 

1. Альмухаметов Р.В., Закирьянов К.З., Саяхова Л.Г. Программа по русскому языку для V-XI классов башкирской школы.- Уфа: РА «ИНФОРМРЕКЛАМА», 2000.

2. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.

3. Быстрова Е. А., Александрова О. М., Сапронова Т. Ф., Цыбулько И. П. РУССКИЙ ЯЗЫК. 6 КЛАСС. - М.: Дрофа, 2011.

4. Сафина Э.Ф. Категория числа в русском и башкирском языках(на материале имен существительных) / диссертационная работа на соискание ученой степени кандидата ыилолгических наук. - Уфа: БГУ,2000.

5. Саяхова Л.Г., Назарова М.Д. Русский язык. 6 класс. - Уфа: Китап, 2012.

6. Усманова М.Г. Грамматика башкирского языка для изучающих язык как государственный. — Уфа: Китап, 2006. — 128 с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.