Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие культуры с цивилизацией

 

Исторически культура предшествует возникновению цивилизации, и своим характером предопределяет её содержание. Со своей стороны цивилизация обеспечивает социально-экономические условия для воспроизводства и развития культуры. Состояние культуры является пока­зателем продуктивности цивилизации. В современной культурологии до сих пор остается нерешен­ным вопрос и причине возникновения и развития культуры. Различные культурологиче­ские школы дают свои версии возникновения культуры. Эти версии исповедуют в свою очередь различ­ное понимание сущности культуры и цивилизации.

Основные культурологические школы:

1) Школа эволюционного развития общества. Согласно учению этой школы причиной возник­новения и развития культуры является уровень производительных сил общества. Согласно ос­новной формуле эволюционистов, чем выше этот уровень, тем большая часть прибавочного про­дукта может быть уделена развитию культуры. Согласно идеологии этой школы культура по­этапно последовательно развивается, вместе с тем постепенно образуя этапы развития цивилиза­ции. Эта модель развития отличается следующими чертами:

- Совместно все цивилизации образуют единую восходящую последовательную эволюцион­ную линию развития общества. Причем каждая цивилизация является одним из этапов этого развития.

- Каждый этап(цивилизация) является эволюционным завершением предыдущего этапа, и вместе с тем основанием для развития последующего этапа.

- Между этими цивилизациями(этапами) существуют органические отношения тесной взаимо­связи и приемственности.

- Они способны образовать качественную сумму, которую можно определить через поня­тие – история общечеловеческой цивилизации.

 

Рис 1.1

 

2) Школа локально-исторических типов(циклисты). Циклисты утверждают, что причиной возникновения и развития культуры является основной догмат(призыв) или формула религиозного уче­ния. Большинство известных религий возникли независимо друг от друга, следовательно куль­туры и цивилизации возникшие из религии развиваются так же независимо друг от друга.

Цивилизации по мнению циклистов образуют особую схему взаимоотношения которая характеризуется следующими чертами:

- Цивилизация не образует единую линию развития человечества. По сути, каждая из цивилиза­ций имеет собственную индивидуальную историю, в которой хорошо просматривается начало и конец.

- Цивилизации такого типа слабо связанны между собой, между ними отсутствуют отноше­ния приемственности, по сколько каждая из них развивается по собственной неповторимой ос­нове. В сумме они не способны образовать понятие «история человечества»

 

3) Игровая концепция культуры. Основателем этой школы является нидерландский фило­соф Йохан Хейзинга(1945г.). Свою концепцию он называл «homo ludens», начал развивать её с наблю­дений за животными. Он устанавливает, что их поведение делится на 2 больших модально­сти:

- Обыденное поведение, в котором животное, даже осуществляя насущные задачи стре­миться к экономии энергии.

- Игровое поведение в котором животное активно растрачивает энергию, не имея перспек­тивы получить практический результат. Из этого наблюдения Хейзенгер сделал вывод, что в это мо­мент, крайне привлекательный для животных и явно находящийся вне сферы собственно биологиче­ской жизни, стала развиваться человеческая культура. Результат этого наблюдения приводит Хейзенга к убеждению, что игровое поведение людей является серьёзным объектом исследования. Проведя подробный анализ игрового поведения Хейзенга составляет следующие его признаки:

а) Игра всегда представляет собой совокупность правил, нарушение которых лишают игру смысла.

б) Игра только тогда может состояться в полной мере, когда игроки в неё вступают не по

принуждению, а по собственной воле.

в) Игра всегда носит незаинтересованный характер. Целью игры для игрока всегда является сама игра и победа в ней.

г) Игра образует своё пространство времени, то есть сферу собственного бытия.

д) Игра является условием осуществления идеальной коммуникации, взаимопонимания игроков.

е) Во время игры игрок производит недостижимое в обыденной жизни фокусирование всех своих сил в одно усилие. В результате в этот момент он переживает собственное всесилие.

ж) Для игрока в момент игры существует только одно измерение времени – настоящее.

з) Настроение игры всегда мажорно, торжественно, элемент праздничности, феерии. Игра есть явление совершенно отделённое от обыденной жизни.

и) Игра стремиться быть гармоничной, красивой.

к) Основными формами игры являются борьба и представление.

Анализируя данные признаки Хейзенга пытается их применить к сферам обыденной жизни, и обнаруживает что все они в разной степени могут быть применены в самым различным сферам человеческой деятельности. Таким образом оказывается, что собственно социальная человеческая жизнь как правило носит игровой характер, так например главный признак игры - договорные правила, присутствуют в таких видах деятельности как спорт, театральная игра, так музыкальная игра, хореография.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Газотурбинные установки парогазовых установок и атомных электростанций | Дизайн в действии. Учение Освальда Шпендлера о циклическом развитии цивилизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.