КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимодействие культуры с цивилизацией
Исторически культура предшествует возникновению цивилизации, и своим характером предопределяет её содержание. Со своей стороны цивилизация обеспечивает социально-экономические условия для воспроизводства и развития культуры. Состояние культуры является показателем продуктивности цивилизации. В современной культурологии до сих пор остается нерешенным вопрос и причине возникновения и развития культуры. Различные культурологические школы дают свои версии возникновения культуры. Эти версии исповедуют в свою очередь различное понимание сущности культуры и цивилизации. Основные культурологические школы: 1) Школа эволюционного развития общества. Согласно учению этой школы причиной возникновения и развития культуры является уровень производительных сил общества. Согласно основной формуле эволюционистов, чем выше этот уровень, тем большая часть прибавочного продукта может быть уделена развитию культуры. Согласно идеологии этой школы культура поэтапно последовательно развивается, вместе с тем постепенно образуя этапы развития цивилизации. Эта модель развития отличается следующими чертами: - Совместно все цивилизации образуют единую восходящую последовательную эволюционную линию развития общества. Причем каждая цивилизация является одним из этапов этого развития. - Каждый этап(цивилизация) является эволюционным завершением предыдущего этапа, и вместе с тем основанием для развития последующего этапа. - Между этими цивилизациями(этапами) существуют органические отношения тесной взаимосвязи и приемственности. - Они способны образовать качественную сумму, которую можно определить через понятие – история общечеловеческой цивилизации.
Рис 1.1
2) Школа локально-исторических типов(циклисты). Циклисты утверждают, что причиной возникновения и развития культуры является основной догмат(призыв) или формула религиозного учения. Большинство известных религий возникли независимо друг от друга, следовательно культуры и цивилизации возникшие из религии развиваются так же независимо друг от друга. Цивилизации по мнению циклистов образуют особую схему взаимоотношения которая характеризуется следующими чертами: - Цивилизация не образует единую линию развития человечества. По сути, каждая из цивилизаций имеет собственную индивидуальную историю, в которой хорошо просматривается начало и конец. - Цивилизации такого типа слабо связанны между собой, между ними отсутствуют отношения приемственности, по сколько каждая из них развивается по собственной неповторимой основе. В сумме они не способны образовать понятие «история человечества»
3) Игровая концепция культуры. Основателем этой школы является нидерландский философ Йохан Хейзинга(1945г.). Свою концепцию он называл «homo ludens», начал развивать её с наблюдений за животными. Он устанавливает, что их поведение делится на 2 больших модальности: - Обыденное поведение, в котором животное, даже осуществляя насущные задачи стремиться к экономии энергии. - Игровое поведение в котором животное активно растрачивает энергию, не имея перспективы получить практический результат. Из этого наблюдения Хейзенгер сделал вывод, что в это момент, крайне привлекательный для животных и явно находящийся вне сферы собственно биологической жизни, стала развиваться человеческая культура. Результат этого наблюдения приводит Хейзенга к убеждению, что игровое поведение людей является серьёзным объектом исследования. Проведя подробный анализ игрового поведения Хейзенга составляет следующие его признаки:
а) Игра всегда представляет собой совокупность правил, нарушение которых лишают игру смысла. б) Игра только тогда может состояться в полной мере, когда игроки в неё вступают не по принуждению, а по собственной воле. в) Игра всегда носит незаинтересованный характер. Целью игры для игрока всегда является сама игра и победа в ней. г) Игра образует своё пространство времени, то есть сферу собственного бытия. д) Игра является условием осуществления идеальной коммуникации, взаимопонимания игроков. е) Во время игры игрок производит недостижимое в обыденной жизни фокусирование всех своих сил в одно усилие. В результате в этот момент он переживает собственное всесилие. ж) Для игрока в момент игры существует только одно измерение времени – настоящее. з) Настроение игры всегда мажорно, торжественно, элемент праздничности, феерии. Игра есть явление совершенно отделённое от обыденной жизни. и) Игра стремиться быть гармоничной, красивой. к) Основными формами игры являются борьба и представление. Анализируя данные признаки Хейзенга пытается их применить к сферам обыденной жизни, и обнаруживает что все они в разной степени могут быть применены в самым различным сферам человеческой деятельности. Таким образом оказывается, что собственно социальная человеческая жизнь как правило носит игровой характер, так например главный признак игры - договорные правила, присутствуют в таких видах деятельности как спорт, театральная игра, так музыкальная игра, хореография.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |