Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие о Божественной Литургии. Деление Литургии на части




Ектении, их виды и содержание.

Ектинья - (греч. «усердие, протяжение») общее моление на церковных богослужениях, когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает молитвенные прошения, а хор на каждое прошение поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».Оканчивается ектения возгласом священника.

Ектения бывает нескольких видов: великая или мирная – начинается словами «Миром Господу помолимся». Великой назвается по количеству прошений и по мирному расположению духа, к которому призывает первое прошение этой ектении; сугубая, т.е. усиленная, - начинается: «Рцем вси, от всея души…», с троекратным «Господи, помилуй» на каждое прошение (начиная с третьего). Сюда можно отнести и заупокойную, т.к. она представляет собой сугубую с дополнительными прошениями об усопших; просительная – в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи», малая – состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»), есть сокращенная великая.

19. Вечерня. Её символический смысл.

· Возглас./ Через Крест Иисуса Христа христиане сподобились частично прозреть тайну Святой Троицы.

· 103 псалом, каждение./ Псалом этот является гимном о сотворенной Богом вселенной – видимого и невидимого мира; Это действие введено Церковью для того, чтобы напомнить верующим о витающем над Божиим творением Святом Духе.

· Светильничные молиты./ Сразу же после каждения священником храма, царские врата закрываются, подобно тому, как первородный грех Адама закрыл двери рая и отдалил его от Бога. Теперь падшее человечество перед закрытыми вратами рая молится о возвращении на путь Божий. Изображая кающегося Адама, священник становится перед закрытыми царскими вратами.

· Великая ектинься./ Как Адам у врат рая в раскаянии обратился с молитвой к Богу, так и диакон у закрытых царских врат начинает моление – Великую ектенью "Миром Господу помолимся…"

· «Блажен муж»./ Адам только что слышал обещание Божие – "семя жены сотрет главу змия", придет на землю Спаситель, - и у Адама горит в душе надежда на спасение.

· «Господи воззвах», каждение./ Эти псалмы повествуют о тоске падшего в грех человека по Боге, о его стремлении сделать свое служение Богу истинным; Восходящий ввысь дым ладана символизирует поднимающиеся к небу молитвы верующих.

· Стихиры на «Господи воззвах»./ Среди дальнейших покаянных стихов 140-го и 141-го псалмов "Изведи из темницы душу мою…» «Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой…" и так далее, раздаются и голоса надежды на обещанного Спасителя.

· Малый вход, «Свете Тихий»./ Хор заканчивает вечерний малый вход пением молитвы "Свете Тихий", в которой словами говорится то же самое, что священник и диакон изображают действиями входа – о тихом смиренном свете Христа, явившемся в мире почти незамеченным образом.

· Паремии./ "Паремия" буквально означает "притча" и представляет собой отрывок из Священного Писания Ветхого или Нового Завета.

· Сугубая ектинья./ Сразу после прокимна и чтений паремий Церковь предлагает верующим усугубить свое молитвенное общение с Богом через "сугубую ектению".

· «Сподоби Господи».

· Просительная ектинья.

· Лития./ Лития совершается в обстановке усиленного смирения верующих и сопровождается перечислением имен целого ряда святых. Этим как бы подчеркивается один из основным догматов православия – почитание святых и молитвенное общение с ними.

· «Ныне отпущаеши»./ В этой молитве Ветхозаветный старец благодарит Бога за то, что он сподобил его перед смертью увидеть Спасение (Христа), которое дано Богом во славу Израиля и для просвещения язычников и всего мира.

20. Что такое паремии и когда они читаются?

Паримии (греч., "поговорка", "пословица", "притча") — отрывки из Библии (преимущественно Ветхого Завета), предназначенные для богослужебного употребления. Они читаются на вечерне ряда больших (или храмовых) праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб (на молебнах, при Великом водоосвящении).

В дни памяти апостолов читаются паримии из Нового Завета, обычно из посланий празнуемого апостола, если таковые имеются.

В паримиях должна быть преобразовательно раскрыта главная тема празднуемого события или, во всяком случае, указаны важнейшие ее аспекты.

Например, в навечерие Рождества Христова среди паримий читается пророчество из книги пророка Исаии (7, 10-16; 8, 1-4, 8-10) о рождении от Девы Еммануила, т.е. Богочеловека; из книги пророка Михея – о рождении Христа в Вифлееме. На праздники Богородичные в одной из паримий говорится о лествице (Быт. 28, 10-17), виденной Иаковом.

Число паримий различается на разных богослужениях от 1 до 8, на утрени Великой Субботы читается 15 паримий.

21. Утреня. Её символический смысл.

· Шестопсалмие («Слава в вышних Богу»; «Господи, устне мои отверзещи»; 3, 37, 62, 87, 102 и 142 пс.)./ Шестопсалмие содержит целую гамму переживаний, освещающую новозаветную христианскую жизнь – не только ее общее радостное настроение, но и скорбный путь к этой радости.

· Великая ектинья./ Ее смысл в данном месте в начале утрени тот, что явившийся на земле Ходатай, Христос, рождение Которого прославлено в начале Шестопсалмия, исполнит все прошения о благах духовных и телесных, о которых говорится в этой ектении.

· «Бог Господь»./ Выход Христа на общественное служение.

· Кафизмы./ Они призывают к размышлению о грехах и приняты Православной Церковью в состав ее богослужений для того, чтобы слушающие вникали в свою собственную жизнь, в свои поступки и усугубили свое покаяние перед Богом.

· Полиелей./ Слово "полиелей" происходит от двух греческих слов, которые переводятся, как "многомилостивое пение"

· Евангелие./ Кульминационным моментом Всенощного Бдения является чтение Евангелия. В этом чтении слышится голос апостолов - проповедников воскресения Христова.

· Канон./ Каждый канон имеет какой-нибудь один предмет прославления.

· Стихиры./ Содержание "стихир на хвалитех", как и других стихир на Всенощной, восхваляет отмечающееся в данный день евангельское или церковное событие или память определенного святого или святых.

· Великое славословие./ В тех монастырях, где Всенощная действительно совершается "всю ночь", во второй половине утрени восходит солнце. В это время Светоподатель Господь прославляется особым, древнейшим христианским гимном – "Великим Славословием".

· Отпуст./ Последнее благословение священника.

Божественная Литургия (греч. общее дело) – главное из богослужений, во время которого совершается главное таинство Церкви – Таинство Причащения или Евхаристия (греч. «благодарение»).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…в нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».

Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события.

Совершается Литургия в крупных храмах ежедневно, в большинстве других – каждое воскресенье.

Желающий причаститься за Литургией Святых Христовых Тайн, должен сначала очистить свою совесть в Таинстве Покаяния (Исповеди). Также перед Причастием положен литургический пост. Смысл Таинства раскрывается в молитвах ко св. Причащению, которые можно найти в молитвослове. К Причастию нужно готовиться, но полностью к нему готовым не может быть никто.

В Литургии можно выделить три части:

Проскомидия, во время которой приготовляется вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии и поминаются души христиан живых и усопших, за которые священник вынимает частицы из просфоры. В конце службы эти частицы погружают в Чашу с Кровью с молитвой «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых твоих».

Поминание живых и усопших на Проскомидии является самой действенной молитвой. Проскомидия совершается священнослужителями в алтаре, в храме обычно в это время читаются Часы.

Литургия оглашенных, которая начинается словами священника: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков» и оканчивается словами: «…оглашеннии, изыдите».

На этой части могли присутствовать оглашенные, которые слушали чтения из Евангелия и Апостола.

Литургия верных, которая начинается словами: «елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся...» и кончается отпустом.

«В настоящее время требование о присутствии на Литургии верных только воцерковлённых людей (верных) на практике не выполняется; однако на более глубоком уровне оно всё-таки реализуется, потому что все, что будет дальше происходить на Литургии, совершенно закрыто от непосвящённого, нецерковного сознания. Литургия воспринимается только верою и понимается только после вхождения в традицию церковной жизни и знакомства с учением Церкви» (свящ. М. Браверман).

Наиболее важный момент в Литургии – Евхаристический канон. Он начинается словами священника «Благодать Господа Нашего Иисуса Христа будет со всеми вами» и оканчивается словами «И да будут милости Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».

Литургии не положено в следующие дни.

1. В среду и пятницу Сырной седмицы.

2. В понедельник, вторник и четверг седмиц Великого поста.

3. В Великий Пяток, если этот день не совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля по н.ст.), когда положена Литургия святителя Иоанна Златоуста.

4. В пятницу, предваряющую праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, если сами дни праздников выпадают на воскресенье или понедельник.

В наше время общеупотребительны три вида Божественной Литургии:

· Литургия св. Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий.

· Литургия Василия Великого совершается десять раз в году: во все Воскресные дни Великого поста, исключая Вербное воскресенье; в Великий четверг и субботу на Страстной неделе; 14 января (праздник Обрезания Господня и память св. Василия Великого) и накануне или в самый день праздников Рождества Христова и Крещения Господня.

Литургия Преждеосвященных Даров или св. Григория Двоеслова совершается по средам и пятницам Великого Поста, с понедельника по среду на Страстной седмице, а также в день памяти св. Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мученников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на воскресенье. Эта литургия называется так потому, что на ней приобщаются Святыми Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.