Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О вдовстве церкви




Беседа старообрядца, новообрядца и беспоповца

Церковь Христова временно без епископа

Усов Иван

В одном месте собралось три человека:

1. Старообрядец - содержащий старые обряды и приемлющий священство белокриницкой митрополии.

2. Беспоповец - тоже старообрядец, но не имеющий священства.

3. Новообрядец - сын господствующей в России церкви, принявшей со времен Никона новые обряды.

Они вели между собою следующую беседу.

Новообрядец сказал. Я удивляюсь вам раскольникам. Из вас много есть людей благоразумных. Неужели они не понимают всю фальш и незаконность положения своего общества? Я хочу сказать о том, что в этом обществе, как известно, не было епископа от лет патриарха Никона, или от собора 1666 года, до присоединения к нему митрополита Амвросия в 1846 году, то есть ровно сто восемьдесят лет. Ужели это обстоятельство вас нисколько не смущает, и не наводит на сомнение в правоте своего общества, не имевшего епископа сто восемьдесят лет.

Старообрядец. Напротив, именно это обстоятельство, что в старообрядческой церкви Христовой не было столько лет епископа, еще более убеждает меня в правоте и силе этой церкви.

Новообрядец. Как так?

Старообрядец. А так, что церковь сия, несмотря на то, что много лет не имела епископа, не приняла никаких ересей, или лжеучений, и не изменила ни в чем православной веры и преданий церковных, сохраняя их ненарушимо, яко зеницу ока. Это поистине достойно великого удивления, благоговения и всяких похвал: без епископов сохранить православную веру ни в чем ненарушимо, когда мы видим, что все прочие церкви, имея у себя множество епископов, приняли и содержат различные заблуждения и перестали быть православною церковью. Церковь называется православною не потому, что имеет епископов, а именно потому, что содержит православную веру. Старообрядческая же церковь содержит эту веру без малейшей примеси заблуждений, о чем свидетельствует даже сам ваш синод (увещан. син. стр. 35).

Новообрядец. Пусть будет так. Согласимся, что ваша церковь не имеет ересей, а содержит вполне православную веру, но все-таки она не может быть истинною церковью Христовою. Вы сами согласились, что у вас не было епископа сто восемьдесят лет, а без епископа церковь называется вдовою. Доказательств на это представлено очень много в выписках Озерского (час. 1, отд. 2, стр. 4).

Но, если ваша церковь была вдовою, то откуда же у ней могли взяться дети, как она могла рождать их? Если же рождала, то разумеется незаконных. До такого сраму, до такого позора Бог никогда не может допустить свою церковь. Только ваша раскольническая церковь могла дойти до такого позорного состояния, что ее все укоряют и срамят за ее вдовство, как оставленную Богом. А наша православная церковь никогда не вдовствовала и вдовствовать не может и не будет. Она не дойдет до такого срама, чтобы вдовствовать и рыдать о своем положении: она сидит как царица в мире.

Старообрядец. Говоря беспристрастно, приходится сознаться, что сказанное вами о вдовстве церкви почти все справедливо. Справедливо, что без епископа церковь называется вдовою; справедливо, что ваша церковь господствует, царствует по внешности, не вдовствовала и не вдовствует; справедливо также, что старообрядческая церковь вдовствовала, не имея епископа. Теперь остается посмотреть, какая из них истинная Христова церковь, и какая неистинная, ложная, еретическая: вдовствующая или невдовствующая? Послушаем, что скажет нам об этом священное писание. О вдовствующей церкви в книге пророка Исайи читаем: Рече же Сион: остави мя Господь, и Бог забы мя. Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь. Се на руках Моих написах стены твоя, и предо Мною еси присно, и вскоре возградишися, от нихже разорился еси, и опустошившии тя изыдут из тебе. Возведи окрест очи твои и виждь вся: Се, собрашася, и приидоша к тебе. Живу Аз, глаголет Господь, яко всеми ими аки в красоту облечешися, и обложиши себя ими яко утварию невеста. Понеже пустая твоя и разсыпанная и падшая ныне утеснеют от обитающих, и удалятся от тебе поглощающий тя. Рекут бо во уши твои сынове твои, ихже был погубил еси: тесно ми место, сотвори ми место, да вселюся. И речеши в сердцы своем: кто мне породи сих? Аз же безчадна, и вдова. Сих же кто воспита мне? Аз же остахся едина; сии же мне где быша? (Ис. гл. 49. стр. 14-21). Таким образом, не только вы, но и сама церковь удивляется и недоумевает, откуда у ней взялись дети, когда она была вдовою. Далее у того же пророка Исайи говорится о церкви: Рече бо Господь: Разшири место кущи твоея и покровов твоих; водрузи, не пощади, продолжи ужя твоя и колия твоя укрепи. Еще на десно и на лево простри: и семя твое языки наследят, и грады опустевшия населиши. Не бойся, яко посрамлена еси, ниже устыдися, яко укорена еси: Понеже срамоту вечную забудеши, и укоризны вдовства твоего не помянеши ктому. Яко Господь творяяй тя, Господь Саваоф имя Ему, и избавивыи тя Святый Бог израилев, всей земли прозовется. Не яко жену оставлену и малодушну призва тя Господь, ниже яко жену из юности возненавидену, рече Бог твой. На время мало оставих тя, а с милостию великою помилую тя. В ярости мале отвратих лице Мое от тебе, но милостию вечною помилую тя, рече избавивыи тя Господь (Ис. 54, 1-8). Вот какова истинная церковь Христова. Вопреки вашим умствованиям, она оказывается, по свидетельству самого священного писания, вдовствующею, укоряемою, посрамленною, даже как бы Богом оставленною. А все эти свойства вы сами применили к старообрядческой церкви; значит, она есть Христова церковь.

Теперь посмотрим другую церковь, не посрамленную, царствующую, невдовствующую, то есть вашу - новообрядческую. Об ней в книге апокалипсис в главе 18 вот что написано: И посих видех ина ангела сходяща с небесе, имуща область велию: и земля просветися от славы его. И возопи в крепости, гласом велиим глаголя: паде, паде Вавилон великий, и бысть жилище бесом, и хранитель всякому духу нечисту, и хранилище всех птиц нечистых и ненавидимых: яко от вина ярости любодеяния своего напои вся языки; и царие земстии с нею любы деяша, и купцы земстии от силы пищи ея разбогатеша. И слышах глас ин с небесе глаголющ: изыдите из нея людие мои, да не причаститеся грехом ея, и от язв ее да не вредитеся; яко прилепишася греси ея даже до небесе, и помяну Бог неправды ея. Воздадите ей, яко и та воздаде вам, и усугубите ей сугубо по делом ея: Чашею, ею же черпа вам, чёрплите ей сугубо. Елико прославися и разсверепе, толико дадите ей мук и рыданий: Яко в сердцы своем глаголет, яко сежу царицею, и вдова несмь, и рыдания не имам видети. Сего ради во един день приидут язвы ей: смерть и плач и глад, и огнем сожжена будет, яко крепок Господь Бог судяи ей (Откр. 18).

Вот вам две церкви показаны священным писанием: одна - как бы оставленная Богом, укоряемая, посрамленная, именно потому, что вдовствующая: по человеческим умствованиям, хуже ее, кажется, и быть не может. Но по священному писанию, это - церковь Христова. А другая церковь царствующая, господствующая, не видит слез и рыданий именно потому, что она не вдова: это, по-видимому, самая лучшая церковь. Но, по слову Божию, она есть жилище бесом и хранитель всякому духу нечисту и хранилище всех птиц нечистых и ненавидимых, блудный Вавилон, то есть еретическая церковь. Признаки первой церкви вы сами приложили к старообрядческой Христовой церкви, а признаки второй церкви применили к своей новообрядческой церкви.

Вот почему это обстоятельство, что в старообрядческой церкви не было сто восемьдесят лет епископа, что она столько времени вдовствовала, не только не смущает, но еще более укрепляет и утверждает в убеждении, что эта церковь есть действительно истинная Христова церковь.

Беспоповец. Я очень рад, что ты нас оправдал. Ты доказал, что вдовствующая, посрамленная, Богом оставленная церковь есть Христова церковь. А таковая и есть наша беспоповская. Невдовствующая же есть еретическая никонианская церковь. Все это справедливо, и нас вполне оправдывает.

Старообрядец. Напрасно вы радуетесь преждевременно. Приведенные мною свидетельства из пророка Исайи о вдовствующей церкви не только не оправдывают, но и прямо обвиняют вас, беспоповцев. Вы учите, что если Бог оставил свою церковь, то навсегда; а у пророка Исайи говорится, что не навсегда, а лишь на малое время. Там так и сказано: на время мало оставих тя, а с милостию великою помилую тя; в ярости мале отвратих лице мое от тебе, но милостию вечною помилую тя, рече избавивыи тя Господь. И о вдовстве церкви сказано, что оно пройдет: не бойся, яко посрамлена еси, ниже устыдися, яко укорена еси. Почему же? Понеже, говорится далее, срамоту вечную забудеши и укоризны вдовства твоего не помянеши ктому. Значит, оно минется, пройдет, так что церковь о нем как бы и поминать более не будет. А вы, беспоповцы, проповедуете, что церковь навсегда будет вдовствовать; точно также и беглопоповцы говорят и веруют. Таким образом, указанные свидетельства из пророка Исайи о вдовствующей церкви обвиняют и вас и беглопоповцев, а оправдывают нашу старообрядческую церковь, которая действительно была вдовствующею только некоторое время.

Новообрядец. Все это было бы справедливо, если бы приведенные вами слова пророка Исайи говорили о новозаветной церкви, а не о ветхозаветной. Но нашей церкви богословы - экзегеты в объяснении пророчеств говорят, что эти места из пророка Исайи, которые вы прочитали, относятся к ветхозаветной церкви, именно ко времени плена вавилонского. В «Объяснении книги св. пророка Исайи», епископа Петра, говорится: Вдовством пророк называет время вавилонского плена, когда казалось, будто Бог вовсе оставил свой народ без всякого попечения и помощи. Так говорит пророк Иеремия: вдовым не будет оставлен Израиль и Иуда Богом своим (51, 5). Это пророк (Иеремия) говорит об освобождении из вавилонского плена (объясн. книг. прор. Исайи, е. Петра, стр. 210, изд. 1887 г.).

Старообрядец. Вы, кажется, забываете, что ветхозаветная Церковь была прообразом новозаветной, и посему все, что сказано пророками о первой относится и ко второй. Преподобный Ефрем Сирин говорит: Настоящее состояние есть образ плена (вавилонского). Если все (ветхозаветное) имело прообразование и действительность, то и брани и последствия их были прообразованием и действительностию (творения его, ч. 5, стр. 630). Смысл таинственный почти везде, - говорит он в другом месте, - следует за историческим. Что пророки говорят о случившемся, или имеющем быть с народом Божиим (иудейским), то надобно относить к будущему состоянию церкви Христовой, и вообще-то служит к изображению Божественных распоряжений относительно всех праведных и нечестивых (творен, его ч. 1, житие стр. 68-69, и ч. 5, стр. 513)

Таким образом, если бы приведенное нами свидетельство из книги пророка Исайи и действительно говорило о ветхозаветной церкви, и тогда его, по учению святых отец, должно, без сомнения, относить и к новозаветной церкви.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.