Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Было ли когда-либо, чтобы все епископы уклонились в заблуждение?




Новообрядец. Против этого я ничего не имею сказать. Соглашаюсь, что начало новозаветной церкви должно считать с момента пролития Христом крови на кресте. Теперь доказывайте, как обещались, что было такое время, когда все епископы уклонились в заблуждение, и церковь, таким образом, не имела ни одного истинно-верующего епископа. Если это докажете, то ваше общество будет вполне оправдано. Но из какой истории вы докажете это, - вот что интересно.

Старообрядец. Докажу, не из простой какой-либо истории, не из человеческой, а из божественной - из самого святого евангелия. В нем написано следующее: Во время оно, во едину от суббот зело рано приидоша жены на гроб, носяще яже уготоваша ароматы и другия с ними. Обретоша же камень отвален от гроба, и вшедше не обретоша телесе Господа Исуса; и бысть не домыслящимся им о сем, и се мужа два стаста в них в ризах блещащихся. Пристрашным же бывшим им, и поклоншим лица на землю, рекоста к ним: что ищете живаго с мертвыми? Несть зде, но воста; помяните, якоже глагола вам еще сыи в Галилеи, глаголя, яко подобает Сыну Человеческому предану быти в руце человек грешник, и пропяту быти, и в третий день воскреснути. И помянуша глаголы Его, и возвращшеся от гроба, возвестиша вся сия единомунадесяте и всем прочим. Бяше же Магдалыня Мария, и Иоанна, и Мария Иаковля, и прочия с ними, яже глаголаху ко апостолом сия. И явишася пред ними, яко лжа глаголи их, и не вероваху им (Лук. зач. 112). В евангелии от Марка вот, что еще читаем: Воскрес же Исус заутра в первую субботу, явися прежде Марии Магдалыни, из нея же изгна седмь бесов. Она же шедши, возвести с ним бывшим плачущимся и рыдающим; и они слышавше, яко жив есть и виден бысть от нея, не яша веры. По сих же двема от них грядущема явися инем образом идущема на село; И та шедша возвестиста прочим; и ни тема веры яша. Последи же возлежащим им единому надесяте явися, и поноси неверствию их и жестосердию, яко видевшим Его воставша не яша веры (Марк. зач. 71).

Итак, апостолы, которых избрал сам Господь Исус Христос, как достойнейших из людей, которые сами слышали Его учение, видели Его чудеса, которые силою Божиею сами творили дивные чудеса в людях, исцеляли больных, воскрешали мертвых (Матф. зач. 34); которым было дано ведати тайны царьствия Божия (Марк. зач. 16; Лук. зач. 35), - эти апостолы могли впасть и впали в такое великое, грубое и страшное неверие - в неверие Христову воскресению, и притом тогда, когда им сам Христос предсказал об этом (Матф. зач. 81) и неложные очевидцы свидетельстовали. Если все апостолы могли впасть и впали в заблуждение, даже прямо в неверие относительно Христова воскресения, - то, тем более, могут погрешать и заблуждаться все епископы. Апостолы не веруют, мироносицы (женщины) не только не колеблются их неверием, не только не следуют их примеру, не слушают их неверования, но и проповедуют им дерзновенно ту истину, которую узнали от ангелов, и в которой были убеждены, - что Христос воскрес. По-вашему, эти женщины были виновны, потому что не следовали апостолам в их неверствии, а апостолы были правы. Но, Христос рассудил не так: Он не только не оправдал апостолов за такой их поступок, но укорял их и упрекал: И поноси, сказано, неверствию их и жестосердию. Не маловерием и не заблуждением Христос назвал их поступок, а прямо неверием.

Новообрядец. Апостолы не заблуждались относительно Христова воскресения, а только сомневались. Поэтому их поступок не может служить доказательством, что все епископы могут впасть в заблуждение.

Старообрядец. Так думаете и говорите вы. Но святое евангелие и сам Христос свидетельствуют, что апостолы не просто сомневались, а прямо-таки неверовали Христову воскресению, пока Он сам не явился к ним и поноси неверствию (или неверию) их, яко видевшим Его воставша не яша веры. Когда апостолы только сомневались в чем-либо относительно Христа, тогда Он не поношал их в неверии, а называл только маловерными. Что страшливи есте маловери? (Матф. зач. 27) - сказал Он, когда они усомнились в Его всемогуществе над тварию во время бури на море. Когда же они впали в неверие Его воскресению, Он и обличал их в неверии. Христос не мог неправильно говорить о Своих учениках, а называл их таковыми, каковы они были, - и если Он засвидетельствовал, что апостолы неверовали Его воскресению, то значит это - непререкаемая истина. Так понимал это и блаженный Феофилакт архиепископ болгарский. В толковании на вышеприведенное повествование евангелиста Луки он говорит: Возвращьшежеся (мироносицы), от гроба, и апостолом се рекшем, лжа им мнеся; тако не верно естеству человеческу мнимо воскресения чудо (благовестн., л.252). В русском переводе это читается так: Когда они (мироносицы) возвратились от гроба, и рассказали об этом (о воскресении) апостолам, то их почли мечтательницами. Так, по природе, невероятным кажется людям чудо воскресения (благовест. Лук. гл. 24, стр. 410).

Согласно толкованию святых отец, об этом говорят и новейшие изъяснители евангелия. Так, священник И.Соловьев в объяснение неверия учеников Марии Магдалыне, о чем говорится у евангелиста Марка, пишет следующее: Это неверие учеников Марии Магдалыне нельзя понимать в смысле слабости веры их, вроде того, что было, например, с апостолом Петром, когда он во время путешествия своего по воде стал утопать, потому что усумнился (Матф. 14, 30-31), или что было с остальными учениками, когда они во время преображения Господа не могли изгнать беса из одного отрока (Матф. 17:20; ср.: Марк. 6, 6). Настоящее неверие (апостолов) равнялось полному отрицанию действительности возвещаемого им события. Евангелист Лука, изображая это неверие учеников мироносицам, говорит: и явишася пред ними яко лжа (по-гречески лирос) глаголы их (Лук. 24, 11), т. е. речи их показались апостолам пустыми; греческое слово лирос означает: вздор, нелепость, глупость. Впрочем, такой решительный, недопускающий ни рассуждений, ни возражений, отказ апостолов поверить Марии Магдалыне вытекал не из недоверия их к этой женщине, как у многих из современных нам Неверов, из нежелания верить действительности воскресения Исуса, без всякого основания называющих ее женщиной нервно-расстроенной и потому незаслуживающей доверия. Она, показавшая столько рассудительного благородства и искренней любви к ним во время своих путешествий за исцелившим ее Господом, несомненно, пользвалась полным доверием апостолов (ср.: Лук. 24, 22; Иоан. 20, 3) Апостолы готовы были бы верить Марии, желали, чтобы то, о чем она возвещала, была правда; но, они не в состоянии были верить в силу непоколебимо-крепкого их убеждения в невозможности возвещаемого события (воскресения Христова) Подлинно, в настоящем состоянии учеников Господа не иною как пустою, не стоющею внимания, невероятною речью могла показаться им весть Марии Магдалыни о явлении ей воскресшего Господа, как со всем беспристрастием обо всем этом и сказывает евангелист Марк (чтения в общест. любит, духовн. просвещ., 1887 г., ноябрь, кн.П, стр. 325-327).

Таким образом, по самому смыслу евангельского текста и по объяснению древнейших и новейших толкователей священного писания, ясно открывается, что апостолы действительно уклонились в неверие Христову воскресению, и пребывали в нем некоторое время. А вы говорите, что апостолы не впадали в заблуждение, когда они впали прямо в неверие. Неверие горше заблуждения. Заблуждающийся в чем-либо все-таки верит в то, о чем заблуждается, хотя и неправильно; а неверующий никак не верит в то, что отрицает.

Апостолы же именно не веровали Христову воскресению, как свидетельствует Сам Христос и евангелисты, а не просто заблуждались или сомневались, как думаете вы.

Новообрядец. Апостолы если и неверовали Христову воскресению, то не все. Петр и Иоанн поверовали. В евангелии от Луки, после повествования о том, как апостолы не поверовали мироносицам, говорится: Петр же востав, тече ко гробу, и приник виде ризы едины лежаща, и отыде в себе дивяся бывшему (Лук. зач. 113). Подробнее об этом излагается у Иоанна Богослова: Изыде же Петр, и другим ученик (Иоанн), и идяста ко гробу, течаста же оба вкупе: и другим ученик тече скорее Петра, и прииде прежде ко гробу, и приник, виде ризы лежаща, обаче не вниде. Прииде же Симон Петр, во след его, и вниде во гроб, и виде ризы едины лежаща, и сударь, иже бе на главе Его, не с ризами лежащь, но особь свит на едином месте. Тогда убо вниде и другии ученик, пришедыи прежде ко гробу, и виде и верова (Иоан., зач. 63). Вот ясное доказательство, что Петр и Иоанн веровали воскресению Христову, а вы говорите, что все апостолы неверовали.

Старообрядец. Не я говорю, что все апотолы неверовали Христову воскресению, а само Евангелие. А я только прочитал из него. Вы говорите, что Петр и Иоанн веровали воскресению Христову, но это неправда; сказано, что только Иоанн поверовал, а о Петре говорится, что он только дивяся бывшему. Да и об Иоанне говорится, что он поверовал лишь после того, как пришел ко гробу и виде и верова: значит, до тех пор не веровал Христову воскресению. Сколько же времени прошло с того момента, как он услыхал весть о воскресении Христовом, до того времени, как он пришел ко гробу и вниде, после Петра, во гроб? Во всяком случае, немало: не минутами должно исчислять его.

Новообрядец. Но, если бы даже и несколько часов, если бы даже весь день апостолы неверовали воскресению Христа, это вас не оправдывает. У вас ведь не один день, а целых сто восемьдесят лет не было православного истинно-верующего епископа.

Старообрядец. Хорошо. Хотя один день, хотя бы и меньше апостолы пребывали в неверии, но важно то, что все-таки был такой промежуток времени, когда церковь не имела истинно-верующих епископов или апостолов. А вы, вопреки этому, раньше утверждали, что церковь ни одной минуты не может быть без истинно-верующих епископов. Теперь же, сами допускаете, что церковь может быть без епископа не только минуту, но даже целый день; только не соглашаетесь, что она может быть сто восемьдесят лет в таком состоянии. Но ведь это для нас, людей, есть разница в таком времени, как один день, и сто восемьдесят лет; а для Бога в этом положительно нет никакой разницы. Не только между одним днем и ста восьмьюдесятью годами, но и между одним днем, или одним мгновением и тысячью годами для Него нет никакой разницы. Святый пророк Давыд глаголет: Тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная (Пс. 89:5). Святый апостол Петр учит: Едино же сие да не утаится вас, возлюбленнии, яко един день пред Господем, яко тысяща лет, и тысяща лет, яко день един (2 Петр. зач. 68). Итак, один ли день или сто восемьдесят лет церковь была без истинно-верующего епископа, это совершенно безразлично.

Если церковь не была одолена даже тогда, когда все апостолы пребывали в неверии Христову воскресению, то, значит, она не была одолена и тогда, когда все епископы находились в заблуждении от времен Никона до митрополита Амвросия. Если же старообрядческая церковь виновна и одолена за то, что у ней не было истинно-верующего епископа некоторое время, то, значит, виновна и одолена сама первоначальная новозаветная церковь, бывшая при Христе, потому что и у ней был такой период времени, когда она не имела ни одного истинно-верующего епископа - или даже апостола, вследствие пребывания их в неверии Христову воскресению. Разница же в продолжение времени не имеет никакого значения, как утверждает святый апостол Петр и святый пророк Давыд. И, как тогда, во время неверия апостолов, достойны были порицания и поношения не жены мироносицы, не следовавшие неверию апостолов, а эти самые апостолы за свое неверствие; так и здесь: достойны порицания и поношения не старообрядцы, не последовавшие заблуждениям епископов, а эти самые епископы за свои заблуждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.