Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О рукоположении апостолов




Новообрядец. Пример, указанный вами из евангелия о неверствии учеников, не оправдывает ни вас, ни беспоповцев, а только нашу православную церковь. Она учит, что церковь хотя и создана Христом на кресте кровию Его, но епископов не имела до самого дня пятидесятницы, когда сошел на апостолов Дух Святый и рукоположил их во епископов. Значит, когда апостолы уклонились в неверие Христову воскресению, тогда еще не были епископами. Поэтому пример о неверствии апостолов не доказывает еще, что епископы все могут уклониться в заблуждение, а скорее служит подтверждением учению нашей православной церкви, что все они отнюдь не могут погрешить.

Беспоповец. Если, как вы говорите, церковь существовала без епископов от крестной смерти Господа нашего Исуса Христа до самого сошествия Святаго Духа, то спрашивается: спасительна ли она в то время была или нет?

Новообрядец. Конечно, спасительна.

Беспоповец. Спаси тебя Христос за эту правду. Если без всякого священноначалия церковь была истинна и спасительна, и даже создана Христом в таком именно виде, то значит наша церковь и есть истинная и спасительная, потому что сохраняет именно то устройство, какое ей даровал Христос, то есть пребывает без священноначалия и таинств.

Новообрядец. Но ведь это ведет прямо в протестанство. Ведь протестанты учат, что Христос создал церковь без священноначалия, а это - явная ересь.

Старообрядец. Справедливо, что это ересь. И вот эту ересь содержат протестанты, беспоповцы и вы новообрядцы. Признавать, что Бог создал Свою церковь без иерархии, без священников и епископов, значит признавать, что Бог создал несовершенную церковь. Если священники и епископы явились в церкви уже после ее создания, то значит их установил в церкви не Христос, а уже другой кто-то после Него, и таким образом епископы и священники - не Христово установление. Поэтому учение ваше, что церковь основал Христос, а епископов в ней установил не Он, а другой кто-то, есть действительно страшное и гибельное заблуждение, ведущее к отрицанию священства и иерархии в церкви.

Но священноначалие в церкви Христос установил раньше дня пятидесятницы, даже раньше Своих крестных страданий. В евангелии говорится, что Он еще прежде Своего страдания и крестной смерти избрал апостолов (Лук. зач. 23), которые имели право и власть совершать таинства крещения (Иоан. зач. 11) и елеосвящения, или маслопомазания (Марк. зач. 23). А это принадлежит только епископам и священникам: только они имеют власть совершать таинства церковные. Следовательно, апостолы еще до страдания Христова, до окончательного создания Им своей новоблагодатной церкви, имели на себе сан священства и сан епископства. Посему в то время, когда все апостолы пребывали в неверии Христову воскресению, они были уже епископами; и хотя церковь тогда не имела ни одного истинно-верующего епископа-апостола, однако пребывала неодоленна и непобежденна от врат адовых. Понятно, что и старообрядческая церковь в то время, когда не имела ни одного истинно-верующего епископа, пребывала церковью вполне неодоленною.

Новообрядец. Хотя в евангелии и говорится, что апостолы еще до страдания Христова имели власть совершать таинства, но наша православная церковь учит, что они в то время были еще мирянами. Сан священства они получили только в день пятидесятницы, когда на них сошел Дух Святый. Во вступлении к восьми вопросам, поданным вам, старообрядцам, в 1863 году, говорится следующее: в церкви Христовой должна существовать иерархия (священноначалие), которую Иисус Христос будучи сам по силе живота неразрушимаго вечным Первосвященником (евр. зач. 316), совершил в пятидесятницу низпосланием на апостолов Своих во огненных языцех Святаго Духа (деян. зач. 3; апост. тол. л. 12; синоксарь на сош. Святаго Духа), которому обещал пребывать в церкви в век (Иоан. зач. 48). Вот когда, по учению нашей церкви явилась в церкви иерархия, а не при Христе.

Беспоповец. Теперь ты нас оправдал совершенно. Ты сказал, что апостолы до сошествия Святаго Духа были мирянами и имели власть совершать таинства; значит и наши наставники, будучи мирянами, имеют такую же власть совершать таинства церковные. Если апостолы не погрешали, совершая таинства, еще будучи мирянами, то и наши наставники тоже не погрешают, совершая таинства и будучи мирянами. А если в этом они погрешают, то значит погрешали и апостолы. Притом же Христос, как вы сами говорите, даровал право и власть совершать таинства именно мирянам, каковы были тогда апостолы, а не священникам и епископам. А кому Он дал ее, тому и принадлежит. Следовательно, власть совершать таинства, принадлежит мирянам, а не епископам и не священникам.

Новообрядец. Да помилуйте! Это учение ведет к совершенному отрицанию священства, и приводит прямо в бездну протестантства, молоканства, а то и еще хуже.

Старообрядец. Правда, что это учение ведет в бездну погибели. Но вы сами же сказали, что ваша церковь учит, что апостолы до самого дня пятидесятницы были мирянами и совершали таинства. А беспоповец это учение подхватил и приложил к себе, тогда и вы увидали, в какую бездну нечестия оно ведет. Итак, вы должны или, оставаясь при учении своей церкви, что апостолы до дня пятидесятницы были мирянами и совершали таинства, согласиться с беспоповцем, что миряне имеют полную власть совершать таинства и, таким образом, оправдать не только беспоповцев, но и протестантов; или же - совершенно отвергнуть вышеуказанное учение своей церкви, что апостолы были мирянами до сошествия на них Святаго Духа в день пятидесятницы.

Новообрядец. Но как же иначе понимать об этом? Скажите, каково ваше мнение о том, когда Христос установил в церкви Своей иерархию: епископов, священников и диаконов?

Старообрядец. Ответьте на следующий вопрос: священник выше ли диакона?

Новообрядец. Конечно, выше.

Старообрядец. Какие саны священства он на себе имеет?

Новообрядец. Два: диаконский и презвитерский.

Старообрядец. Хорошо. А епископ выше ли священника?

Новообрядец. Выше.

Старообрядец. Какие степени священства он на себе имеет?

Новообрядец. Три степени: диакона, священника и епископа.

Старообрядец. Апостолы выше ли епископов?

Новообрядец. Без сомнения, выше.

Старообрядец. А имели ли они в себе все прочие степени иерархии: диакона, священника и епископа?

Новообрядец. Конечно, имели.

Старообрядец. А когда Христос соделал их апостолами, до сошествия Святаго Духа, или после?

Новообрядец. До сошествия Святаго Духа; даже еще до крестных страданий Своих.

Старообрядец. Справедливо. Об этом написано в евангелии от Луки: Бысть же во дни тыя, изыде в гору помолитися: и бе обнощь в молитве Божий. И егда бысть день, призва ученики Своя и избра от них дванадесяте, их же и апостолы нарече: Симона, егоже именова Петра, и Андрея брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона нарицаемого Зилота, Иуду Иаковля и Иуду искариотскаго, иже и бысть предатель (Лук. 6:13-16). Вот когда Господь избрал, явил и послал некоторых из учеников Своих. Этих избраннных Он отделил от прочих своих учеников, и дал им особое имя: ихже, сказано, и апостолы нарече. Это избрание, наречение и назначение апостолов Христос совершил не просто, а после продолжительной молитвы: и бе обнощь в молитве Божий: значит это было - не простой выбор, какой бывает, например, у людей при выборе друзей и знакомых, а особенное молитвенное, с определенным назначением и именем избранных. До этого избрания и назначения они назывались просто учениками, а после этого стали называться апостолами, в отличие от прочих учеников Христовых, не удостоенных этого звания. И действительно, в недельном евангелии в толковании на слова Спасителя: о! роде неверный и проч., сказано так: Сего ради и стужает си Христос, оболгаемем святым апостолом и учеником; понеже бо священных проповедь, слово прияша апостоли, и учители вселенней хиротонисани быша, и свет истиннаго богоразумия сияху везде, верующим право и последующим добре, и послушающим учения их, даже изначала не презрени будут (толк, еванг. неделя 4 поста, л. 72). Святый Иоанн Златоуст пишет: Тогда глагола (Исус) учеником Своим: жатва убо многа, делателей же мало; молитеся убо Господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву Свою. И призва обанадесять ученики Своя, даде им власть на дусех нечистых, яко да изгонять их, и целити всяк недуг и всяку болезнь. Дванадесятих же апостол имена суть сия; и проч. (Толкование). Сказавши - молитеся Господину жатвы, без просьбы и без моления их, (Христос) сам немедленно рукополагает, поставляет их в сие звание (беседы Златоуста на еванг. Матф. бес. 32). В книге «Истинно древняя и истинно православная церковь», Григория митр. С-петербурского, читаем: Святый священномученник Киприян, в послании к падшим (пишет): Господь наш, установляя достоинство епископа, и образ Своей церкви, сказал в евангелии Петру: ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи царства небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех. С того времени преемственно продолжается поставление епископов (час. 1, гл. 10).

Новообрядец. А как же вы говорили, что Христос создал Свою церковь на кресте кровию Своею. А теперь говорите, что Он и апостолов избрал до крестных страданий.

Старообрядец. Христос действительно на кресте создал церковь. Но основание ее положил с начала Своей евангельской проповеди, со времени Своего крещения. Еще до страдания Своего Он установил почти все таинства церковные. По крайней мере об установлении самых важнейших из них прямо говорится в евангелии: об установлении крещения (Иоан. зач. 11), причащения (Лук. зач. 108), елеосвящения (Марк. зач. 23). Таким образом еще до Своих крестных страданий Спаситель установил священные таинства, конечно, в церкви. А что действительно еще до этих страданий уже существовала церковь Христова на земле, хотя и не совершенно искупленная кровию Его, - в доказательство этого прочту из богословия вашей же церкви митрополита Макария:

«Желание основать из последователей Своих единое общество Спаситель выражал неоднократно, например: 1) после того, как апостол Петр от лица всех апостолов, исповедал Его Сыном Божиим: на сем камени (т.е. исповедании), сказал тогда Господь наш, созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Матф. 16, 18); 2) в притче о добром пастыре - словами: Аз есмь пастырь добрый, и знаю Моя, и знают Мя Моя, и ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышат, и будет едино стадо и един пастырь (Иоан. 10, 14-16). 3) в молитве к Отцу небесному: да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Иоан. 17, 21). С мыслию об основании Своего благодатнаго царства на земле Он начал первую Свою проповедь людям, как повествует евангелист Матфей: оттоле начат Исус проповедати и глаголати: покайтеся, приближибося царство небесное (Матф. 4, 17). С тою же точно проповедию посылал Господь по Иудеи и учеников Своих: идите, сказал Он им, ко овцам погибшим дому израилева; ходяще же проповедуйте, глаголюще, яко приближися царствие небесное (Матф. 10, 6-8). И как часто вообще Он беседовал к людям об этом царствии Божием и в притчах и не в притчах (Матф. 13. 24; 44-47; 22-2; 25-1; Лук. 9, 11; 10,11; 17, 21. 31 и друг.).

Но чего желал Христос, то и совершил. Он сам положил начало и основание для церкви Своей, когда избрал Себе первых двенадцать учеников, которые, веруя в Него, находясь под Его властию, составляли единое общество под единою главою (Иоан. 17, 13); когда, с другой стороны, Сам установил все, что нужно для образования из последователей Его определенного общества. Именно: 1) учредил чин учителей, которые бы распространяли Его веру между народами (Еф. 4, 11-12); 2) установил таинство крещения для принятия в это общество всех тех, которые уверуют в Него (Матф. 28, 19; Иоан. 3, 3; 4, 1, Марк. 16, 15); 3) таинство евхаристии для теснейшего соединения членов общества между собою и с Ним, как Главою (Матф. 26, 26. 28; Марк. 14, 22-24; Лук. 22, 12. 20; 1 кор. 12, 23-26); 4) таинство покаяния для примирения и нового соединения с Ним и церковью тех членов, кои нарушают Его законы и уставы (Матф. 28, 15-18); равно как и все прочие таинства (Матф. 18, 18. 28, 19; 19, 4-6; Марк. 6, 13 и др.). Посему-то еще во дни общественного служения Своего Господь говорил о церкви Своей, как уже существовавшей (Матф. 18, 17). Но собственно Христос основал или водрузил церковь Свою только на кресте, где Он стяжал ее, по выражению апостола, кровию Своею (Деян. 20, 28)[богосл. Мак., т. 2, § 167].

Новообрядец. Да, теперь и я вижу, что действительно Христос избрал Своих апостолов, и этим избранием положил основание Своей новоблагодатной церкви, которую впоследствии искупил Своею кровию на кресте, так что ни церковь после апостолов, ни апостолы после церкви, а и то и другое явилось вместе. Это разрушает и заблуждение беспоповцев и заблуждение протестантов, показывая, что апостолы, когда совершали таинства, не были уже мирянами, а были людьми избранными, назначенными и уполномоченными на это, и что церковь Христова была основана вместе с апостолами, или священноначалием.

Беспоповец. А как же ты говорил, что ваша церковь учит, что до дня пятидесятницы апостолы были мирянами и только в этот день получили сан священства, и в доказательство этого прочитал из восьми вопросов, поданных старообрядцам. А теперь говоришь другое.

Новообрядец. Нет; наша православная церковь учит, что апостолы и до дня пятидесятницы имели сан епископства. А то, что написано в предисловии к восьми вопросам, есть мнение частных лиц, а не всей нашей церкви. Сама же православная церковь об этом учит не так. Вот я прочту в книге под названием: «Беседа со старообрядцами о создании церкви Христовой, веденная в Никольском единоверческом монастыре в Москве на собрании миссионеров 9 сентября 1886 г.» В ней написано:

«Отец Ксенофонт требовал (от беспоповца) ответа на свой вопрос, - т.е. показать, где существует Господом основанная церковь. - Беспоповец сказал, что он покажет, где существует церковь; пусть только скажут ему: то общество, которое не имеет епископа, есть ли Христова церковь или не есть?

- Отец Ксенофонт, желая этот вопрос отразить ответом из Псалмопевца, сказал: такое общество, по слову пророка Давыда, есть церковь лукавнующих. - Беспоповцу только это и было нужно, чтобы перевесть беседу от неразрешимого вопроса, предложенного о. Ксенофонтом, на другой, более удобный для него. Он сейчас же спросил: До дня пятьдесятнаго общество уверовавших во Христа составляло ли церковь Христову или не составляло? - Отец Ксенофонт ответил утвердительно. - Беспоповец: В этой церкви епископа не было; однако ты сам говоришь, что она была церковью Христовою.

- О.Ксенофонт: В ней сам Христос был пастырь и епископ. - Беспоповец: Христос был видимо с сею церковью до дня вознесения; а от вознесения до дня пятьдесятнаго кто был епископом той церкви?

- скажите. - О.Ксенофонт остановился подумать, чтобы ответить основательнее; а беспоповец, полагая, что поставил его в безвыходное положение, с торжеством сказал: Вот вы назвали без епископа существующую церковь церковью лукавнующих, а такова была именно церковь Христова от дня вознесения до дня пятьдесятнаго! По тому же подобию и наша церковь, существующая без епископа, есть церковь Христова, а не лукавнующих. Я советую вам то слово, что церковь без епископа есть церковь лукавнующих, взять обратно. - Беспоповец произносил это с торжественностью. - О.Ксенофонт ответил: не возьму. - Беспоповец: Почему? - О.Ксенофонт.

Тогда, от вознесения Господня до дня пятидесятницы, было время устроения церкви; а вы существуете не в то время, а уже по устроении церкви. - Беспоповец: время не то, да положение то. А вы осмелились церковь в таком положении назвать церковию лукавнующих! - О.Ксенофонт: Я не церковь в тогдашнем положении назвал церковью лукавнующих, а вашу церковь, в вашем положении. И положение той церкви с вашим не сходно. Потому вы несправедливо относите мои слова к той, апостольской церкви. Скажите, - апостолы кто были? какой имели сан? - Беспоповец: Апостолы! О.Ксенофонт. А имели они епископский сан? - Беспоповец: Не имели: они были просто посланники. - О.Ксенофонт: По твоему, значит, простолюдины? - Беспоповец: Да; но только посланники Божий. - О.Ксенофонт: Господь сказал апостолу Петру на озере Генисаретском: паси овцы Моя. Этими словами Господь поручил ему паству, и он был уже пастырь овец, а не простой пасомый. И это было прежде дня вознесения. - Беспоповец: В евангелии не сказано, что Христос сотворил его пастырем. - О.Ксенофонт: Когда Христос поручил Петру, а с ним и прочим апостолам, пасти овец, это значит уже, что Господь сотворил их пастырями. А ваши наставники не имеют поручения от Христа пасти овец: значит, ваша церковь по своему положению не сообразна тому положению, в каком церковь Христова существовала от вознесения Господня до дня пятидесятницы. - Тогда вступили в собеседование и другие два бывшие тут миссионера: симбирский - о.Василий Травин и владимирский - о. Трифон Прокопиев. Один из них сказал: В вечер первого дня по воскресении Спаситель, явившись апостолам, сказал: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят, имже отпустите грехи отпустятся им, и имже держите, держатся. Итак, апостолы получили тогда власть отпущать грехи; это есть власть, принадлежащая только епископам и от них поставленным пресвитерам. Как же, по получении ими такой власти, можно называть их простолюдинами и приравнивать к вашим непоставленным наставникам? - Беспоповец: Но в священном писании апостолы нигде не названы епископами. - (Подстроч. примеч.: Это есть уже со стороны раскольников недобросовестная, но часто повторяемая, уловка. Ужели они полагают всю силу епископского звания и служения в имени «епископ», а не в самом существе их? Что апостолы как после, так и ранее дня пятидесятницы, совершали действия, принадлежащие именно епископам, против этого не может возражать никто из старообрядцев; следственно они были епископы, или первоепископы, - первые из епископов, поставленные Господом. И хотя бы нигде и никогда не назывались они «епископами», но они были епископы по тому самому, что во всей полноте и по преимуществу обладали властью и дарованиями, принадлежащими тем высшим в церковной иерархии лицам, которые в церковном употреблении получили имя епископов, архиереев, архипастырей, первосвятителей и проч. Примеч. Ред. Брат. Слова). - Другой миссионер сказал: В книге деяний апостольских апостолы названы епископами. Здесь, говоря об Иуде, апостол Петр привел слова пророка Давида: епископство его приимет ин. Видите, к апостолам применяется название епископов. - Беспоповец раскрыл принесенную им книгу нового завета в русском переводе и сказал: В русском переводе не сказано: епископство его приимет ин, но: достоинство его приимет ин. - Миссионеры заметили ему, что он не должен отвергать древнего славянского текста, в котором греческое слово «епископство» (епископин) оставлено без перевода. - Беспоповец, оставаясь при своем мнении, утверждал, что апостолы получили епископскую власть только по сошествии Святаго Духа. - Миссионеры говорили: На тайной вечери Господь поручил апостолам совершать таинство евхаристии: сие творите в Мое воспоминание. По воскресении дал им власть отпущать грехи; на горе Галилейской поставил их проповедниками вселенныя и повелел им совершать таинство крещения, глаголя: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. зач. 116). Итак, еще до дня пятидесятницы апостолы получили дарование и власть крестить верующих, вязать и решить грехи; а вы нарицаете их простыми мирянами и равняете никем непоставленным вашим наставникам! Не уничижение ли это святым апостолам и самому Христу?! - Беспоповец, не внимая доводам миссионеров, остался при своем мнении. Хотя беспоповец и оставил беседу, не отказавшись от своего мнения, что якобы церковь Христова не имела епископов от дня вознесения Господня до дня пятидесятницы, что будто бы апостолы собственно в этот день получили достоинство и власть епископства и что будто бы только с этого дня является иерархия в церкви Христовой, но беседа осталась все-таки не бесполезною для отстранения этого неправильного мнения: миссионеры представили от писания свидетельства, что апостолы и ранее дня пятидесятницы получили власть совершать принадлежащие епископам действия» (Беседа со старообр. о создан, церкви Христовой, стр. 11-12).

Прочитаю еще в другой книге об этом:

«Изложив учение о церкви Христовой и ея святых таинствах, миссионер Матвеев снова обратился к старообрядцам беспоповцам с вопросом: не имея у себя Богом установленной трехчинной иерархии, а с нею и семи святых таинств, можете ли вы получить спасение? - Тимофеев (беспоповец сказал): на ваш вопрос я отвечу вот что: до дня пятидесятницы в церкви Христовой не было ни священства, ни таинств, так как и теперь вот у нас. Состояние же церкви до дня пятидесятницы было спасительное: следовательно, и мы спасемся. Вот и ответ на ваш вопрос! - (Миссионер) Матвеев (сказал): несправедливо вы утверждаете, что будто бы в церкви Христовой до дня пятидесятницы не существовало ни священства, ни святых таинств, и вместе не по праву дерзаете приравнивать печальное состояние своего общества к положению той церкви, которая была до дня пятидесятницы. - Иисус Христос во время своей земной жизни из всех учеников Своих избрал двенадцать и назвал их апостолами, как об этом повествует евангелист Лука: И егда бысть день, призва ученики Своя: и избра от них дванадесяте, ихже и апостолы нарече (Лук. 6, 13). Слово: апостол, - означает не только «посланник», но вместе с тем и тайностроитель, как это объясняет в 130 зачале апостол Павел: тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей тайн Божиих. Что слово апостол, - означает: епископ, - это подтверждается следующими словами блаженнаго Феодорита: как сказал я, одних и тех же называли некогда и пресвитерами и епископами, ныне же называемых епископами именовали апостолами. Но, по прошествии времени, апостольское наименование оставили действительным апостолам, а епископское наименование приложили к называемым древле апостолам (тол. блажен. Феодорита на 1 посл, корин. апостола Павла, гл. 3, ст. 1). Из соборного послания апостола Иакова (гл. 5, ст. 14) видно, что таинство елеосвящения могут совершать только священные лица и притом не ниже пресвитерского чина, ибо сказано: Болит ли кто в вас? да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне и подвигнет его Господь. Но это таинство апостолы совершали еще при земной жизни Иисуса Христа, как об этом свидетельствует евангелист Марк. И мазаху маслом многи недужныя и исцелеваху (Мар. зач. 23). Виктор, антиохийский пресвитер 5 века, изъясняя евангельское повествование об апостолах: и мазаху маслом многи недужныя и исцелеваху, - замечает: о чем апостол Иаков говорит в своем каноническом послании, то не различествует от настоящего; ибо он пишет: болит ли кто (Догм, богосл. Мак. т. 4). Ясно, что апостолы были облечены и при земной жизни Иисуса Христа властию епископов и пресвитеров и что они совершали таинства. Это было до дня пятидесятницы. На тайной вечери Иисус Христос уполномочил апостолов совершать таинство евхаристии, как это видно из евангелия: сие творите в Мое воспоминание (Лук. зач. 108). Это было до дня пятидесятницы. Иисус Христос, по воскресении, явился ученикам Своим дверем затворенным и, став посреде их сказал; мир вам: якоже посла Мя Отец и Аз посылаю вы. И сия рек дуну и глагола им: примите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Иоан. зач. 65). Понятно, что Иисус Христос сими словами уполномочил апостолов совершать таинство покаяния. Это было до дня пятидесятницы. После воскресения Своего Господь наш Иисус Христос дал повеление апостолам совершать таинство крещения. Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. зач. 116). Это было до дня пятидесятницы. Все приведенные места из священного писания, - сказал в заключение (миссионер) Матвеев, - ясно свидетельствуют, что апостолы и до пятидесятницы были тайностроителями, а посему напрасно старообрядцы беспоповцы, миряне суще, не имея богоустановленной церковной иерархии, стараются приравнять свое общество к состоянию церкви, бывшей до дня пятидесятницы; думать же об апостолах так, как думают старообрядцы (беспоповцы), значит не верить слову Божию.

Тимофеев (беспоповец сказал): Вы привели нам только свой собственный вывод о наименовании апостолов епископами до дня пятидесятницы. А укажите-ка из св. писания, где именно сказано, что апостолы до дня пятидесятницы назывались епископами? Вот я вам докажу из книги правил шестого вселенского собора, что до дня пятидесятницы не существовало ни епископов, ни пресвитеров, ни диаконов. Вот что говорится в 16 правиле упомянутого собора: Сие изъясняя, учитель церкви Иоанн Златоустый тако беседует: удивления достойно, како не разделился народ при избрании мужей, како не отринуты ими апостолы. Но должно ведати, какое достоинство имели сии мужи и какое прияли рукоположение: в степень ли диаконов? но оных не было в церкви; в должность ли пресвитеров? но еще не было никакого епископа, а токмо были одни апостолы. Сего ради думаю, что ни имя диаконов, ни пресвитеров не было известно и употребительно. Вот видите, торжествуя сказал старообрядец Тимофеев, что до дня пятидесятницы епископов не было. Значит, вы нам своими доказательствами пыль в глаза пускали. - (Миссионер) Матвеев (сказал): Ошибочно вы говорите, будто я делал свои собственные выводы относительно существования в церкви иерархии до дня пятидесятницы, равно как и относительно того, что апостолы в то время именовались епископами и уполномочены были Господом совершать таинства. Для всех слушателей очевидно, что здесь, в этом вопросе, я не позволял себе никаких своих собственных измышлений, но доказывал на основании св. писания. Что же касается приведенного вами 16 правила шестого вселенского собора в доказательство своего положения, будто бы епископов не было до дня пятидесятницы, то я предварительно не лишним считаю спросить вас: как вы думаете, - после дня пятидесятницы епископы были или нет? - Тимофеев: Да, мы не отрицаем того, что после дня пятидесятницы были епископы; мы даже положительно утверждаем, что и апостолы получили хиротонию в самый день пятидесятницы. - Матвеев: Так послушайте, с какою целью занесены слова св. Златоустаго в 16 правило шестого вселенского собора, читанные вами! Отцы неокесарийского собора 15 правилом не повелевали быть более семи диаконов, если бы и весьма был велик город, и в основание своего правила приводили место из книги деяний апостольских, где говорится о постановлении семи диаконов. Толковник означенного правила от имени шестого собора выражается так: недобре разумеша того (неокесарийского) собора отцы, и продолжает: мы сличили смысл отцев неокесарийского собора и книги «Деяний свят, апостол», и обрели, что у них слово не о мужах, служащих таинствам, но о служении потребностям трапез; причем сослались на книгу деяний[кормч., л. 56 об. и 182]. Так это - семь диаконов, (о избрании которых упоминается в 6 главе книги деяний), поставлены к служению трапезам многое время спустя после дня пятидесятницы. Если же понимать слова св. Златоустаго так, как понимаете их вы, то выйдет, что и после дня пятидесятницы епископов не было; а вы и сами сказали, что епископство было учреждено в день пятидесятницы. Из этого для вас, я думаю, понятными должны быть слова св. Златоустаго, что имя епископов не было в употреблении, а не то, будто не было чина епископского и будто апостолы не были уполномочены совершать таинства. А что действительно нужно понимать эти слова Златоустаго так, об этом говорит и блаженный Феодорит, свидетельство которого мною было приведено вам раньше. Что же касается вашего вопроса, где именно апостолы называются буквально епископами, то послушайте, что пишется об этом в книге деяний апостольских, где апостол Петр приводит пророческое изречение о погибели Иуды. Пишется бо в книзе псаломстей: да будет двор его пусть и да не будет живущаго в нем, и епископство его да приимет ин (деян. апост. гл. 1, ст. 20). Здесь служение Иуды названо епископством, а ниже, где говорится об избрании апостола на место Иуды, то же самое служение названо апостольством (ст. 25). Изъясняя сие пророческое изречение о погибели Иуды, блаженный Феодорит говорит: И сие предречение пришло в исполнение: потому что сам Иуда вскоре приял смерть удавлением, и вместо него поставленный Матфий восполнил число апостолов (пс. 108, ст. 8, толкован, блажен. Феодорита). К сему нужным считаю привести и еще свидетельства из писания, которые весьма ясно доказывают, что епископство учреждено самим Иисусом Христом при земной жизни Его. Св. Златоуст в беседе на послание апостол. Павла к коринф. гл. 15, ст. 7, говорит, что Иакова брата Божия во иерусалимского епископа сам Христос рукоположил. Или в другом месте у того же св. Златоуста читаем (т. 1 на раз. случ., стр. 330): Епископство определил сам Христос. В прологе 23 октября читаем: Иаков во иерусалимского епископа самим Христом освящен. В книге «О вере»[5, л. 24], находим: другаго Иакова брата Господня по плоти, перваго епископа иерусалимскаго, от самаго Христа поставленнаго, лютость жидовская уби. В «книге Кириловой» (на листе 77) читаем: Престало тогда архиерейство Аароново, яко временное, востало же Христово вечное, иже из мертвых востав, апостолов Своих на се освяти хиротониею, еже есть руковозложением[14]. Из приведенных свидетельств становится весьма ясным, что епископы существовали и до дня пятидесятницы. А посему упрек моего собеседника Тимофеева за мою якобы вымышленность в доказательствах относительно рассматриваемого вопроса не имеет основания» (Владимирск. епарх. ведом. 1889 г. N 10, стр. 274-277, час. неоффиц., статья «бес. правосл. со старообр., в с. Борисовском», и отдельн. оттиск, стран. 5 и дал.).

Вот как православная церковь учит об установлении иерархиии таинств в церкви, епископы установлены еще во время земной жизни Иисуса Христа, когда Он избрал их и нарек апостолами; и таинства совершать им поручено еще до страдания Христова. А мнение, что церковь до дня пятидесятницы не имела епископов, есть учение беспоповское, неправильное и лживое.

Да и глупо было бы признавать, что принявше Святаго Духа в день пятидесятницы рукоположились Им во епископов. Тогда приняли Духа не одни апостолы, но и другие лица, даже не одни мужчины, но и женщины, мироносицы и Богородица (деян. зач. 2). Поэтому, если Дух Святый рукоположил во епископов принявших Его, то значит и жены мироносицы рукоположены в этот сан.

Вообще, относительно сошествия Святаго Духа на апостолов должно сказать, что Он не вновь совершил над ними таинства, а только восполнил Своею благодатию уже принятые ими таинства, начиная с крещения, как и сам Христос сказал им пред Своим вознесением: вы же имате креститися Духом Святым не по мнозех сих днех (деян. зач. 1), хотя они уже получили раньше крещение водою. Святый Иоанн Златоуст в толковании на сие говорит: Почему Христос говорит: имате креститися, когда в горнице не было воды? - Потому, что самое главное (в крещении) есть Дух (Святый), чрез которого действует и вода Впрочем, можно видеть, что они были крещены и водою, и (крещены) в различные времена. У нас то и другое (крещение, то есть водою и духом) бывает вместе, а тогда (было) раздельно. Вначале они крещены были от Иоанна (Бес. 1 на деяния святых апостол). Итак апостолы были крещены водою раньше сошествия Святаго Духа, который только восполнил в них это таинство. То же должно сказать и относительно хиротонии. Иначе, если понимать, что Дух Святый совершил над ними и крещение и хиротонию без всяких видимых действий, то есть без воды и рукоположения, то должно будет признать, что и теперь можно получать эти таинства без всяких видимых действий, и мы таким образом впадем в самое крайнее протестантство, а затем и в безбожие.

Старообрядец. Святый апостол Павел пишет: Верен же Бог, яко слово наше, еже к вам, не бысть ей и ни (2 кор. зач. 169). Апостолы Христовы никогда не учили и не делали так, что в одно время говорили: да, а в другое - нет. А ваша новообрядческая церковь одно и тоже учение в одно время признает истинным и спасительным, а в другое время считает неправильным, ложным и гибельным; в одно время выдает за учение церковное, а в другое - за мнение частных лиц.

Это между прочим; а главное то, что вы прекрасно доказали, что апостолы имели сан епископства еще до воскресения Христа. А когда Он воскрес, они все не поверили этому воскресению, несмотря на то, что неложные свидетели возвещали им сию непреложную истину, не верили до тех пор, пока ни явился к ним сам Христос и поноси неверствию их и жестосердию, яко видевшим Его воставша не яша веры (Марк. зач. 71). Вот ясное доказательство того, что все епископы могут уклониться в заблуждение, и что церковь может некоторое время оставаться не имея ни одного истинно-верующего, истинно-православного епископа, и в то же время пребыть вполне неодоленною истинною церковию.

Новообрядец. Все-таки я не убеждаюсь. В то время, когда апостолы не веровали воскресению Христа, Он сам был видимо на земле, так как это было до Его вознесения. А потому пример этот не может служить доказательством того, что все епископы могут уклониться в заблуждение.

Старообрядец. Если уже тогда, когда сам Господь был на земле видимо, апостолы все могли уклониться в неверствие, то тем более могут епископы уклониться в заблуждение тогда, когда Он вознесся на небеса. Значит ваш вывод только еще более подтверждает, что епископы могут уклониться в заблуждение.

Впрочем должно заметить, что Христос и по вознесении на небеса пребывает со всеми верующими, со всею Своею церковию хотя и невидимо, как Он сам обещал (Матф. зач. 116), особенно же когда в ней, вследствие гонений, не станет учителей церковных или епископов, как пишет святый Кирилл александрийский в толковании на слова псалма: не постыдятся во время люто и во днех глада насытятся: Согрешивших постигнул голод святых учений - не тех, которые тщательны в божественных заповедях. Последних, когда во время гонений не станет учителей, сам Господь будет питать, как верующих в Него Духом Своим (толк, псалт. Евфим. Зигаб., на псал. 36, ст. 19, стр. 224, в прим.). А потому как тогда, когда все апостолы пребывали в неверствии, Христос был в церкви, так и теперь, когда все епископы находились в заблуждении, Он не оставлял ее Своим постоянным спасительным присутствием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.