Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О падении епископов




Если все апостолы одновременно могли пасть не просто в заблуждение, а даже в неверие воскресению Христа, то тем более могут уклониться в заблуждение епископы, как и действительно уклонились в половине семнадцатого столетия. И то еще нужно заметить, что апостолы все сразу пали в сказанное неверие, а епископы не сразу все, а по частям.

Новообрядец. А как же вы утверждаете, что во времена Никона все епископы сразу пали в ересь?

Старообрядец. Никто вам этого не говорит. Тогда только частичка, и притом очень малая частичка епископов уклонилась в заблуждение. Еще задолго до Никона одна часть епископов впала в арианство, другая - в несторианство, потом еще часть уклонилась в монофизитство, а еще часть - в монофелитство и проч. и проч.; а через несколько времени еще огромная часть епископов отпала от православия вместе с папою римским. Осталась самая малая часть епископов. И вот эта часть в половине семнадцатого столетия уклонилась в заблуждение. На сколько ничтожна была эта последняя частичка, можно видеть из того, что на самом большом, по сравнению с предыдущими, соборе 1667 года всех епископов было только двадцать девять (ист. русск. церкв. Мак., т. 12, стр. 683): и трех десятков не набралось. И эта ничтожная частичка епископов уклонилась в ересь не сразу, а по частям. Сначала уклонился только один московский патриарх Никон, когда издал свою «память», или распоряжение с превратным учением о поклонах и о перстосложении для крестнаго знамения в 1653 году (там же стр. 118); потом в следующем 1654 году на соборе обманом и насилием были привлечены на сторону Никона еще восемь епископов; затем года через два, именно в 1656 году к этим отступникам присоединилось еще четыре греческих иерарха, когда прокляли православных христиан; в том же году на соборе десять епископов отвергли двоеперстное сложение, как ересь, и подтвердили проклятие на православных христиан, за моление двоеперстным сложением. Потом лет через одинадцать после этого, в 1667 году, к этим ересиархам присоединилось еще епископов четырнадцать. Это были последние епископы, отпавшие от православия: после них не осталось ни одного истинно-православного епископа. Из этого ясно, что епископы хотя и все уклонились в заблуждение, но не разом, а по частям.

Но если бы не только по частям, а все сразу епископы уклонились в заблуждение, и тогда не должно бы смущаться как чего-то необычного и изменять православной вере. На это кроме вышепредставленных есть много других доказательств, из которых представлю некоторые. Когда преподобного Максима исповедника еретики единовольники посадили в неволю, и начали увещевать его принять их ереси, представляя, что с ними согласились очень многие епископы, в том числе и пришедшие из Рима от папы два апокрисария, - тогда отвеща (им) преподобный (Максим): аще и вся вселенная начнет с патриархом (еретиком) причащатися, аз не имам причаститися с ним: вем бо Духа Святаго чрез апостола Павла, и ангелов анафеме предающего, аще бы инако благовестили, новое что вносяще (чет. мин., генв. 21). Замечательно, что преп. Максим не сказал еретикам, что не может быть, чтобы все епископы уклонились в ересь; сколько-нибудь осталось епископов, которые не могут уклониться. Нет; он сказал о падении епископов больше и сильнее, чем еретики, полагавшие изумить и убедить его множеством падших епископов: когда они стали говорить ему, что и римские апокрисарии с ними соединились, и очень многие епископы, то он им сказал, что если бы не только многие епископы уклонились в заблуждение, но хотя бы даже и вся вселенная, - и то не поколеблюсь в православии, хотя и один останусь. А он был не епископ, а просто игумен. Я согласен допустить, что еретики обманывали его, когда говорили, что с ними соединились очень многие епископы, согласен допустить даже, что с ними никто не соединился: одни они были с цареградским патриархом. Не это важно, а то, что сказал преподобный Максим исповедник: если и вся вселенная уклонится в ересь, я один не имам причаститися с отступниками, не последую за ними. Он, конечно, не врал. Если бы в его время действительно случилось, что все епископы уклонились в ересь, он бы сдержал свое слово: не последовал бы за ними. Мало все епископы; хотя бы вся вселенная уклонилась в ересь, - и то он не смутился бы: остался бы в православной вере. Если бы преподобный Максим исповедник жил во времена Никона, он нисколько не смутился бы от того, что все, или точнее - остальные, епископы пали в заблуждение, и не последовал бы за ними. Но хотя он в то время и не был на земле, однако содержатели и исполнители его учения были, и ничуть не смутились от того, что остальные епископы пали в заблуждение, - не смутились, повторяя слова преподобного: аще и вся вселенная, (а не только двадцать девять епископов), начнет мудрствовать по-еретически, и то православный христианин не должен соблазняться.

Таким образом, древняя святая церковь, святые отцы и учители церкви отнюдь не содержали вашего миссионерского учения, что все епископы не могут уклониться в ересь. Так учил не один преподобный Максим исповедник, а и другие святые отцы церкви. Так, когда Мартину папе римскому предложили принять еретическое учение, изложенное в книге, именуемой «Тип», - то он отвечал: аще бы и весь мир новое то учение, правоверию противное, восхотел прияти, аз не прииму, ни отступлю евангельского и апостольского учения и святых отец предания, аще ми будет и смертию пострадати (чет. мин. генваря 21). Так и святый Василий Великий, вселенский учитель, писал к монахам, утесненным от ариан: Да не устрашает вас многочисленность народа, волнуемая, как вода в море, ветрами, ибо, если и один кто спасется, как Лот в Содоме, должен держаться здравого суждения, имея непоколебимое упование о Христе, потому что Господь не оставит преподобных Своих (твор. его, ч. 7, письмо 249). Так и другой вселенский учитель, святый Иоанн Златоуст, указывая, что безначалие есть зло, а также зло есть неповиновение подчиненных, говорит между прочим так: Но скажет кто нибудь, есть еще третье зло, - когда начальник нехорош. Знаю: это немалое зло, и даже гораздо большее, нежели безначалие, потому что лучше не управляться никем, нежели быть под управлением дурного начальника. В первом случае народ иногда подвергается опасности, а иногда и спасается. В последнем же всегда находится в опасности и увлекается в пропасть. Почему же Павел говорит: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся? Он выше сказал: ихже взирающе на скончание жительства подражайте вере их, а потом и говорит: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся. А что, скажешь, когда начальник нехорош, то не нужно повиноваться ему? Нехорош, - в каком смысле говоришь ты? Если по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел сшедший с небес; если же по отношению к жизни, то не спрашивай об этом (34 беседа на посл. евр.). Вот чему учат святые отцы, вот что заповедует святая церковь: хотя бы не только все епископы, но и вся вселенная, весь мир стал мудрствовать по-еретически, уклонился в ересь, - и тогда православный христианин не должен смущаться, как чего-то необыкновенного; но должен пребывать в православной вере, хотя бы пришлось остаться даже и одному, как Лот в Содоме; ибо лучше не управляться никем, чем быть под управлением нехорошего начальника, нехорошего по отношению к вере.

Это учение святых отец согласно учению святых апостол и на нем основано. Святый апостол Павел выражается даже сильнее святых отец, свидетельства которых мы привели. Он говорит: Аще мы (то есть сами апостолы), или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (галат. зач. 199). Святый Иоанн Златоуст толкует сие так: Замечай благоразумие апостола! Чтобы кто не сказал, что он по тщеславию составляет свои собственные догматы, то он и себя самого подверг тому же проклятию. Поелику же они (заблуждающиеся) опирались еще на достоинство Иакова и Иоанна, потому он упомянул и об ангелах. Чтобы ты не указывал мне, говорит, на Иакова и Иоанна, то я сказываю тебе, что хотя бы кто из первых ангелов с небеси стал повреждать проповедь евангельскую, анафема да будет. И не сказал, - ежели противное будут благовествовать, или все превратят; но ежели и маловажное что будут благовествовать противно тому, что мы благовествовали, или хотя несколько изменят что-нибудь в проповеди, анафема да будут Павел (апостол) предпочитает писание и ангелам с неба сходящим. И весьма справедливо, ибо ангелы хотя и велики, но суть рабы и слуги: а писание дано нам не от рабов, но от Владыки и Бога всяческих. Произнесши проклятие на благовестников и ангелов, сим обнял он всякое достоинство; а произнесши оное и на себя самого, сим указал на всякое сродство и содружество. Не говори мне, говорит: сему учат такие же апостолы и друзья твои; я и себя самого не пощажу, ежели не то буду проповедывать. Впрочем он говорит сие не для осуждения других апостолов, как бы извращавших проповедь евангельскую; нет. Ибо говорит: аще убо мы, аще ли они, тако проповедуем (1Кор. 15, 11); но сим он хотел только показать, что достоинство лиц не принимается в уважение, когда речь идет об истине (толков, на послан, к галат., гл. 1, стр. 33-35).

Итак, по учению святых отец и святых апостол выходит, что если бы не только все епископы, не только вся вселенная, весь мир, но даже если бы сами апостолы, или даже самые ангелы с небес стали благовествовать паче благовещенного апостолами, - и тогда православный христианин не только не должен смущаться или соблазняться, но и сказать им: анафема. Если бы все епископы никогда не могли уклониться в ересь, то святые отцы и апостол Павел сказали бы так: хотя бы и много епископов или большая часть их уклонится в заблуждение, - и то за ними не должно следовать: анафема им. Но они говорят, что если бы не только все епископы, но и вся вселенная, и не только вся вселенная, но и сами апостолы, и не только апостолы, но и ангелы небесные уклонились бы в заблуждение, - и то за ними не должно следовать.

Что же мы видим во времена Никона? Тогда ни ангелы с небес не благовествовали паче благовещенного, ни апостолы не проповедывали вопреки себе, ни вся вселенная не уклонилась в ересь, - а произошло событие самое обыкновенное, простое, заурядное: ничтожная во всех отношениях частичка архиереев, числом двадцать девять, из которых многие уже раньше уклонились в заблуждение, а другие несколько раз переменяли веру: были и католиками и магометанами, даже отрекались от Христа, учились в иезуитских академиях, поведения самого грязного, низкого и развратного, - собрались в 1666-1667 гг. на собор, подтвердили все прежние никоновские заблуждения, нововведения и клятвы, за немногими исключениями, и изложили еще от себя клятву на православных христиан за православные предания. При этом некоторые члены собора действовали злонамеренно, а некоторые были просто вовлечены в заблуждение хитростию и обманом, не понимая, что на соборе было и что они подписывали, ибо многие и русского языка не знали и не понимали. А миссионеры о них и кричат умильно нараспев: «все епископы! все епископы! Могли ли все епископы?! Могли ли сразу все епископы уклониться в заблуждение?! Кто всех епископов смеет ослушаться!» и проч. А тут и взглянуть не на что: все епископы, - а их даже и трех десятков нет. Вот так все!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.