Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для чего Бог попустил епископам уклониться в заблуждение и церкви терпеть бедствия?




Новообрядец. Что вы ни говорите, а для меня не понятно, почему и для чего Бог послал такое необычайное и жестокое испытание своей церкви (если ваше общество есть Его церковь), что от нее отпали все епископы, и она была долгое время без них. Объясните пожалуйста.

Старообрядец. Святый пророк Исайя глаголет: Кто уразуме ум Господень, и кто советник Ему бысть, иже научает Его? Или с ним советова, и настави И? Или кто показа Ему суд? Или путь разумения кто показа Ему? (Ис. гл. 40, ст. 13-14). Нам вполне никогда не может быть известно, почему и для чего Бог устрояет дела так, а не иначе. Но отчасти мы постигать и понимать можем. Так, например, на первый раз представляется странным и непонятным, почему и для чего Бог попускает, что добродетельные в мире сем почти всегда страдают и терпят несчастия, а злые живут в покое и удовольствии? Почему апостолы Христовы и сам Христос терпели страдания, а нечестивые язычники и беззаконные иудеи жили в роскоши и плотских наслаждениях? Это Бог попускал и попускает для того, чтобы открылась твердость, светлость и другие достоинства добродетели и чтобы оказалась слабость, мерзость и другие гнусные свойства злодеяний; для того, чтобы добродетельные были более прославлены, а злые более унижены; для того, чтобы Бог более прославился на земле. В самом деле, кто не удивится и не прославит Бога, видя, как гонимые побеждают, а гонители побеждаются, мучители погибают, а мучимые возрастают, предающие смерти уничтожаются, а умерщвляемые распространяются, что особенно проявилось в первые времена христианской церкви.

Можно поэтому решительно утверждать, что историческое событие, или происшествие в церкви Христовой, когда она оставалась без епископа было попущено Богом для того, чтобы показать ее непоколебимость и неодоленность, ее победу в борьбе с ересями. В самом деле, велико было испытание для церкви, когда остальные епископы пали в ересь в 1666-7 гг. так что не осталось ни одного православного епископа. Тогда ей приходилось выбирать одно из двух: или, но требованию апостольского и святоотеческого учения, прервать всякое церковное общение с заблуждающимися иерархиями, но в таком случае остаться без епископа и даже, по-видимому, без священства и таинств, - или: остаться при заблуждающихся епископах, принять их лжеучения и ереси, но в таком случае перестать быть Христовою святою православною церковию, а стать еретическою. Судя по человечески - положение церкви представлялось безвыходным: как ни сделай - все беда. Как тут быть? Как выйти из этого затруднения? Да не иначе как обратиться к писанию и учению святых апостол и святых отец: одно оно, как непреложная истина, открытая Духом Святым, может решить всякое недоумение, вывесть из затруднения, поставить на прямой царский путь, ведущий в жизнь вечную. Обратившись к божественному учению святых апостол и святых отец, православные христиане увидели, что за еретиками-епископами ни в каком случае следовать не должно. Как мы уже видели, святые отцы учат, что если бы не только последняя и такая ничтожная частичка архиереев отступила в ересь, как во времена Никона, но хотя бы вся вселеннаая, весь мир стал так мудрствовать, и то православный христианин не должен смущаться и принимать ереси ([чет. мин. генв. 21]); хотя бы пришлось остаться и одному, как Лот в Содоме, должен держаться здравого суждения православной веры ([твор. Василия Велик., ч. 7, пис. 249, Стр. 192]), ибо лучше ни от единого же водиму быти, неже от злаго (то есть от еретика) водиму быти, - учит святый Иоанн Златоуст (34 бес. на поcл, к евр.). А святый апостол Павел требует, что если бы не только все епископы или вся вселенная, но аще и ангел с небесе стал бы проповедывать что-либо противное учению и преданиям святых апостол и святых отец, то и его не должно слушать и следовать за ним (галат. зач. 199). Православные христиане так и поступили: не последовали за впавшими в ересь епископами. И хотя по отпадении епископов у старообрядцев не оказалось ни одного из них, но священников осталось много. Но ведь священники не могут рукополагать священников, а без них отнюдь нельзя совершать никаких таинств церковных, без которых нельзя достигнуть вечного блаженства (катихис. больш., гл. 72). Остаться же при еретических епископах, принимая их лжеучение, значит явно нарушать божественное учение о непослушании даже и самих ангелов, если они инако благовествуют, новое что вносяще. Чтобы выйти из этого затруднения, православные христиане обратились к учению святых отец и увидели, что хотя впавших в ереси епископов и священников слушать и иметь с ними общения отнюдь не должно, но когда они обращаются от ереси «к правоверней вере», должно принимать в их священных санах. Так повелевает 8-е правило первого вселенского собора, определяющее, чтобы наватианские клирики по проклятии ересей и по миропомазании, оставались в своих степенях священства, как объяснено в толковании его[кормчая, л. 35]. Так повелевает святый карфагенский собор, установивший принимать от еретиков донатиан клириков в их степенях священства (прав. 69 и 99).Православные христиане, исполнившие божественное повеление о неслушании еретиков-епископов, и потому оставшиеся без епископа, стали исполнять и это узаконение святой церкви, принимая от ереси священнослужителей в их санах, - и таким прямым и царским путем вышли из того недоумения и затруднения, которое им представилось было на первых порах: не приняли никаких ересей, не последовали за заблуждающимися епископами, и не остались без священства и таинств; исполнили святоцерковное учение о неслушании впадающих в ересь епископов, и не нарушили учения, определяющего, что без священства и таинств спастись невозможно, и таким образом пребыли вполне православными христианами с православной верой, со священноначалием и таинствами церковными.

А в то же самое время другая часть христиан, обращая внимание лишь на то, что без священства и таинств спастись невозможно, и стремясь исполнить только это учение, последовала за впавшими в ересь епископами: лучше, мол, быть хоть с еретичествующими, да с архиереями, чем без них, и таким образом преступила учение святых отец о неслушании никого, отступающего от православной веры, впадающего в ересь, несмотря на его чин и звание. Это - никониане, или новообрядцы.

А еще часть христиан, исполняя одну часть учения святых апостол и святых отец о неподчинении заблуждающимся иерархам, не стала исполнять другой части учения церкви о принятии обращающихся от ереси священных лиц в их санах, - и посему именно осталась совершенно без священства, без таинств и священнословного богослужения, словом - без того, без чего нельзя достигнуть вечного блаженства. Это - беспоповцы.

И беспоповцы и новообрядцы, таким образом, следуют только одной части учения святой церкви, а другую преступают: беспоповцы следуют учению о неслушании епископов-еретиков, но явно преступают святоотеческое учение о принятии их; а новообрядцы держатся учения о невозможности спастись без священства и таинств, но преступают учение о неповиновении отступающим в ересь епископам. И те и другие поэтому тяжко погрешают, явно заблуждаются и становятся неправославными. Новообрядцы уклонились в одну сторону со среднего царского пути, а беспоповцы - в другую, противоположную; но оба идут путем не истинным, а ложным. Вот поэтому-то и сказано: се есть церковь соборная, яже всему евангелию и всему учению вселенских соборов верует, а не части (катих. больш., гл. 25, л. 121 об.). Все еретики веруют писанию, только не всему, а части, и поэтому они - еретики. Только одна старообрядствующая церковь, имеющая христопреданное священство, действительно верует и следует всему евангельскому и святоотеческому учению; идет прямым средним царским путем, не уклоняясь ни надесно ни нашуе, и потому всегда выходит победительницею из всех затруднений и искушений, встречающихся в мире сем, и есть истинная Христова церковь.

Из всего этого ясно, что Господь попустив Своей церкви оставаться несколько лет без епископа, сим явно показал ее твердость и неодоленность - ее верность святым Его заповедям; показал и Свое всемогущество и силу, сохранив ее неодоленною и непобежденною средствами по-видимому противоположными, промыслом, превышающим наше плотское мудрование. Нам кажется, что было бы лучше, если бы епископы не уклонились в ересь, и церковь всегда пребывала бы с православными епископами: но Бог судил иначе. Не суть бо совети Мои, якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея (Ис. гл. 55, ст. 8-9). Убо блюстися подобает нам, - говорится в толковании на пророка Осию, - да не судим о том по чувствам нашим и по плотскому мудрованию, еже Господь провещавает о управлении церкви Своея. Ибо спасение ея часто сокрыто бывает от умов и очес человеческих. Господь не привязывает Себя к человеческим средствам, ниже к обыкновенному порядку природы, но хощет превышать силою Своею все то, что ни воображают человеческие умы (толков, на прор. Осию, Иринея псков., гл. 1, ст. 10). Итак, советы, мысли и путие Господни совершенно противоположны нашим, и так далеко отстоят от них, как небо от земли. Поэтому нам не должно судить по своему плотскому мудрованию о том, как и что Господь промышляет о управлении церкви Своея. По нашим чувствам, по нашему плотскому мудрованию казалось бы лучше, чтобы праведные жили в этом мире в покое и наслаждениях, а нечестивые и грешные терпели бы наказания и страдали. Но Бог строит так, что обыкновенно бывает наоборот. А это для того, чтобы никто не мог сказать, что святые потому живут добродетельно, что наслаждаются всеми земными благами, а грешные и беззаконные потому живут нечестиво и творят зло, что пребывают в несчастиях и бедах. Это особенно открылось на праведном Иове. На него диавол клеветал, что он потому исполняет заповеди Божий и живет добродетельно, что Бог наделил его всеми земными благами. Чтобы заградить уста диаволу, Бог попустил, что Иов в один день лишился всего своего имения и детей. Но праведный Иов и после этого остался верен Богу, и таким образом открылось, что он исполнял волю Божию не ради земных удовольствий. Так и относительно церкви: нам казалось бы лучше, чтобы она не терпела гонений, а царствовала и жила бы в мире и покое, ибо и самое имя церкви указывает на ее царственность: церковь значит царственница (катихис. больш., гл. 25, л. 119 об.). Но Бог судил иначе: попустил, что церковь Его в течение первых трех столетий претерпевала самые страшные гонения и мучения, но осталась непобеждена, неодолена.

Но диавол мог и еще клеветать на церковь, что она потому непобедима и неодолима, что внутри ее самой спокойствие и мир, совершенное единомыслие в вере. Чтобы уничтожить и эту клевету, Бог попустил быть ересям, лжеучениям и заблуждениям, которые долгое время волновали, колебали, потрясали и раздирали Христову церковь жесточае и страшнее всяких гонений. Но и этим не могли одолеть ее: она осталась верною заповедям Божиим, сохранила православную веру, и вышла победительницею и из этого искушения. Но диавол мог и после этого клеветать на церковь Христову, что она потому тверда, непобедима, неизменно верна Христовым заповедям, ненарушимо соблюдает православную веру, что у ней есть много епископов, а не потому, что Христос искупил ее Своею кровию, управляет ею, и она Его любит, как своего Избавителя и Жениха. Так диавол клеветал и на праведного Иова, когда он и после того, как лишился всего своего имения, не похулил, но прославил Бога, что он потому это сделал, что сам-то цел и здрав, хотя имения и детей лишился. И вот Бог, чтобы окончательно посрамить диавола и совершенно прославить Своего угодника, попустил диаволу поразить Иова тяжкою и продолжительною болезнию. Но когда и после этого Иов остался верен Богу, тогда диавол никакой уже клеветы не мог сказать на него и оказался окончательно побежденным и посрамленным, а праведный Иов вышел победителем и прославленным. Так и церковь: когда, оставаясь несколько лет без епископа, перенося столь тяжкое испытание, пребыла верною заповедям Божиим, сохранила непоколебимо православную веру, тогда ни диавол и никто другой не мог уже более клеветать на нее, что она якобы не из любви к Богу пребывает всегда Ему верною, и что будто не Бог хранит Свою церковь, а люди, и все враги ее остались посрамленными и побежденными, а она вышла победительницею и прославленною. Святый Иоанн Златоуст вещает (бесед, на разн. случ., т. 1, стр. 339): Диавол коварный и искусный изобретатель козней, надеялся, что, погубив пастырей, он легко расхитит стадо. Но, Запинаяй премудрым в коварстве их (Бог), желая показать ему, что не люди управляют Его церковью, но Сам Он везде пасет верующих в Него, попустил быть этому, дабы диавол, видя, что и по истреблении пастырей благочестие не уменьшается и проповеданное учение не истребляется, но еще более возрастает, узнал из самых дел и он и все его служители, что наше учение не человеческое, но снизошло к нам с высоты небес, что сам Бог везде управляет церквами и что вступающий в борьбу с Богом никогда не может остаться победителем.

Отсюда открывается, что Господь попустил епископам уклониться в ересь для того, чтобы показать твердость и неодоленность Своей церкви даже в самых тяжких испытаниях, в самых крайних бедствиях, чтобы явить еще более Свое всемогущество, что и по отпадении епископов от церкви, мог сохранить ее, оставшуюся верною Его святым заповедям, непобедимою от всех навет и козней вражиих, чтобы посрамить Своих врагов и врагов церкви, и чтобы прославить ее, что и без епископов она сохранила православную веру неизменно. Ведь и сам Глава церкви Господь Исус Христос тогда особенно и прославился на земле, когда от Него отступили все архиереи церкви ветхозаветной и вооружились на Него, а Он, не смотря на это, даже до смерти крестной послушлив был Отцу, творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца, что соблюл даже до страдания, - обаче не Моя воля, говоря, то есть воля (человечества), но Твоя да будет (Лук. 22, 42), то есть - единая божественная Отца и Его ([Симеон солунский, в русск. перев., т. 2. гл. 21, Стр. 37]). Точно также и Его тело, святая церковь, тогда особенно и прославилась, когда от нее отступили архиереи, а она, не взирая на это, пребыла верною воле Божией, Его святым заповедям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.