Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обетование Божие о неодоленности церкви




Новообрядец. Но у меня есть доказательства более веские и убедительные, что все епископы не могут пасть. Христос во евангелии рек: Созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Матф. зач. 67). Если епископы могут уклониться в ересь, то значит может быть одолена и церковь Христова. Но тогда нарушится обетование Божие о ее неодоленности. Следовательно, епископы, в силу этого обетования, не могут погрешить в вере. Ваша церковь, не имея епископа, действительно была одолена от врат адовых.

Старообрядец. Зачем же вы извращаете речь самого Спасителя? Он сказал, что церковь, Им созданная, будет неодоленна, а вы утверждаете, будто бы Он сказал, что епископы не могут уклониться в ересь. Если бы Он дал обетование о непогрешимости епископов, то так бы и сказал: поставлю епископов, и они не уклонятся в заблуждение. Но Он сказал не так, а: Созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей. А ведь иное дело церковь и иное дело епископы. Церковь есть состав всех верующих существ всех времен, народов и стран; а епископы - лишь один из членов этой церкви. Христос же дал обетование о всей церкви, а не о каком-либо члене ее в отдельности. О членах же ее, а именно о епископах Христос дал другое предсказание в притче о мнасах, что этот член или раб Господа окажется неверным Его заповедям, о чем мы говорили выше. Немного погодя еще покажем, что церковь, лишившись членов-епископов, не перестает быть церковию.

А теперь покажем, что старообрядческая церковь никогда и никаким образом не была одолена. Спрашивается: Кто одолен? Тот, кто побежден, уничтожился или подчинился своему противнику, принял его предложение, исполнил его желание. Так и церковь одолеть, значит или уничтожить ее, стереть с лица земли, чтобы ее не существовало, или заставить принять какие-либо ереси. Так, например, была церковь арианская, наватианская, люциферианская и мн. друг. Но их сейчас и на свете нет, они уничтожены, значит от врат адовых одолены. Но вот существуют и в настоящее время церкви римско-католическая, армянская, несторианская и другие: они, хотя еще не уничтожены, но, тем не менее, одолены, то есть побеждены врагом рода человеческого, исполнили во многом его желание, творят его волю, содержа богопротивные ереси и научая других. Действительно, под словом врата адова, в числе прочих козней диавольских, разумеются и ереси. Вашей церкви митрополит Григорий петербургский пишет: Преподобный Козьма пресвитер под словами «врата адова», разумел еретическое учение. Он говорит: на камени, рече Христос, созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей, еже есть еретическая учения, то бо суть врата адова: поистине, тех послушающе, сходят во врата аду слово его на новоявивш. ересь богомилу) (Истинно древн. церк. стр. 20).

Теперь спрашивается: одолена ли старообрядческая церковь хотя в одном из указанных значений слова одолеть: не уничтожена ли она, не приняла ли ересей? Нет, ни в каком случае она не одолена. Что она не уничтожена, продолжает существовать, несмотря на претерпеваемые ею бедствия и гонения, - это факт, не подлежащий спору; это - истина, которую никто не отрицает, да и отречь не может. Не одолена она и в другом значении, то есть никогда не содержала и не содержит никаких ересей. Сама ваша церковь устами Синода свидетельствует, что старообрядцы в Бога веруют православно, евангельские заповеди содержат ненарушимо, правила вселенских и поместных соборов соблюдают неизменно, словом - имеют все то, в чем заключается вся сила веры (Увещание, стр. 35). В преданиях или обрядах, содержимых старообрядцами, ересей также нет никаких. Это признает сама новообрядческая церковь. Она целиком приняла все старые обряды, дозволив и даже благословив их употреблять своим чадам единоверцам. Как же старообрядческая церковь одолена, когда ничуть не побеждена, существует в полной силе под ударами страшных гонений и козней со стороны еретиков? Как она одолена, когда, несмотря на всевозможные соблазны, хитрости и унижения, коими ее окружают еретики, она не приняла, не принимает и не содержит ни в чем ни малейшей ереси? Как она одолена, когда ее никто не победил?

Новообрядец. Но у ней не было сто восемьдесят лет епископа: поэтому она и одолена от врат адовых.

Старообрядец. А разве это ересь, что в ней временно не было епископа? Небытие в церкви епископа есть вовсе не ересь, не заблуждение, не преступление, а просто историческое событие, или происшествие в церкви. А если будете настаивать, что это ересь, то должны решить и доказать: какого еретика она? На каком соборе суждена? Кто ее ввел в старообрядческую Христову церковь? Да и ересь ли это на самом деле?

Новообрядец. Я хотя доказать и не могу, что небытие в церкви епископа есть ересь, но все-таки признаю, что старообрядческая церковь виновата за то, что в ней сто восемьдесят лет не было епископа.

Старообрядец. Если старообрядческая церковь виновна за то, что в ней столько времени не было епископа, то почему ваша именуемая православная церковь не судит ее за эту вину? Если вы указываете страшного преступника, например, убийцу, разбойника, доказываете, что он великий злодей, виновен во многих беззакониях, - и тут же находится судья, полицейский и проч., которые слышат и знают вины этого преступника, а между тем не берут его и не судят: то сами эти начальники делаются виноватыми, становятся преступниками за то, что преступника не подвергают каре, преступая сами закон, требующий судить и наказывать преступников. Так и здесь: если, как вы говорите, старообрядческая церковь виновна за то, что в ней сто восемьдесят лет не было православного епископа, если это есть страшное преступление, или ересь, а ваша новообрядческая церковь, зная это не судит ее: то сама ваша церковь делается виновною, становится преступницею за то, что не судит старообрядческую церковь за такое страшное преступление, каким вы воображаете небытие в ней несколько лет православного епископа. Но ваша церковь не по чему-либо другому не судит ее за это событие, как только потому, что судить не за что. Судить за события, которыми управляет сам Бог, никого нельзя. Древние святые отцы и вселенские соборы никогда не судили тех церквей, которые были без епископов, вследствие уклонения их в ереси. И не только не судили, но и признали их православными и удостоили великих похвал. Так, например, когда Несторий, патриарх цареградский, впал в ересь, и православные христиане константинопольской церкви остались без епископа, тогда папа римский и другие иерархи не признали этих христиан падшими, не признали эту церковь еретическою, а напротив, считали их вполне православными, составляющими церковь Божию (Деян. всел. соб., т. 1, стр. 395). Так когда в Малороссии епископы уклонились в унию, и православная церковь осталась без епископов и, по словам книги «О вере», бяше слепа, яко тело безочию [гл. 23, л. 213], тогда эту церковь патриарх Мелетий александрийский не назвал еретическою, а признал вполне православною. [Послания его в кн. Кирил. иерусал.]. Итак, если ни древняя православная церковь, ни ваша новообрядческая никогда не судили церковь за такое событие, как небытие в ней епископов, то спрашивается: как же можно обвинять старообрядческую церковь за это обстоятельство? Как можно обвинять правого за проступки других? - можно ли обвинять и судить старообрядческую церковь за то, что епископы уклонились в ересь, а она нет? Справедливо ли обвинять и порицать ее за то, что она не приняла и не имеет никаких ересей, хранит православную веру так, что даже епископы не могли ее вовлечь в ересь, и она потому осталась без них? Если вы обвиняете старообрядческую церковь за то, что епископы пали в ересь, а она, сохраняя православную веру, осталась без них, то обвините прежде православную константинопольскую церковь, остававшуюся несколько времени без епископа, когда Несторий уклонился в ересь, обвините малороссийскую церковь за то, что она оставалась несколько лет без епископа, так что была даже слепа, яко тело без очию, когда епископы уклонились в унию; обвините также и всю древнюю православную церковь, потому что она имела полное общение с теми церквами, которые не имели епископов по несколько времени.

При всем том еще вот что я должен сказать: если вы считаете, что старообрядческая церковь виновна за то, что в ней сто восемьдесят лет не было епископа, хотя сама она была, - священники, диаконы и миряне в это время в ней были православные, - то насколько же виноватей сама ваша новообрядческая церковь, когда в ней не сто восемьдесят лет, а целых тысячу шестьсот пятьдесят три года не было не только епископов, но и священников, и диаконов и даже мирян, - словом сказать, не существовало и самой вашей новообрядческой церкви: она появилась только с тысячу шестьсот пятидесятых годов; а раньше ее и на свете не было. Как до Ария не существовало арианской церкви, до Навата не существовало наватианской церкви, до Люцифера - люциферианской: так и до Никона не существовало никонианской церкви. Как наватианская церковь появилась с тех только пор, когда Нават ввел свои ереси: так и никонианская появилась с тех только пор, когда Никон ввел свои ереси. Если бы Никон не ввел никаких новшеств, а держался бы старых преданий церковных, то вашей новообрядческой церкви и не существовало бы; тогда была бы по-прежнему только старообрядческая церковь.

А старообрядческая церковь ведет свое начало от Христа. Только до Никона она была со многими епископами, а со времен Никона, когда остальные епископы впали в ересь, - у ней епископов не стало, и так было до обращения к ней митрополита Амвросия. Епископов у нас не было в продолжение этого времени потому, что они уклонились в ереси и прокляли православных христиан за православные предания церковные, а мы за это прервали с ними всякое церковное общение. А вашей новообрядческой церкви до Никона потому не было, что прежняя православная церковь вас клянет, как еретиков, за ваши ереси и новшества. Также и вы клянете за православные предания, которые она содержала, и потому не имеете с ней никакого церковного общения или связи. У нас если и не было православного епископа, то сама церковь была православна: священники, диаконы и миряне были православны. А у вас, хотя и были и есть епископы, но еретики, и священники такие же, и диаконы, и миряне еретики, и вся ваша церковь была и есть еретическая. Как и наватиане имели епископов, и донатиане имели епископов, но были еретики, потому что содержали ереси: так и вы, хотя и имеете епископов, но тем не менее еретики.

Итак, старообрядческая церковь от Христа и до половины семнадцатого столетия была с православными епископами; с половины семнадцатого столетия до митрополита Амвросия была без руководства православных епископов; со времен митрополита Амвросия и до настоящего времени она опять пребывает с православными епископами. А ваша новообрядческая церковь тысячу шестьсот пятьдесят лет с лишком и на свете не существовала; затем с 1б50-х годов стала существовать с епископами, но с еретиками, и до сих пор почти двести пятьдесят лет не имеет ни одного православного епископа, а если имеет, то еретиков, и в будущем не предвидится ничего лучшего, так как она, имея у себя еретичествующих епископов, не заботится и не желает иметь православного епископа, а довольствуется своими еретичествующими, лишь бы они были епископы.

Новообрядец. Вы доказываете, что все епископы могут уклониться в заблуждение, и от этого церковь все-таки не уничтожится, и обетование Божие не нарушится. Но если так, то ведь могут уклониться в заблуждение не только все епископы, но и все священники, и диаконы и миряне. Как же тогда будет церковь и как исполнится обетование Божие о неодоленности ее и о пребывании Христа с верующими? Вот вопрос, на который вы никогда не ответите правильно.

Старообрядец. Что все епископы могут уклониться в заблуждение, мы это говорим потому, что они действительно уклонились при Никоне. А могут ли уклониться в ересь все священники и миряне об этом и рассуждать излишне, потому что никогда не было такого времени, чтобы все священники и миряне впали в ересь. Рассуждать о том: может ли быть то, чего никогда не было, есть дело не христианское, а людей коварных или злонамеренных. Но, чтобы не считали, будто мы уклоняемся от ответа на ваш вопрос, я вам напомню, что нами уже доказано раньше, что как епископы, так и священники и миряне могут уклониться в заблуждение, могут и не уклониться, а содержать православную веру. Это, по учению святых отец, зависит от их свободной воли, ибо Бог никого насильно не заставляет делать добро или содержать православную веру.

Сейчас же укажем, что ваше учение о том, что Бог обязан спасать людей от падений даже против их воли, и насильно держать в православной вере, чтобы исполнить Свое обещание, прямо-таки кощунственно и дерзко. В толковании на пророка Осию читаем: (Сущее): И будет число сынов израилевых аки песок морский, иже не измерится ни изочтется: и будет на месте на немже речеся им, не людие Мои вы, сии тамо прозовутся сынове Бога живаго. (Толкование): Пророк предупреждает здесь возражения, которые, как известно, у лицемеров всегда бывают готовы. Они обвиняют Бога во лжи, ежели не спасет их. Понеже бо присвояют себе имя сынов церкви: сего ради мнят, что не возможно им погибнуть. Тако израильтяне могли пророку сказать, как и без сомнения говорили: Бог обещал, что церковь Его пребудет вечно; оную церковь мы составляем: убо мы безопасны, понеже Бог Сам Себя отрещися не может; иначе где бы было Его обещание, данное Аврааму: и будет семя твое яко песок морский? Пророк убо ведая, что имел он дело с гордыми людьми, которым обычно было препираться и с самим Богом, глаголет: и будет число сынов израилевых аки песок морский, иже не измерится. Аки бы сказал: когда Бог изсечет вас из корене, то и тогда пребудет нерушимо оное обетование, данное Аврааму: воззри на небо и изочти звезды, аще возможеши исчести я: тако будет семя твое. Ибо в Его всемогущей воли состоит в едину минуту новую церковь воссоздать, яже превзойдет числом людей звезды небесныя и песок морский. И из чего? Из камней, из ничего: Нарицает бо не сущая яко сущая (Рим. 4, 17). Пророк Исайя в главе 10 пророчества своего глаголет: аще будут людие израилевы яко песок морский, останок их спасется. Но пророк Осия еще выразительнее здесь глаголет, показывая, что израильтяне до такого малолюдства дойдут, что будут казаться как бы ничто: но и тогда-де, Господь паче всякаго чаяния человеческаго церковь Свою возсозиждет и покажет, что Он не всуе обещал Аврааму, яко семя его будет подобно числом песку морскому. Мы к сему приобщим следующее примечание: понеже Господь различными образы управляет церковь Свою в мире сем, иногда убо аки во гробе затворяя оную, иногда аки от смерти возставляя, иногда аки древо до корене посекая, (что касается до внешнего вида), иногда паки возустрояя: убо блюстися подобает нам, да не судим о том по чувствам нашим, и по плотскому мудрованию, еже Господь провещавает о управлении церкви Своея. Ибо спасение ея часто сокрыто бывает от умов и очес человеческих. Господь не привязывает Себя к человеческим средствам, ниже к обыкновенному порядку природы, но хощет превышать силою Своею все то, что ни воображают человеческие умы, тако убо надлежит понимать место сие: и будет число сынов израилевых аки песок морский (толк, на 12 прор. Иринея архиепископа псковского, ч. 1, л. 13 об. и 14 об.).

Вот вам ответ на ваш вопрос о том, могут ли и все священники и миряне заблуждаться, и как тогда исполнятся обетования Божий? Если бы люди оказались иссеченными из корене и тогда обетования Его не нарушатся. Утверждать же противное значит препираться или спорить с самим Богом и делать Его виноватым за людские грехи и беззакония, что есть явное нечестие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.