Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О беглопоповцах




Новообрядец. Вы говорите, что учение святых отец осуждает беглопоповцев, потому что они не имеют епископа. Но ведь и вы, до обращения к вам Амвросия, не имели епископа, то есть были беглопоповцами. Следовательно и вы виноваты так же, как и они. А если вы правы, то и они правы, и даже правее вас, потому что они как держались принятия беглых попов от нашей православной церкви, так и до сих пор держатся. А вы от них отделились, приняв себе митрополита и устроив, таким образом, иерархию.

Старообрядец. Вы рассуждаете пристрастно и нездраво. Когда старообрядцы, от времен Никона до митрополита Амвросия, не имели в виду нигде православных епископов, а лишь одних заблуждающихся, тогда были правы, пребывая без епископа; тогда и учение святых отец, определяющее иметь православных епископов и подчиняться им, не могло осуждать старообрядцев, так как им некого было иметь и некому подчиняться: не было православных епископов. Но, когда стали в старообрядческой церкви православные епископы, тогда если кто не подчиняется им подпадает под вышеуказанное осуждение святых отец.

Чтобы это было понятней, объясню примером. Вам, конечно, известно, что седьмой вселенский собор проклял всех непоклоняющихся святым иконам. Но предположим, что какие-нибудь православные христиане были взяты в плен неверными или посажены в темницу, где невозможно было иметь икон, и потому они молились без них. Потом они возвратились на свободу и рассказали своим духовным отцам, что долгое время молились, не поклоняясь святым иконам, потому что нигде нельзя было достать. Не подлежим ли мы за это клятве на не поклоняющихся святым иконам? - Разумеется, им ответили бы, что не только не подлежат, но и достойны похвалы и чести за то, что, и не имея икон, молились Богу в таких стеснительных обстоятельствах. Предположим далее, что один из них, видя, что за непоклонение иконам их не только не осудили, но и удостоили чести, не стал бы поклоняться иконам, находясь на свободе и имея их везде пред собою. Ему тогда, конечно, заметили бы, что ты проклят седьмым вселенским собором, как непоклоняющийся святым иконам. А он бы на это возразил: почему же я прежде не был проклят, когда не покланялся иконам? Ему ответили бы, что тогда ты был прав, не поклоняясь святым иконам, когда их при тебе не было, но когда есть, а ты не поклоняешься, то неизбежно подпадешь под клятву седьмого вселенского собора. Но он бы, не обращая внимания на эти справедливые указания и замечания, с гордостью стал бы укорять и поносить своего брата, бывшего вместе с ним в неволе, за то, что он изменил свои поступки: раньше не поклонялся иконам, а потом стал поклоняться. Скажите: справедливы были бы такие его действия и укоризны?

Новообрядец. Конечно, несправедливы.

Старообрядец. Вот так же несправедливы и теперешние беглопоповцы, не подчиняющиеся православным епископам Белокриницкой митрополии, и укоряющие подчиняющихся. Если бы не было наших старообрядческих, по их собственному возрению, вполне православных епископов - они были бы правы. Но, когда есть православные епископы, а они им не подчиняются, то обязательно становятся виноватыми и преступниками святоотеческого учения, требующего непременно подчиняться православным епископам. На подобный случай Христос Спаситель рек: Аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели: ныне же вины (извинения) не имут о гресе своем (Иоан. зач. 52).

Притом же, справедливость и беспристрастность требует сказать, что теперешние беглопоповцы содержат совершенно не такую веру относительно епископства, какую содержала старообрядческая церковь от лет Никона и до митрополита Амвросия. Она, в лице лучших своих представителей, выражала сожаление, что епископы находятся в ереси, а она поэтому пребывает без руководства православных епископов, и всегда старалась обратить кого-либо их них в православную веру. Так, в 1719 году старообрядцы в диаконовских ответах заявили: Всеусердно желаем и от Господа Бога просим, да православнии епископи будут до скончания века и еже от православия сведошася дабы в оно паки направилися (отв. на вопр. 47; записки Александра Б., стр. 268, ч. 2). Так, в 1730-м году ветковские старообрядцы подавали прошение ясскому митрополиту, чтобы он рукоположил им епископа (рукописный сборник о ветковской церкви). Они же в 1734-м году приняли епископа Епифания от ереси второго чина под миропомазание.

Итак, старообрядцы, бывшие от лет Никона до митрополита Амвросия, всегда желали и старались иметь православного епископа, доказывая это свое желание и словом и делом. Между тем, нынешние беглопоповцы, совершенно вопреки убеждениям и верованиям прежних старообрядцев, вовсе не желают иметь православных епископов и подчиняться им; и не только не стараются принять обращающегося от ереси епископа в своем сане, но и обращенного не принимают, а отвергают, упорно отказываясь принять и признать рукоположенных им и иметь с ними общение.

Из этого ясно, что не мы отделились от своих предков, а беглопоповцы. Принятием митрополита Амвросия мы только достигли того, чего всегда стремились достигнуть наши благочестивые предки - старообрядствующая Христова церковь, то есть православных епископов. А теперешние беглопоповцы совершенно отвергли этих епископов, чего так желали и старались иметь наши предки, которых и они признают благочестивыми и считают своими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.