Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О вечности священства




Новообрядец. Допустим, что у вас таинство священства было всегда, даже и в то время, когда епископов не было; тем не менее, это не доказывает, что вы веруете в вечность священства, и потому все равно являетесь противниками указанному нами учению блаженнаго Феодорита и книги Кирилла иерусалимскаго относительно священства. У вас до митрополита Амвросия священники были не свои: вы их принимали вторым чином от нашей православной церкви. Такие ваши действия показывают, что вы не веруете в вечность Христова священства.

Старообрядец. Напротив, это-то именно и доказывает, что мы веруем в вечность священства. Принятием от ереси священнослужителей в их сане мы прямо показываем, что оно вечно, а не временно, так что его не в состоянии разрушить, прекратить, или уничтожить никакая адская сила, не только грехи, но и ереси; хотя бы носители священства, епископы и священники, уклонились в заблуждения, само священство, которое они получили от Бога чрез рукоположение, от этого нисколько не страдает, не разрушается, не уничтожается, а пребывает вечным, неизменным, якоже пишет в большом «Катихисисе»: Хиротонисанных же разделяет святыня от мирских человек верных, и пребывает сие начертание на души во веки не отъемлемо на земли и на небеси (гл. 72, л. 357 об.). Древняя святая церковь то же самое подтверждает и словом и самым делом, что священство не разрушается ни грехами, ни ересями, в которые впадают носители священства, пресвитеры и епископы. Так, святый Иоанн Златоуст учит: не всех убо Бог рукополагает, всеми же Той действует (2 нравоуч. на 2 Тимоф.). Знаменитый толкователь правил Вальсамон в толковании на 31 правило святых апостол пишет: Заметь, что настоящее апостольское правило определяет, что клирики без опасности могут отделяться от своих епископов, если обличат их судом, как нечестивых или несправедливых Другим же способом, хотя бы худший из всех был епископ или священник, никто не должен отделяться от них, а более должен верить, что и чрез самого грешного священника или епископа подается освящение, ибо не всех Бог рукополагает, говорит Златоуст, но чрез всех действует (прав. св. апост. с толков). Ясно, что священство не уничтожается грехами людей.

Что и ереси его не могут уничтожить, это неопровержимо доказывает вся древняя святая церковь, повелевая принимать приходящих от ереси епископов и священников в их степенях священства. Из многих свидетельств по данному вопросу укажу некоторые. Первый вселенский собор 8-м своим правилом определяет: Еретицы, глаголемии чистии, приходяще к соборней церкви, первое да исповедят, яко повинуются церковным законом, и приобщаются с двоеженцы, и простят согрешающих. И аще убо будет в коем граде истинный епископ града того, будет же и от сих, глаголемых чистии, другии епископ поставлен, или презвитер в своем сану да пребывает; но обаче поставленный от чистых епископ, или яко презвитер да имать честь; или аще хощет града того епископ, да вдаст ему негде в селе епископию; несть бо мощно двема епископома быти во едином граде. Толкование. От приходящих еретик, ко святей Божией соборней апостольстей церкви, ови убо крещаеми бывают совершенно; друзии же, иже токмо миром помазуются; инии же токмо проклинают своя и иныя ереси вся. Сии же глаголемии чистии прельщени бывше в таковую ересь, от Навата презвитера римския церкве, от него же и чистии наречени быша, того ради, - понеже не приемлют покаяния обращающихся от грех, и второе женитися возбраняют, двоеженца же отнюд не приемлют на общение. И таковии аще убо приступят к святей своборней апостольстей церкви, и исповедят двоеженца приимати на общение, и не хулити втораго брака, и согрешающим и кающимся прощати грехи, и просто рещи, всем церковным последствующе повелением, свою ересь прокленше, и иныя вся, прияти да будут, и токмо святым миром помажутся. Аще же нецыи от них суть и епископи, паки в своем чину да пребывают, токмо аще в том граде ин епископ соборныя церкве не обрящется. Таковый бо почтен будет иже и сперва истинный епископ, и един на епископском престоле седит. Той же иже от чистых нарицаемый епископ, яко презвитер да почтен будет: понеже недостоит двема епископома во едином граде быти. Аще же будет годе града того епископу, яко же рехом, да повелит епископом нарицатися ему, епископскаго же дела никако же прикоснутися; аще ли же хощет, да в селе негде устроит его епископа [Кормчая, л. 35 и об.]. Подобно сему постановил и седьмый вселенский собор в первом своем деянии, посвятивший целое заседание решению вопроса о принятии приходящих от ереси священных лиц в их санах (деян. всел. соб. т. 7, деян. 1). И даже сама церковная практика, или церковная жизнь подтверждает учение о вечности и неразоримости священства пребыванием в ереси епископов. Древняя святая церковь принимала рукоположенных еретиками епископов в их санах. Так приняты: святый Анатолий, патриарх константинопольский, рукоположенный еретиком Диоскором (деян. всел. собор., т. 7, стр. 113), святый Мелетий патриарх антиохийский, хиротонисанный арианами (там же, стр. 109) и многие другие.

Чтобы для вас было еще убедительнее, представлю свидетельства из Богословии вашей церкви митрополита Макария, где сказано: Вообще церковь постоянно держалась правила: ни в каком случае не повторять рукоположения, равно как и крещения, если только то и другое совершены правильно, хотя бы и в обществе неправославных. Посему не повторяла рукоположения даже над священнослужителями, обращавшимися к православию из некоторых сект раскольнических, как то: из общества кафаров (наватиан) и донатистов, и ныне не повторяет над обращающимися от церкви римской[т. 2, § 240, Стр. 497]. В другой канонической книге вашей церкви говорится: Как крещение одно и не повторяется, так и священство одно, и раз переданное остается неизгладимым от того, кому передано, также как и рукоположение или посвящение, раз совершенное, не повторяется, если только совершено правильно, хотя и иноверными (к вопросу о прин. схизм, в правосл. церковь, Вас. митр, смирнс. стр. 20).

Можно бы много привести свидетельств и доказательств, подтверждающих ту истину, что священство отнюдь не уничтожается уклонением в ересь носителей его. Но для краткости ограничусь приведенными. Согласно этому и старообрядческая церковь поступает и учит, что священство Христово вечно, так что даже и тем не уничтожается, если епископы или священники впадают в ереси и пребывают в них, и потому принимала и принимает приходящих от ереси священнослужителей в их степенях священства.

Но вы, новообрядцы, не веруете в вечность священства. Скажите, почему ваша церковь считает старообрядческих епископов и священников простецами - самозванцами?

Новообрядец. Для чего вы об этом спрашиваете? Ведь это к делу не относится.

Старообрядец. Вы сперва ответьте на вопрос, а потом и увидите, относится ли это к делу или нет. А упрекать за вопрос, не зная с какою целью он предложен, и преждевременно и неразумно.

Новообрядец. Если так, то отвечаю. Православная церковь потому признает ваших мнимых епископов и попов самозванцами, что первый ваш митрополит - Амвросий, от которого они ведут хиротонию, отделился от нашей православной церкви, уклонился в раскол; чем и лишился своего сана, стал простецом-самозванцем, и рукоположенные им - такие же простецы.

Беспоповец. Это сущая правда, что если архиерей отпадет от православной церкви в ересь, то лишается сана, а потому и рукоположенные им суть простецы. Вот поэтому-то мы и признаем ваших архиереев и попов мирянами, так как они ведут свою хиротонию от епископов, уклонившихся в ересь при Никоне и этим лишившихся своих санов. Поэтому же мы считаем и белокриницкую иерархию самозванною: она ведет свое начало от Амвросия, который был митрополитом вашей церкви, и значит от такого же мирянина, каковы все ваши архиереи.

Старообрядец. У вас, у обоих оказывается замечательное единомыслие в учении о священстве. Оба вы - и новообрядцы и беспоповцы, одинаково признаете, веруете и проповедуете, что священство не вечно, а временно, и даже маловременно: существует только до тех пор, пока носитель его, епископ или священник, пребывает в православии; а лишь только уклонился в ересь, то и священство уничтожилось, и он делается простецом. На этом основании вы, новообрядцы, отвергаете священство старообрядческой иерархии, а беспоповцы отвергают священство и ваших архиереев и попов. А посему, приведенное вами из книги «Кирилла иерусалимскаго» и блаженнаго Феодорита о вечности Христова священства осуждает, как беспоповцев, так и новообрядцев, единодушно учащих о прекращаемости священства ересями. Нас же, старообрядцев приемлющих христопреданное священство, учение святых отец о вечности его оправдывает вполне. Согласно с ними мы веруем, что священство вечно, не разрушимо ни погрешностями, ни ересями и ничем подобным.

Новообрядец. Если священство вечно, так что не уничтожается ни грехами, ни заблуждениями иерархов, имеющих его, то все-таки церкви от этого пользы нет никакой, когда они уклонятся в заблуждение. Какая польза ей от епископа, впавшего в ересь, если он и имеет священство? Для церкви он как бы и не имеет его вовсе. Не ясно ли, что священство уничтожается ересями.

Старообрядец. Это было бы верно, если бы церкви не было даровано Богом чрезвычайно сильного средства не только против грехов, но и против ересей. Средство это - покаяние, которое в состоянии разрушить, уничтожить, или загладить всякие грехи и заблуждения, в которые впадают люди. - Знаете ли, какая разница между состоянием ветхозаветной церкви и состоянием новозаветной? Почему Адам однажды совершил преступление, и не мог ничем его загладить, или восстать от этого падения, несмотря ни на какие усилия, тогда как мы ежедневно падаем и восстаем? Почему все ветхозаветные праведники, несмотря ни на какие добрые дела и заслуги, шли во ад и никто не мог от этого спастись, а теперь всякий может достигнуть царствия небесного и получить вечное спасение и блаженство? - Да потому, что в ветхом завете не было, а в новом есть покаяние, дарованное страданием и кровию Сына Божия. Оно заглаживает и истребляет только грехи и заблуждения людские, но отнюдь не уничтожает никаких дарований Божиих и таинств церковных, в том числе и таинства священства, если кающийся правильно получил их. Блаженный Автустин утверждает: Церковь стоит только покаянием (о вере, надежде и любви, гл. 62). Действительно, и сам Христос начал Свою проповедь словами о покаянии. Покайтеся, - взывал Он, - приближибося царствие Божие (Матф. зач. 8), покайтеся и веруйте во евангелие (Марк. зач. 2). Итак, священство Христово потому вечно и неразрушимо, потому его никакие грехи и ереси не могут уничтожить, что церковь имеет покаяние, так что этим божественным и спасительным средством еретик может сделаться православным, и если он епископ или священник, то должен пребывать в своем сане, по вышеуказанным доказательствам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.