Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заглядываем В будущее




Я боюсь предсказаний. Не знаю, может ли человек увидеть будущее и рассказать о нем. Но обратная связь существует - если человек что-то скажет, то это «что-то» непременно сбудется.

Лариса Рубальская

 

Желание заглянуть в будущее было присуще человеку с самых ранних периодов его истории. Наверное, нет в мире такого народа, у которого не нашлось бы верований и магических предписаний, возникших в глубокой древности, направленных на предугадывание будущих событий. Некоторые способы таких предсказаний приводятся ниже. Нельзя не отметить и то, что многие виды гаданий возникали в более позднее время вплоть до современности. Так, гадание на картах Таро распространяется в странах Европы, начиная с XIV века. Однако оккультисты часто утверждают, что эти карты восходят корнями к магии жрецов древнего Вавилона, Египта или даже к давно исчезнувшей Атлантиды. Гадание по чаинкам широко распространилось в XIX веке. Все это свидетельствует о способности человеческой психики искать способы предугадывания событий, независимо от того, в каком веке они живут и насколько в обществе развиты научные представления.

В первобытном обществе существовала стойкая вера в судьбу человека и предначертанность событий. От древних земледельцев и охотников дошли до нас различные способы гадания для предсказания результатов охоты, видов на урожай и приплод скота, на предугадывание судьбы отдельного человека. Существовало много разновидностей гадания, или мантики.

Гаруспиици - отгадывание судьбы по внутренностям животных, убитых чаще всего во время жертвоприношений. Этот способ гадания с древних времен использовался в ассирийской практике гаданий. В Вавилоне для толкования по внутренностям животных использовались глиняные таблички и муляжи. Сохранилась сделанная из глины овечья печень, которая служила макетом для древневавилонских прорицателей. Поверхность ее разделена на 50 квадратов, и на каждом из них показаны возможные изменения и их значения д\я предсказаний судьбы (рис. 4).

Основой для гадания служили и движения животных. Ауспиции — гадания по полету и крику птиц, офио-мантия - по движению змей. Омфаломантия, в отличие от физиоіномики, устанавливающей особенности психики по особенностям лица, строила свои предсказания по форме пупка. Некромантия - гадание, основанное на общении с духом усопшего. В классовом обществе гадали на расплавленном воске или олове, на бобах, кофейной гуще, игральных картах, по сновидениям (онейро-манггшя), старинным стихам (рапсодомантия), цифрам (арифмомантия), с помощью геометрических фигур (геомантия). Гаданием и предазанием судьбы в древних государствах, как, впрочем, и, занимались отдельные люди, в зависимости от успе-и доходов становившиеся профессионалами в этой обла-. Например, в Древней Греции на фоне различных иро-ицателей особенно популярны были некроманты, в Дрсв-ем Риме — авгуры и гаруспики. В средние века во многих ранах существовали сотни астрологов, хиромантов, физиогномикой и графологов, составляющих прогнозы по особенностям руки, лица и почерка.

Истоки мантики и ее разновидности тесно связаны с шлением первобытного человека. Известный французский этнограф Л. Леви-Брюль (1930) одной из особенностей мышления первобытного человека наряду с конкретностью и алогичностью отмечал сопричастность - веру в то, что между различными предметами и явлениями суще->уют таинственные связи. Он отметил также важность таких особенностей, как коллективные представления.

В любом обществе формирование индивидуума происходит под влиянием коллектива, суммы представленных в нем традиций, знаний, верований, которые и входят, согласно Л. Леви-Брюлю, в понятие «коллективные представления». Под сопричастием он подразумевал ассоциативную связь, возникающую между представлениями о явлениях нешнего мира при их осознании. У древнего человека вязь между вещами и явлениями устанавливается на основании случайных совпадений, тогда как у современного человека сопричастие между вещами и явлениями устанавливалась строго по законам логической связи, опирающейся на научные данные и практический опыт (Л. Леви-Брюль цитируется по изданию 1994 года).

Важным источником раскрытия тайны первобытного мышления является языкознание, ибо, как подчеркивает А.Ф. Лосев (1982), язык - выражение человеческого сознания и мышления. Сравнение древних языков с современными показывает, что они, как и мышление, постоянно развивались. Определенным формам языка соответствуют определенные типы мышления. Самым древним синтаксическим строем языка был включающий (инкорпорированный), когда не выделялось ни раздельных частей речи, ни раздельных членов предложения. Элементы такого синтаксического строя находят в палеоазиатских языках, например в юкагирском (одульском). На этом языке фраза «человек увидел оленя» обозначалась одним вместительным словом «олень-виденис-человека». Такой грамматический строй отражал инкорпорированное мышление, не способное выделить главные предметы, признаки этих предметов, фиксирующие изменения вещей и явлений лишь через ощущения и восприятия, а не при помощи мысленного сравнения. «Отсутствие частей речи в языке, — отмечает Л.Ф. Лосев (1982), - соответствует отсутствию категорий в мышлении». При таком мышлении предметы и явления природы не отделялись от самого человека, не проводилось различия между живой и неживой природой. Логика инкорпорированного мышления послужила основой д\я мифологии. Отсюда тотемизм и фетишизм - две формы самого раннего первобытного верования.

В общинно-родовую эпоху для всякого мышления ближе всего было понятие о взаимоотношениях ближайших родственников по крови, и вся окружающая природа рассматривалась через призму этих взаимоотношений. Мифологич-ность первобытного сознания не была случайной, она вытекала из постепенного овладения природой и развития мыслительных процессов.

Ф. Клике, описывая архаическое мышление, выделил три его главные особенности. Первая особенность – слияниее пне индивида с окружающей природой. Вторая особенность - интеграция индивида и социума, личности и рода. Третья особенность архаического мышления - эмоциональность и аффективная напряженность общения.

Научная интерпретация особенностей первобытного мышления расширяет наше понимание того, как возникали мифологические представления, которые стимулировали и развивали наблюдательность людей и вели к научному познанию мира.

Множество разновидностей мантики оказались очень стойкими и дошли до нашего времени почти без изменений. Другие, возникнув в глубокой древности и накапливая в своем развитии положительные знания, послужили основой для определенных научно-практических подходов и направлений. Например, с момента возникновения и распространения письменности стала развиваться графология - определение характера по особенностям почерка. Судьбу предсказывали по анализу почерка в Древнем Китае и в Древних Греции и Риме. Сохранилось руководство по графолологии преподавателя теоретической медицины Болонского университета Камилла Бальдо. Благодаря многочисленным исследованиям почерка, особенно интенсивно развивавшимся в Германии и Франции, были сформулированы принципы анализа почерка и почерковедение оформилось как идентификационное направление. В настоящее время почерковедение используется в криминалистике для идентификации личности, а в психологии — для характеристики отдельных личностных качеств. Для этих целей рассматриваются наклоны букв и строки, нажим, размеры, интервалы, соединительные штрихи и другие особенности почерка.

В плане научной трансформации нельзя не сказать о таком виде гадания, как и,еф<ыомантия. Возникнув в древности как способ гадания по черепу или голове осла и овцы, это направление послужило отправной точкой для развития френологии, пристально изучающей форму и структуру черепа человека. Френология начинает развиваться после публикации в 1796 г. одноименной теории австрийского врача Франца Галля (1758 - 1828), который развивал мысль о взаимосвязи строения черепа и умственных качеств человека. Согласно его мнению направление мыслей человека оказывает влияние на особенности мозга и структуру черепа. Отсюда форма черепа, его бугорки и шероховатости (шишки), свидетельствующие о различных психологических качествах человека. По ним Ф. Галль определял оптимизм и уныние, добропорядочность, способность уважать общественное мнение, интуицию и набожность, способность к науке и практическим навыкам. Чтобы выявить эти качества, на черепе человека им было выделено 42 поля (рис. 5), которые якобы соответствовали различным органам (показывали их доминирование и преобладание какого-либо качества). Учение Ф. Галля критиковалось уже его современниками. Критическое отношение к этому учению в России выражено в произведении Козьмы Пруткова «Черепослов, сиречь френолог». Это, по определению автора, оперетта в трех картинах - рассказ о френологе, желающем выдать свою дочь за человека, обладающего способностями к научной работе. Женихам его дочери ничего не оставалось, как искусственно набивать себе недостающие «научные» шишки крепкими ударами по голове. Однако, несмотря на критику, френология была очень популярна до середины XIX века.

Вероятно, благодаря ее популярности с этого времени развивается краниология — раздел антропологии, посвященный изучению черепов ископаемых людей в сравнении с современными. Было доказано, что размеры черепа релируют с общими размерами тела, а умственные способности не зависят ни от величины, ни тем более от отдельных костей черепной коробки.

 

 

Рис. 5. Френологические поля на черепе человека

На основании изучения черепов ископаемых людей продемонстрированы этапы психической эволюции человека. Эти исследования позволяют на основании развития лобных долей мозга, его теменного отдела судить о развитии процессов торможения и, следовательно, преодолении животных инстинктов, а также о развитии абстрактного мышления и появлении членораздельной речи.

Среди всех видов гадания астрология и хиромантия были наиболее тесно связаны с зарождающимися научными направлениями и до некоторой степени стимулировали их развитие. Окутанные тайной магических обрядов, они не только остались наиболее популярными до нашего времени, но и послужили основой развития научных методов.

 

Астрология стремилась найти связи между жизненными проявлениями на Земле (в том числе между судьбами людей и изменениями, происходившими в космосе) и на основании этих связей предсказывать земные события. Первобытный человек наблюдал дневное и ночное небо. С периодической сменой фаз была тесно связана его практическая деятельность: охота, сев и сбор. На основании перемещения небесных тел - Солнца, Луны, Венеры, Меркурия, Марса, Юпитера и Сатурна - древние халдейские астрономы и астрологи (ибо эти разделы еще не были дифференцированы) определили семидневную неделю, каждый день которой получил имя соответствующей ему планеты.

И до сих пор в названиях дней в немецком и английском языках сохранились первоначальные определения, связанные с планетами. Так, днем Солнца считалось воскресенье (Sonntag на немецком, Sunday на английском); понедельник - день Луны - (Montag на немецком языке, Monday на английском); суббота - день Сатурна (Saturnday на английском языке); среда - Венерин день (Wednesday на английском) и т.д. Вторник связывали с влиянием Марса, а четверг - с планетой Юпитер.

Первое руководство по астрологии принадлежит египетскому математику Птолемею (рис. 6).

Современная астрология накапливает статистические данные для прогнозирования влияния активности Солнца и других планет на биологические особенности, поведение и болезни отдельных людей. Данные о влиянии солнечной активности, различных планет и геомагнитного поля Земли послужили основой таких научных направлений, как гелиобиология, биоритмология, хронобиология и хрономедицина.

 

Рис. 6. Небесная сфера и ее влияние на судьбы людей согласно Птолемею

Гелиобиология изучает изменчивость жизни на Земле в ее биологическом и социальном проявлении, под влиянием солнечной активности. Признаком, характеризующим наивысшую фазу этой активности, являются солнечные пятна, которые обнаруживаются с периодичностью в 11,2 года. Основоположником гелиобиологии является русский ученый А.Л. Чижевский (1897 - 1964).

Он показал, что в моменты активных фаз солнца активизируются не только биологические, но и социальные процессы на планете Земля. В его книге «Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца» выявлена тесная зависимость реакций живых организмов на изменения внешней среды, обусловленные периодической деятельностью Солнца. Отмечается цикличность изменений органического мира, включая массовые перемещения насекомых и животных, урожаи, заболеваемость и смертность людей. Цикличность изменений в биосфере совпадает с повышением и спадом солнечной активности. Многие биологические процессы у животных и человека, включая сердечно-сосудистые и нервно-психические заболевания, протекают в ритме, заданном солнечным ветром в период активной фазы Солнца. А.Л. Чижевский показал, что на различных континентах Земли, в разных странах, зависящих или не зависящих друг от друга в экономическом отношении, события, сопряженные с движением большинства масс, стремятся быть синхронными с максимумом солнцестояний (излагается по: А.Л. Чижевский, 1995).

 

О биоритмологии, хронобиологии и хрономедицине подробнее говорится в разделе 2. Надо отметить также, что в настоящее время астрология ищет научные подходы к изучению космических влияний на человека и набирает статистические данные (см.. например. Асташонок Т.Б.. Мн.. 1995. и др.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.