Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы теории мотивации 5 страница




Виды налогов. По объектам обложения налоги можно классифицировать на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество и т.д. К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, входящие в цену или тариф. В Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации; Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с налоговым Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований. Вопрос 2. Инновационный проект: виды, содержание, сущность и принципы управления. Инновационный проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта. Инновационная деятельность предприятия в этом смысле может рассматриваться как совокупность осуществляемых инновационных проектов. Инновационный проект характеризуется следующими чертами. 1. Высокая степень неопределенности параметров проекта (сроков достижения намеченных целей, предстоящих затрат, будущих доходов) 2. Инновационный проект ориентируется на долгосрочные результаты, что требует создания надежной базы прогнозирования и учета фактора времени в экономических расчетах. 3. Участие высококвалифицированных специалистов, творческих работников, уникальных ресурсов требует тщательной разработки отдельных этапов проекта. 4. Существует высокая вероятность получения неожиданных и представляющих потенциальную коммерческую ценность побочных результатов исследований. Основные управляемые факторы проекта: затраты, время, ресурсы, стоимость, качество, риск. Классификация инн проектов осущ-ся на основе классификации инн-ций. По уровню утверждения, финансирования и реализации: межгосударственные, федеральные (гос), региональные, отраслевые и отдельного предприятия. Инн проект любого уровня должен включать след разделы:

  - содержание и актуальность проблемы (идеи); - резюме рук-ля проекта; - дерево целей проекта, построенное на основе маркетинговых исследований; - система мероприятий по реализации дерева целей проекта; - комплексное обоснование проекта; - комплексное обеспечение реализации проекта; - характеристика научно-технического совета; - экспертное заключение проекта; - механизм реализации и система мотивации. Механизм реализации проекта должен включать структуру инн орг-ции, положения о ее подразделениях и должностные инструкции, оперативно-календарные планы и сетевые модели, оперограммы упр-ния проектом, планы комплексного обеспечения, контроля, координации и регулирования выполнения заданий, целей, задач проекта. Различают: инициативные научные проекты; проекты развития материально-технической базы научных исследований; проекты создания информационных систем и баз данных (ИС и БД); издательские проекты, проекты организации экспедиционных работ и др. Вопрос 3. Разработка ценовых стратегий и их реализация. Этапы разработки ценовой стратегии: 1. Ценообразование. Цели ценообразования фирмы могут быть основаны на сбыте товаров; получении заданного объема прибыли сохранении существующего экономического положения в борьбе с конкурентами. Каждую из целей фирма выбирает исходя из определенных причин. 2. Политика ценообразования. Политику ценообразования фирмы определяют пять факторов: реальные издержки и прибыль; ценность товара для потребителя в сравнении с предложением конкурентов; различия между сегментами рынка или факторами спроса потребителей, возможные реакции конкурентов, маркетинговые цели. 3. Ценовая стратегия. Она базируется на издержках, спросе или конкуренции. В первом случае цены определяются исходя из издержек производства, стоимости обслуживания, накладных расходов и расчетной прибыли. Оптимальной здесь является цена, обеспечивающая получение максимальной прибыли 4. Реализация ценовой стратегии. Реализация ценовой стратегии может быть осуществлена через различные цены: - стандартные, устанавливаемые на сравнительно длительный период, такие цены вызывают доверие потребителей; - гибкие цены, позволяющие менять политику ценообразования в зависимости от покупательной возможности потребителей; - цены, установленные по ценовым линиям, где каждая цена отражает определенный уровень качества или объем партии поставок Реализация ценовой стратегии требует систематической "настройки" цен, учитывающей изменения в издержках, соотношении спроса и предложения, конкуренции. Приспособление цен происходит через изменения в прейскурантах, наценок, надбавок, скидок, компенсаций. Осуществление ценовой политики, разработка ценовой стратегии, их практическая реализация требуют высокой квалификации от сотрудников маркетинговых служб, творческого подхода, ответственности за принимаемые решения. Устанавливая цены, следует не только знать их пределы, за границами которых их применение экономически неоправданно для фирмы или психологически вредно для покупателя, но и гибко, маневрировать ценами в пределах нижнего и верхнего возможного их значения, учитывая все факторы таким образом, чтобы в каждый отрезок времени эти цены были оптимальными для продавца и потребителя, поскольку слишком низкие цены лишают прибыли производителя, а слишком высокие - затрудняют формирование спроса.  
     
Билет № 19 Вопрос 1.Государственное регулирование экономики. Модели взаимоотношений экономики и государства Теории взаимодействий экономики и гос-ва: 1) классич – «Эк-ка страны прекрасно обходится без вмеш-ва гос-ва». «Невидимая рука» А.Смит (гос-во выполн.роль ночного сторожа) 2) неоклассич.теория – соотнош.спроса и предл-я, а гос-во будет мешать этому (у гос-ва роль судьи на футб.поле) – Маркс, Маршалл 3) Кейнсианская теория – Кейнс: совок.спрос общва можно увеличить воздействием гос-ва на рынок через бюджет, фин-сы и кредитные рычаги. В 30-е гг.кризис ушел, рецепты Кейнса помогли. 4) В 70-е гг. воспр-во ухудш, стагфляция: Монетаристская теория – Фридман – в основу ликвидации безработицы ставят кредитно-денежн.рычаги. Гос-во должно регулировать кол-во денег в обращении. Гос.регулир-е эк-ки – степень вмешат-ва в эк.жизнь гос-ва: 2 рычага воздействия: а) Бюджетно-налоговая политика б) Кредитно-денежная политика 1. Регламентирование хоз.жизни – свод законов для хоз.субъектов, определяет их права и обяз-ти, введение запретов 2. Формиров-е орг-эк.структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм хоз.поведения субъектов рынка 3. Разработка соц.-эк.политики, регулир-е соц.-эк.процессов Функции гос.регулир-яФ: 1. Создание правовой основы для принятия эк.решений 2. Стабилизация эк-ки (кредиты, з/пл, деньги) 3. Поддержка макроэкономич.и структурного равновесия 4. Выработка стратегии развития и формирования благопр.климата для предпр. 5. Ориентированное распределение ресурсов 6. Обеспечение соц.защиты 7. Поддержка нац.бизнеса во внешнем мире 8. Обеспечение эк.безопасности 9. Поддержка обороноспособности Правительство РФ: обеспечение разработки долгосрочного прогноза, организация подготовки концепции соц-эк.развития на долгосроч.и среднесроч.перспективы. Июнь 2000г. – Прав-во РФ «Основные направ-я соц-эк политики прав-ва РФ на долгоср перспективу (до 2012г)» - стратегии развития РФ. Главные цели соц-эк.политики: повышение уровня жизни, снижение соц.нерав-ва, сохранение и приумножение культурных ценностей, восстановление роли страны в мировом сообществе). Вопрос 2 Научно-техническая продукция, ее состав, виды цен на научно-техническую продукцию. Научно-техническая продукция - продукция научной и (или) научно-технической деятельности, содержащая новые знания или решения, зафиксированная на любом носителе информации и предназначенная для реализации. К научно-технической продукции относятся результаты исследований, содержащиеся в отчетах о научно-исследовательских работах, докладах, описаниях, монографиях и других печатных изданиях, конструкторская и технологическая документация, программные средства, сопроводительная документация, модели, макеты, опытные образцы веществ, материалов и изделий, нормативная документация. Научно-техническая продукция - законченный в соответствии с требованиями договора, принятый заказчиком результат научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических работ, реализуемый по договорным ценам. К ней относятся: научно-техническая документация (отчеты, проекты, чертежи, регламенты, нормативы, методики, программы и т.д.) о результатах законченных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, включая работы по созданию новой техники и других изделии, технологии, материалов, работы в области технико-экономических исследований, информатики, экологии, эргономики, математического моделирования, дизайна и т.д.; - экспериментальные и опытные образцы (партии) новой техники (продукции); - научно-технические услуги, включая участие в пусконаладочных работах, авторский надзор при освоении и эксплуатации нововведений, передовой опыт в этой области ("ноу-хау"), обучение персонала заказчика (потребителя), научно-технические, управленческие, финансово-экономические консультации; прочие результаты научной, инженерной и информационной деятельности, предназначенные для использования в производстве, управлении и планировании (передача технологии, экспертиза и т.д.). Формирование цены на научно-техническую продукцию производится с учетом стоимостной оценки используемых в процессе ее создания природных ресурсов, сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и других затрат на ее создание и реализацию. В соответствии с Методических рекомендаций к затратам, непосредственно связанным с созданием научно-технической продукции, относятся затраты: · · на теоретические исследования, разработку технических предложений, проведение расчетных работ, моделирование процессов; · изучение патентной и специальной научной и научно-технической литературы, информационных материалов, включая их приобретение; · проведение исследований на патентную чистоту, составление аналитического обзора, выбор направления исследований, составление методики выполнения работ по исследуемой проблеме; · разработку технического задания, проведение маркетинговых исследований (в пределах утвержденных норм), продвижение создаваемой продукции на рынок, включая организацию контактов потенциальных потребителей и исполнителей научно-технической продукции; · проектирование, разработку рабочей документации, изготовление опытных (экспериментальных) образцов или их макетов; · приобретение или изготовление специального оборудования, включая их монтаж и отладку; · подготовку и проведение научно-экспериментальных работ, испытание опытных образцов, обобщение и анализ результатов исследований, разработку предложений по их внедрению в производство или подготовку обоснований о целесообразности или нецелесообразности дальнейшего проведения работ по исследуемой проблеме; · разработку опытного (лабораторного) технологического регламента, опытно-промышленного регламента, положений технологии серийного производства созданных образцов изделий; проведение консультаций (в пределах утвержденных норм), экспертизы, оформление заявочных материалов на изобретения и другие работы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР.   Вопрос 3. Разработка ценовых стратегий и их реализация Ценовая стратегия Ценовая стратегия фирмы – это увязанная с целями ценообразования долгосрочная ценовая деятельность фирмы на рынке по всей товарной номенклатуре в целом и по каждому отдельному товару на протяжении его жизненного цикла. Различают три основных вида ценовых стратегий. Стратегия снятия финансовых сливок. В основе – стремление добиться быстрого финансового успеха. Фирма ориентируется на сегменты суперноваторов и новаторов и назначает на свои новые товары очень высокие (престижные) цены. Затем, по мере насыщения спроса и в связи с выпуском на рынок новой, более совершенной модификации данного товара, цена на старую модель снижается, порой весьма резко. Такая стратегия целесообразна в условиях превышения спроса над предложением, если положение производителя близко к монопольному. (фирмы, выпускающие компьютеры, автомобили, некоторые виды бытовой техники). Стратегия проникновения. Является противоположностью стратегии снятия сливок. Здесь фирма продает свои новинки по весьма низкой цене, что стимулирует спрос, наращивает объем продаж, увеличивает рыночную долю. По мере завоевания успеха цена начинает расти. (сильные фармацевтические, пищевые, косметические компании) Малым фирмам такая стратегия не очень подходит. Для крупных ее использование осложнено, так как низкие цены на новинки нередко ассоциируются с низким качеством, а повышение цен на принятые тем или иным сегментом рынка товары может привести к потере части покупателей. Стратегия дифференцированных цен. Предполагает использование фирмой различных цен на одни и те же товары и услуги по отношению к различным категориям покупателей или в разное время. Инструменты стратегии -различные скидки к цене для постоянных клиентов, для покупателей, платящих наличными или покупающих товар партиями; - манипулирование ценами на услуги транспортных компаний, зрелищных учреждений, ресторанов, гостиниц и т.п. в зависимости от сезона, дня недели или времени суток и прочие меры. Последовательность шагов при принятии решения о конкретной цене товара Постановка цели ценообразования; Определение спроса на товар (верхняя граница цены); Расчет издержек производства (нижняя граница цены); Анализ цен и товаров конкурентов (определение поля ценообразования); Выбор метода ценообразования; Установление первоначального варианта цены; Прогноз действий правительства и возможной реакции потребителей (установление окончательного варианта цены); Корректировка цены товара в зависимости от этапов его жизненного цикла или от других обстоятельств, т.е. в соответствии с ценовой стратегией.  
     
Билет № 20 Вопрос 1. Доходы населения, их виды и источники формирования. Номинальный и реальный доход. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг и др. Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления. Следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы. Номинальный доход - это сумма денежных средств, полученных хозяйствующими субъектами, за определенный период. Он рассчитывается как разница между доходами (факторные доходы, трансферты и другие поступления) и вычетами из доходов (налоги и другие обязательные платежи, например выплата процентов по кредиту). Основная часть номинальною дохода обычно складывается из оплаты труда. Реальный доход представляет собой номинальный доход с поправкой на уровень цен. Реальный доход определяется при помощи индекса потребительских цен, который рассчитывается путем деления индекса потребительских цен текущего года на индекс потребительских цен базисного года и умножением частного на 100 %. Реальный доход позволяет оценить тенденции изменения доходов населения в экономике страны. Располагаемый доход показывает разницу между номинальным доходом и налогами со всеми обязательными выплатами. Под ним подразумевается доход, которым человек может свободно распоряжаться - потратить или сберечь. Вопрос 2. Риски инновационных проектов, основные способы минимизации рисков. Классификация рисков Риск– вероятность достижения положительного или отрицательного проектного результата в зависимости от действий внешних и внутренних факторов, определяющих степень неопределенности объекта и субъекта риска или процесса по их функционированию. Выделяют следующие виды рисков: 1. Промышленные. Под промышленными рисками понимают опасность нанесения ущерба предприятию (объекту риска) и третьим лицам вследствие нарушения нормального хода производственного процесса. Это может произойти на промышленных объектах в результате событий различного характера: - природного – землетрясения, наводнения, оползни, ураган, смерч, удар молнии, шторм и т. д.; - техногенного – износ зданий, сооружений, машин и оборудования, ошибки при их проектировании или монтаже, злоумышленные действия, ошибки персонала, падение летательных аппаратов; - смешанного – нарушение природного равновесия в результате техногенной деятельности человека 2. Под экологическим риском понимается вероятность наступления гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц. Он может возникнуть процессе строительства и эксплуатации производственных объектов и является составной частью промышленного риска. 3. Инвестиционные риски. Они связаны с возможностью недополучения или потери прибыли в ходе реализации инвестиционных проектов. Инвестиционные риски классифицируются в зависимости от особенности реализации им проекта и способа привлечения средств. В общем случае выделяют следующие риски: - кредитные, возникающие на первой стадии инвестиционного проекта. Риски, возникающие вследствие неправильного оформления юридических прав (прав собственности или аренды на земельный участок и объекты недвижимости, а также разрешения на строительство), а также риск превышения сметы вследствие удорожания стоимости строительства. - предпринимательские, связанные со второй стадией инвестиционного проекта; - страховые. 4.Кредитные риски. Они связаны с возможным невозвратом суммы кредита и процентов по нему 5.Технические риски. Они сопутствуют строительству новых объектов и их дальнейшей эксплуатации. Среди них выделяют: строительно-монтажные и эксплуатационные 6. Предпринимательские риски. Они бывают внешними и внутренними. Внешние риски связаны с нанесением убытков и неполучением предпринимателем ожидаемой прибыли вследствие нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или по другим, не зависящим от него обязательств. Внутренние риски зависят от способности предпринимателя организовать производство и сбыт продукции 7. Финансовые риски 8. Страховые риски 9. Политические риски Методы снижения рисков: 1.Метод уклонения от рисков 1. Метод распределения рисков между участниками проекта, его соисполнителями, субподрядчиками. Применяется при большой потенциальной эффективности проекта, ожидании положительных сдвигов в экономике, но одновременно большой неопределенности текущей и стратегической ситуации. 2. Метод диверсификации (распределения) рисков путем деления инвестиций на разные проекты (не клади яйца в одну корзину). Метод локализации источников риска. Он используется в тех случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Метод диссипации риска представляет собой более гибкие инструменты управления рисками. Один из основных методов диссипации заключается в распределении общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Метод компенсации рисков относится к упреждающим методам управления (управление по возмущению) путем стратегического планирования деятельности организации. 3. Метод страхования рисков заключается в образовании специального страхового фонда, его распределении и использовании для преодоления разного рода потерь и ущерба путем выплаты страхового возмещения.. 4..Метод хеджирования заключается в страховании   Вопрос 3. Основные составляющие сбытовой политики. Управление распределением в комплексе маркетинга. Сбытовая политика - способы интенсификации продвижения и сбыта торговцем определенных товаров. Для этого используется соответствующая раскладка для поощрения импульсивных покупок, бесплатная раздача образцов и подарков, временное снижение цен с целью воздействия на структуру, скорость и объемы продаж; иногда продавец преследует просто цель привлечения покупателей в магазин, в котором "найдется что купить". Основными составляющими элементами сбытовой политики являются следующие: - сбытовые стратегии маркетинга (особенно в части позиционирования, которое частично составляет аргументацию продаж); - рекламная политика (особенно в части форм стимулирования сбыта, что тоже относится к аргументации); - ассортиментная политика; - ценовая политика; - политика распределения (принципы формирования каналов товародвижения); - политика коммерческого кредитования; - инкассационная политика, под которой понимаются принципы в сфере погашения дебиторской задолженности; - политика транспортировки; - организационные аспекты сбыта. Продажа товаров в системе маркетинга является единственным способом вернуть вложенные в производство товаров средства и получить прибыль. Поэтому цель распределительной политики заключается в обеспечении доступности товаров для потребителей. Для этого необходимо: - во-первых, достаточно точно выявить потребность целевого рынка в товарах и спланировать возможные размеры их продажи; - во-вторых, сформировать эффективные каналы распределения и быстрее довести свою продукцию до потребителя; - в-третьих, создать максимум условий для быстрой «встречи» товара с покупателем. Выявление потребностей и планирование продажи производится путем исследования спроса, состояния рынка и торговой конъюнктуры. Используются методы экстраполяции, моделирование, экспертные оценки и др. Прогнозы являются своего рода «рабочими гипотезами», требующими постоянного уточнения. Канал распределения представляет собой совокупность промежуточных звеньев, вовлеченных в процесс продвижения товаров с целью обеспечения их доступности для конечных потребителей. В качестве промежуточных звеньев могут выступать простые посредники, оптовые и розничные торговцы. Организация продажи товаров непосредственно конечному потребителю может осуществляться путем предложения товаров в розничном торговом предприятии («мерчендайзинг»), лицензированной торговли («франчайзинг») и прямых контактов с потребителем («директ-маркетинг»). Успешное решение этих задач во многом зависит от подготовленности предприятия, наличия квалифицированных специалистов, опыта и др. Для выполнения отдельных работ могут привлекаться посредники и работники специализированных организаций. Однако во всех случаях предприятие должно правильно использовать все средства распределительной политики.  
       
Билет № 21 Вопрос 1. Характеристика всемирного хозяйства и основные черты его развития. Интернационализация хозяйственной жизни. Мировое хоз-во – глобальная эк-ка, связывающая нац.хоз-во в единую систему международным разделением труда. В мировом хоз-ве складываются междунар.экономические отношения: - международн.торговля – форма междунар.эк-х отнош-й, осуществляемая посредством экспорта товаров/услуг Причины м/нар торговли: 1) неравномерность распред-я и обеспеч-ти эк.ресурсов разл.стран 2) наличие разного уровня эфф-ти разл.технологий в разных странах Объем МТ выр-ся показателями: Экспорт, импорт тов/усл, чистый экспорт. Отношение каждого из них к ВНП показ.их место в нац.эк-ке. Выгодность МТ в разных эк.школах: 1) меркантилисты – импорт > экспорта 2) А.Смит – надо покупать те товары, кот.др.страна делает по более низким ценам 3) Д.Рикардо – V выпускаемой продукции станет мах, когда каждый товар будет производиться той страной, где < вмененные издержки. Соотнош-е м/у экспортом и импортом гос-во регулир-ет путем политики: а) протекционизма – ограничение ввоза импорта и б)фритредерства – политика свободной торговли. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ - обмен товарами и услугами между государствами. При этом в качестве покупателей и продавцов могут выступать отдельные лица, частные, акционерные и кооперативные предприятия, государственные структуры. Ввозимые в страну товары образуют ее импорт, а вывозимые - экспорт. Сумма импорта и экспорта каждой страны составляет ее внешнеторговый оборот. Разница между совокупным импортом и экспортом называется сальдо торгового баланса. Оно может быть активным и пассивным. При отрицательном сальдо страна-должник, обязана выплатить другим странам задолженность денежными средствами (золотом, конвертируемой валютой), либо поставкой дополнительной продукции (по договоренности), либо получить кре-дит от страны поставщика и т.д. При подсчете эффективности внешней торговли определяют тот экономический выигрыш, который получает страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров у себя. Степень включения страны в внешнеэкономическую связь характеризуется отношением стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта. Объем экспорта в расчете на душу населения характеризует степень открытости экономики данного государства. Рост экспортных заказов означает увеличение занятости и доходов, а рост импорта равносилен по своему эффекту росту сбережений, так как деньги уходят за границу и общий спрос сокращается. Для Х1 столетия характерно изменение структуры внешней торговли: существенно возросла доля промышленных товаров, особенно машин и оборудования; увеличивается продажа комплектующих изделий и запасных частей; растет реэкспорт; расширяется торговля лицензиями, новыми технологиями, интеллектуальной продукцией. В мировой торговле все большую роль начинают играть "новые индустриальные страны". Протекционизм - это система ограничений импорта, которая включает введение высоких таможенных пошлин, запретов на ввоз определенных продуктов и других мер, препятствующих конкуренции импортных товаров с местным производством. Политика протекционизма, защищая национальную промышленность и сельское хозяйство, поощряя тем самым развитие общественного производства, с другой стороны, может приносить вред ему. Она выводит национальное хозяйство из жесткой конкуренции, ослабляет стимулы к снижению затрат на производство продукции и повышению ее качества. Свободная торговля - это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику могут проводить страны с высокой эффективностью национальной экономики, при которой местным предпринимателям не в состоянии угрожать иностранные конкуренты. В большинстве случаев страны проводят гибкую внешнеторговую политику и часто идут на торговые соглашения о принципе наибольшего благоприятствуя. Международная миграция капитала, и ее современные особенности Она связана с помещением за границей средств, приносящих их собственнику доход с большей нормой прибыли, чем в своей стране. Природа капитала интернациональна. Он всегда устремляется туда, где ожидается большая прибыль. Причин для вывоза капитала несколько: 1) перенасыщение капитала в стране, откуда он вывозится; 2) несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных звеньях всемирного хозяйства; 3) наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы; 4) интернационализация производства. Капитал вывозится в двух основных формах: предпринимательской и ссудной. В одних случаях предпринимательский капитал вкладывается в создание собственного производства или покупки контрольного пакета акций местной компании (прямые инвестиции), а также в так называемые портфельные инвестиции, которые не обеспечивают и не преследуют установления контроля за предприятиями. Ссудный капитал вывозится в форме займов и кредитов, приносящих ссудный процент. На базе иностранных инвестиций сложились транснациональные корпорации, которые ведут предпринимательскую деятельность на территории нескольких государств. Экспорт ссудного капитала составляет основу современной системы международного кредита. Он содействует росту товарного обмена между странами, облегчает денежные расчеты между ними, дает возможность привлекать внешние финансовые источники для экономического развития и решения текущих социальных проблем. В то же время международный кредит может быть источником серьезных экономических потрясений. Жизнь в займы, не лучшая жизнь. За кредиты приходится расплачиваться высокой ценой. Наступает время, когда сумма ежегодно выплачиваемых процентов может оказаться выше очередных займов. Тогда возникает необходимость просить об отсрочке платежей или идти на новые займы. Близка ныне к этой позиции Россия, внешний долг которой превысил 80 млрд. долл. Украина должна около 10 млрд.долл. Международная миграция трудовых ресурсов широкое распространение получила в последнее десятилетие, хотя отмечалась уже во времена колонизации. Одна из причин перемещения трудоспособного населения из одной страны в другую связана с неравномерностью процесса инвестирования в разных странах, национальными различиями в заработной плате, условиях жизни. В одних странах испытывается избыток в трудовых ресурсах, в других - недостаток их. Прежде всего мигрирует дешевая рабочая сила из развивающихся стран, где продолжается демографический взрыв и воспроизводство населения продолжается на естественной, ничем не ограниченной основе. Многие страны вынуждены были принять в 70-80 годы строгие меры по ограничению иммиграции, когда особенно возросла международная миграция из Восточно-Европейских государств. К концу 80-х годов их численность выросла до пяти миллионов человек. В отдельных европейских странах при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда, особенно на малоквалифицированных (а следовательно и малооплачиваемых) работах стала настолько великой, что без привлечения новых мигрантов невозможно нормальное функционирование ряда отраслей хозяйства. Сложной проблемой стали нелегальные миграции. Получила распространение практика массовой высылки иностран-ных рабочих. Усилились конфликты на межнациональной основе. Одной из форм передвижения населения стала миграция научно-технических кадров, особенно из России и Украины в конце 20в. В поисках лучших условий для применения своих сил и способностей и более высокого уровня жизни лица высшей квалификации и особенно одаренная часть творческой интеллигенции переселяются в США и страны Западной Европы. Международная валютная система. Является составной частью всемирного хозяйства. Через валютные отношения осуществляются платежные и расчетные операции в мировой экономике. Эта система сложилась к концу XIX века, когда в большинстве развитых стран утвердилась золотая валюта. Был введен золотой стандарт, предусматривающий в международных расчетах обязательное использование золота определенного веса и чистоты. С начала первой мировой войны эта система нарушилась и возобновилась в 1922 г. по решению Генуэзской конференции. В 30-е годы развитые страны отошли от золотого стандарта, а в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции было достигнуто соглашение о золотодолларовом стандарте и взаимной конвертируемости валют. В 70-х годах




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.