Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. Пламенем, ярко горящим, О рогатый




ПРИЗЫВАНИЕ БОГА РОГАТОГО

Пламенем, ярко горящим,
О рогатый!
Ночью мы имя твое назовем,
О древнейший!
Заклинаем тебя лунной дорожкой,
Камнем стоящим и кривым деревом.
Мы тут собрались и тебя вызываем
В некой забытой и темной гробнице.
Туда, где пляшут в магическом круге,
Приходи, бог с копытами и рожками!
На луг под Луной или на сумеречный холм,
Когда все в лесу уснуло и стихло,
Приходи на звуки полночных песен,
Когда воздух околдован лунным светом.
Яви свою силу, чья мощь сокрыта
В таинственных струях светлых потоков.
В тусклом пламени звездного неба,
В ветре, несущем туманные тени,
В зарослях папоротника — убежище фей,
В дикой чаще волшебного леса.
Приходи! Приходи!
Слышишь, как бьются наши сердца?
Большая луна поднимается ввысь,
Все вместе мы встретить тебя собрались.
Из звездных высот ночной ветер
Доносит стук твоих копытцев!
Деревья скрипят и качают ветвями,
Наше сердце замерло — ты уже рядом.
Заклинанье, что отворяет твою силу,
Мы читаем в дни шабаша восемь раз в году.

The Grimoire of Lady Sheba

Мне кажется, что этот текст не нуждается в каких-либо особых комментариях или объяснениях. Он так же прост и прямолинеен, как и сам образ рогатого бога. Этот текст является прекрасным дополнением к уже разобранным нами сокровенным викканским текстам, и мы и завершаем им главу.

Далее мы переходим к обсуждению концепций викканского божества.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ВИККАНСКИЕ БОЖЕСТВА

То, как кельты представляли своих богов, сейчас уже нелегко узнать. В каждой из известных легенд люди никогда не называли истинного имени бога, говоря:

“Я клянусь теми богами, которыми клянется мой народ...”.

Такая завеса тайны хранила богов от любопытных зорких глаз посторонних, так как только члены своего племени могли принимать участие в служении ему, и только они могли знать его или ее имена и титулы. Таким образом, наше знание кельтской мифологии основано на смеси не совсем точных археологических результатов и многократно переписанных текстов раннего средневековья.

Кэйтлин Мэттьюз “Кельтские традиции”

Традиционный образ викканских божеств — это богиня, увенчанная полумесяцем, и рогатый бог. Изображения этой божественной четы часто встречаются в Южной Европе: например, Диана и Пан или Артемида и Дионис. В древней кельтской иконографии мы находим изображения лунной богини и рогатого бога. Но такого изображения, где эти фигуры были бы нарисованы вместе, просто не существует. Например, кельтская лунная богиня Черридвен была женой Тегида, а вовсе не Цернунноса, кельтского рогатого бога.

Ниже в этой главе мы рассмотрим несколько возможных объяснений этому странному факту.

В основном наши знания о кельтской религии опираются на найденные изображения и надписи времен господства Рима. Кельты железного века крайне редко изображали своих богов, и ни о каких культурных или артистических традициях в этом случае речь не идет. Но впоследствии, под влиянием римского изобразительного искусства, неожиданно появляется множество изображений кельтских богов.

В своей книге “Символы и образы кельтского религиозного искусства” (1989) Миранда Грин указывает на распространенную гипотезу о том, что те кельтские боги, изображения которых существуют, появились уже после подчинения кельтов Риму и образования римско-кельтских провинций. (Миранда Грин изучает кельтскую историю и преподает в Уэльском университете, а также является почетным профессором центра уэльских и кельтских исследований). Однако она сама считает, что большинство из изображаемых богов существовали и в доримскую эпоху, хотя облик многих из них и был изменен под влиянием римской культуры. Вот что она пишет по этому поводу:

“Римляне принесли на земли кельтов традицию представлять богов в виде изображений, причем моделями для их создания являлись настоящие живые люди и животные. Художники использовали их как основу, на которой строился образ-проекция божества....И только позднее римские концепции божества были переняты местным населением, переработаны и включены в систему здешних религиозных верований”.

Утверждение Миранды Грин таково, что то искусство, благодаря которому появились и дошли до нашего времени изображения кельтских богов, в значительной степени является отголоском художественных традиций Средиземноморья. Она пишет, что некоторые изображения кельтских божеств впервые появились только при римском правлении. Среди таковых она перечисляет изображения Богини-Матери и божественной четы. Во всяком случае, проследить за тем, не появились ли эти изображения раньше, не удавалось. Кэйтлин Мэттьюз в своей книге “Хозяйки Озера” (1992) подчеркивает, что у кельтов вообще отсутствовал миф о сотворении мира, поэтому и образ богини появился у них только под влиянием этрусских и римских верований. Не будем отбрасывать и такую возможность, что ранние изображения божеств существовали, но были запечатлены в дереве и поэтому разрушились задолго до нашего времени. Впрочем, этого могло и не быть.

Вспомним, что в Ш в. до н. э. кельтский король Бреннус насмехался над греками по поводу того, что те изображали своих богов в облике, сходном с человеческим.

Вторжение индоевропейских кочевников в Центральную Европу привело к резкому упадку местного неолитического культа богини.

Кельты появились в Центральной Европе уже спустя много веков после того, как культ богини в Старой Европе претерпел изменения под влиянием установившегося патриархального уклада.

В одиннадцатой главе я буду обсуждать культ Богини-Матери в доримской религии кельтов, а также расскажу о племенах богини Дану, служивших богине.

(Т u а t h а D e D а n а n n — племена богом Дану. “Tuath” — “племя” на ирландском языке. В средневековье считались одной из “рас”, завоевавших Ирландию. Они прибыли с таинственных северных островов, победили демонов-поморов, но затем уступили свое господство сыновьям Миля. Дану признавалась матерью-прародительницей богов. — Прим. пер.)

Но сейчас мы поговорим о том, что же есть божество в викканской религии, а также постараемся проследить за корнями викканской теологи, уходящими в глубь истории. Вообще, можно сказать, что представления большинства виккан о божестве связаны с образом созидающего источника, сочетающего в себе мужское и женское начала. Эти начала персонифицированы в образах богини и бога, имена которых многочисленны и могут различаться в различных викканских религиозных течениях. Однако существуют такие разновидности викканской веры, в которых богиня считается божеством, которому присуще как мужское, так и женское естество.

В викканской теологии общепринятое толкование таково, что бог и богиня являются символами противоположностей, существующих в природе. В природе существует разделение на мужские и женские особи. Это сделано специально для цели воспроизведения потомства. Конечно, есть некоторые существа, типа улиток, имеющие одновременно мужские и женские половые органы и могущие саморазмножаться. Но для большинства живых существ природа предусмотрела разделение полов.

Мы заключаем отсюда, что некие противоположные, полярные начала присутствовали при самом акте творения, а их наличие отражено в природе вот таким образом.

Древняя аксиома “что выше, то и ниже” напоминает, что физическое, материальное измерение мира является отражением духовного измерения. В первую очередь это значит, что любые действия, производимые катализатором, являются отражением самой природы этого катализатора. Отсюда мы заключаем, что великий дух обладает и мужским, и женским началом, что он есть и бог, и богиня.

Я говорю все это не для того, чтобы опорочить или принизить концепции, существующие в других верованиях. Нет, я просто объясняю общепринятое понимание природы божества у виккан.

Далее в этой главе мы поговорим о природе и происхождении викканской идеи богини и бога.

Происхождение этих божественных форм весьма древнее. Наскальные изображения каменного века показывают их в связи с повседневными заботами людей — охотой, выживанием, продлением рода.

Из раскопок древних, захоронений становится очевидным, что древние люди верили в жизнь после физической смерти и всегда снаряжали умершего оружием, припасами и всем тем, что могло пригодиться для жизни в ином мире. Вполне возможно, что размышления и сны первобытных людей подвели их к мысли о возможности существования за пределами привычной жизни.

В снах они испытывали страх, радость, боль и удовольствие. Но в снах с ними происходило и много необычного, чего никогда не случалось в повседневной жизни. Люди знали, что мир снов сильно отличается от того мира, куда попадаешь, проснувшись. Так возникла уверенность в существовании других миров и иных жизней. Силы природы, конечно, тоже играли не последнюю роль в формировании религиозной мысли того времени. Громы и молнии, извержения вулканов, землетрясения — все это наполняло души ужасом и желанием постичь природу создателей этих бедствий, а также найти способы их умилостивить.

Вот так были рождены первобытные боги.

Некоторые оккультисты, говоря об этом, употребляют термин egregores, иначе “божественные формы в сознании”. Я же говорю о метафизических принципах и оккультных концепциях, ни одна из которых не может быть объяснена в нескольких абзацах. В принципе, эгрегор — это составная сущность, вмещающая в себя как человеческую, так и божественную энергии. Если люди племени начинали вырезать изображения своего божества и служить ему, то вследствие этого в астральном измерении из материи эфира начинал формироваться образ божества. На этой стадии божество — это то, что мы можем назвать “формой в сознании”, то есть ментальной энергией, сформировавшейся в определенный образ. Чем больше ритуальной энергии исходит от поклоняющихся, тем более зримой и цельной становится ментальная форма.

Божества, обитающие в высших измерениях, ощущают эту энергию как зыбь, как струящийся эфир — и это понятно, так как все семь плоскостей Бытия сцеплены между собой. Сама суть божества такова, что оно с охотой вступает в контакт, делая это путем излучения особой искры жизни. Эта искра является частью его существа и передается в “форму в сознании”. Так в форму вдыхается жизнь. Теперь это сознающий и чувствующий бог или богиня, причем такой, каким ощущают его верующие.

Поэтому старая викканская мудрость учит, что боги так же нуждаются в нас, как и мы в них. Для них желанны наши ритуалы, снабжающие их энергией; важна наша вера, которая обеспечивает их связь с нами. Чем старше эгрегор, тем более могущественным он делается. Если культ исчезает, то и эгрегор дремлет где-то там, в тумане астральных измерений. Но как только люди вновь поклонятся ему, назовут его имя и исполнят необходимые ритуалы, он пробудится. Именно это происходит в наши дни, когда восстанавливаются старые викканские традиции.

Очень важно понимать, что не все боги и богини — это эгрегоры. Великие бог и богиня существовали всегда, до и независимо от появления человечества. Великие бог и богиня являются архетипами, а эгрегоры — это их отпрыски. Очень важно знать их природу и понимать их важность, поэтому мы обсудим, что говорит викканская теология о великом боге и великой богине.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.