Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обитель четвертая




В ней говорится о том же и о сухости на молитве и о том, что, по ее мнению, тут может случиться, и о том, как надо себя испытывать, и как испыты­вает Господь тех, кто находится в этих обителях.

Где говорится о том, что мы — в неуверенности, пока мы в изгнании, какой бы высоты ни достигнули, и о том, что нужно в страхе ходить перед Богом. Здесь есть несколько полезных советов.

1. Тех, кто милостью Божией и своим постоянством по­бедил в сражениях с дьяволом и вошел в третью обитель, мы можем только сказать: «Блажен муж, боящийся Госпо­да». По моей неразумности, Всевышний оказал мне вели­кую милость, ибо он дал мне понять, что значит этот стих, именно сейчас, в этом месте. Конечно, справедливо наз­вать его «блаженным», ибо он, насколько мы можем по­нять, на пути в спасению, если только с него не свернет. Вот смотрите, сестры, как важно выстоять в сражениях; потом Господь, я уверена, оградит совесть от мучений, а это - немалое благо. Нет, я плохо сказала, ведь в этой жиз­ни ни в чем нельзя быть уверенным; так что вы всегда по­нимайте, что я говорю: «если не свернете с начатого пути».

2. Жить в этой жизни очень трудно, ведь тут так, словно враг на пороге, нельзя ни спать, ни есть без оружия, и все боишься, как бы кто не ворвался в крепость с какой-нибудь стороны. О Господи и все мое благо! Как же Ты хочешь, чтобы мы любили такую жалкую жизнь? Как можно было бы не просить, чтобы Ты взял нас отсюда, если бы не наде­жда пожертвовать жизнью ради Тебя или отдать ее Тебе на служение, а тем паче - понять, что такова Твоя воля? Если же она такова, о Господи, да умрем мы с Тобой, как сказал апостол Фома, ибо жить без Тебя и постоянно бояться, что потеряешь Тебя навеки - все равно что много раз уми­рать. Вот я и говорю вам, доченьки, что мы должны про­сить такого блаженства, чтобы мы были в безопасности, вместе с блаженными. Живя в таком страхе, какая радость у того, чья единственная радость - радовать Бога? Смотри­те, этот страх, и даже больший, был у некоторых святых, которые впадали в тяжкие грехи; разве это нас не убежда­ет, что Бог подаст нам руку, поможет и покаяться, как они, и пребывать с ними?

3. Поистине, доченьки, я так боюсь, когда все это пишу, что прямо и не знаю, как пишу и как еще живу, только все вспомню, а бывает это очень часто. Молитесь, доченьки, чтобы Господь всегда был со мной, иначе в чем я буду уве­рена, если так плохо жила? И вы не горюйте, что это так, -много раз я видела, что вы горюете, а все от того, что вы хотите, чтобы я была очень святой, и вы правы, я сама бы этого хотела. Но что мне делать, если я утратила святость по своей вине! На Бога я не сетую. Он ничуть не лишил ме­ня помощи, ее было достаточно, чтобы исполнилось ваше желание, так что я не могу говорить об этом без слез, и со­всем не смущаюсь, что я пишу для тех, которые могли бы наставить меня. Трудно мне было принять это послушание! Да будет угодно Богу, раз я уж это делаю ради Него, чтобы труд мой принес вам пользу и вы умолили Его простить ме­ня несчастную, безрассудную. Господь хорошо знает, что я могу уповать только на Его милосердие, ибо не могу стать иной, чем была, и мне остается только одно: полагаться на Его благость, на заслуги Его Сына и на Деву Марию, Ма­терь Божию, Чье одеяние я недостойно ношу; а вы, благо­дарите Бога, что вы и впрямь Ее дочери, и с такой хорошей Матерью вам незачем обижаться, что я такая жалкая. Под­ражайте Ей и размышляйте о том, как велика наша Влады­чица и как отрадно быть под Ее защитой, ибо даже моих гре­хов и того, какова я, не хватило, чтобы хоть как-то умень­шить славу нашего святого ордена.

4. Только предупрежу вас: хоть вы и в этом ордене и у вас такая Мать, не считайте, что вы в безопасности. Давид был очень святым, а смотрите, каким стал Соломон. Не полагайтесь ни на затвор, ни на дела покаяния, ни на постоянные беседы о Боге, ни на пребывание в молитве, ни на удаление от мирской суеты, ни на то, что вам мнится, будто вы ее презираете. Все это хорошо, но этого мало (как я уже говорила вам), чтобы избавиться от всякого страха. Храните в памяти и постоянно повторяйте стих: «Блажен муж, боящийся Господа»!

5. Я очень отвлеклась и не помню, о чем говорила, а ког­да вспоминаю о себе, у меня крылья опускаются и я не могу сказать ничего хорошего, вот и не хочу больше говорить. Итак, возвратимся к тому, что я говорила о душах, кото­рые вошли в третью обитель. Господь оказал им великую милость, помог им пройти начальные трудности. Навер­ное, таких душ немало; по милости Господней они очень хотят не оскорблять Господа, избегают даже мелких гре­хов, любят покаяние, проводят часы в размышлении, упо­требляют время с пользой, творят милосердие на благо ближних, скромны в разговорах и одежде, хорошо управ­ляют домом, если он у них есть. Поневоле позавидуешь им - так и кажется, что ничто не помешает дойти до сокровен­ной обители, и Господь не откажет им, если они туда стре­мятся, ибо расположение их - как раз такое, чтобы Он ока­зал им всякую милость.

6. О Иисусе! Кто скажет, что не желает такого блага, особенно если он уже миновал самое трудное? Наверное, никто. Мы все говорим, что хотим его обрести, но, чтобы Господь совсем овладел душою, одних слов недостаточно, как было с юношей, которого Господь спросил, хочет ли он стать совершенным. С тех пор как я начала говорить об этих обителях, я все время его вижу, ибо мы именно та­кие и потому, обычно, ничего не чувствуем на молитве, хо­тя бывают и другие причины. Я говорю не о тех нестерпи­мых душевных муках, которые терпят безвинно многие до­брые души, пока Господь не избавит их, и с большим при­бытком, и не о тех, кто страдает меланхолией или другими болезнями; в конце концов, никогда не надо пересуживать суды Божьи. Я имела в виду самое простое, самое частое: такие души видят, что ни за что не согрешат по своей воле даже в самом малом; что и время свое и добро употребляют на благо ближним - и не могут вытерпеть, что перед ними закрыта дверь, ведущая в покой Царя, чьими слугами они себя справедливо считают. Однако и земной царь, у кото­рого много слуг, пускает не всех в свои покои. Входите, входите, доченьки, внутрь себя; не останавливайтесь на| том немногом, что сделали, ибо вы, христианки, должны сделать все это и гораздо больше, и с вас хватит, что вы служите Богу. Не стремитесь получить столько, чтобы остаться ни с чем. Посмотрите на святых, вошедших в цар­ский покой, и увидите разницу между ними и нами. Не про­сите того, чего не заслужили, и не думайте, что мы, оскорб­лявшие Бога, достойны того, что и они.

7. О, смирение, смирение! Не знаю, в какой уж соблазн я впала, что все думаю: вот люди столько возятся со своим нечувствием, а это ведь, хоть немного, и от того, что нету смирения. Здесь я говорю не о тех великих внутренних му­ках, о которых я говорила, - там много больше, чем недо­статок умиления. Испытаем сами себя, сестрицы, или пусть Господь нас испытывает. Он-то это умеет, хотя мы Сами зачастую не хотим этого понять. Вернемся же к бла­горазумным душам и посмотрим, что они делают для Бога и увидим, как несправедливо сетовать на Него. Он говорит нам, что нужно, чтобы стать совершенным, а мы повора­чиваемся к Нему спиной и отходим с печалью, как Еван­гельский юноша; что же Ему делать, по-вашему, если Он воздает по любви к Нему? Любовь эту, доченьки, не вооб­ражение рождает, а доказывают дела. Впрочем, не поду­майте, что Богу не нужны наши дела - Он ищет в нас благо­го намерения.

8. Может показаться, что мы сделали все, облачившись по своей воле в монашескую одежду и отказавшись ради Бога от мирской суеты и нашего имения, хоть бы оно было не больше, чем невод апостола Петра - ведь тому, кто от­дает все, и это покажется многим. Это хорошее расположение, если душа ему не изменит и не вернется к гадам из первых комнат, ну пусть - не хочет вернуться; если она упорствует в отрешенности от всего, она, конечно, достиг­нет своей цели. Однако напомню вам, что есть и условие: надо считать себя нерадивым слугой, как сказал нам апо­стол Павел или Сам Христос, и верить, что Господь никак не обязан оказывать нам милости, скорее наоборот - Чем больше кто получил от Него, тем больше Ему задолжал. Что можем мы сделать для такого щедрого Бога, Который и умер за нас, и сотворил нас, и хранит? Как не счесть себя счастливыми, если можешь отдать хоть малость за все, чем мы Ему обязаны, и за все, чем Он послужил нам (пишу это слово неохотно, но так уж оно есть, Он ведь ничего другого не делал, пока жил в этом мире); а мы все просим у Него новых милостей и утешений!

9. Подумайте хорошенько о том, что я сейчас говорила, хотя и бестолково, а ведь иначе не умею. Господь даст вам разумение, чтобы вы через бесчувствие на молитве обрели смирение, а не тревогу, которой добивается бес. Не сомне­вайтесь, если есть истинное смирение, Господь, быть мо­жет, не пошлет особых даров, но даст мир и послушание, которые дадут больше радости, чем дают иным особые да­ры. Часто - вы сами об этом читали - Бог посылает их са­мым слабым, и я думаю, они их не променяют на крепость тех, кто пребывает в бесчувствии. Мы больше любим ра­дость, чем крест. Испытай же нас, Господи, Тебе ведь ведо­ма вся правда, и дай нам познать самих себя.

ГЛАВА II

1. Я знала людей, даже немало людей, достигших такого состояния, которые, насколько дано нам судить, много лет жили в праведности, в ладу душой и телом, и уже достигли если не господства над миром, то хотя бы совершенного в нем разочарования, но тут Господь испытывал их какой-нибудь малостью, и они так метались, так томились, что я приходила в недоумение и очень боялась за них. Советы ничего не дадут им, они ведь долго толковали о добродете­ли и потому им кажется, что это они должны учить других и что у них-то есть причины для страданий.

2. Так я не нашла никакого средства и не знаю, как утешить таких людей, разве что очень сочувствовать их горестям (их и впрямь жалко) и с ними не спорить, ибо все укреп­ляет их в мысли, что страдают они ради Бога, и потому они никак не поймут, что дело тут в несовершенстве. Вот еще одно обольщение для людей, ушедших так далеко на пути добродетели; не надо удивляться, что они страдают, хотя, по-моему, надо пройти побыстрей такие нестроения. Очень часто Бог хочет, чтобы Его избранники сознали свою не­мощь, и Он оставляет их немного без Своей помощи - не больше, чем нужно для того, чтобы они поскорее себя уз­нали. Вскоре они понимают, что это - испытание, ибо хо­рошо видят, чего им недоставало, а иногда они скорее стра­дают от того, что еще чувствительны к земным неудачам, даже самым малым, чем от самой причины огорчения. Это, по-моему, великая милость Божья, ибо ошибка много дает смирению.

3. С теми же, о ком я говорю, все иначе: они считают святыми свои страдания и хотят, чтобы и другие так дума­ли. Расскажу один такой случай, чтобы мы поняли друг друга и испытывали самих себя прежде, чем Господь испы­тает нас, ведь очень полезно приготовиться заранее, чтобы познать себя.

4. Богатый человек без детей и наследников потерял часть имения, но у него осталось достаточно для себя и для хозяйства - даже больше, чем надо. Если он потеряет по­кой, словно у него нет хлеба, как попросит его Господь, чтобы он оставил все и последовал за Ним? Здесь Он скажет, что страдает, ибо не сможет помогать бедным. Мне кажется, что Господу важнее наша покорность Его воле и мир душевный, чем такое милосердие. Если человек не по­могает ближним, потому что Господь его не сподобил, -ну и Бог с ним; только бы он понял, что ему не достает свобо­ды духа, и Господь ее даст, ибо он о ней попросит.

У другого человека очень много всего, просто столы ло­мятся, но ему предложили приобрести еще что-то. Возьмет он, если дают - ну и хорошо, только бы потом не хотел все больше и больше. Иначе при самых лучших намерениях (а они хорошие - это ведь, как я сказала, люди молитвенные и добродетельные) ему не подняться до обителей, которые близко от обители Самого Царя.

5. То же самое бывает, когда им окажут хоть небольшое пренебрежение или заденут их честь. Бог дает им благо­дать перенести это терпеливо, Он любит поддерживать до­бродетель на людях, чтобы она не пострадала, а они ведь и служили Ему, а Он, Благо наше - благ; и все-таки они бес­покоятся, что их мало ценят, и это не проходит скоро. Гос­поди, да они ли столько думали о страстях Христовых, о пользе страданий и о том, как они хотят пострадать? Они желали, чтобы все брали с них пример и дай то Бог им не свалить свою вину на других, а себе ее вменить в заслугу!

6. Вы подумаете, сестрицы, что это все некстати, и к вам не относится, тут ничего такого не бывает, у нас ведь нет ничего, мы ничего не хотим, ни о чем не печемся, и никто не оскорбляет нас. Поэтому примеры неуместны; а указы­вать на это нехорошо и незачем; но из них можно вывести много такого, что имеет отношение и к нам. Вы поймете, от всего ли вы отказались, ибо вам представляются случаи, хотя и другие, испытать себя и понять, победили ли вы свои страсти. Поверьте мне, дело не в том, носим ли мы мона­шескую рясу или нет, а в том, стараемся ли мы упражнять­ся в добродетели и покорны ли мы во всем воле Божьей, со­гласна ли с ней наша жизнь и не хотим ли мы, чтобы испол­нялась наша воля, а не Божья. Если мы еще не дошли до этого, будем помнить, как я уже говорила, что смирение-елей для наших ран. Если оно поистине есть, врачнаш, Гос­подь, придет, иногда - нескоро, и нас вылечит.

7. Дела покаяния у таких душ так же налажены, как и вся их жизнь. Они очень хотят послужить нашему Господу и ничего плохого в этом нет, но соблюдают большую рас­судительность, чтобы не повредить своему здоровью. Не бойтесь, что они уморят себя, у них достаточно благоразумия а любви не хватает, чтобы победить рассудок. Я жела­ла бы, чтобы она была у нас, - и мы служили Богу иначе, шли вперед быстрее, а то мы никогда не дойдем до конца пути. Поскольку, на наш взгляд, мы идем и устаем (это ведь путь нелегкий), хорошо, если мы не заблудимся. Не кажется ли вам, сестрицы, что если из одной страны в дру­гую можно пройти дней за восемь, разумно ли потратить на это целый год из-за снега, и ветра, и дождя, и плохих дорог? Не лучше ли пройти этот путь сразу, несмотря ни на что, даже на ядовитых гадов? О, сколько добрых советов могла бы я дать вам! И дай то Бог, чтобы я сама ушла даль­ше; мне часто кажется, что этого нет.

8. Поскольку мы идем вперед так осторожно, все тяготит нас, мы всего боимся, и не смеем продвинуться дальше, словно мы достигнем последних обителей, а идти будет кто-то иной. Это невозможно, так что, сестрицы, постара­емся уж из любви к Господу, предадим Ему нашу рассуди­тельность и наши страхи, забудем нашу врожденную не­мощь, которая может принести много хлопот. О плоти на­шей пусть пекутся настоятели, это их дело, а наше - побыс­трее идти, чтобы узреть Господа. Тут у нас мало, а то и сов­сем нет утешений, но забота о здоровье может прельстить нас,хотя от тревог, оно лучше не станет, это уж я хорошо знаю. Еще я знаю, что дело не в том, печемся ли мы о пло­ти, это значит меньше всего, главное - идти с большим сми­рением. Надеюсь, вы поняли, что именно его недостаток мешает нам продвинуться вперед. Будем же думать, что мы прошли очень мало, и отстаем от наших сестер, а также будем не только желать, но и добиваться, чтобы нас счита­ли самыми недостойными из всех.

9. Тогда духовное наше состояние будет просто прекрас­ным; иначе же мы останемся на одном месте, страдая и го­рюя. Ведь мы не отверглись себя, значит - путь очень тру­ден и тяжек, мы несем мирское бремя бед, от которого сво­бодны достигающие других обителей. Там Господь не пре­минет вознаградить по правде, да и по милости, ибо Он всегда дает нам не по нашим заслугам, а гораздо больше, и утешения Его несравненно лучше, чем в мире со всеми его усладами. Не думаю, чтобы Он часто давал «услады»; Он ведь просто показывает нам, что в других обителях, дабы мы пожелали войти в них.

10. Вам может показаться, что «услады» и «утешения» - это одно и то же, и тогда зачем я их различаю? По-моему, разница есть, и очень большая, хотя я могу и ошибиться. Что я об этом думаю, я скажу вам после, в четвертой оби­тели, которая следует за этой, ибо там мне придется гово­рить об усладах и радостях, которые Господь дает здесь, это будет уместнее. Вроде бы это бесполезно, но может ко­му-нибудь пригодиться, ибо, различая их, вы постараетесь достичь лучшего, а кроме того, это очень утешит тех, кого Бог довел дотуда, и смутит тех, кому кажется, что они все­го достигли, если же они смиренны, подвигнет на благода­рение Богу. При недостатке же смирения они огорчатся без всякого повода, ибо совершенство не в утешениях, а в силе любви, а воздаяние - тому, кто лучше трудится в духе правды и истины.

11. Вы спросите, стоит ли рассуждать об этих духовных усладах и объяснять, какие они, если все это правда (а так оно и есть)? Сама не знаю; спросите лучше того, кто велел мне писать, потому что я должна не спорить со старшими, а слушаться их. Одно могу сказать точно: когда у меня это­го не было, и я ничего не знала по опыту, и не надеялась даже узнать в этой жизни (и была права, ибо хватит с меня узнать или предположить, что я хоть чем-то угодила Богу), так вот, когда я читала о благодатных милостях и утеше­ниях, которые Господь посылает Своим слугам, я очень ра­довалась и это побуждало меня горячо прославлять Его. Если я, недостойная, так делала, как же восславят Его до­брые и смиренные души! А если хоть одна восхвалит Его, это, мне кажется, сказать стоит, как и для того, чтобы мы поняли, какую радость мы теряем по нашей вине. Если эти утешения - от Бога, они несут с собою любовь и силу, а те, помогут душе легче продвигаться вперед и возрастать в подвигах и добродетелях. Не думайте, совсем немало, что­бы мы делали, что в наших силах, ибо Господь справедлив, и если мы сделали все, Он даст нам другим путем то, что от­нял на этом, ибо пути Его непостижимы, но, без всякого сомнения, Он сделает именно то, что нам подобает.

12. По-моему, тем из нас, которые, по милости Божьей, находятся на этой ступени, было бы очень полезно стре­миться к полному послушанию (как я уже говорила, это ми­лость, потому что они могут подняться выше). Даже если они не монашеского звания, было бы очень хорошо, если они, как многие люди, посоветуются с кем-нибудь, чтобы не поступать ни в чем по собственной воле, ибо именно так;

мы обычно себе вредим, и притом искали не такого советника, который им по духу, то бишь слишком боязлив, а просили совета у тех, кто отрешился от всего мирского, ибо, зная подобных людей, лучше познаешь себя и поймешь, что казавшееся нам невозможным на самом деле возможно и даже легко. Пример ободряет и, видя, как летают другие, мы летим, подобно птенцам, которых обучают родители;

они подражают им понемногу, прежде чем отважиться на большие полеты. Это очень полезно, я-то знаю. Как бы твердо ни решил человек не оскорблять Бога, будет совсем хорошо, если он избегает таких случаев. Ведь он еще близ­ко к первой обители и может с легкостью в нее вернуться, Крепость их не стоит на твердой земле, как у тех, кто уже закален в страданиях и знает, что не надо бояться морских бурь и желать мирских наслаждений. Вполне возможно, что им не устоять под напором искушений - ведь бес, нам на беду, умеет строить козни - и, ревностно стремясь ис­править чужие грехи, они вернутся назад.

13. Давайте же смотреть на свои грехи, и забудем о чу­жих, ибо такие осмотрительные люди всего пугаются, тог­да как может случиться, что тот, кто испугал нас, способен научить самому главному. Можем мы и превзойти их пове­дением и манерами, и это хорошо, но не важнее всего. Не­зачем желать, чтобы все шли нашим путем или наставлять других в духовном делании, не зная толком, что это такое. Мы хотим облагодетельствовать других, и это от Бога, но можем наделать множество ошибок. Поэтому лучше всего придерживаться правила нашего Устава: «стараться жить в молчании и надежде», а Господь Сам позаботится об этих душах. Если мы прилежно молимся о них, мы принесем им достаточно пользы по милости Божьей, да будет Он благо­словен во веки веков.

(в ней три главы)

ГЛАВА I




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.