Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Говорит о разных способах, с помощью которых Господь наш пробуждает душу. Бояться тут, на­верное, нечего, хотя дело это очень возвышен­ное, и великая милость




В ней говорится о том, что когда Господь начина­ет оказывать большие милости, приходят и боль­шие испытания. Каковы некоторые из них и как вести себя тем, кто в этой обители. Полезно всем, страдающим духовно.

ОБИТЕЛЬ ШЕСТАЯ

(в ней одиннадцать глав)

ГЛАВА I

1. Теперь, по милости Святого Духа, поговорим о ше­стой обители, в которой душу уже поразила любовь к Жениху, и душа эта хочет остаться одна, устраняя, по свое­му состоянию, все, что ей бы мешало.

Встреча с Женихом так запечатлелась в ней, что ей толь­ко и нужно снова ею насладиться. Я уже говорила, что при такой молитве ничего не видишь ни глазами, ни воображе­нием. Я говорю «видишь» из-за сравнения, которое приве­ла58. Душа уже совсем решилась не иметь другого Жениха, но Он не внимает великому стремленью как можно скорей обручиться с Ним, желая, чтобы она еще сильней того хо­тела и величайшая милость ей больше стоила. Все мало, когда так много получишь, но, поверьте, доченьки, нужен хоть какой-то знак, какой-то признак, дабы справиться с тем, что будет. О, Господи, какие труды, и внешние, и вну­тренние, придется перенести, прежде чем вступишь в седь­мую обитель!

2. И впрямь, иногда я про это думаю и боюсь, что если бы мы это представляли заранее, при нашей немощи едва ли решились бы все перенести, сколько бы благ нас ни ожидало, разве что мы уже достигли седьмой обители, в ней ничего не боишься, ибо душа готова все перетерпеть ради Бога; причина же та, что душа близко от Господа и по­лучает от Него необходимую крепость. Я думаю, надо рас­сказать вам о некоторых испытаниях, о которых я точно знаю, что они есть. Может, и не все души ведет Господь этим путем, но я сильно сомневаюсь, что те, кто воистину услаждаются небесными дарами, обойдутся без земных ис­пытаний в том ли, в другом ли роде.

3. Хотя я не намеревалась толковать про это, я подума­ла, что вот такой душе будет немалым утешением, если она узнает, что так бывает с теми, кому Бог посылает подоб­ные милости - ведь тогда и впрямь кажется, что все пропа­ло. Скажу не по порядку, одно за другим, а так, как мне приходит на мысль. Начну с самого малого, а это - пересу­ды знакомых и даже незнакомых, о которых никогда и не думала, что они о тебе вспомнят: «Святой притворяется», «Чего только ни делает, чтобы всех провести, других уни­зить, а они - лучше нее христиане безо всего этого». Заметь­те, ничего такого и нет, просто старается жить как положе­но. Те, кого она считала друзьями, ее покидают и хуже всех говорят, да так, чтоб больнее всего ранить: «Она погибает, она в прелести»; «Это все - от дьявола»; «Она вроде той-то или такой-то, которая сбилась с пути, и других ввела в со­блазн»; «обманывает духовников», и сами к ним идут, гово­рят, как разные души вот так и погибли. Словом, глумятся и бранятся на тысячу ладов.

4. Я знаю одну особу, которая боялась, что не найдет, кому исповедаться, вот до чего дошло, но тут очень много всего, говорить не стоит. А самое худшее - что все это не скоро проходит, длится всю жизнь, все предостерегают друг друга, чтобы с такими не знались.

Вы скажете, кто-нибудь и доброе скажет. Ох, доченьки, мало таких, кто верит хорошему, а кто ругает - много! Да к тому же, тут бывает еще труднее. Душа-то знает, что все доброе у нее - от Бога, а никак не свое, она ведь только что видела себя в убожестве и в больших грехах, и вот, ей очень тяжело, особенно поначалу, потом - полегче, и по разным причинам: во-первых, ей по опыту ясно, что люди очень легко говорят и плохое, и хорошее, так что она больше и не слушает ни одно, ни другое. А во-вторых. Господь помог ей лучше уразуметь, что хорошее в ней—не от нее, а от Не­го, свыше; и она восхваляет Бога, словно речь идет о ком-то другом. В-третьих, она видит, что кому-нибудь на поль­зу видеть милости, данные ей Богом, и думает, что Он на­правит к их благу и хорошее мнение о ней, хотя она его и не заслужила. В-четвертых, она прежде всего ищет славы Бо­жьей, а не своей, и не впадает в искушение, обычное для начинающих, а именно - ей нет вреда от похвал, как бывает с некоторыми. Равно и бесчестие ее не смущает ее, лишь бы Господь хоть однажды был прославлен ради нее, а там - будь что будет.

5. Вот из-за этого и из-за многого другого умаляется скорбь, наносимая похвалами, хотя почти что всегда какая-то скорбь да есть, если душа совсем не перестала обращать внимания на такие вещи. Но, что ни говори, недостойные восхваления несравненно труднее вынести, чем все те по­рицания; и когда душа научится ни о чем таком не думать, ей легче и другое, она скорее радуется, хула ей вроде музы­ки. Это - сама что ни на есть правда и скорее укрепляет, чем устрашает душу, ибо душа по опыту знает, какую при­быль это приносит, и ей уже кажется, что ее хулители даже и не грешат, а Господь попускает все это ей на пользу. Она это ясно чувствует, и особенно их любит, ибо считает, что они - друзья, и полезней ей, чем хвалители.

6. Дает Господь и большие болезни. Это куда тяжелее, особенно когда очень больно, тяжелей почти ничего и нет на земле, то есть из внешних испытаний. Конечно, я гово­рю об очень сильных болях, они так расстроят тебя и изну­три, и снаружи, что душа сжимается и не знает, что же ей с собой делать; она бы любое мученичество приняла, лишь бы не эту боль. Правда, самые сильные боли не длятся дол­го, Бог ведь не посылает страданий свыше сил и прежде всего дает терпение. Но обычно для испытания Он посыла­ет телесные муки и разные немощи.

7. Я знаю одну особу, и вот, с тех пор, как Бог стал ока­зывать ей все эти милости, то есть сорок лет, просто нельзя сказать - что она провела хоть день без болей и мук, не счи­тая других больших испытаний. Конечно, она была очень дурной и все это мало перед адом, который она заслужила. Других, кто не так гневил Бога, может, Он поведет другим путем, но я бы всегда выбрала путь скорбный, хотя бы толь­ко для того, чтобы уподобиться Иисусу Христу, даже если бы не было от этого иной пользы, а уж тем паче, когда ее столько!

Но если заговорим о внутренних муках, все покажется легким; их и описать - не опишешь.

8. Начнем с того, как трудно говорить с таким благора­зумным и осторожным духовником, который, видя что-то необычное, ни в чем не уверен, всего боится, во всем сом­невается. Если же в душе, одаренной милостями, он заме­тит какое несовершенство (ему ведь кажется, что Бог дает их одним ангелам, а тут, в тленном теле, этого быть не мо­жет), он сразу припишет все бесу или же меланхолии. А ее теперь так много на свете, что я и не удивляюсь; ее столько и бес столько зла творит вот этим путем, что вполне разум­но духовникам бояться и остерегаться. Но бедная душа то­же боится, она идет к духовнику как к судье, а он ее осуж­дает, как же ей не страдать и не мучаться? Это поймет толь­ко тот, с кем так было. Ведь это - еще одна великая мука, которую терпят такие души, особенно если они грешили:

им кажется, что Бог, по их грехам, попустил, чтобы они за­блуждались. Когда Он дарует им милость, они не сомнева­ются, и верят, что она - ни от кого иного, как от Бога, но это ведь минует быстро, о грехах же помнишь непрестан­но, да и видишь в себе недостатки - их всегда хватает, - вот и приходит эта мука. Успокоит духовник, и станет легче, хоть печаль и вернется; а вот если он прибавит страху, это и вынести невозможно, особенно если за этим следует су­хость, и кажется, что ты не помнил, и не вспомнишь Бога, а когда о Нем говорят, Он словно бы кто-то незнакомый.

9. Это бы ничего, если б душе еще не казалось, что она не умеет все растолковать духовникам, и вводит их в заблуждение. Она думает, и видит, что нет и помысла, который бы она скрыла, но все тщетно, ибо разум так помрачен, что не может видеть истины, и верит всему, что представит во­ображение (теперь правит оно), да глупостям, которые вздумает представить дьявол, а уж ему, наверное, Сам Гос­подь попустил это, чтобы ее испытать и чтобы она поняла, что Бог ее наказует. Очень многое мучит ее и терзает, и страдает она просто как в аду, ибо ей нет никакого утеше­нья. Если она говорит с духовником, так и кажется, что все бесы слетаются к нему, чтобы он еще ее помучал. Один ду­ховник, общаясь с душой, которая вот так мучалась, думал, что она в опасности, ибо муки ее сопровождались и други­ми явлениями; и сказал ей, чтобы она предупреждала его всякий раз, как это будет, но становилось все хуже и хуже, и он решил, что больше над ней не властен. Ум у нее до того помутился, что она ничего не понимала, если брала книгу по-испански, хотя хорошо умела читать.

10. Словом, в такой буре остается одно - ждать помощи от Бога, Который в самый нежданный час, одним Своим словом или как бы случаем снимет всю тяжесть, словно ду­ша и не была во мраке, все в ней теперь свет и утешение; и, как тот, кто спасся в страшной битве, одержав победу, она славит Господа, ибо прекрасно знает, что сражалась не она. Ведь все, чем она могла бы защищаться, - в руке вра­га, вот она и знает, как немощна и как мало мы можем, если не поддержит Бог.

11. Теперь, наверное, и думать не надо, чтобы это по­нять, хватит опыта; она ведь видела, что ничего не может, и уразумела, как мы ничтожны и немощны; а благодать (она была, ибо душа не оскорбляла Бога, сколько ни муча­лась, и ни за что бы не оскорбила), так вот, благодать была так скрыта, что душе казалось, будто она ни искорки не ви­дела от Божьей любви и сама Его не любила. Если она сде­лала что доброе, если что от Господа и получила, то было это как бы во сне или в мечтании. А вот что грешила, она знает точно.

12. О, Господи, как тяжело видеть такую несчастную ду­шу! Я уже говорила, ничто на земле ее не утешит, так что вы не думайте, сестрицы, если это с вами будет, что бога­тым и свободным тут легче утешиться. Нет, нет, ведь, по-моему, если осужденным на смерть предложить все усла­ды, какие есть в мире, им легче не станет, только хуже. Так и тут, мирские блага не помогут, это ведь идет свыше. Ве­ликий Господь хочет, чтобы мы знали, что Он - Царь, а мы - немощны; это очень важно для того, о чем я дальше скажу.

13. Так что ж будет делать бедная душа, если это тянется долго? Ведь она молится - и как бы не молится, то есть уте­шенья ей нет; слова не входят внутрь, она их сама не пони­мает, хоть бы молилась вслух, ибо молиться про себя в та­кое время нельзя никак, силы не на то направлены, одной оставаться куда вреднее, но говорить и слушать кого-ни­будь - еще одно мученье. Вот она, как ни старается, и угрю­ма, и неприглядна, это видно сразу. Может ли она сказать, что с ней такое? Не может, ибо это - горести и муки духовные, названья им нету. Лучше всего (не для освобожденья, таких средств я не знаю, а что­бы все это вынести), так вот, лучше всего - заняться мило­стыней, добрыми делами и положиться на милость Божью, которую Он всегда даст, если на Него надеяться. Слава Ему вовеки, аминь.

14. Другие страданья - от бесов, внешние, бывают не столь часто, вот и не станем о них говорить, да они и не столь тягостны. Ведь сколько бы бесы ни делали, они, на мой взгляд, не могут так измучать и так возмутить душу; в конце концов, разумно подумать, что им не дано сделать больше, чем Господь попустит, а если разум не утрачен, все легче того, о чем мы говорили.

15. О других внутренних муках мы поговорим, когда бу­дем толковать о разных степенях молитвы и милости Бо­жьей. Хотя некоторые из них еще труднее перенести, чем вот эти, очень уж страдает тело, назвать испытаниями их нельзя, и мы не назовем, ибо велики милости Господни, и душа это понимает, и знает, что ничуть их не заслужила. Эти великие муки приходят, чтобы войти в седьмую оби­тель, вместе с другими; о некоторых я скажу, обо всех и не скажешь, и не опишешь их, ведь они другого рода, куда как выше. Если уж я об этих, очень низких родом, сумела ска­зать только то, что сказала, о тех я сказала бы еще мень­ше. Да поможет мне во всем Господь ради заслуг Своего Сына! Аминь.

ГЛАВА П

1. Так и кажется, что мы забыли про нашу голубку, а мы не забыли, ведь от этих страданий она взлетит еще выше. Поговорим же теперь о том, как обращается с ней Же­них. Прежде чем совсем с нею соединиться, он внушает ей к этому тяготение, да так тонко, что она сама того не пони­мает, и я не сумею описать, чтобы поняли вы, если с вами этого не было. Порывы эти столь тонки и незаметны - ведь исходят они из самой сердцевины души, -что я и не знаю, с чем их сравнить.

2. Все это совсем непохоже нато, что мы можем обре­сти здесь, и даже на услады, о которых я говорила. Часто сама душа ни о чем не помышляет, и не думает о Боге, а он пробуждает ее, словно комета или гром, хотя ничего и не слышно; но она понимает, что это был зов Божий, да так хорошо, что порой, особенно - поначалу, трепещет и даже стонет, хотя у нее ничего не болит. Она чувствует, что ра­нена самым сладостным образом, но не понимает, кто ее ранил и как, знает только, что все это дивно и прекрасно, и не хочет исцелиться. Словами любви, даже вслух - иначе она не умеет - она жалуется Жениху, ибознает, что Он рядом, но не являет Себя, дабы не помешать ей. Это все не­легко, хотя и дивно, и сладостно; душа и хотела бы, чтобы этого не было, - и не может такого хотеть, и никогда не за­хочет, ибо отрады здесь много больше, чем в сладостном самозабвенье молитвы о покое, где скорби и труда нет.

3. Чего я только ни делаю, сестрицы, чтобы вам объяс­нить, как действует тут любовь, и никак не могу. Ведь вро­де бы нельзя сказать, что Возлюбленный и пребывает с ду­шой, и призывает ее столь явно, что и не усомнишься, под­зывает посвистом столь пронзительным, что душа непре­менно его расслышит, ибо ясно, что это Жених, пребывая в седьмой обители, обращается к ней так, что пребываю­щие в других покоях - то бишь чувства, силы, воображение - и пошевельнуться не смеют.

О, Всемогущий мой Боже, как велики Твои тайны и как отлично все духовное от всего земного! Ведь никак не опи­шешь даже это, столь малое, в сравнении с тем, что Ты да­руешь душе.

4. Так велико действие этого дара, что душа, изнемогая от стремления к Богу, не знает, чего и просить, ибо пони­мает, что Бог ее - с ней. Вы спросите, чего же тогда она хочет и от чего томится, какой еще милости добивается? Не знаю; знаю только, что муки достигают самой ее глуби­ны, когда же ранивший вырвет стрелу, ей кажется, что Он вынул и внутренности, так сильна эта любовь. Вот я ду­маю, можно ли сравнить Божью любовь с огнем на жаров­не, от которого в душу отлетает искра, и душа чувствует сжигающий жар, не такой сильный, чтобы ее спалить, но все же такой, что при всей своей сладостности он причиня­ет ей боль одним прикосновением. Вроде бы это сравнение - лучше всех, какие я привела. Ведь эта приятная боль - да­же и не боль - не остается в душе; порою она продолжитель­на, иногда же - мимолетна, это уж по воле Божьей, и ее ни­как не вызовешь сам, сколько ни старайся. Иногда она длит­ся, потом проходит и возвращается, словом - не пребывает постоянно и потому не сжигает душу; искра загорится - и гаснет, а душа хочет снова испытать такое жжение.

5. Нельзя и подумать, что это происходит от нашего ест­ества, или от меланхолии, или от дьявольского наважде­ния, или просто от прихоти. И сомневаться не надо, что это - от Бога, Который неизменен. Действия эти не похожи на другие благочестивые переживания, в которых можно усом­ниться, ибо в них много сладости чувств. Здесь же все чув­ства и силы трезвы и, кажется, неспособны ни усилить, ни устранить эту дивную боль.

Всякий, получивший такую милость от Господа (если это с ним было, он поймет, о чем я), пусть очень возблагодарит Его и не боится прельщения. Скорее тут надо бояться не­благодарности за столь великий дар и, по мере сил, служить Господу и жить получше; тогда обретешь еще больше да­ров и милостей. Одной особе, с которой все это было, их хватило на несколько лет жизни, и если бы ей пришлось служить Господу долгие годы тяжкими трудами, плата не была бы высока. Да будет Он благословен во веки. Аминь.

6. Может быть, вы не поймете, почему здесь меньше опасности обмануться, чем в других случаях. Я думаю, вот почему: во-первых дьявол никак не может дать такую див­ную муку; он может дать усладу и наслажденье, которые покажутся духовными, но соединить такую муку с миром и отрадой не в его силах. Он ведь наступает только извне, и тяготы от него, если они есть, не усладительны и не мирны, а тревожны и беспокойны. Во-вторых, эта сладостная буря идет не из его владений. В-третьих, тут очень большая при­быль душе, а потому обычно душа решает пострадать и по­трудиться ради Господа, отрешиться от земных утех и тому подобное.

7. Что это не померещилось, очень ясно, ибо душа, как бы ни старалась, не может породить такое состояние одни­ми своими силами. Все это так заметно и особенно, что ни­как не придумаешь, если не пережил на самом деле, и не усомнишься, если пережил. Если же хоть как-то усомнишь­ся, была эта милость или нет, можно считать, что порывы эти - поддельны, ибо они так же внятны душе, как громкий голос - слуху. Что же до меланхолии, это уж никак невоз­можно, потому что ведь душа производит свои причуды только с помощью воображения, тогда как вот это исходит из самой ее глубины. Конечно, я могу ошибаться, но пока я не услышала дово­дов от людей понимающих, буду думать так. Я знаю одну особу, которая всегда боялась подлогов, но вот в этой мо­литве у нее сомнений не было.

8. Господь пробуждает души и другими путями. Иногда, совершенно неожиданно, во время устной молитвы, когда не думаешь о внутреннем, душу охватывает сладостное пламя, словно благоухание, и такое сильное, что оно про­никает во все чувства (я не говорю, что это запах, я просто сравниваю). Душа ощущает, что Жених близко. Источник этого дара - тот же, что и предыдущий, хотя он и не сопря­жен со страдании-ем и в тяготении души к Богу нет ничего тягостного; это более обычно. Здесь тоже нечего бояться, по тем же причинам; нет, надо возблагодарить за эту ми­лость Бога.

ГЛАВА III

говорит о том же и, описывая, как Бог, когда Ему угодно, говорит с душой, указывает, как ей вести себя, не руководясь своим мнением. Указывает она и несколько признаков, по которым можно узнать, когда это обман и когда нет. Эта глава очень полезна.

1. Бог пробуждает душу и другим способом, который кое в чем кажется большей милостью, чем предыдущие, но в нем таится и больше опасностей; вот почему я его опишу. Он говорит с душой, и на разные лады. Иногда это как бы приходит извне, иногда - из самой глубины души, иногда - с самой ее высоты, иногда же - настолько извне, что слова можно услышать, словно их ясно произнес чей-то голос. Иногда, и нередко, это нам кажется, особенно людям с больным воображением или в унынии, то есть в большим унынии.

2. На них, я думаю, не надо обращать внимания, даже если они скажут, что видят, слышат и понимают, но не на­до и пугать их, что это - от бесов. Нужно выслушать их, как больных. Пусть настоятельница или духовник, или кто иной посоветуют им не обращать внимания, ибо не в этом служение Богу, и многих обманул дьявол, хотя тут, навер­ное, это и не так. Не надо огорчать их еще больше! Если им кто-нибудь скажет, что это все от уныния, то этому кон­ца не будет - они поклянутся, что вправду видят и слышат все, ведь им так кажется.

3. Правда, надо сделать так, чтобы они меньше моли­лись, и, по мере сил, не придавали всему этому значения; ведь бес извлекает выгоду из таких больных, не столько им во вред, сколько другим. Со здоровыми ли, с больными ли, - всегда надо опасаться таких вещей, пока не узнаешь, от­куда они. Я так скажу, лучше всего сначала этому не потвор­ствовать - если это от Бога, только легче будет идти впе­ред, препятствия даже и помогут. Это так, но все-таки не надо угнетать и беспокоить душу, она ведь и впрямь ничего больше сделать не может.

4. Вернусь к тому, о чем говорила. Такие слова, самого разного рода, могут быть от Бога, могут быть от беса, а могут быть и от воображения. Укажу, если смогу, с Божией помощью, как отличить подлинное от подложного, как распознать опасность. Ведь многие, знающие молитвен­ную жизнь, и впрямь их слышат, и я бы хотела, сестрицы, чтобы вы не думали, что ошиблись, если поверили им или не поверили себе, когда слышали сами - будь то утешение или предостережение - и решили, что вам примерещилось; все это не так важно. От одного я предостерегаю: даже если это от Бога, не думайте, что вы поэтому лучше дру­гих, ведь Спаситель, как мы знаем, много раз обращался к фарисеям. Главное - извлекать добро из этих слов; все же, что не согласно со Святым Писанием, - отвергайте, точно вы это услышали от самого дьявола. Даже когда такие сло­ва - от воображения, их надо отвергнуть как искушения против истин веры и всегда противиться им, чтобы не было каких последствий, и они забудутся сами по себе, ибо силы в них мало.

5. Вернемся к тому, о чем говорили сначала: приходят ли эти слова изнутри, сверху или извне - мы не можем ре­шать, от Бога они или нет. Самые верные признаки, кото­рыми можно тут руководиться, по-моему, вот какие: пер­вый - это сила и власть, которые они несут с собою, то есть сказано тебе - и делаешь. Объясню получше: вот, душа в смятении и горе, как описано выше, в помрачении и без­утешности. А услышит - «не печалься», и слова этого до­статочно, чтобы мир сошел на нее, утешил, озарил, осво­бодил от скорби, такой глубокой, что ей казалось, будто весь свет и все ученые богословы, какие только есть, не убедили бы ее ободриться, ничего бы не добились, несмот­ря на все старания. Другая тужит и боится, ибо и духовник, и другие сказали, что ее прельстил бес. А услышит: «Это Я, не бойся» - и все меняется: она преисполнится великим утешением и ей уже кажется, что никто не разубедит ее. Еще кто-то опечален важными, трудными делами; но он слышит уверение, что «все будет хорошо», и вся забота, вся печаль исчезает. Так случается и со многими другими.

6. Второй признак - великий покой в душе, и благого­вейная, мирная собранность мыслей, и готовность славить Бога. О, Господи! Если слово, переданное Тобой одному из Твоих посланников (говорят, по крайней мере в этой оби­тели слова произносит не Сам Господь, а какой-нибудь Его ангел), если слово это так сильно, какую же силу Ты дашь душе, если Ты соединен с ней любовью, она - с Тобою?

7. Третий признак - слова остаются в памяти очень дол­го а то и всегда. Так не случается, если что услышишь от других людей, даже очень стоящих и ученых - то, что они скажут, не запечатлевается в памяти, а когда они пророчествуют о будущем, ты не уверен, что это исполнится, как бывает от слов свыше. Правда, если чему вроде бы трудно исполниться, поневоле в этом усомнишься, но в самой душе есть непоколебимая уверенность, хотя все, как будто бы, против того, что душа услышала. Проходят годы, а душа все думает, что Бог найдет способ, неведомый людям, и в конце концов все исполнится; так и бывает. Хотя, как я го­ворила, душа и томится, ведь она видит много неблагопри­ятного, да и пророчество она слышала давно, оно уже не так действует, и душа не так уверена, что это - от Бога, а не от беса, не от воображения. Раньше она готова была умереть в доказательство того, что это - правда, но теперь ничего такого не осталось. А. ведь бес, чтобы опечалить и устрашить душу, чего только не сделает, особенно - когда видит, что от исполнения прореченного зависит благо ду­ши и оно направлено к славе Божией! Во всяком случае, слабеет вера, что Бог силен совершить то, что превосходит наше разумение, и от этого душе большой вред.

8. Душа борется вот так, и многие говорят ей, что все это - глупости (я про духовников, с которыми говорят про такие вещи), и всякие беды мешают поверить, что все бу­дет хорошо, и все-таки в душе – сама не знаю, где - остается живая искра, и душа верит, что все сбудется, хотя все наде­жды и рухнули, и эта искра не гаснет, даже против желания самой души. И в конце концов, как я уже говорила, слово Господне сбывается, и душа так радуется, так веселится, что только и хочет славить Господа гораздо больше - за то, что сказанное сбылось, чем из-за самого дела, даже если оно для нее очень важно.

9. Не знаю, почему ей так важно, чтобы эти слова оправ­дались. Если бы ее саму уличили во лжи, не думаю, что она больше бы огорчилась; словно она отвечала за их истину, тогда как она только повторяла, что слышала. Одна особа в подобных случаях много раз вспоминала пророка Иону, который боялся, что Ниневия не будет разрушена. Ведь впрямь, если это от Духа Божьего, то справедливо Ему доверять и, хотеть, чтобы Его не считали способным на об­ман, ибо Он - Высшая Истина. Вот и радуется тот, кто по­сле тысячи превратностей и самых тяжелых бед видит, что обетование сбывается; и хотя той же душе суждены от это­го новые тяготы, она предпочтет их, только бы исполни­лось то, что она считает обетованием Господним. Быть может, и не все так слабы, но я не могу никого за это осу­дить.

10. Когда слова - от воображения, то нет никакого из этих признаков: ни уверенности, ни мира, ни духовного утешения; хотя я знаю некоторых, которые погружались то ли в молитву покоя, то ли в духовный сон, и по слабости своего здоровья или воображения, или уж не знаю от чего, и впрямь так глубоко собираются мыслями, находясь как бы вне себя, что нечувствительны ко всему внешнему. Чув­ства их засыпают, дремлют, как у спящего, и в этом сне им чудится, что с ними кто-то говорит или они что-то видят, а думают, что это - от Бога, но тут и действия - как от про­стого сна. Бывает и другое: испрашивает что-нибудь у Го­спода с большой любовью, душа мнит, что слышит ответ, который хотела получить. Только того, по-моему, кто очень опытен в таких делах, не обманет воображение.

11. Беса надо опасаться больше. Если есть все указан­ные признаки, можно верить, что наитие - от Бога; но ког­да дело идет о важных решениях или о каких-нибудь людях, нельзя ни делать ничего, ни решать без совета праведного, осмотрительного и ученого духовника, сколько бы ты ни слышал и как бы ни верил, что это - от Бога. Такова Его воля в этих случаях, и мы не ослушаемся Его повелений, ибо Он Сам сказал, что священник говорит от Его имени, а Святое Писание истинно, сомневаться в нем нельзя. Ког­да это трудно исполнить, духовник ободрит, ибо Сам Бог ему внушит сказать, что это согласно с Его волей, а нет - то и не надо ничего делать. Поступать же иначе, руково­дясь своим мнением, по-моему очень опасно, я уже это го­ворила. Поэтому, сестрицы, я предостерегаю вас от имени нашего Господа, чтобы этого никогда с вами не случилось.

12. Есть и еще способ, которым Бог говорит душе, и я считаю что он уж точно подлинный, то есть не допускает сомнения. Это - умное видение, о котором речь пойдет поз­же. Оно проистекает в такой глубине души, духовный слух так ясно слышит слова, произносимые Господом, и так втайне, что и само восприятие, и действие, производимое видением, сообщает уверенность, что это не от беса. Виде­ние это слишком действенно, чтобы в нем усомниться; по крайней мере, можно верить, что оно - не от воображения, и, при благоразумии, быть спокойным вот по каким причи­нам: во-первых потому что слова очень четки, они столь ясны, что заметишь, если не достанет одного слога, даже если это было целое изречение. Все же порожденное во­ображением - не так ясно, слова не так отчетливы, словно их слышишь в полусне.

13. Вторая причина: часто душа и не думала раньше о том, что ей дано услышать, то есть слова приходят внезап­но и даже когда она беседует с другими. Порой они отвеча­ют на летучую мысль или на предыдущее размышление; но чаще относятся к вещам, не доходившим до сознания, или к тому, что будет или может быть. Поэтому здесь нет вооб­ражения и обмана, ведь душа никогда не желала и не знала того, что она услышала.

14. Третья причина: подлинное внушение, отдельными словами, душа слышит, а слова, порожденные воображе­нием, словно бы мало-помалу составляет сама, согласно тому, что она хочет услышать.

15. Четвертая причина: слова здесь очень разнятсяотобиходной речи, ибо одно слово выражает многое- то, чтонаш разум не мог бы составить с такой быстротой.

16. Пятая причина: совместно со словами нам нередко дается понять гораздо больше того, что они значат, но я не смогу объяснить, как именно. Об этом я скажу позже, ибо это весьма превосходно и побуждает прославить Бога. Слу­чалось, что такие духовные наития повергали некоторых в большие сомнения, особенно же одну особу, а наверное – и других. Особа эта долго не могла успокоиться, хотя явле­ния, посылаемые ей часто от Господа, были подвергнуты многим испытаниям. Сперва она больше всего опасалась, что это - от воображения. Легче понять, откуда это, когда это от беса, хотя козни его столь многообразны, что он способен проявляться под видом ангела света; но мне ка­жется, он может подделывать только четкость в словах, что убеждает нас, ибо так бывает, когда слова исходят от Духа Истины, но он не может подделать действия, о кото­рых я говорила, и в душе остается не мир и свет, а беспокой­ство и тревога. Он причинит лишь незначительный вред, а то и никакого, если душа смиренна и делает, что я сказала, то есть воздерживается от действий, к которым эти внуше­ния побуждают.

17. Когда душа получает дары и милости от Господа, ей надлежит обращать особое внимание, сочла ли она себя лучше других или же от возвышенности услышанных ею утешений еще сильнее осознала свое недостоинство. Если не осознала, надо полагать, что дух этот - не от Бога. Ког­да милость душе исходит от Духа Истины, она больше сми­ряется, больше помнит о своих грехах и забывает о выгоде и пользе, а все стремление ее и вся память ищут лишь сла­вы Божией. Она сильнее боится, что даже в самом малом отступит от истины, и уверена, что достойна адских муче­ний, а не Божьих милостей. Вот если таковы плоды ее ду­ховного подвига и даров, полученных на молитве, пусть отринет страх и надеется на милосердие Божие; Господь верен и не попустил дьяволу обмануть ее, хотя ей хорошо сохранить опасение.

18. Тем, кого Бог не ведет этим путем, покажется, что, быть может, душе лучше не слушать этих слов, и когда они звучат в ее глубине, отвлекаться, сколько может, а не об­ращать на них внимания. Тут отвечу, что это невозможно -я не о тех словах, которые от воображения, - не желая их и не обращая на них внимания, душа спасается. А вот если слова идут от Бога, это средство не годится, ибо Сам Дух остановит все остальные мысли, сосредотачивая внимание на том, что Он говорит. Мне кажется - да так оно и есть, - что с хорошим слухом легче не слышать, если кто кричит, чем не слышать здесь, ибо там можно не обращать внима­ния или занять свои мысли чем другим, а тут это никак не­возможно, ведь душе не заткнуть уши, и не станет она ду­мать ни о чем, кроме того, что ей говорят. Тот, Кто остано­вил солнце - кажется, по молитве Иисуса Навина - влас­тен, я думаю, остановить и силы душевные и весь внутрен­ний мир, дабы душа поняла, что не она сама, а Иной царит в Замке, и исполнилась смирения и благоговения. Итак, не слышать нельзя. Пускай же Господь дарует нам благодать, чтобы мы стремились лишь угодить Ему и отречься от се­бя, как я уже говорила. Аминь. И да будет Его Воля, чтобы я растолковала вам, что хотела, и чтобы это несло хоть ка­кую-то пользу тому, кто будет одарен этими духовными милостями.

ГЛАВА IV




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.