Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационная сетка по использованию диагностических методов в работе со старшим дошкольным возрастом 5-6 лет. 3 страница




Мы понимаем стиль не как определенную стратегию воспитания, а как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Такой подход позволяет построить своеобразный профиль родительского поведения, который отражает наиболее характерный стиль воспитания как в индивидуальном случае для конкретного родителя, так и для группы родителей детей определенного возраста.

Итак, гипотеза нашего исследования состояла в следующем:

1. Специфика родительского отношения заключается в двойственности позиции родителя по отношению к ребенку: в нем всегда присутствуют два противоположных начала — личностное (безусловное) и предметное (условное).

2. Система детско-родительских отношений имеет определенную возрастную динамику, связанную с взрослением ребенка, и изменяется в сторону преобладания предметного начала над личностным.

3. Родительское отношение определяет стиль воспитания и оценку ребенка.

Для проверки этой гипотезы было предпринято специальное экспериментальное исследование. Первой задачей исследования являлась разработка адекватного метода исследования родительского отношения и изучение его особенностей на разных возрастных этапах развития ребенка.

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Традиционным методом исследования РО является анкетный опрос родителей. Поскольку целью нашей работы было исследование родительского отношения, которое существует на уровне сознания (а не поведения), мы сочли метод анкетного опроса родителей наиболее адекватным и удобным. Вместе с тем, поставленные задачи предполагали специальную разработку вопросов, которые позволили бы выяснить интересующие нас показатели. Для решения поставленных задач нами был разработана анкета, позволяющая выявить степень выраженности предметного и личностного начала и особенности стиля воспитания ребенка. Анкета включает три блока вопросов.

В первый, основной блок вошли вопросы, направленные на выяснение степени выраженности предметного и личностного начал РО. Мы предполагали, что личностное отношение будет выявляться в вариантах ответов, отражающих целостное, безоценочное отношение к ребенку, гибкость и лабильность родительского поведения (когда родитель ориентируется на состояние ребенка в конкретной ситуации), в сопереживании ребенку и в ориентации на его психологический комфорт. Поскольку личностное отношение предполагает отсутствие жесткой стратегии воспитания, мы полагали, что оно может также проявляться в неопределенных ответах, типа «затрудняюсь ответить», «не знаю» и пр.

Для выявления предметного отношения предлагались варианты ответов, отражающих конкретные ценностные ориентации родителей по пяти параметрам:

1. ценность общения и морального развития

2. ценность интеллекта и умственного развития ребенка

3. развитие воли и произвольности

4. самостоятельности

5. ценность физического здоровья.

Например, вопрос «Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка прежде всего?», имел следующие варианты ответов: а) добрым и отзывчивым, б) целеустремленным, настойчивым, в) веселым и счастливым, г) таким, какой он есть, д) умным и сообразительным, е) приспособленным к самостоятельной жизни, ж) затрудняюсь ответить.

Ответы в), г) и ж) рассматривались как свидетельство личностного отношения к ребенку; ответы а), б), д), е) — предметного.

Второй блок был направлен на выявление преобладающего стиля поведения родителя с ребенком. Обычно принято выделять несколько стилей родительского поведения (три-шесть), описывающих типичную стратегию поведения родителя с ребенком. В спорных ситуациях поведение конкретного родителя относят к какому-либо стилю как к преобладающему. Однако, на наш взгляд, картина родительского поведения шире и сложнее, чем ее обычно рисуют. Очевидно, что в реальной жизни многообразие ситуаций, в которых оказываются родители и дети, исключает возможность реализации одного стиля и предполагает осуществление различных вариантов родительского поведения. Анализ литературы и личного опыта работы с родителями позволил условно выделить девять вариантов родительского поведения.

1. Строгий — родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.

2. Объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений.

3. 3. Автономный — родитель не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.

4. Компромиссный — для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное взамен совершения ребенком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.

5. Содействующий — родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать; он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.

6. Сочувствующий — родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.

7. Потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит потребности и интересы ребенка выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.

8. Ситуативный — родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя к ребенку и стратегия воспитания лабильная и гибкая.

9. Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитателей, педагогов и ученых) или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература.

Второй блок включал проблемные ситуации (например: ребенок потерялся в крупном магазине; ребенок отказывается надевать шапку в холодную погоду, боится идти к врачу, ребенок использует нецензурную лексику и т.п.), в которых родителям предлагалось выбрать наиболее приемлемый для них вариант поведения. Каждый вариант ответа соответствовал определенному стилю родительского поведения. Например:

Как Вы поступите в ситуации, когда ребенок боится идти к зубному врачу?

  • Поведу лечиться, здоровые зубы важнее детских капризов (строгий);
  • Объясню ребенку, что это необходимо для его здоровья (объяснительный);
  • Зубы болят у тебя, поэтому как ты решишь, так и будет (автономный);
  • Предложу ему что-либо интересное взамен (компромиссный);
  • Постараюсь помочь ему преодолеть свой страх (содействующий);
  • Скорее всего, поведу, но буду переживать так же, как ребенок (сочувствующий);
  • Не знаю, мне трудно себе это представить (ситуативный);
  • Не пожалею ничего, чтобы ему не было больно (потакающий);
  • Попрошу доктора успокоить ребенка (зависимый).

Здесь необходимо добавить, что данный метод позволяет выявить особенности стратегии поведения конкретного родителя с ребенком и построить своеобразный индивидуальный профиль родительского поведения, характеризующий его стиль воспитания.

В третий блок вошли вопросы, выявляющие родительское оценочное отношение к своему ребенку и к себе как к родителю. Наличие оценочной или безоценочной позиции родителя, а также качество или характер этой оценки (положительная, отрицательная или нейтральная) является одним из центральных моментов РО. Например, вопрос: «Мне кажется, что мой ребенок...» имел следующие варианты ответов:

1. недостаточно зрелый для своего возраста

2. взрослее и умнее своих сверстников

3. практически не отличается от своих сверстников

4. его трудно сравнивать с другими.

Таким образом, опросник содержит три блока закрытых вопросов (всего 17), направленных на выявление родительского отношения, стиля поведения с ребенком и оценочную позицию родителя. Кроме того, в опросник были включены вопросы социально-демографического характера, выясняющие семейное положение, состав семьи, образование, возраст и социально-экономический статус родителей. Апробация данного опросника осуществлялась в трех возрастных группах родителей: родителей детей раннего возраста (двух лет), родителей дошкольников (пяти лет), родителей детей младшего школьного возраста (восьми лет), всего 130 человек. Выборка была гомогенной по своему семейному и социальному статусу.

Исследование проводилось в детских садах № 652, 342, 1470 Центрального и Южного округов Москвы, работающих по типовой программе, и в школах № 1270 и 74 Центрального округа Москвы с углубленным изучением английского языка. Средний возраст родителей составил 25–35 лет, большинство из них имели высшее или среднее специальное образование, состояли в браке и относили себя к среднеобеспеченному социальному слою населения.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Полученные данные свидетельствуют о том, что во всех возрастах, у всех родителей в их отношении к ребенку присутствуют как предметное, так и личностное начало. Во всей выборке не было о

Разрешите представить вашему вниманию результаты исследования, проведенного в рамках моего дипломного проекта под руководством кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Архиреевой Татьяны Викторовны. Целью нашего исследования являлось изучение влияния стилей воспитания отцов и матерей на характер отношений мальчиков и девочек подросткового возраста с родителями и близкими сверстниками. В исследовании приняли участие 40 подростков в возрасте 12-13 лет (20 девочек и 20 мальчиков), учащиеся общеобразовательных школ г. Старая Русса Новгородской области, и их родители.
Нами были использованы следующие методики: «Тест-опросник родительского отношения», разработанный Варгой и Столиным, «Опросник отношений» Веллборна и Коннела и опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Шафер.

В стилях воспитания отцов и матерей исследование выявило значимые различия. Отцы чаще эмоционально отвергают мальчиков, чем девочек. Матери чаще эмоционально принимают дочерей, чем сыновей. Девочек родители больше ограждают от трудностей и неприятностей жизни, но вместе с тем и больше их контролируют.

В характере отношений мальчиков и девочек подросткового возраста с родителями и близкими сверстниками выявлены тендерные различия. Методы воспитания обоих родителей мальчики чаще оценивают как проявление позитивного интереса, то есть критический подход и сверхопека со стороны матери и отсутствие грубой силы со стороны отца, а также как проявление директивности, то есть доминантный стиль общения. А в отношениях к ним матери мальчики чаще видят отсутствие враждебности и эмоциональной холодности. Отношения девочек с отцом в большей степени сопровождаются чувством безопасности. Девочки в исследуемой выборке чаще, чем мальчики удовлетворены этими отношениями и меньше стремятся к большей психологической близости с отцом. Отношения девочек с матерью чаще являются спутанными и характеризуются стремлением к более близким отношениям на фоне положительных эмоций. На фоне негативных эмоций в отношениях с другом мальчики чаще стремятся к большей психологической близости с ним, чем девочки.

Выявлено, что стили воспитания отцов и матерей в разной степени влияют на характер отношений мальчиков и девочек подросткового возраста с родителями и близкими сверстниками. Так, эмоциональное принятие со стороны матери вызывает стремление девочек к более близким отношениям с другом. Социально желательный образ материнского отношения у девочек формирует положительные эмоции в отношениях с матерью и с близким другом, а у мальчиков — вызывает стремление к большей психологической близости с ней. Социально желательный образ отцовского отношения влияет на формирование негативного эмоционального фона в отношениях мальчиков с отцом. Симбиотические отношения отца у мальчиков вызывают стремление к большей психологической близости с матерью и с другом, у девочек? формируют спутанный тип отношений с матерью и вызывают стремление к более близким отношениям с отцом.
Авторитарное отношение отца способствует формированию положительных эмоций в отношениях девочек с матерью и формирует негативный эмоциональный фон в отношениях мальчиков с другом. Авторитарность матери не позволяет мальчикам принимать отца. Стремление отца инфантилизировать дочь способствует формированию положительных эмоций в отношениях девочек с матерью. Стремление отца инфантилизировать сына влияет на поиск мальчиками более близких отношений с другом.

Кроме того, выявлено, что положительные эмоции в отношениях девочек с отцом формируют положительный эмоциональный фон в отношениях девочек с близкой подругой. А стремление мальчиков к более близким отношениям с отцом влияет на их стремление к более близким, доверительным отношениям с другом. Полученная информация может быть использована при работе с родителями, обращающимися за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними, и в работе с подростками, имеющими затруднения в установлении контактов со сверстниками.

Обратная сторона помещения детей в приемные семьи — отказ от детей, приносящий страдания и детям, и семьям. В связи с большой остротой этой проблемы целью данной работы было сопоставить социальные и психологические особенности родителей-отказников и эффективных родителей (в каждой группе было 6 человек).

Не выявлено возрастных различий между группами (средний возраст родителей-отказников 38,5 лет, эффективных — 34,2 года). Среди отказников пять человек — жители сельской местности со средним образованием, один человек живет в городе и имеет высшее образование. Среди эффективных родителей 5 человек — городские жители и один живет в поселке городского типа, образование у пяти человек средне-специальное, у одного незаконченное высшее. Личностный профиль родителей по многофакторному личностному опроснику Р. Кеттелла (Версия С) практически ничем не отличается, все факторы находятся в среднем диапазоне. Различия наблюдаются по фактору А (аффектотимия-шизотимия). У эффективных родителей по этому фактору высокое значение, у родителей-отказников — среднее. Для высоких значений данного фактора характерны богатство эмоциональных проявлений, естественность, отзывчивость, непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству. Чем ниже значение, тем меньше гибкости во взаимоотношениях с окружающими. Неэффективные родители формальны в контактах, больше предпочитают иметь дело с вещами, хозяйством, чем с людьми. Эта особенность воспринимается детьми как негативная.

Из 6 отказных детей, обследуемых по модифицированной методике семейный тест отношений (Марковская, 2005), 4 ребенка карточку «Этот человек слишком занят, чтобы у него осталось на меня время» отослали либо матери, либо отцу.

Для определения родительского отношения к приемному ребенку использовался модифицированный нами тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. В опроснике была убрана шкала «Симбиоз», содержание некоторых утверждений адаптировано к реалиям приемной семьи. Интегральное эмоциональное отношение к ребенку у неэффективных родителей, имеющих высокий тестовый балл (61,9 %), интерпретируется как отвержение. У эффективных родителей этот же показатель имеет более низкие значения (34,5%) и интерпретируется как принятие. Неэффективные родители предпочитают авторитарную форму контроля за детьми, для них естественно требовать безоговорочное послушание и дисциплину (82,9 %). Успешные родители в меньшей степени стремятся жестко приучать детей к порядку, сложившемуся в их доме, навязывать свою волю (57,1%). Гиперсоциализация неэффективных приемных родителей усугубляется особенностями их восприятия и понимания неудобного ребенка. Неуспешные родители приписывают этим детям социальную и личную несостоятельность, не верят в их исправление.

Описанные результаты психологической диагностики родителей говорят о проблеме непринятия трудного ребенка, отсутствии навыков эффективного общения с ним, следование стойким социальным стереотипам в семейном воспитании. Люди с более высоким уровнем образования оказываются более гибкими в общении с проблемными детьми. Все это свидетельствует о необходимости специальной диагностики и дальнейшей психологической работы с кандидатами в приемные родители.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.