Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационная сетка по использованию диагностических методов в определении готовности детей к школьному обучению




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Л.С. Выготский указывал на то, что обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.

Понятие «психологическая готовность к обучению» имеет смысл только в условиях массового обучения в школе, поскольку именно в этом случае учитель вынужден ориентироваться на некий средний уровень актуального развития детей и среднюю «зону ближайшего развития». При исследовании индивидуального обучения ребенка понятия «психологическая готовность к обучению» не требуется, поскольку оно ориентируется на конкретную «зону ближайшего развития» и конкретный уровень актуального развития ребенка.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.

Если уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как из-за несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

О психологической готовности к школе судят по уровню развития следующих психических сфер: аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Каким же должен быть уровень развития указанных выше сфер, чтобы можно было говорить о наличии психологической готовности к школьному обучению? Для лучшего понимания вопроса необходимо обратиться к теоретической проработке проблемы психологической готовности к школе, уходящей своими корнями в труды Л.С. Выготского.

Подробнее ››

Психологические характеристики возраста Методики  
интеллект · Диагностика готовности детей к школе (Н.И.Гуткина)  
личностная сфера · Карта школьной дезадаптации Д.Стотта · Наблюдение в ведущей деятельности.  
психофизиологические особенности    
специфика межличностных отношений · Тест - опросник родительского отношения (ОРО - А.Я.Варга, В.В.Столин)  
  Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению Автор(ы): Гуткина Нина Иосифовна М.: МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное - 68 с., приложения   Версия для печати
         

 

Предмет
психологическая готовность к школе

 

Возраст
дошкольники 6-7 лет

 

Экспертная оценка
 
плюсы: обладает прогностической значимостью минусы:

 

 

Описание
Методики, из которых состоит программа, не являются теста­ми и позволяют дать качественную характеристику психологиче­ской готовности ребенка к школьному обучению. Диагностическая программа состоит из 7 методик, 6 из которых являются оригинальными авторскими разработками, и позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению. Программа позволяет
  • выяснить мотивационную готовность к школе, а также особенности обучаемости ребенка;
  • определить развитие ребенка в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах;
  • использовать на протяжении многих лет один и тот же стимульный материал, не требующий размножения;
  • определить проблемы в развитии детей начиная с 5,5 лет для дальнейшей работы с ними по специальной развивающей методике "Группы развития", описанной в книге Н.И. Гуткиной "Психологическая готовность к школе"
 

 

Области применения
программа предназначена для обследования детей 6-7 лет на предмет определения психологической готовности к школе, а также для контроля за динамикой психического развития детей в группе развития. В последнем случае программа применяется с 5,5 лет до 8 лет.

 

  Образовательные курсы
Карта Наблюдений Д.Стотта Автор(ы):.   Версия для печати
     

 

Предмет
уровень школьной дезадаптации

 

Возраст
 

 

Экспертная оценка
.
плюсы: Заполнить карту могут и учителя, и родители, но ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ, А ТЕМ БОЛЕЕ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИАГНОЗА "ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ" НЕОБХОДИМА СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА   минусы:.

 

 

Описание
Содержание этой методики состоит в том, что хорошо знающий ребенка взрослый отмечает на специальном бланке ("карте") наличие у ребенка тех форм поведения или характеристик личности, которые описаны в перечне симптомов дезадаптации (зачеркивая соответствующий номер). Можно сказать, что, в целом, чем больше зачеркнутых клеточек в "карте", тем больше вероятность школьной дезадаптации. Однако значение отдельных поведенческих реакций для общего синдрома дезадаптации является разным: несколько тяжелых нарушений могут "весить" больше, чем множество незначительных, и определенное заключение в каждом отдельном случае требует профессионального учета разной дополнительной информации.  

 

Области применения
.

 

Образовательные курсы
 

 

Литература
  1. Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Выделение категорий "трудных" детей. В кн.: Рабочая книга школьного психолога.- М., 1991
  2. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей. Зеленова М.Е. // Психологическая наука и образование. 2000. №1.
  3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- 3-е изд., испр. и доп..- М.: Академия, 2006, - 288 с.
  4. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.М.: Академия, 2006г, 3-е изд., испр. и доп..- (Саратов: Саратовский полиграфический комбинат).- 288 с.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.