Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка трудности перевалов




Рекомендации по применению методики для судейства соревнований по маршрутам

Методика может применяться для судейства соревнований по лыжным походам как отдельно по категориям сложности, так и в абсолютном классе. Появляются возможности:

1.Определив фактическую величину ЭП получить конкретный параметр для оценки критерия «Сложность» маршрута: ΔЭП = ЭП - ЭП min (7)

2. Получить аналогичный параметр для чёткой оценки критерия «Напряжённость» маршрута:

Н = ЭП / t (8)


Приложение 4.

Примечания к таблице оценки трудности перевалов:

Примечания:

1. Приведенные в графах 2, 3 и 4 техническая сложность участков и способы их преодоления характерны только для данной категории трудности перевалов и не встречаются при преодолении перевалов предшествующих категорий. Наличие участков со сложностью, указанной в предыдущих категориях, подразумевается при любой их протяженности.

2. За число точек страховки n принимаются все места (позиции) закрепления и протравливания веревки с помощью ледоруба, крючьев с карабинами или петлями, скальных выступов, ледовых столбиков, через плечо, поясницу и т. д., необходимые для навески перил и для охранения идущего первым на подъеме и последнего при спуске.

3. Для прохождения перевалов любой категории трудности в зимних условиях или при глубоком снеговом покрове на склонах дополнительно требуется иметь: лавинные шнуры (20 м) на каждого участника и лавинные лопаты по одной на каждые 2—3 человека.

4. Данные по продолжительности прохождения ориентированны на группы 6-8 человек со средней технической подготовкой для преодоления конкретного препятствия. При уменьшении состава (до 4-х человек) и более высокого уровня подготовки это время может сокращаться.

5. Техническая сложность участков определяется на подъем. При спусках категория трудности таких участков в большинстве случаев должна учитываться на пол категории ниже. На это следует обращать внимание особенно при оценке прохождения односторонних перевалов.

 

Таблица оценки трудности перевалов

 

Катег. трудн. перевала   Характер наиболее сложных участков пути   Техника и условия передвижения   Общее t преодоления перевала. Кол-во точек страховки (п). Длина определяющего участка (I)   Необходимое специальное снаряжение  
Простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30°, пологие (до 15°) ледники без тре-щин, крутые тра-вянистые склоны, на которых воз-можны участки скал; обычно на-личие троп на подходах Простейшая инди-видуальная техника передвижения; са-мостраховка альпенштоком или ледорубом. При переправах через реки на подходах может потребо-ваться страховка с помощью веревки. Ночевки в лесной или луговой зоне в палатках Несколько часов n=0 L=0 Обувь на нескользкой подошве, альпенштоки (страхо-вочные пояса. Грудные обвязки) и карабины на каждого участника. 1—2 основ-ные веревки на группу
Несложные скалы, снежные и осыпные склоны средней крутиз-ны (от 20° до 45°), а в некото-рые годы и участ-ки льда на скло-нах, обычно по-крытые снегом, закрытые лед-ники с участками скрытых трещин Простейшая коллективная техника: одновременное движение в связках по склонам и закрытым ледникам. Навеска перил на склонах и при переправах. Ночевки в палатках на удобных площадках на границе ледниковой зоны Не более одного дня n=до 5 L=до 40-50 м участки, включающие восхождения или фрагменты траверса 1Б к.тр. по альп. клас-сификации Ботинки на риф-леной подошве, альпенштоки или ледорубы (1—2 на группу обязатель-но), страховочные пояса или груд-ные обвязки и карабин на каж-дого участника. Основные веревки по одной на каждые 3—4 чело-века. Крючья скальные и ледовые (3—4 на группу), скальный или ледовый молоток
Скальные, снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 20° до 45°), закрытые ледники и несложные ледопады Более сложная индивидуальная и коллективная техника: попеременная или групповая (перильная) страховка, использование кошек или рубка ступеней, может потребоваться крючьевая страховка. Возможны ночлеги в ледниковой зоне Не более суток n=5-10 L=до 80-100 м (2—3 веревки подряд). Участки, включающие восхождения или фрагменты траверса 2А к.тр. по альп. клас-сификации Кроме перечисленного для перевалов 1Б категории трудности, кошки на каждого участника, крючья в необходимом количестве и ассортименте
Крутые (свыше 45°) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10—15 м) стенные участки; ледопады средней сложности Применение всего наиболее распространенного арсенала технических приемов: перильная или попеременная страховка, применение крючьев; движение переднего на подъеме без рюкзака; спуск сидя по веревке. Как правило, неизбежны ночлеги в ледниковой зоне, иногда на перевале или поблизости от него Не менее суток n=5-20 L= до 200 м (3-5 веревок подряд). Участки, включающие восхождения или фрагменты траверса 2Аск, 2Блд или комб. к.тр. по альп. классификации Кроме перечисленного для перевалов 2А категории трудности, страховочные системы вместо грудных обвязок, тормозные устройства для спуска по веревке и желательно зажимы для подъема. Вспомогательная веревка, петли, расходные концы веревок и крючья для спуска
Крутые (от 45° до 65°) снежные, ледовые и скаль-ные склоны зна-чительной про-тяженности, стенные участки до 1—2 веревок подряд; сложные ледопады Применение разнообразных приемов передвижения и страховки на протяженных участках, включая применение искусственных точек опоры, лесенок, и др. специальных приемов движения и т. д. Обычно необходима предварительная разведка и обработка маршрута. Тактика приобретает преоб-ладающее значение для успеха прохож-дения. Неизбежны неоднократные ночлеги в ледовой зоне. До двух суток n=10-40 L=от 200 до 500 м (до 10 веревок подряд) участки, включающие восхождения или фрагменты траверса 2Бск, 3Алд или комб., до 4Бсн-лд к.тр. по альп. классификации Кроме перечисленного выше снаряжения, рекомендуется применение жумаров для подъема по веревке; основных и вспомогательных веревок длиной 60—80 м; может потребо-ваться применение якорных крючьев, лесенок, закладок, якорей и крючьев, извлекаемых при спус-ке
ЗБ То же, что и для ЗА, но при боль-шой протяжен-ности сложных участков, разно-образном их характере или пре-дельной сложнос-ти, включая стены крутизной 60° и более Необходимость практически непрерывной взаимной и групповой страховки в течение многих часов и даже суток, специальной, рассчитанной на пре-одоление данного перевала подготовки, отличного владения техникой всеми участниками, безу-пречной тактики. Возможно отсутствие удобных мест для ночевок, требующее организации «сидячих» или «висячих» биваков Не менее двух суток n=более 30 L=500 м и более (более 10 веревок подряд) участки, включающие восхождения или фрагменты траверса 4Аск, 4Б комб., 5Асн-лд к.тр. по альп. клас-сификации То же, что и для ЗА. Может потребоваться снаряжение, специаль-но подготовленное для преодоления конкрет-ного перевала
3Б* (4) То же, что и для 3Б, включая сложные скальные стены, экстремальные ледо-вые участки, ледопады большой протяженности То же, что и для 3Б, включая участки траверса большой протяженности, техническую работу и биваки на большой высоте (выше 6000 м) Не менее 3-х суток n=более 50 L=500 м и более (более 10 веревок подряд) участки, включающие восхождения или фрагменты траверса не проще 4Бск,5Акомб., 5Бсн-лд к. тр. по альп. классификации То же, что и для ЗБ. Может потребоваться снаряжение, специаль-но подготовлен-ное для преодоления конкрет-ного перевала

Приложение 5.

Таблица оценки трудности водных препятствий

 

Категория трудности Характеристика препятствия Характеристика линии движения.
    "Легкое" препятствие. Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы. Характерны для маршрутов I к.с. Не требуется выбора линии движения и разведки.
  "Простое" препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, завал, скорость воды и уклон невелики,. Линия движения видна с воды. ОП маршрутов II к.с. Линия движения видна с воды.
  Препятствие "средней" трудности. Несложный локальный порог (шивера)с локальными сливами и валами со спокойным участком на входе и выходе, протяженные каменистые шиверы с валами, Уклон и скорость течения невелики. ОП маршрутов III к.с.   Линия движения видна с воды, легко выдерживается.
  "Сложное" препятствие. Протяженная сложная шивера или порог с большим количеством камней, "бочками" и валами 1-1,5м, каньон, щеки с преп. 3 к.т., каскад порогов. Имеются места для причаливания. ОП маршрутов IV к.с. Линия движения с воды не просматривается или неявно выражена, рекомендуется разведка, страховка.
  "Очень сложное" препятствие. Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные "бочки", сливы и валы до 2 м. Сильный прижим, каньон с препятствиями IV к.т.Препятствия следуют друг за другом и образуют каскады. Порог-водопад до 2-2,5м. Места для причаливания ограничены и заход в них затруднен. Возможна организация страховки. Возможна аварийная ситуация. ОП маршрутов Ук.с. Линия движения неочевидна и сложна. Ее выдерживание требует грамотной и энергичной работы экипажа. Необходима разведка, страховка.
  "Сверх сложное, опасное препятствие”. Опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий 5 к.сл. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Аварийная ситуация может иметь крайне тяжелые последствия. ОП препятствие маршрутов VI к.с. Линия движения неочевидна, сложна, иногда не просматривается. Преодолевается на пределе возможности судов. Проходится после тщательной разведки и со страховкой, для которой часто требуется горная техника.
6* "Сверхопасное" препятствие. Труднопроходимое для любого класса судов. Крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья...). Характерно для маршрутов-первопрохождений VI к.с и маршрутов «экстра-класса». Имеет единичные случаи прохождения.

 


 

Приложение 6.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.