Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Точка покоя 4 страница




– Трай, я серьезно. – Ликр взглянул чуть укоризненно. – Ты же знаешь, десяток‑другой лиг не имеют для меня значения, а дальше за полчаса он уйти никак не мог. Не мог даже на лошади ускакать.

– Хранитель О’Брилин говорил о чем‑то подобном. Сэнсы теряли его при поиске. Потом нашли.

– Это совсем другое дело. Как бы объяснить… Сэнсы не знали, кого они ищут. Это все равно как узнать человека с чужих слов. Можно узнать, можно обознаться. Мне же найти Анатолия не сложнее, чем узнать соседа, встретившись с ним лицом к лицу. Даже от спящего человека есть фон, и если этот фон мне хорошо знаком, я его различу за лиги. Сейчас я такого фона не чувствую.

Наставник встревожился не на шутку. Быстрым шагом он вышел из помещения и направился к озеру, по пути переходя на бег. Сэнссай Ликр поспешил следом.

– Так вот же он, старый ты пень, никуда Анатолий не делся, сидит там, где я его и оставил!

Наставник дал волю своим чувствам, что было для него делом почти небывалым.

– Не знаю, кто там сидит, но я и сейчас могу заявить с полной ответственностью – Анатолия здесь нет.

– А кто же тогда есть?

– Никого нет.

Наставник подбежал и начал трясти Толика за плечи.

– Вернулся, – через пару секунд удивленно сказал сэнссай.

– С тобой все в порядке? – Трай внимательно рассматривал своего ученика.

– Все в порядке, наставник Трай, – удивленно отозвался Толик.

– Прости меня, я был слишком беспечен. Надо было быть осторожнее с этим заданием. Но кто бы мог подумать, подобного раньше не случалось…

– Чего не случалось?

– Такого полного погружения.

Наставник удивленно покачал головой.

– Вообще‑то это упражнение предназначено совсем для другого, – пояснил он. – Это всего лишь тренировка терпения и способности оставаться уравновешенным в любой ситуации.

– Я что‑то сделал не так?

– Нет‑нет, все в порядке, – заверил Трай. Но выглядел он при этом весьма озадаченным.

Подобных этому экспериментов Трай больше не проводил, а вот разговаривали с Толиком они все чаще, посвящая этому занятию по нескольку часов каждый день.

Толик, как мог, рассказывал о своем мире и удивлялся реакции собеседника. Все, о чем он говорил, оценивалось и воспринималось совсем не так, как он мог бы ожидать. На некоторые вопросы он вообще не мог ответить.

Больше всего удивили Трая не технические новинки, как можно было бы предположить. Когда Толик рассказывал о достижениях науки, наставник кивал. Порой чуть удивленно, порой – снисходительно. Но и только.

Настоящее удивление вызвало другое.

– А кто в вашем мире, уважаемый Анатолий, хранит устои? – поинтересовался Трай.

– Что вы имеете в виду?

– Кто обеспечивает стабильность, следит за тем, чтобы в обществе не было волнений?

– Полиция.

Толик рассказал о полиции.

– Понятно, муниципальная стража, – кивнул Трай. – У нас такая тоже есть в городах. Следит за порядком в торговых рядах и разбирает споры. А устои кто хранит?

Толик смутился:

– Возможно, наставник Трай, я вас не так понимаю. Что вы имеете в виду? Обычаи? Обряды?

– При чем здесь обычаи? Хотя обычай обычаю рознь. Смена обычаев может никак не отразиться на стабильности ментального поля, а может его серьезно поколебать. Но это лишь одна из многих причин. Что касается обрядов, то они – лишь внешнее отражение внутреннего настроя. Если внутренний настрой не меняется, изменение последовательности действий не имеет большого значения. Но да, без нужды менять их нежелательно. Установить новые устойчивые связи сложнее, чем поддерживать уже имеющиеся.

– Должно быть, я еще плохо знаю язык. О каком поле идет речь, уважаемый наставник, и при чем здесь устои?

– Возможно, проблема действительно в твоем незнании языка. Иного объяснения я не нахожу. Не может такого быть, чтобы устои не хранились. Что ж, начнем с начала. Знаешь ли ты, что такое мысль?

– Человек думает, электрические сигналы бегут по цепочкам, – начал рассуждать Толик.

– Я не знаю, что и куда бежит, но мысль есть изменение ментального поля.

– Сомневаюсь, уважаемый. Наша наука продвинулась далеко вперед, и ничего подобного я не слышал, – возразил Толик.

– Не надо сомневаться. Спроси Ликра, он чувствует эти изменения так же, как мы с тобой видим и слышим. Впрочем, зачем его тревожить. Вот идет один из его учеников. Илик, – окликнул парнишку наставник, – подойди сюда.

– Слушаю, наставник, – отозвался паренек.

– Сядь лицом к столовой. Говори обо всем, что будет делать Анатолий.

Парнишка расположился метрах в пяти от наставника, отвернулся и прикрыл глаза. Трай сделал приглашающий жест рукой.

Толик встал и помахал рукой.

– Господин Анатолий машет рукой, – отозвался ученик.

Толик присел, встал, сделал оборот вокруг своей оси. Парнишка рассказывал обо всем, как будто видел это собственными глазами.

– Достаточно. – Наставник жестом остановил Толика. – Теперь вспоминай. Разное вспоминай, хорошее и плохое.

– Грусть, – сказал парнишка, когда Толик вспомнил о доме. – Печаль, злость, смешно, очень смешно. Радость.

Определения были абсолютно точными и соответствовали воспоминаниям.

– Как он это делает? Он не мог знать, о чем я думаю, он меня даже не видит!

– И да и нет. Он видит изменения ментального поля, которые порождает твоя мысль.

– Он может читать мои мысли?

– Мысли – нет. Он видит лишь отзвук твоих мыслей. Каждое настроение звучит для него по‑своему. Каждое по‑разному меняет ментальное поле. Ты никогда не ощущал, как настроен твой собеседник? Злится ли он или готов рассмеяться.

– Бывает, – сказал Толик. Угадывать настроение собеседника ему доводилось довольно часто. – Но я смотрю на лицо, слушаю голос.

– А настроение животных? Ты в достаточной степени изучил их мимику, чтобы определить, несет ли животное угрозу или оно добродушно?

Толик задумался.

– Это сразу видно, – наконец сказал он.

– Не всем, должен тебя заверить, это видно не всем. Но скажи мне, как ты это узнаешь?

– Не знаю. – Толик пожал плечами. – Просто вижу.

– Просто видишь и не понимаешь, что именно? Ты замечаешь изменения ментального поля. Сильные эмоции меняют его в большей степени, чем что‑либо другое.

– Я сэнс? – удивился Толик.

– Нет. Та крупица дара, которая тебе досталась, есть у многих. Может, у тебя его чуть больше, чем у других, но и только. Этого недостаточно, чтобы быть сэнсом. Не расстраивайся. У меня вот тоже нет дара сэнса, и ничего.

– Я не расстраиваюсь, – сказал Толик и понял, что это правда. Мимолетная досада мелькнула и улетучилась безвозвратно. Толик вообще не любил расстраиваться. – Хорошо, а как же первая часть эксперимента?

– Илик, можешь идти. Уверен, маэстро Ликр тебя уже ждет.

Парнишка бросил на наставника удивленный взгляд и поспешил своей дорогой.

– Как видишь, я тоже кое‑что могу сказать о людях, – улыбнулся Трай.

– Вы знали заранее, куда он идет? – спросил Толик.

– Нет. Я не вмешиваюсь в расписание занятий маэстро Ликра.

– Тогда как вы узнали?

– Может быть, сам попробуешь ответить?

Толик задумался, мысленно прокручивая недавние события.

– У парнишки было сосредоточенное выражение лица, и он мысленно что‑то проговаривал, когда шел мимо.

– Браво! – Наставник хлопнул в ладоши. – Наблюдательность и умение делать выводы тоже чего‑то стоят.

– Наставник, вы так и не сказали о том, как сэнс угадывает движения.

– Определяет, а не угадывает, – поправил Трай. – С этим несколько сложнее, чем с эмоциями. Надеюсь, ты знаешь, что движения нашего тела происходят не сами по себе, как им вздумается?

– Да‑да, мозг отдает команды, тело его выполняет, – согласился Толик. – Но стандартные команды не могут быть мощными, иначе расход энергии был бы слишком велик.

– Ты все‑таки кое в чем разбираешься, – кивнул наставник. – Но здесь главное не мощность. Главное слово – «стандартные». Стандартные команды имеют стандартный отзвук. По сравнению с эмоциями они ничтожны, но сэнс может распознать их именно из‑за их стандартности.

– У всех людей полностью одинаковые?

– Ты же сам сказал, что они стандартные. Есть небольшой разброс, но он не настолько велик, чтобы опытный сэнс запутался. А вот отпечаток личности неповторим, как…

– Как узор на подушечках пальцев? – спросил Толик.

– Возможно. Никогда над этим не задумывался. Гхм, интересное предположение.

Толик был удивлен глубине знаний наставника Трая в отдельных областях и полной неосведомленности в других сферах. Хотя к чему здесь знания об отпечатках пальцев, если каждый сэнс может работать ходячим детектором лжи. А кстати, может ли?

– А как насчет лжи? Может сэнс отличить ее от правды?

– Явную и неприкрытую ложь отличит, без сомнения, – отозвался Трай. – Но способности у сэнсов разные. Кто‑то силен в локации, кто‑то разбирается во всех тонкостях эмоций. Редко попадаются универсалы, которые сильны во всем. К тому же способности сэнсов не всегда стабильны.

Вот так раз. Понимай как хочешь.

– Чем лучше сэнс знает человека, тем точнее может описать его состояние, – добавил Трай.

– Все это требует размышления и осмысления, – согласился Толик. – Это чрезвычайно интересно, но при чем здесь устои?

– Как раз о них и идет речь. Ментальное поле, – наставник сделал круговой жест рукой, – одно на всех. Каждый вносит в него что‑то свое, свою волну. Волну радости, грусти или заботы. Любая мысль дает отзвук. Сила этого отзвука зависит от эмоций, которые при этом человек испытывает. Но человек может не только выдавать ментальные волны, но и чувствовать волны уже существующие.

– Сэнс?

– Если волна достаточно сильная, то и обычный человек. Ты разве не замечал, что настроение одного собеседника порой передается другому? В основном тогда, когда один из них испытывает сильные эмоции. Когда один гневается, другой тоже начинает гневаться, когда один веселится, радостное настроение передается и другому. Если гневом охвачен один человек – это полбеды. Если два, то их волны складываются. А если три, десять? Волна растет. И чем больше она растет, тем легче ее услышать.

Анатолий улыбнулся. Оказывается, выражение «мысли носятся в воздухе» имеет самый что ни на есть прямой смысл.

– Но мыслей много. Получается, что и волн много?

– Совершенно верно. – Наставник кивнул. – Некоторые не несут в себе ничего плохого. Более того, некоторые волны придают людям общность, позволяют почувствовать себя единым народом. Это достаточны сильные волны, в основном они связаны с обычаями.

– Но если волна общности так сильна, как может кого‑то подхватить, скажем, волна гнева, которую создают несколько человек?

– Волна общности непостоянна, как ничто не постоянно в пространстве. А уловить и усилить можно ту волну, которая тебе созвучна. Поэтому дурных мыслей стоит всячески избегать. Стоит мелькнувшей мысли совпасть с созвучной волной, и она усиливается многократно.

Толик с пониманием кивнул. Сам того не понимая, наставник рассказывал о резонансе. Впрочем, не понимая лишь физическую составляющую этого явления. В том, как это действует на практике, этот внимательный лысоватый человек разбирался гораздо лучше многих.

– Кстати, раз речь зашла об обычаях… Думаю, это будет для тебя интересно. – Наставник на пару секунд замолчал, собираясь с мыслями. – Совсем скоро – большой всенародный праздник, ученики разъедутся по селам, чтобы принять в нем участие. Ты можешь поехать с одним из них.

– Это действительно возможно?

– Почему нет? Мир велик и не ограничивается моей обителью. Здесь никого не держат насильно, и тебя в том числе.

Мысль покинуть обитель даже не приходила Анатолию в голову, но окружающий мир и в самом деле был интересен.

– Спасибо, наставник Трай, я буду рад такой возможности, – поблагодарил Толик.

 

 

Толику повезло – они поехали на повозке. Им двоим (сопровождал Анатолия тот самый парнишка, который удивлял его возможностями сэнсов по просьбе наставника Трая) предоставили запряженный парой лошадей фургон. Фургон был открытым, имел лишь невысокие наклонные борта в локоть высотой. В привычных для Толика мерах длины – около сорока сантиметров. При необходимости на повозку устанавливался тент, но погода была хорошей, и ставить его не стали.

Локоть был местной мерой длины. Шаг – мерой расстояния. Так уж было принято: длину – мерить локтями, расстояние – шагами. И то и другое было стандартным, а не как кому вздумается: в шаге было два локтя. Соответственно шаг был длиной около восьмидесяти сантиметров. Проверить точно у Толика возможности не было по причине отсутствия метра. Но это как раз печалило его меньше всего.

Более протяженная мера расстояния называлась лига. Она насчитывала тысячу шагов, то есть примерно восемьсот метров. Это гораздо меньше, чем в той лиге, которая принята у англичан в родном мире Толика. Но почему бы местным жителям не иметь свою собственную лигу?

Повозкой управлял Илик, чему Анатолий был рад. За прошедшее время он немного привык к лошадям, но ученик сэнса знаком с ними с детства, а значит, ему и вожжи в руки. Да и о чем спорить, когда тебя везут в повозке, ведь это совсем не то же самое, что ехать верхом в тряском седле. В повозке тоже тряско (это не легковой автомобиль), но все же не настолько, чтобы отказаться от поездки в пользу пешего похода.

– Далеко нам ехать? – поинтересовался Толик, как только они выехали за ворота.

Илик весело улыбнулся:

– Лиг тридцать. К вечеру будем на месте.

Лошади трусили легкой рысью, переходящей порой в шаг, и проделывали добрых восемь километров в час, то есть десять местных лиг. По расчетам Толика выходило, что ехать им часа три. Почему они доедут только к вечеру? Толик переспросил, правильно ли он расслышал. Оказалось, правильно. Тем более удивительно. Но когда доедут, тогда и станет ясно, в чем здесь секрет.

Ясно стало гораздо раньше. Впереди показалась небольшая деревня. Три‑четыре десятка домов, расположившихся на площади почти в квадратную лигу, были окружены редким, скорее символическим забором. Деревня была не так велика, как то село, в которое они направлялись, но все же это был далеко не хутор. Илик весело подмигнул, достал из‑за пазухи широкополую белую шляпу, расправил поля и водрузил ее на голову. При этом у него был такой загадочный вид, что без всякого сэнса было понятно – парень что‑то задумал.

Толик сделал вид, что не замечает ничего необычного. Не похож парнишка на заговорщика, а если он затеял мелкую шалость, то посмотреть на это будет даже забавно.

Далеко в поле паслось стадо коров, но на полях, окружавших село, не было ни души.

– Почему так пусто, – поинтересовался Толик, кивнув в сторону обочины.

– Праздник завтра. Готовятся. Заготовка сена закончена, а к уборочной еще не приступали. Сразу после праздника начнут.

Толик пожал плечами. Что когда начинать и что когда заканчивать сельским жителям, им лучше ведомо. Он где‑то слышал, что летом отдыхать крестьянину некогда. С другой стороны, не могут же люди с весны до зимы работать без отдыха, они же не машины.

Ребятня с криком выбежала к околице, а затем помчалась по улице, разнося по деревне новость.

Илик остановил повозку на площади у колодца, не спеша достал деревянное ведро (нечто вроде кадушки, стянутой обручами) и направился за водой. Все это он делал нарочито неторопливо.

Толпа ребятишек прыгала неподалеку, не решаясь подойти. Люди более зрелого возраста были посмелее. На удивление многим вдруг потребовалось набрать воды именно на площади, и это при том, что в каждом дворе был свой собственный колодец. То ли вода с площади вдруг в одночасье стала вкуснее, то ли еще что. Объяснение этого феномена не укладывается в рамки обычных представлений. Появились и просто любопытные. Кто может запретить человеку постоять на своей деревенской площади, если у него вдруг возникло такое желание? Илик делал вид, что все это не имеет к нему никакого отношения.

Наконец один из местных жителей подошел к повозке. Крестьянин, по виду весьма зажиточный, несмело откашлялся и спросил:

– Господин сэнс, позволите вас побеспокоить?

Как он узнал? На Илике не написано, кто он такой. Или все‑таки написано? Толик улыбнулся, вспомнив белую шляпу, которую ученик водрузил себе на голову. Крестьянин назвал ученика сэнсом, хотя тот, насколько знал Толик, был пока еще учеником.

– Некогда мне, – отозвался парнишка. – Видите, коней поим, да и путь нам предстоит неблизкий.

– Может, господа хотят пообедать? – спросил крестьянин.

– Пообедать? – Илик сделал вид, что задумался. – Нет, вряд ли. Ехать нам надо.

Вопреки сказанному, ехать Илик не спешил. Он не торопясь обошел фургон, внимательно его осматривая.

– Может, нужен какой ремонт? – поинтересовался крестьянин. – У нас и кузнец имеется.

– Пожалуй, еще поездит, – вынес заключение Илик. Имелся в виду фургон, а вовсе не деревенский кузнец.

– Не пора ли нам в путь? – спросил Илик, то ли обращаясь к Анатолию, то ли просто размышляя вслух.

Крестьянин понял, что путешественники через минуту уедут, и решил перейти к решительным действиям:

– Господин сэнс, окажите содействие, только вы можете помочь.

– Спешим мы. Если у вас какой непорядок, вызывайте префектора.

– Какой непорядок? Никакого непорядка нет. Мне нужен совет знающего человека. Выручите. А я уж… Снеди какой в дорогу или пару монет, если вы поиздержались, – это мы завсегда.

– И правда, отчего не выручить доброго человека, – неожиданно согласился парнишка. – Что у вас случилось, любезный?

– Здесь дело деликатное. – Крестьянин зашептал что‑то Илику на ухо.

– Сомневаешься, значит? – переспросил тот.

– Сомневаюсь, – подтвердил крестьянин.

Парень сосредоточенно прикрыл глаза.

– Дело верное, обмана быть не должно, – наконец сказал он.

– Спасибо. – Крестьянин рассыпался в поклонах, положил на облучок повозки пару медных монет и поспешил удалиться.

Люди зашумели. Увидев удачный пример односельчанина, к фургону заспешили другие. Получить советы в нехитрых бытовых затруднениях хотели многие. Некоторым, выслушав вопрос, парень отказывал в совете. Но большинству все же отвечал. Кто‑то уходил довольным, кто‑то, напротив, озадаченным. Медяки сыпались в фургон. Некоторые из хозяек пытались всучить крынку молока или десяток яиц. Парнишка в таких случаях делал недовольное выражение лица, но в просьбе не отказывал. Лишь часа через полтора путешественники выехали из села и продолжили движение по своему маршруту.

Белая шляпа перекочевала на дно фургона. Толик был весьма заинтригован произошедшим, его переполняло любопытство.

– Белую шляпу ты специально надел? – Этот вопрос был первым.

– Точно, – улыбнувшись ответил парнишка. – Одноцветный плащ мне носить не по чину, в службе пока не состою.

– А шляпу, значит, можно?

– А что шляпа? Шляпа – она и есть шляпа. Она к форме не относится.

– Тайный знак?

– Что‑то вроде того. На службе‑то, особенно на стороне, не подработаешь. Там насчет этого строго. Да и нужды нет, платят в префектурах исправно, а нашему брату тем более. Но служба когда еще будет… А завтра ярмарка, может, чего прикупим.

– Выходит, про шляпу все знают?

– Выходит, так, – согласился Илик. – Бывает, и старики так забавляются, из тех, кто по возрасту в отставку вышел. Хотя редко, в основном от скуки. У них и от магистратур, и от владетелей предложений столько, что только выбирай.

– А я думал, что префекторы бесплатно работают, – удивился Толик.

– Работают, – подтвердил парнишка. – Если идет тревожная волна, то ее гасят непременно и денег ни с кого за это не берут. В деревне ничего тревожного не было. По‑настоящему тревожного. А если крестьянину интересно, не собираются ли его надуть, подсунув крашеную лошадь…

Парнишка рассмеялся, вспомнив кого‑то из вопрошающих.

– Скажи, а почему ты не всем отвечал? Не мог узнать, что им надо?

– Как же я узнаю, когда они сами не знают? Одна милая старушка все выспрашивала, какую козу ей лучше купить: серую или пегую.

Толик широко улыбнулся, представив затруднения Илика при ответе на этот вопрос.

– Вот видишь, ты смеешься, а тетка никак не хотела поверить в то, что она сама должна выбрать, какая коза ей больше нравится.

– А наставник тебя ругать не станет? – поинтересовался Толик.

Парнишка пожал плечами:

– Он же не дал нам денег в дорогу. Репой люди добрые путников и так накормят, с голоду пропасть не дадут, только от одной репы в желудке пусто. Не можешь себе на прокорм заработать, так сиди на месте и не пеняй на пустое брюхо.

– Извини. – Толик почувствовал в сказанном долю упрека. – Я не знал, чем тебе помочь.

– Что ты, я не к тому вовсе, – поспешил сказать Илик. – И в мыслях подобного не было. Мы же из одной обители, да и ехать в компании веселее.

– Стой, – спохватился Анатолий.

Илик натянул было поводья лошадей, но Анатолий поправил себя:

– Нет‑нет, ты езжай дальше, я не к тому, что надо останавливаться. Вспомнил кое‑что. Ты говорил, что за работу префекторы с жителей денег не берут. На что же тогда префектуры существуют?

– А я почем знаю, – отозвался парень. – Ты же с хранителем приехал, вот у него бы и спросил.

– С хранителем? – переспросил Анатолий, но ученик посмотрел на него с недоверием и пояснять не стал. Зато рассказал нечто другое:

– Полевая стража, что к префектурам придана, та, знамо дело, из королевской казны деньги получает. Может, и префектуры тоже, но чего не знаю, о том врать не буду.

– Слушай, а давно это у тебя? Ну, мысли угадывать можешь.

– Не мысли. Эмоции и отзвуки мыслей. Какое у человека настроение я сказать могу, а вот понять, о чем он думает, сложнее. Вот у тебя почти всегда настроение хорошее, поэтому ехать с тобой приятно.

Толик и не подумал о таком. Действительно, если парень чувствует настроение, с тем, кто постоянно угрюм, ему и самому будет невесело.

– Считывать легко лишь самую общую информацию, – рассказывал Илик. – Сэнсы, которые на связи работают, учатся, прежде всего, правильно передавать сигнал. Чем качественнее передача, тем более полная информация читается.

– И ты передавать можешь?

Парень печально покачал головой:

– Что‑нибудь простенькое передам. Простейшие сигналы вроде сигнала тревоги могут без подробностей передавать почти все работники префектур. А вот работать на уровне, который требуется от сэнса… – Илик вздохнул. – С передачей у меня пока не очень, если к осени не подтяну, сэнссай сердиться будет.

– Разве ему положено сердиться? – удивился Толик.

– Конечно, он не будет кричать как сельский пастух. Но может сказать, что недоволен моими успехами. – Парнишка вздохнул.

– Не переживай. Зато чтение у тебя получается отлично. Я уверен, ты сдашь экзамены.

– Хорошо бы. А замечать за собой способности я стал лет с десяти. В двенадцать на меня обратил внимание сэнс, на следующий год я получил приглашение из обители наставника Трая.

– И родители тебя отпустили?

– Конечно. Учиться у наставника почетно. Многие из благородных рады попасть в ученики.

– Так в обители есть и простолюдины, и благородные? – удивился Толик. – А я и не заметил. Там все как один.

– Нет. Нет там благородных, и простолюдинов нет. Поступая в ученики, человек отказывается от сословия, каким бы оно ни было.

– И благородные на это идут?

– Хм, еще и берут далеко не каждого. Здесь от желания мало что зависит. То есть если не хочешь, можешь не ходить, а вот прийти и попроситься не получится. Попасть в обитель можно только по рекомендации префекторов, и то наставник может отказать в приеме или выгнать, если ему что не понравится. Но уж если отучился и попал в службу, то здесь почет и всенародное уважение. Префекторам ни магистратура, ни благородные не указ.

Парнишка рассуждал слишком серьезно. Наверняка пересказывал чужие слова, но относился он к ним с большим доверием. А поскольку обмануть сэнса – занятие довольно затруднительное, словам можно было верить.

– А король? – поинтересовался Толик.

– Не знаю. – Парнишка пожал плечами. – Не принято властям вмешиваться в дела хранителей. Префекторы на владение землей не претендуют, существующие порядки не меняют. Их дело – хранить покой. У короля и без того дел хватает.

Толик с сомнением покачал головой. В то, что такой серьезный рычаг, как префектуры, никто не пытался использовать в своих интересах, ему верилось с трудом. Впрочем, рычаг слишком серьезен, чтобы пытаться им пользоваться. Одни только сэнсы (а их, судя по всему, в организации насчитываются десятки, если не сотни) многого стоят. А за ними еще отлично отлаженная машина силового воздействия из префекторов и приданных им полевых стражников. Такая организация сама по себе может являться властью. Но, судя по всему, не является. То есть является, но в строго определенных областях жизни, не выходя за обозначенные пределы. Чтобы подобная система работала, она должна быть отлично сбалансирована, высчитана и уравновешена. Кроме того, все это должно быть подкреплено серьезной идеологической базой. Без этого никак. Убей в людях веру в правильность существующего порядка вещей – и порядок этот станет хрупким и ненадежным.

– Скажи, а войны у вас бывают? – спросил Анатолий.

– А как же. Вот в следующем году очередная начнется, – ответил Илик, чем немало удивил Анатолия.

Понятно, что о войнах минувших знают все, но чтобы так уверенно говорили о войне предстоящей… Толик отнес было это знание к способностям сэнса, но все оказалось намного проще.

– Что‑то я не заметил в деревне тревоги, – сказал Анатолий.

– Какой тревоги? – удивился ученик. – Не было там никакой тревоги. Будь иначе, я не замедлил бы связаться с сэнссаем, а тот вызвал бы местных префекторов.

– Как же, а предстоящая война? – Теперь удивляться пришла очередь Анатолия. – Или это секрет?

– Скажете тоже, нет здесь никакого секрета. Война когда еще будет. Следующей весной только начнут добровольцев набирать.

– Добровольцев? А как же армия?

– А что армия? Из служивых людей тоже добровольцев набирают.

Толик удивленно потряс головой. То ли он чего‑то не понимает, то ли они говорят о разных вещах.

– Добровольцев? Из армии?

– Чем же они хуже других? – удивился парнишка.

– Да ничем они не хуже. Я думал, что они и так должны на войну идти независимо от своего желания.

– Зачем? – удивился парнишка. – У полевой стражи и без того дел хватает. Вот если совсем добровольцев не будет…

Илик задумался и вынес довольно странное заключение:

– Хотя тогда, наверное, войну в следующем году отменят.

– Как отменят? А противник? Противник куда денется?

– Пойдет воевать с кем‑нибудь другим.

Толика стал пробирать нервный смех. То, что он услышал, плохо укладывалось в голове. По словам будущего сэнса выходило, что войну могут отменить из‑за того, что один из противников не подготовился. Это и не война никакая уже получается, а олимпиада. Потешные кулачные бои.

– А с кем война ожидается? – спросил он, чтобы подтвердить свои сомнения.

– С кем назначать войну – дело короля. Но я думаю, что с Трондиром. Давно мы с ним не воевали.

Подозрения в том, что они говорят о разных вещах, у Толика крепли.

– И как все это происходит? – решил он уточнить.

– Каждые пять лет весной король рассылает глашатаев, – начал рассказ парнишка. – Глашатаи доносят до народа указ о созыве добровольческого ополчения. Ополчение собирается по округам, а затем двигается к общему месту сбора. Из числа благородных король назначает командиров, простолюдинов же разбивают на отряды. Когда все готово, войска встречаются на границе с противником, и начинается бой.

– И что затем? – поинтересовался Толик.

– А что затем? Кто‑то проигрывает, кто‑то побеждает. Война – она и есть война.

Толик покачал головой. Что знает о войне этот парнишка?

– Победившим достаются трофеи – все имущество побежденных, – добавил Илик.

– Все?

– То, что у них при себе. С простолюдинов‑то мало что возьмешь, разве что оружие да медь в карманах. А у благородных и кони, и доспех. Обоз опять же.

– А дальше что?

– А что дальше? Похоронят павших и расходятся. Победители с триумфом, проигравшие с печалью.

– Я понимаю проигравших, но победившая армия… Почему она не идет на территорию противника?

– Зачем? – удивился парнишка. – Битва же закончена.

– Как зачем? А трофеи? Там целое государство, оставшееся без армии.

– Как без армии? Куда же она делась? Из полевой стражи в ополчение лишь каждый десятый записывается. Реже – каждый восьмой. Из полевой стражи, приданной префектурам, – и того меньше. Противник не дурак. Стоит ему нарушить правила ведения войны… – Парнишка задумался.

Игра мысли явно отразилась на его лице, и это заставило Толика отвернуться, чтобы скрыть смешинку. Хотя о чем это он, что можно скрыть от сэнса? Но не читает же он его постоянно. С другой стороны, ничего плохого он о парнишке не подумал. Но слишком уж озадаченным и удивленным был его вид. В общем, было ясно, что зарвавшегося противника ждет суровый прием. Непонятным было другое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.