Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Трудно представить себе современное общество без автомобиля




Трудно представить себе современное общество без автомобиля. Автомобильный транспорт является одной из важнейших составляющих транспортного обеспечения безопасности страны. В развитых странах он стал не только основным транспортным средством, но и частью быта.

Наблюдаемая мировая тенденция автомобилизации общества уже давно стала одним из основных показателей экономического развития страны, качества жизни населения. С одной стороны, достигнутый уровень развития автомобильного транспорта способствует удовлетворению социальных потребностей населения, а с другой – ведет к увеличению масштаба негативного воздействия на общество и окружающую среду. Транспортно-дорожный комплекс является мощным источником загрязнения природной среды. Из 35 миллионов тысяч вредных выбросов 89% приходится на выбросы автомобильного транспорта и предприятий дорожно-строительного комплекса. (3, с.36). Существенна роль автотранспорта в загрязнении водных объектов. Кроме того, автомобильный транспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды.

Актуальность данной темы обусловлена ростом количества автомобильного транспорта, ведущего к неблагоприятной экологической обстановке.

Цель работы: исследование воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1. Изучить степень влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду.

2. Провести анализ воздействия автотранспорта на окружающую среду в г. Северодвинске.

3. На основании полученных результатов, сделать выводы и сформулировать конкретные предложения.

Гипотеза: автотранспорт пагубно влияет на окружающую среду.

Объект исследования: участок автодороги.

Предмет исследования: состояние атмосферного воздуха.

Научная новизна: впервые проводится исследование по теме «Автомобиль – роскошь или проблема современного города» в «СОШ №6 с углубленным изучением иностранных языков» г. Северодвинска.

Для решения поставленных задач в процессе выполнения работа нами использовались следующие методы исследования:

1. Метод анализа.

2. Статистический метод.

3. Метод сравнения.

4. Метод наблюдения.

5. Математический метод

6. Метод анкетирования.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения ее на уроках географии. Работа может рассматриваться и на классных часах.


 

ГЛАВА 1. Влияния автомобильного транспорта на человека и окружающую среду

1.1. Загрязнение воздуха отработавшими газами автомобилей

Выбросы от автомобилей в городах особенно опасны тем, что загрязняют воздух в основном на уровне 60-150 см. от поверхности земли и, особенно на участках автотрасс, где стоят светофоры.

Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Камеры сгорания автомобильного двигателя – это своеобразный химический реактор, синтезирующий ядовитые вещества и выбрасывающий их в атмосферу.

Годовой выхлоп одного автомобиля – это 800 кг окиси углерода, 40 кг окислов азота, более 200 кг различных углеводородов, тяжелые металлы. В этом наборе весьма опасна окись углерода (или угарный газ), из-за ее высокой токсичности. (1, с. 115).Даже кратковременное нахождение в помещении (или салоне автотранспортного средства) с высокой концентрацией угарного газа может привести к смерти. Смертельная концентрация этого вредного вещества в гараже может образоваться за 2-3 минуты после запуска стартера. (8, с. 200).Углеводород - бензопирен оказывает сильное канцерогенное, мутационное действие. Содержание частиц тяжёлых металлов в выхлопных газах так же вредит здоровью. В частности, соединения свинца, которые до сих пор применяют российские производители топлива, очень канцерогены, а попадание этих загрязнений в организм человека может привести к их накапливанию и повышенному созданию смертельно опасной концентрации. (5, с. 82).

При истирании автомобильных шин об асфальт атмосфера загрязняется резиновой пылью, вредной для здоровья человека.

Автомобиль расходует огромное количество кислорода. За неделю в среднем легковой автомобиль выжигает столько кислорода, сколько его четыре пассажира расходуют на дыхание в течение года. (10, с. 42).

Уровень загазованности магистралей зависит от интенсивности движения автомобилей, ширины и рельефа улицы, доли грузового транспорта и автобусов в общем потоке, скорости ветра. При некоторых погодных условиях могут образовываться особо большие скопления вредных газообразных и аэрозольных примесей в приземном слое воздуха, что становится одной из причин образования ранее неизвестного в природе фотохимического тумана-смога.

В итоге практически все жители города испытывают на себе вредное влияние загрязнённого воздуха.

1.2. Влияние автотранспорта на гидросферу

В основном загрязнение поверхностных водоемов автотранспортом происходит в процессе ливнестока с городских территорий. В качестве основного загрязнителя выступают нефтепродукты, взвешенные вещества. (3, с. 88). В поверхностных стоках с проезжей части автомобильных дорог содержатся, кроме взвешенных частиц и нефтепродуктов, тяжёлые металлы (свинец, кадмий и др.) и хлориды, которые в зимний период применяются для борьбы с гололёдом.

Загрязнение вод транспортными отходами проявляется в изменении физических и органолептических свойств (нарушение прозрачности, окраски, запахов, вкуса).

С ростом числа автомобилей уменьшается площадь, занятая растительностью, которая дает кислород и очищает атмосферу от пыли и газа, все больше места занимают площадки для парковок, гаражи и автомобильные дороги.

 

1.3. Влияние автотранспорта на почвенный покров

Почва - составная часть почти всех биосферных круговоротов веществ.

Вещества, попадающие с выхлопными газами в атмосферный воздух, затем, оседают на почве. Они оказывают техногенное воздействие на почвенный покров, трансформируют его, изменяют направления почвообразовательных процессов и свойства почв, загрязняет их тяжелыми металлами. Автотранспорт является серьезным источником свинцового загрязнения. (4, с. 178).Особенно много свинца в почвах вдоль крупных автострад. Из почвы токсические вещества могут попасть в организмы животных, людей и вызвать тяжелейшие болезни и смертельные исходы.

Оседая на зеленой части растений, неорганическая пыль и особенно сажа ухудшают условия дыхания, замедляет рост и развитие растений.

С ростом числа автомобилей уменьшается площадь, занятая растительностью, которая дает кислород и очищает атмосферу от пыли и газа, все больше места занимают площадки для парковок, гаражи и автомобильные дороги. (6, с. 113).

 

1.4. Шумовое воздействие

Основные источники акустического загрязнения городской среды - это автотранспорт. В промышленном городе обычно высок процент грузового транспорта на магистралях. Увеличение в общем потоке автотранспорта грузовых автомобилей, особенно большегрузных с дизельными двигателями, приводит к повышению уровней шума.

В связи с тем, что транспортные магистрали проходят в непосредственной близости от жилой застройки, можно говорить о том, что наибольшему негативному шумовому влиянию подвергаются жители первого эшелона застройки. Именно они попадают в зону так называемого акустического дискомфорта, в пределах которой уровни звука превышают допустимые величины по санитарно-гигиеническим показателям. (10, с. 12).

Выделяются три аспекта вредности шума:

· психологическая вредность, вызванная шумом, который нежелателен и вызывает раздражение и недовольство человека;

· функциональная вредность, обусловленная шумом, мешающим какой-либо деятельности (работе, сну, разговору, чтению и др.);

· физиологическая вредность, вызванная шумом, при систематической подверженности которому возникает опасность потери слуха. (10, с. 9).

Шумовое воздействие неблагоприятно и для животных. Имеются данные, что вблизи крупных автомагистралей происходит преждевременная линька птиц, они начинают плохо ориентироваться, трескаются яйца в гнездах.

1.5. Проблема парковок

В нашем городе остро стоит проблема с нехваткой парковочных мест. Северодвинск, как и большинство городов, не был рассчитан на такое большое количество мест для парковки автомобилей.

Споры о парковке машин во дворах домов идут между жильцами многоквартирных домов постоянно. Автовладельцы стремятся поставить машину как можно ближе к дому, чтобы иметь возможность и наблюдать за своим автомобилем, и быстро добраться до него, когда возникает необходимость. Жильцы, не имеющие машин, либо живущие на нижних этажах домов, всячески противятся такой парковке, поскольку, выхлопные газы от автомобилей, а так же шум двигателей, мешают их нормальной жизни. Кроме того, неправильная парковка автомобилей мешает подъезду к домам машин экстренной помощи – скорой, пожарной и т.д.

Также большинство придомовых территорий не оснащено специальными парковочными местами. Если же такие имеются, то их, как правило, не хватает. Вопрос о правилах парковки машин во дворах домов до сих пор не решен. Это обостряет напряженность между жильцами. Таким образом, нехватка парковочных мест может привести к тому, что соседи начнут бороться друг с другом методами, весьма далекими от соблюдения закона.


 

 

ГЛАВА 2 Анализ воздействия автотранспорта на окружающую среду

2.1. Показатели состояния автопарка

В Северодвинске основной объем перевозок грузов и пассажиров выполняется автомобильным транспортом. Ниже схематично представлено количество транспортных средств в Северодвинске 2011-2013 г.г.


Рис.1. Количество транспортных средств в Северодвинске 2011-2013 г.г.

По данным диаграммы виден рост количества автотранспорта с 2011-2012 год на 8,6%, с 2012-2013 год на 5,1%. Парк автотранспортных средств увеличивается главным образом за счет автомобилей индивидуальных владельцев.

При анализе обеспеченности населения собственными легковыми автомобилями получены данные, представленные на диаграмме.

Рис.2. Обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями 2011-2013 г.г.(на 1000 чел.)

По данным диаграммы виден рост числа автомобилей в личной собственности граждан г.Северодвинска. Каждый четвертый житель города является владельцем автотранспортного средства.

Статические данные, представленные в данном разделе работы взяты из отчета о деятельности Мэра Северодвинска и Администрации муниципального образования «Северодвинск» за 2011,2012,2013 г.г.

2.2 Определение загруженности улицы автотранспортом

Данная практическая работа дает возможность оценить загруженность улицы Ломоносова на участке дороги напротив МАОУ СОШ №6 с углубленным изучением иностранных языков. Интенсивность движения автотранспортом производилась методом подсчета автомобилей разных типов с 13.00-14.00ч.

Таблица

Оценка загруженности улиц автотранспортом за 1 час.

 

Тип автомобиля Число автомобильных единиц
Автобус  
Легкий грузовой  
Легковой  
Итого  

 

Итогом работы является суммарная оценка суточной загруженности улицы автотранспортом (согласно ГОСТ-17.2.2.03-77: Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности: низкая интенсивность движения - 2,7-3,6 тыс. автомобилей в сутки, средняя - 8-17 тыс. и высокая - 18-27 тыс.). В нашем случае загруженность улицы на данном участке 39744 в сутки автомобиля, характеризуется как высокая интенсивность движения.


 

2.3. Оценка уровня загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации углерода)

Оценку уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта (по концентрации СО) определили по методике приведённой В.А. Вронским в его пособии «Прикладная экология»:

Формула оценки концентрации окиси углерода (Ксо);

КСО= (0,5 + 0,01 NКТ)КАКУКСКВКП,

Интерпретация формулы представлена (Приложение 1).

Оценку уровня загрязнения воздуха проводили в г.Северодвинске на автотрассе в районе МАОУ «СОШ №6 с углубленным изучением иностранных языков», с многоэтажными застройками с двух сторон, с продольным уклоном 0, регулируемое пересечение: со светофорами обычное, в течении 1 часа с 13.00-14.00. Температура воздуха 0, ветер 2 м/с, относительная влажность 80%. Расчет представлен. (Приложение 1).

Анализ проделанной работы показывает, что уровень загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта в г. Северодвинске на автотрассе в районе МАОУ «СОШ №6 с углубленным изучением иностранных языков" составляет 74,7 мг/м3, что в 15 раз превышает норму (ПДК 5 мг/м3).

2.4. Анализ мнения учащихся путями исследования

Для выяснения информированности учащихся по теме исследования нами была разработана анкета (Приложение 2). Опрошено было 64 ученика «СОШ №6 с углубленным изучением иностранных языков». В результате анкетирования было выяснено следующее:

1. Имеют в семье автомобиль 92,2 % опрошенных;

2. Частая проблема с парковкой автомобиля наблюдается у 29,7 % респондентов;

3. Иногда возникает проблема с парковкой у 59,4 % опрошенных;

4. Редко сталкиваются с проблемой парковки автотранспорта 10,9 % учащихся;

5. 92,2 % опрошенных считают, что автомобиль загрязняет окружающую среду;

6. Шум автотранспорта мешает повседневной жизни 42,2 % учеников;

7. 28,1 % респондентов считают, что на улицах города слишком много автомобилей;

8. 68,8 % опрошенных утверждают, что на улицах города среднее количество машин;

9. 3,1 % учащихся думают, что в городе малая загруженность улиц автотранспортом.

Данные анкетирования представлены в виде диаграмм (Приложение 3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования нами было установлено, что в настоящее время автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Городской наземный автотранспорт представляет целый ряд удобств, без которых не может обойтись современное общество: быстрота, надежность, экономичность, эффективное обеспечение массовых перевозок, как на небольшие, так и на значительные расстояния. Наряду с преимуществом, которое обеспечивает обществу развитая транспортная сеть, ее прогресс сопровождается негативным воздействием транспорта на окружающую среду.

Автомобиль из блага цивилизации превращается в ее бич и становится конкурентом человека за жизненное пространство.

ВЫВОДЫ

1. В ходе исследования нами было изучено и обработано большое количество справочной литературы по теме работы.

2. Проведённые исследования позволили сделать вывод, что количество автотранспортных средств растет, с увеличением автомобильного парка уровень вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду интенсивно возрастает.

3. Результаты анкетирования среди учеников показали, что основная масса респондентов имеют в семье автомобиль, парковка которого во многих случаях является проблемой. Большинство опрошенных считают, что автотранспорт негативно влияет на окружающую среду, и его шум мешает нормальной жизни людей. Больше половины респондентов указали на большое количество автомобилей на улицах города.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.