Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути повышения правовой и политической культуры




Государство придает большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законам и правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка. Эти качества составляют существенные стороны правовой культуры, развитие которой позволяет говорить о построении правового общества.

Для повышения правовой культуры необходимо учитывать ряд задач. Во-первых, следует «обеспечить надлежащую ориентацию в основополагающих началах и принципах правовой системы государства». Знание основных принципов правовой системы позволяет глубоко понять общественную сущность права, его разумность и необходимость, способствует переходу правовых знаний в убеждения.

Во-вторых, необходимо создать базу для значительного расширения объема и повышения уровня правового поведения адресатов права. Высокий уровень юридической и политической культуры личности и общества обеспечит не только свободу, но организованность социальных отношений, их подчиненность установленному порядку. Правовое поведение подразумевает не только понимание людьми справедливости и полезности правовых установок, но и ответственность перед обществом и государством за свои поступки. Другими словами «правовое поведение основано на социальной зрелости и юридической грамотности граждан». Все это представляет собой общественно полезное явление, которое считается предпосылкой нормального функционирования любого государства, процветания каждой сферы его жизнедеятельности.

В-третьих, целесообразно обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обязанностей за свои законные интересы, преодолеть правовую пассивность. Важнейшая часть правовой культуры - чувство законности и справедливости - должна вырасти в потребность отстаивать справедливость, несмотря на препятствия и трудности. Однако противодействие несправедливости не должно превышать пределов необходимой обороны.

В-четвертых, осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности» и вести борьбу на преодоление правового нигилизма, которое овладело за последнее время массовым сознанием. Такой нигилизм коренится в правовом невежестве граждан и должностных лиц, их слабой информированности о законах, а также в умышленном, или скорее неосознанном желании их обойти, проигнорировать, если это приносит ощутимые выгоды при минимальном риске подвергнуться санкциям. Чтобы искоренить правовой нигилизм следует обратить внимание на качество самих законов, которые являются причиной подрыва доверия народа к законодателю.

В-пятых, «активизировать правовое поведение». От действенности позиции каждого в борьбе с нарушениями законности зависит стабильность правопорядка в обществе, поэтому большое значение имеет способность граждан помогать государству в его правоохранительной деятельности.

В настоящее время в нашей стране приняты и введены в действие Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [8]. Данный документ раскрывает, что на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние следующие факторы:

1) характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;

2) качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания;

3) распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации;

4) доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики;

5) понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп;

6) систематический и качественный контроль за состоянием законодательства Российской Федерации в целях его оптимизации, выявления пробелов и противоречий, своевременной его инкорпорации и кодификации, а также контроль за правоприменением, выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона;

7) эффективная, профессиональная и законная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона, обеспечение неотвратимости соразмерного и справедливого наказания за нарушение закона;

8) обеспечение правопорядка в жизненно важных для большинства граждан сферах жизни, соблюдение нормативных требований организациями, осуществляющими реализацию товаров и оказывающими услуги населению;

9) доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;

10) деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.

Обращаясь к вышеприведенному утверждению о том, что политика и право выступают элементами надстройки по отношению к экономическому базису, можно сделать вывод, что названные факторы способны повлиять как на экономические показатели отдельно взятого государства, так и на мировую экономику в целом.

На сегодняшний день специалисты говорят о том, что российская экономика начнет оживать не ранее 2014 года. К такому выводу пришли специалисты Минэкономразвития. За семь лет с момента кризиса Россия вырастет на треть меньше мировой экономики. Тем временем эксперты отмечают рекордный отток иностранных инвестиций из экономики РФ. Ускорение развития мировой экономики тоже вероятно только в 2014 году.

Прогноз исходит из того, что темпы роста российской экономики останутся выше мировой.

Следует обратить внимание на укрепляющуюся тесную связь экономик России, Белоруссии и Украины – даже несмотря на некоторые шаги последней в сторону Запада. Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае она направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей.

Политическая же и правовая культура определяют облик законопослушного чиновника и рядового гражданина.

В наше время значительная часть субъектов предпринимательской деятельности отличается слабыми познаниями в области законодательства, даже регулирующего отношения в сфере их профессиональных интересов. При этом большинство предпринимателей интуитивно осознает и использует свои права, но игнорирует обязанности.

В деловых кругах встречаются люди, которые готовы вести свой бизнес любыми путями и способами ради получения прибыли.

Безразлично-потребительское отношение государства к предпринимателям, бизнесменам постоянно оказывает негативное влияние на рынок России, на ее международный уровень, препятствует развитию российской и мировой экономики.

Невысокий уровень знаний создает барьеры на экономическом рынке, что отрицательно сказывается на имидже России. Многие предприниматели на мировом рынке нацелены на моментальное, быстрое обогащение и не хотят инвестировать свои средства в долговременные проекты.

Важны ментальные черты народа.Люди не могут и не хотят добиваться всего своими руками. Никто не упустит возможности получить определенное благо без усилий, если такая возможность представится. Каждый день из новостей можем слышать о взятках, коррупции, неуплате налогов, халатности работников, фальсификации документов. Все это сказывается на экономической ситуации страны. Так называемая рыночная экономика России далеко не рыночная. Данный тип экономики несостоятелен в нашей стране из-за отсутствия чистой конкуренции, наличия монополии, олигархов, недобросовестных чиновников и ряда других причин. Все эти факторы, как с ними ни бороться, будут существовать, пока не изменится культура народа.

Заключение

В работе показана важность политической и правовой культуры как факторов, влияющих на состояние и развитие мировой экономики. К мерам повышения уровня политической и правовой культуры согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правосознания и правовой грамотности граждан относятся:

а) в области совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменения:

1) совершенствование правового механизма реализации гражданами прав, свобод и исполнения ими обязанностей, а также эффективной защиты прав и законных интересов граждан;

2) создание нормативно-правовой базы, необходимой для реализации основных направлений государственной политики; совершенствование процесса нормотворчества, повышение качества нормативных правовых актов;

3) организация системного мониторинга законодательства Российской Федерации и правоприменения в целях выявления недостатков, пробелов и противоречий в законодательстве;

4) обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем;

5) обеспечение доступности всем слоям населения юридических услуг, в том числе оказываемых адвокатами и нотариусами;

6) поэтапное введение практики оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи и содействия гражданам при получении ими государственных и муниципальных услуг, а также их участие в правовом просвещении граждан и развитии правосознания населения;

7) развитие негосударственных форм правового просвещения и оказания юридической помощи населению, государственная поддержка этого процесса;

б) в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров являются:

1) включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности;

2) развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий;

3) применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей;

4) распространение программ дополнительного правового образования для взрослых;

5) повышение уровня юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета "Право", а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования;

6) совершенствование уровня подготовки профессиональных кадров юридического профиля для замещения ими соответствующих должностей;

7) формирование прогноза потребностей экономики на федеральном и региональном уровне в специалистах с высшим юридическим образованием, включая разработку перечня направлений (специализаций) юридической подготовки, ориентированных на области практической деятельности юриста;

8) распространение положительного опыта образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, по созданию и функционированию юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению.

в) в сферах культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности являются:

1) распространение в электронных и печатных средствах массовой информации, в эфирном и кабельном вещании теле- и радиоканалов, созданных с государственным участием, в сегменте социальной рекламы, в сети Интернет информационной продукции, содержащей правовую информацию, а также способствующей развитию правовой грамотности и правосознания граждан и пропагандирующей законопослушание, добросовестность в осуществлении прав и выполнении обязанностей, уважительное и бережное отношение к правам и охраняемым законом интересам, в том числе в формате постоянных рубрик и тематических передач, специализированных периодических и разовых изданий;

2) создание и распространение творческих проектов, доступных для непрофессионального восприятия, информационных материалов, предоставляющих базовые юридические знания и формирующих правовую культуру и правосознание граждан, а также разработка и реализация системы мер государственного стимулирования таких проектов и материалов;

3) введение механизма публичной оценки и рекомендаций в случае предполагаемого распространения произведений и информационных материалов, рекламной продукции, открыто пропагандирующих межнациональную и религиозную рознь, грубое нарушение норм общественной морали, неуважение к закону и суду;

4) постоянное пополнение за счет целевого финансирования в общедоступных библиотечных фондах популярной юридической литературы.

г) мерами государственной политики организационного и методического характера являются:

1) обеспечение координации деятельности и взаимодействия федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, муниципальных органов, а также институтов гражданского общества и конфессий при реализации настоящих Основ;

2) определение задач и полномочий государственных и муниципальных органов, а также стандартов качества оказываемых ими услуг, механизма контроля в данной сфере;

3) разработка и осуществление программ государственных и муниципальных органов по реализации государственной политики;

4) научное и методическое обеспечение реализации государственной политики с использованием разработок в области психологии, педагогики, социологии, теории массовых коммуникаций, криминологии и других наук;

5) выработка форм взаимодействия участников реализации государственной политики с конфессиями;

6) создание системы моральных и материальных стимулов и поощрений активного участия в осуществлении государственной политики.

Полагаем, что указанные меры, осуществляясь в комплексе, могут способствовать не только повышению правовой и политической культуры, но и развитию государственной и мировой экономики в целом.

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в редакции от 30 декабря 2008 года) // РГ. 2009. 21 января.

2. Разумович Н.Н.Политическая и правовая культура. М., 1989.

3. Исаев И.А.Правовая культура России. М., 2013

4. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: проблемы методологии исследования. М., 1980.

5. Коган Л.Н. Социологический аспект изучения культуры // Социологические исследования. 1976. №1.

6. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура: методологические проблемы. М., 1983.

7. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1995.

8. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // Российская газета. 2011. 14 июля

9. Экономика стран Азии: не стоит винить ФРС в их проблемах // http://www.bankist.ru/article/270813/1668/

10.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 4487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.