Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление в сфере науки




РАБОТЫ В РОССИИ

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях совершенствования российского законода-

тельства, увеличения научной и юридической информации, быстрого об-

новления правовых и иных знаний серьезное значение приобретает подго-

товка высококвалифицированных юристов, имеющих высокую профес-

сиональную и теоретическую подготовку, способных к самостоятельной

творческой работе. В связи с этим учебные планы вузов, осуществляющих

подготовку юристов, предусматривают выполнение студентами курсовых

и выпускных квалификационных работ. Различные формы учебно-

исследовательской работы студентов (подготовка рефератов, сообщений,

докладов, проведение исследований во время производственной практики

и т.д.) включаются в учебный процесс, проводятся в учебное время. Во

внеучебное время студенты работают в проблемных группах, научных

кружках, участвуют в работе научно-практических конференций, оказы-

вают помощь преподавателям в изучении гражданских и уголовных дел в

судах и выполняют другие виды научно-исследовательской работы. Все

это должно помочь студентам глубоко усвоить различные дисциплины,

выработать способность творчески мыслить, научиться самостоятельно

выполнять хотя бы небольшие научно-исследовательские работы, анали-

зировать и обобщать юридическую практику.

С этой целью в учебные планы многих вузов включена дисциплина

«Основы научных исследований». Еще в 1986 г. Академией наук СССР

(Межведомственным координационным советом) была опубликована ра-

бочая программа курса «Основы научных исследований», рассчитанная на

90 часов. Изданы учебники и учебные пособия для технических, педаго-

гических, медицинских и других вузов. Однако ни одного учебника для

студентов юридических учебных заведений выпущено не было. В настоящем

учебном пособии предпринята попытка восполнить этот пробел и изложить

основы научно-исследова-тельской работы студентов в связи с теорией и

практикой юриспруденции.

Глава I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

Законодательную основу регулирования отношений между субъек-

тами научной и научно-технической деятельности, органами власти и по-

требителями научной и научно-технической продукции образует Феде-

ральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-

технической политике»1. Согласно Закону государственная научно-

техническая политика осуществляется исходя из следующих основных

принципов:

- признания науки социально значимой отраслью, определяющей

уровень развития производительных сил государства;

- гарантии приоритетного развития фундаментальных научных исследо-

ваний;

- интеграции научной, научно-технической и образовательной дея-

тельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и

студентов вузов в научных исследованиях и экспериментальных разработ-

ках посредством создания учебно-научных комплексов на базе вузов, на-

учных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а

также научных организаций министерств и иных федеральных органов го-

сударственной власти;

- поддержки конкуренции и предпринимательской деятельности в

области науки и техники;

- развития научной, научно-технической и инновационной деятель-

ности2 посредством создания системы государственных научных центров

и других структур;

- концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития

науки и техники;

- стимулирования научной, научно-технической и инновационной

деятельности через систему экономических и иных льгот.

Под руководством Президента РФ разработаны «Основы политики

Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до

2010 года и дальнейшую перспективу». Важнейшими направлениями го-

сударственной политики в области развития науки и технологий являются:

1)развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных иссле-

дований и разработок;

2)совершенствование государственного регулирования в области

развития науки и технологий;

3)формирование национальной инновационной системы;

4)повышение эффективности использования результатов научной и

научно-технической деятельности;

5)сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического

комплекса;

1 См.: СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

2 Инновационной является деятельность, направленная на получение нового или усовершен-

ствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологи-

ческого процесса, используемого в практической деятельности. Инновация (нововведение) – ко-

нечный результат такой деятельности.

6)интеграция науки и образования;

7)развитие международного научно-технического сотрудничества 3.

В Российской Федерации управление научной и (или) научно-

технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принци-

пов государственного регулирования и самоуправления.

Органы государственной власти, учреждающие государственные на-

учные организации, утверждают их уставы, осуществляют контроль за

эффективным использованием и сохранностью предоставленного им

имущества, осуществляют другие функции в пределах своих полномочий.

В соответствии со ст. 7 Закона от 23 августа 1996 г. органы государственной

власти России и субъектов РФ, научные организации и организации науч-

ного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий

определяют приоритетные направления развития науки и техники, обес-

печивают формирование системы научных организаций, межотраслевую

координацию научной и (или) научно-технической деятельности, разра-

ботку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов,

развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений

науки и техники.

Основной правовой формой отношений между научной организаци-

ей, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-

технической продукции, в том числе министерствами и иными федераль-

ными органами исполнительной власти, являются договоры (контракты)

на создание, передачу и использование научной и (или) научно-

технической продукции, оказание научных, научно-технических, инже-

нерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры. Прави-

тельство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, учредившие

государственные научные организации, вправе устанавливать для них

обязательный государственный заказ на выполнение научных исследова-

ний и экспериментальных разработок.

Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство России обеспечи-

вает проведение единой государственной политики в области науки. Фе-

деральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной науч-

но-технической политике» определил функциональные обязанности и

права Правительства, в частности право устанавливать обязательный го-

сударственный заказ на научные исследования для учрежденных им науч-

ных организаций, ограничивать и лицензировать отдельные виды дея-

тельности, вводить в необходимых случаях режим секретности, а также

обязанность обеспечивать создание федеральных информационных фон-

дов и систем в области науки и техники, организовать исполнение феде-

3 См.: Поиск. 2002. 19 апр.

рального бюджета в части расходов на научные исследования и проведе-

ние экспериментальных разработок.

Правительством РФ утвержден ряд программных документов о раз-

витии науки в России, например Концепция реформирования российской

науки на период 1998 – 2000 годов (постановлением от 18 мая 1998 г.),

Концепция инновационной политики РФ на 1998 – 2000 годы (постановле-

нием от 24 июля 1998 г.).

В ведении Правительства РФ находятся Российский фонд фундамен-

тальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. В ус-

тавах этих фондов указано, что они являются некоммерческими организа-

циями в форме федеральных учреждений. Они проводят отбор на кон-

курсной основе проектов научных исследований, поддерживаемых этими

фондами, по изданию научных трудов, организации научных мероприятий

(конференций, семинаров и т.п.), развитию экспериментальной базы науч-

ных исследований. Фонды финансируют отобранные проекты и меро-

приятия, контролируют использование выделенных средств, поддержива-

ют международное сотрудничество в области научных исследований 4.

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим госу-

дарственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и

технологий гражданского назначения, а также координирующим деятель-

ность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти,

является Министерство промышленности, науки и технологий РФ.

Министерство формирует и обеспечивает единую государственную

научно-техническую политику, определяет приоритетные направления

развития науки и техники, организует работу по решению важнейших

межотраслевых научно-технических проблем, разрабатывает федеральные

научно-технические программы и содействует в их реализации, коорди-

нирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере

научно-технической информации, разрабатывает и осуществляет меры по

сохранению и развитию научно-технического потенциала России.

Другим федеральным органом исполнительной власти, осуществ-

ляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие

и организационные функции в области охраны промышленной собствен-

ности (изобретения, промышленные образцы и др.), правовой охраны для

ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, является Россий-

ское агентство по патентам и товарным знакам. Агентство принимает к рас-

смотрению заявки на выдачу патентов, свидетельств на объекты промышлен-

ной собственности, проводит экспертизу этих заявок, осуществляет государ-

4 См.: СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1035; № 20. Ст. 2012.

ственную регистрацию объектов промышленной собственности, выдает ох-

ранные документы и выполняет другие функции.

Важные управленческие функции в сфере вузовской науки выполня-

ет Министерство образования РФ. Оно является федеральным органом

исполнительной власти, осуществляющим управление не только в сфере

образования, но и в сфере научной и научно-технической деятельности

образовательных учреждений, научных и других организаций в сфере об-

разования. В число основных задач Министерства образования РФ входит

разработка и реализация системы управления сферой научной деятельно-

сти, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских

работ в учреждениях и организациях сферы образования, реализация кад-

ровой политики в сферах образования и научной деятельности.

Приказом Минобразования России от 6 июня 2000 г. № 1705 утвер-

ждена «Концепция научной, научно-технической и инновационной поли-

тики в системе образования Российской Федерации на 2001 – 2005 годы»

(далее – Концепция). В ней определена главная цель научной, научно-

технической и инновационной политики системы образования: обеспече-

ние подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров

на уровне мировых квалификационных требований, эффективное исполь-

зование ее образовательного, научно-технического и инновационного по-

тенциала для развития экономики и решения социальных задач страны.

Для достижения поставленной цели в Концепции сформулированы сле-

дующие основные задачи:

развитие научных исследований как основы фундаментализации об-

разования, базы подготовки специалиста;

органическое сочетание фундаментальных поисковых и прикладных

исследований с конкурентноспособными разработками коммерческого ха-

рактера;

приоритетное развитие научных исследований, направленных на со-

вершенствование системы образования всех его уровней;

совершенствование системы планирования и финансирования науч-

ной, научно-технической и инновационной деятельности организаций.

В Концепции намечены направления работы с молодежью:

развивать систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную

работу студентов и учащейся молодежи, научных молодежных школ и кон-

ференций;

обеспечить академическую мобильность студентов, аспирантов,

докторантов, разработать систему поддержки и поощрения одаренной мо-

лодежи;

совершенствовать организацию учебно- и научно-исследовательской

работы молодежи в системе: школа – вуз – аспирантура – докторантура.

Министерство образования РФ разработало Федеральную целевую про-

грамму «Развитие юридического образования в России на 2001 – 2005 гг.». В

ней указаны цели в области науки: интенсифицировать развитие юриди-

ческой науки на основе активного использования отечественного и зару-

бежного опыта в соответствии с новыми общественными потребностями;

достигнуть эффективной научной деятельности юридических образова-

тельных учреждений; развивать научное творчество студентов-юристов. В

Программе содержатся следующие рекомендации, относящиеся к юриди-

ческой науке: разработать на государственном и межведомственном уров-

нях основные направления научных исследований фундаментальных и

прикладных юридических наук; установить тесные связи вузовского, ака-

демического и отраслевого секторов юридической науки; создать совме-

стные лаборатории для научно-исследовательских работ и выполнения го-

сударственных и ведомственных заказов5.

Структурным подразделением Министерства образования РФ вы-

ступает Высшая аттестационная комиссия (ВАК), главными задачами кото-

рой являются:

- обеспечение единой государственной политики, осуществление

контроля и координация деятельности в области аттестации научных и

научно-педагогических кадров высшей квалификации;

- содействие улучшению количественного состава научных и науч-

но-педагогических кадров, повышению эффективности их подготовки и

использования с учетом потребностей общества и государства, перспектив

развития науки, образования, техники и культуры.

В соответствии с возложенными на нее задачами ВАК Минобразо-

вания России:

- разрабатывает в пределах своей компетенции порядок формирова-

ния и организации работы диссертационных советов, инструкции и формы

документов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения

ученых званий;

- контролирует деятельность диссертационных советов, а также пе-

ресматривает сеть диссертационных советов по каждой научной специ-

альности;

- разрабатывает порядок оформления и выдачи дипломов доктора

наук и кандидата наук и аттестатов профессора и доцента по специально-

сти государственного образца;

- выполняет другие функции, перечисленные в Положении о Выс-

шей аттестационной комиссии Министерства образования Российской

Федерации6.

5 См.: Юридическое образование и наука. 2001. № 1. С. 2 – 8.

6 См.: Российская газета. 2002. 1 июня.

Федеральные органы исполнительной власти в сферах науки и обра-

зования работают во взаимодействии с Российской академией наук, от-

раслевыми академиями наук, сотрудничают с образовательными учрежде-

ниями высшего профессионального образования, общественными науч-

ными объединениями.

Высшим научным учреждением страны является Российская акаде-

мия наук (РАН). РАН проводит фундаментальные и прикладные научные

исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и

технических наук, принимает участие в координации фундаментальных

научно-исследовательских работ, выполняемых научными организациями

и высшими учебными заведениями, финансируемыми из федерального

бюджета.

Академии наук подчинен ряд научно-исследовательских институтов,

в том числе Институт государства и права.

В составе академии – 9 отделений по областям и направлениям нау-

ки. В настоящее время существует три региональных отделения: Сибир-

ское, Дальневосточное и Уральское. Последнее включает Архангельский,

Коми, Оренбургский, Пермский, Челябинский и Удмуртский научные

центры7. Кроме того, Уральское отделение имеет Институт философии и

права (г. Екатеринбург).

Высшим органом управления РАН является общее собрание, которое из-

бирает ее руководство – президента, вице-президентов, членов Президиума.

Всей деятельностью академии в период между сессиями общего собрания ру-

ководит президент РАН.

На 1 января 2002 г. в академии состояло 473 академика и 697 чле-

нов-корреспондентов, в институтах и других научных учреждениях рабо-

тало около 113 695 человек, из них 9 307 докторов наук и 26 415 кандида-

тов наук 8.

Помимо РАН, функционируют отраслевые академии наук: Российская

академия архитектуры и строительных наук, Российская академия медицин-

ских наук, Российская академия образования, Российская академия сельско-

хозяйственных наук, Российская академия художеств. Эти академии имеют

государственный статус: они учреждаются федеральными органами испол-

нительной власти, финансируются из федерального бюджета.

Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организация-

ми, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соот-

ветствующих областях науки и техники и участвуют в координации этих на-

учных исследований. Отраслевые академии наук имеют региональные науч-

ные центры. Так, в г. Челябинске действуют Челябинский научный центр

7 См.: Поиск. 2002. 24 мая.

8 Там же.

Российской академии медицинских наук и Регионально-образовательный

центр Российской академии образования.

Весомый вклад в развитие юридических наук вносят отраслевые (ве-

домственные) научно-исследовательские институты. Так, при Правительстве

РФ функционирует Институт законодательства и сравнительного правове-

дения, при Генеральной прокуратуре РФ – Научно-исследовательский ин-

ститут проблем укрепления законности и правопорядка, МВД России под-

чинены Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ МВД

РФ), НИИ противопожарной обороны, научно-исследовательский центр

ГИБДД и другие научные учреждения.

В Москве также функционируют НИИ правотворчества и проблем

правоприменения, Исследовательский центр частного права, Научный

центр правовой информации.

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994 г. ряду НИИ при-

своен статус государственного научного центра РФ и утверждены положе-

ния об условиях государственного обеспечения этих центров. На центры

возложены: функции проведения в соответствии с утвержденными про-

граммами фундаментальных, поисковых и прикладных научно-

исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; уча-

стие в разработке и реализации федеральных целевых программ; подготовка

и переподготовка научных кадров; участие в выполнении обязательств, пре-

дусмотренных межгосударственными соглашениями, договорами и другими

документами о научно-техническом сотрудничестве9.

Большой объем научных исследований в стране выполняется выс-

шими учебными заведениями (университетами, академиями, института-

ми).

Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 22 августа 1996 г. «О

высшем и послевузовском профессиональном образовании» одной из за-

дач вуза является развитие наук и искусств посредством научных иссле-

дований и творческой деятельности научно-педагогических работников и

обучающихся, использование полученных результатов в образовательном

процессе. Для реализации этой задачи в вузах организуются научные под-

разделения – научно-исследовательские и проектные институты, лабора-

тории, конструкторские бюро и иные организации, деятельность которых

связана с образованием.

Непосредственное руководство научными исследованиями в вузе

осуществляет проректор по научной работе (заместитель начальника ин-

ститута, академии по научной работе), на факультете – декан или его за-

меститель по научной работе, на кафедре – заведующий кафедрой (на-

9 См.: СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1524.

чальник кафедры). Для управления НИР структурных подразделений ву-

зов создаются специальные органы – научно-исследовательские части,

сектора, отделы. Так, в Челябинском государственном университете орга-

низация научно-производственной деятельности возложена на Научно-

исследовательский сектор.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 23 августа 1996 г. «О

науке и государственной научно-технической политике» научные работ-

ники вправе создавать на добровольной основе общественные объедине-

ния (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские

общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном за-

конодательством об общественных объединениях.

В последнее десятилетие в России создано более 60 общественных

(негосударственных) академий наук10. Среди них, например, Петровская

академия наук и искусств, Российская академия общественных наук, Ака-

демия социальных наук РФ, Российская академия юридических наук

(РАЮН). Учредительный съезд РАЮН состоялся 6 марта 1999 г. Делега-

ты съезда приняли Устав общероссийской общественной организации

«Российская академия юридических наук», избрали Ученый совет и Пред-

седателя Исполкома. Членами академии стали более 400 докторов и кан-

дидатов наук из 51 субъекта РФ.

Согласно Уставу РАЮН является добровольной самоуправляемой не-

коммерческой организацией, содействующей развитию юридической науки,

соответствующей запросам демократического и правового государства.

Членами академии могут быть физические и юридические лица. Фи-

зические лица, как правило, должны иметь ученую степень кандидата или

доктора юридических наук.

Центральными руководящими органами РАЮН являются Съезд,

Координационный совет, Ученый совет и Исполнительный комитет.

Задачами академии являются: консолидация научных кадров; орга-

низация взаимного сотрудничества между членами академии в научной

деятельности; содействие в организации и проведении прикладных и фун-

даментальных научно-исследовательских работ в области права; матери-

альная поддержка и поощрение представителей российской юридической

науки, создание условий для развития творческих способностей молодых

ученых и др.11

Помимо академий в России созданы и другие общественные объедине-

ния юристов: Российский союз юристов, Молодежный союз юристов России,

Российская криминологическая ассоциация, Российская ассоциация между-

народного права и др. Так, созданная в 1991 г. Российская криминологическая

10 См.: Черешнев В., Циммерман Я. Эпидемия академий // Поиск. 2000. 22 сент.

11 См.: Юридическое образование и наука. 1999. № 2. С. 42 – 46.

ассоциация согласно Уставу является добровольной, самоуправляемой обще-

ственной организацией, призванной обеспечить консолидацию и сотрудниче-

ство между всеми криминологами и другими специалистами, общественны-

ми, государственными деятелями, решающими задачи борьбы с преступно-

стью в масштабах России, а также на международном уровне.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в облас-

ти формирования и реализации государственной научно-технической по-

литики определены Федеральным законом от 23 августа 1996 г. «О науке

и государственной научно-технической политике». Согласно ст. 12 Закона

к ведению органов государственной власти субъектов РФ относится:

участие в выработке и реализации государственной научно-

технической политики;

определение приоритетных направлений развития науки и техники в

субъектах РФ;

формирование научных и научно-технических программ и проектов

субъектов РФ;

финансирование научной и научно-технической деятельности за

счет средств бюджетов субъектов РФ;

формирование органов управления в сфере научной и научно-

технической деятельности субъектов РФ и межрегиональных органов;

управление государственными организациями регионального значе-

ния, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;

контроль за деятельностью государственных научных организаций

федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям орга-

нов государственной власти субъектов РФ;

формирование межрегиональных и региональных фондов научного,

научно-технического и технологического развития;

осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными за-

конами к ведению органов государственной власти субъектов РФ.

На уровне субъектов РФ управление в сфере науки непосредственно

организуют министерства, управления и другие структурные подразделе-

ния местных органов власти. Так, в Челябинской области эта функция

возложена на Главное управление образования и науки Челябинской об-

ласти (далее – Главное управление). Согласно Положению о нем, Главное

управление является государственным органом исполнительной власти

области, реализующим государственную и региональную политику, осу-

ществляющим управление и координацию деятельности других органов

государственной власти в сферах общего и профессионального образова-

ния, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и

высшего профессионального образования, научных и иных организаций

системы образования. Задачами Главного управления в сфере науки, в ча-

стности, являются: реализация региональных программ, финансируемых

из средств областного бюджета; участие в разработке областной политики

в научной сфере, направленной на рост научного потенциала и повышение

вклада науки в социально-экономическое развитие области; осуществле-

ние контроля за исполнением законодательства РФ и Челябинской облас-

ти в сфере науки; осуществление комплексного анализа и прогнозирова-

ния тенденций развития науки в области; координация деятельности обра-

зовательных учреждений, научных учреждений и организаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.191 сек.