Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение литературы




Изучение литературы начинается с подбора и составления списка (кар-

тотеки) нормативных правовых актов, учебников, учебных пособий, моно-

графий, журнальных и газетных статей, опубликованной юридической прак-

тики. Необходимо просмотреть в библиотеках систематические, алфавитные

и предметные каталоги, каталоги авторефератов диссертаций, журнальных и

газетных статей92.

В алфавитном каталоге названия книг (карточки) расположены в алфа-

витном порядке, который определяется по первому слову библиографиче-

ского описания издания (фамилии автора или названию издания, автор кото-

рого не указан).

В систематическом каталоге карточки расположены по отдельным от-

раслям знаний в порядке, определяемом библиографической классификаци-

ей. Разновидностью такого каталога является каталог новых поступлений, в

котором содержатся названия книг, поступивших в библиотеку в течение

последних месяцев.

В предметном каталоге названия книг размещены по определенным

предметам (темам) исследования, отраженным в рубриках. Сами рубрики и

названия книг в этом каталоге следуют друг за другом в алфавитном порядке.

Для подбора литературы полезно воспользоваться библиографиче-

скими и реферативными изданиями. Необходимо просмотреть юридиче-

ские журналы, в частности последние номера за тот или иной год, в кото-

рых даны указатели материалов, опубликованных в журнале за год. Мож-

но просмотреть постраничные ссылки на использованную литературу в

монографиях, учебных пособиях и журнальных статьях. Нельзя упускать

92 Более подробно см.: Эхо Ю. Письменные работы в вузах: Практ. руководство для всех, кто пи-

шет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации. М., 1997. С. 20 – 50.

из вида сборники научных трудов вузов и научно-исследовательских уч-

реждений, тезисы и материалы научно-практических конференций. Цен-

ную информацию, особенно при изучении спорных вопросов темы, сту-

дент может получить из рецензий на работы ученых и преподавателей.

Наконец, некоторые учебники, учебные пособия, учебные программы,

планы семинаров и практических занятий по дисциплине, к которой имеет

отношение выбранная студентом тема исследования, содержат списки

нормативных актов, основной и дополнительной литературы.

Работу на правовую тему целесообразно начать с изучения норма-

тивной литературы: кодексов, федеральных законов и других нормативно-

правовых актов, опубликованных в «Собрании законодательства Россий-

ской Федерации», «Ведомостях Съезда народных депутатов Российской

Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», «Бюллетене

нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Рос-

сийской газете» и других официальных изданиях. Многие законодатель-

ные акты публикуются в журналах «Закон», «Законность», «Российская

юстиция» и др. При этом необходимо проверить, не внесены ли в соответ-

ствующие нормативные акты какие-либо изменения и дополнения. Полез-

но ознакомиться с официальными законопроектами, вносимыми на рас-

смотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также

теоретическими моделями законов. Например, задолго до принятия ново-

го УК РФ были опубликованы Теоретическая модель Уголовного кодекса

(Общая часть)93 и несколько его проектов94.

Изучение специальной юридической литературы (монографий,

учебников, учебных пособий, сборников научных трудов и др.) рекомен-

дуется проводить в определенной последовательности. Сначала следует

ознакомиться с книгой в общих чертах. Необходимость этого этапа опре-

деляется тем, что вовсе не обязательно тратить время на прочтение каж-

дой книги, возможно, вам понадобится лишь отдельная ее часть или даже

просто конкретная информация. В этих целях может оказаться достаточ-

ным прочитать справочный аппарат издания, который включает: выход-

ные сведения (заглавие, автор, издающая организация, год издания, анно-

тация, выпускные данные и т.д.); оглавление или содержание; библиогра-

фические ссылки и списки; предисловие, вступительную статью, после-

словие или заключение. Такое ознакомление с книгой поможет устано-

вить, целесообразно ли дальнейшее ее изучение.

Существует два способа чтения книги: беглый просмотр ее содержа-

93 См.: Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования. М., 1987. С. 235 – 274.

94 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации // Юрид. вестн. 1994. № 9; 1994. № 22 – 23;

Уголовный кодекс Российской Федерации: Проект // Рос. газ. 1995. 25 янв.; 1 февр.

ния и тщательная проработка текста95.

Путем беглого просмотра можно ознакомиться с книгой в общих

чертах. В результате такого «поискового» чтения может оказаться, что в

ней содержится нужная информация и требуется скрупулезно ее изучить.

Тщательная проработка текста заключается не только в полном его

прочтении, но и в усвоении, осмыслении, детальном анализе прочитанного.

При чтении юридической литературы важно уточнить все те понятия и тер-

мины, которые могут быть неправильно или неоднозначно истолкованы.

Для этого необходимо обратиться к словарям, справочникам и нормативным

правовым актам, в которых может быть дано их толкование. Вместе с тем в

тексте следует выделить основные положения и выводы автора и доказа-

тельства, их обосновывающие.

Если изучается нужная, интересная публикация и требуется тща-

тельная проработка текста, то при отсутствии возможности его скопиро-

вать составляется конспект. Он представляет собой сжатое изложение су-

щественных положений и выводов автора без излишних подробностей.

Кратко и точно записываются определения, новые сведения, точки зрения

автора публикации по спорным вопросам, приведенные им аргументы,

цифровые данные, а также все то, что может быть использовано для науч-

ной работы. При этом рекомендуется в конспекте указывать номера стра-

ниц издания, на которых содержится необходимая вам информация, чтобы

впоследствии при написании курсовой и дипломной работы, доклада или

статьи можно было сделать ссылку на использованный источник.

Чтобы на конспектирование затратить меньше времени, прибегают к

различного рода сокращениям: стандартным (гос., ж.д., обл. и т.д.), аббре-

виатурам (например, УК, УПК, ГПК и пр.), знакам-символам (например, к

математическим: =, >, <, + и др.), указывают начальную букву слова (эн-

циклопедический метод) либо вводят свои знаки.

Выписки из книг должны быть точными. Если требуется без искаже-

ний передать мысль автора, то прибегают к дословным выпискам-

цитатам. В случае использования студентом в своей научной работе этих

выписок необходимо точно записать источник заимствования, т.е. дать его

библиографическое описание по ГОСТу и указать номера страниц, с кото-

рых они сделаны.

Если нет необходимости в тщательной проработке публикации, то

можно составить ее план или реферат. Планом книги является ее оглавле-

ние. При реферировании в малом по объему тексте кратко излагаются ос-

новные положения и выводы, содержащиеся в публикации.

Некоторые читатели при работе с книгой делают всякого рода по-

95 См.: Федотов В.В. Рациональная организация умственного труда. М., 1987. С. 33.

метки на полях и выделения в тексте, обращая внимание на важные или

спорные положения, выводы и аргументы. Однако «черкать» можно толь-

ко свою книгу, а не библиотечную. Поэтому, работая с библиотечным из-

данием, прибегают к закладкам с надписями, которые помогают быстро

найти нужную информацию.

Одним из способов сбора информации являются вырезки из газет и

журналов. На каждой вырезке необходимо указать источник (название га-

зеты или журнала, год, номер, дату выпуска), чтобы впоследствии можно

было сделать ссылку на использованную публикацию. Для систематиза-

ции вырезок можно составить картотеку, список или просто разложить их

по тематическим папкам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.