Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Западники и славянофилы




В 1839 г. в московских литературных салонах стала распространяться записка “О старом и новом”. Ее автором был Алексей Степанович Хомяков (1804—1860). К нему вскоре присоединились братья Иван Васильевич и Петр Васильевич Киреевские, братья Константин (входивший прежде в кружок Станкевича) и Иван Аксаковы, Юрий Ф Самарин, А.И. Кошелев. Их стали называть славянофилами. Они предлагали свою оригинальную концепцию развития России. С их точки зрения, Россия долгое время шла совершенно иным путем, нежели Западная Европа. История последней определялась постоянной борьбой эгоистических личностей, враждовавших друг с другом сословий, деспотизмом на крови построенных государств. В основе же русской истории была община, все члены которой были связаны общими интересами. Православная религия еще больше укрепляла изначальную способность русского человека жертвовать своими интересами ради общих, оказывать помощь тем, кто слабее, терпеливо выносить все тяготы жизни. Государственная власть, призванная извне (славянофилы были решительными сторонниками норманнской теории) опекала русский народ, защищала его от внешних врагов, поддерживала необходимый порядок, но не вмешивалась в духовную, частную, местную жизнь. Власть носила самодержавный характер, но при этом чутко прислушивалась к мнению народа, поддерживая с ним постоянный контакт через Земские соборы.

В результате реформ Петра это гармоничное устройство Руси было разрушено. По мнению славянофилов, именно Петр ввел крепостное право, разделившее народ на господ и рабов. Господам он к тому же попытался привить западноевропейские нравы, обычаи, культуру, окончательно оторвав их тем самым от народной массы, сохранившей в себе то лучшее, что было в старой Руси, - общинные традиции и верность православию. Именно при Петре государство приобрело деспотический характер, совершенно перестав считаться с народом, превратив его в строительный материал для создания грандиозной империи.

Славянофилы призывали восстановить старорусские устои общественной и государственной жизни. Прежде всего, считали они, необходимо возродить духовное единство русского народа, а для этого следует отменить крепостное право, непреодолимой преградой отделяющее крестьян от остальных слоев населения. Затем, сохраняя самодержавный строй, нужно изжить его деспотический характер, наладить утраченную связь между государством и народом. Этой цели славянофилы надеялись достичь введением самой широкой гласности; мечтали они и о возрождении Земских соборов.

Появление славянофилов заставило сблизиться тех, кто считал Россию и Западную Европу нераздельными частями одного культурно-исторического целого. В этой группе оказались историки Т.Н. Грановский и Сергей Михайлович Соловьев, юрист Константин Дмитриевич Кавелин, публицист и критик В.П. Боткин, Борис Николаевич Чичерин, Е.Ф. Корш. Сторонников этой точки зрения называли западниками. Они исходили из твердого убеждения, что Россия идет по европейскому пути - единственно возможному для цивилизованной страны. Россия вступила на этот путь с опозданием, только в начале XVIII в., в результате реформ Петра Великого. Естественно, что по уровню развития она значительно отстает от передовых стран Западной Европы. Однако движение “в западном направлении” неизбежно должно привести к таким же переменам в русской жизни, какие в свое время уже пережили эти страны, - к замене подневольного, крепостного труда свободным и преобразованию деспотического государственного строя в конституционный. Вместе с тем, для большинства западников было характерно критическое отношение к порядкам и социальным отношениям современных им стран Западной Европы. Великобританию и Францию они воспринимали как своеобразный ориентир, но не как предмет для слепого подражания.

Основная задача “образованного меньшинства” в этих условиях - подготовить русское общество к мысли о необходимости преобразований и воздействовать в должном духе на власть. Именно в живом сотрудничестве власть и общество должны подготовить и провести хорошо продуманные, последовательные реформы, с помощью которых будет ликвидирован разрыв между Россией и Западной Европой.

Сознавая несовершенство существовавшего в России социально-политического строя, западники расходились в определении путей его изменения. Уже в 1840-х гг. в их среде наметились два направления: либеральное, объединявшее подавляющее большинство западников и радикальное, наиболее яркими представителями которого были Александр Иванович Герцен, Николай Платонович Огарев, отчасти Виссарион Григорьевич Белинский. В конце 1830-х - начале 1840-х гг. они разделяли основные идеи западников. Однако уже в это время между представителями этих двух течений общественной мысли возникают серьезные теоретические расхождения, которые становятся все более острыми впоследствии. Будучи полностью согласными с тем, что Россия идет по западному, европейскому пути, на котором ее неизбежно ждет отмена крепостного права и введение конституции, радикалы не склонны были на этом останавливаться. Буржуазный строй они подвергали самой разносторонней критике. С их точки зрения, Россия в своем развитии не только должна догнать западноевропейские страны, но и совершить вместе с ними решительный шаг к принципиально новому строю жизни - социализму. Кроме того, если западники считали реформы, проводимые сверху, единственно допустимым средством преобразования России, то Белинский и его единомышленники склонялись к средствам более решительным - революционным. Разногласия в вопросе о путях дальнейшего развития России обострились в 1850-х гг., а в 1860-х гг. привели к разрыву между радикалами и либералами в лагере западников.

Таким образом, создавая различные концепции развития России, выдвигая взаимоисключающие друг друга идеи, представители различных течений оппозиционной общественной мысли 1830-х - 1840-х гг. действовали, по сути, в одном направлении. Отмена крепостного права и переустройство деспотического государственного строя - вот те первостепенные задачи, с решения которых должен был начаться выход России из затяжного кризиса. В период царствования Николая I, когда любая политическая деятельность вне рамок официальной идеологии была невозможна, западничество и славянофильство были чисто идейными течениями. Их деятельность носила сугубо легальный характер, но зато была широка, многообразна и вызывала в обществе гораздо более сильный резонанс, чем движение декабристов. Своими университетскими лекциями, публицистическими и художественными произведениями, салонными спорами представители оппозиции исподволь раскачивали общество, внушали мысль о пагубности самодержавно-крепостнического строя, о необходимости перемен. Результаты этой, по определению А.И. Герцена, “тихой работы” сказались позже, в эпоху реформ, которые стали возможны только благодаря самой широкой общественной поддержке. С началом “эпохи Великих реформ” для многих славянофилов и западников открылась возможность практической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.