Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема демпинга и эффективности антидемпинговых пошлин




Сущность основных мер современного протекционизма

 

Сегодня свое предпочтение протекционисты отдают в основном нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не обязательно становятся, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Например, куда проще ограничить импорт стали до 3 млн. т путем введения количественного ограничения импорта в размере 3 млн. т, чем высчитывать ту ставку импортного тарифа, которая позволит снизить импорт до желаемой величины. Наконец, нетарифные ограничения до последнего времени почти не регулировались международными соглашениями и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, с которыми система ГАТТ/ВТО давно и небезуспешно бьется лютым боем.

Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация нетарифных ограничений, разработанная Секретариатом ГАТТ-ВТО. Она нашла широкое применение в рамках ЮНКТАД и других международных организаций, а также в ходе международных торговых переговоров. Она включает пять групп мероприятий:

· участие государства во внешнеторговых мероприятиях (субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля в странах с рыночной экономикой);

· таможенные, административные импортные формальности (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарная классификация тарифов);

· стандарты и требования, связанные со здравоохранением, промышленностью и техникой безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);

· количественные ограничения импорта и экспорта;

· ограничения, заложенные в механизме платежей (скользящие сборы, импортные депозиты, пограничный налоговый режим)[1].

Разберем некоторые из наиболее часто используемых НТО подробнее.

 

Согласно нормам Всемирной торговой организации "если компания экспортирует продукт по цене, которая ниже, чем цена, которую он обычно устанавливает на своем внутреннем рынке, то говорится, что она "демпингует продукт" и тем самым нарушает правила справедливой конкуренции. Правила международной торговли содержат также определение "нормальной цены". Первый критерий ее определения – это цена внутреннего рынка. Второй – цена данного товара на рынке третьих стран. И, наконец, третий возможный критерий – это анализ структуры производственных издержек, других затрат и нормальной маржи прибыли производителя. Такое разнообразие подходов приводит к тому, что десятки тысяч людей в мире занято определением понятия "справедливая", "нормальная" цена и "конкуренция".

Правовую основу антидемпинговым мерам составляют решения Токийского (1973 – 1979) и Уругвайского (1986 – 1994) раундов переговоров стран тогда еще GATT (Общее соглашение о тарифах и торговле). Самое сложное в антидемпинговом разбирательстве – это определение того, были ли продажи в экспортирующей стране произведены "в обычном торговом режиме". Одно из оснований для ненормальности – продажа товаров ниже издержек (это когда 1) средневзвешенная продажная цена ниже средневзвешенных издержек; 2) 20% объема продается по цене ниже издержек)[2].

Продавать товар надо по цене, которая включает фиксированные и переменные издержки плюс административные и торговые затраты, произведенные обычно в течение года. При этом продавать его надо в достаточном количестве. Что такое "Достаточное количество" – тоже надо разбираться. Кроме того, существует правило, что страна-член ВТО должна прекратить антидемпинговое расследование, если ценовая маржа демпингуемого товара составляет меньше 2% экспортной цены продукта или если объем его импорта не превышает 3% от общего объема импорта данного продукта. Принимая во внимание очевидную громоздкость процедур вполне резонно возникает вопрос: а чем вызвано сохранение и тем более продолжающееся усложнение системы антидемпинговых расследований? На наш взгляд очевидными выглядят две причины: 1) возможность осуществления целенаправленной политики временного демпинга с целью захвата монопольного положения на рынке другой страны и необходимость борьбы с ней; 2) потребность тысяч экспертов ВТО, вовсе не горящих желанием терять свои теплые местечки, как-то кормится.

Со второй причиной все понятно, а что касается первого пункта, то стоит заметить, что далеко не все поставки, подпадающие под формальное определение демпинга являются результатом злого умысла экспортера. Типичный пример – реализация товарно-материальных запасов разорившегося или "терпящего бедствие" поставщика.

Тем не менее, введение антидемпинговых и компенсационных мер становится все более популярным методом ведения современной торговой войны. Если в 1995 году было проведено 166 расследований в рамках ВТО, то в 1999 г. – рекордное количество в 402 случая, а в 2001 году – около 350. Европейский Союз инициирует больше всего расследований – около 50 в год. Индия и США – около 30. Обычно половина всех расследований заканчивается без принятия антидемпинговых мер. Сегодня среди стран-членов ВТО действует около 1200 антидемпинговых мер, из которых в США – 300, ЕС- 190, Южной Африки – 104, Индии – 91 и Канады 88. Больше всего мир "защищается" от экспортеров из Китая (17%), особенно по химических продуктам и металлам. Спор между США и ЕС относительно субсидий "иностранным торговым корпорациям" на $4 млрд., который выиграл ЕС в январе 2002 г., – это крупнейшее дело, которое когда-либо рассматривалось ВТО. Яблоком раздора между США, ЕС, Японией не однократно были бананы, гормональная говядина, интеллектуальная собственность и, конечно же, сталь. В извечном споре между США и ЕС Европа имеет более высокие торговые барьеры и годами не выполняет решений суда ВТО. Среди тех стран, которые чаще всего подвергались антидемпинговым расследованиям, отметим страны ЕС (32), Китай (30) и Южная Корея (23). Против США было проведено 10 расследований, против России – 11[3].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.