Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производство по делам несовершеннолетних 1 страница




В данном разделе будут рассмотрены наиболее важные из статей Уголовно-процессуального Кодекса, касающиеся производства по делам несовершеннолетних.

Статья 391 УПК РСФСР определяет порядок производства по делам несовершеннолетних и гласит[9]:

Судопроизводство по делам несовершеннолетних определяется общими правилами настоящего Кодекса и, кроме того, нижеследующими статьями.

Положения настоящей главы применяются по делам лиц, не достигших к моменту совершения преступления восемнадцатилетнего возраста.

Порядок судопроизводства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности обвиняемых и подозреваемых и их правовое положение, предусматривает ряд дополнительных гарантий установления истины, прав и законных интересов несовершеннолетних, предупредительного воздействия судопроизводства.

Правила гл.32 УПК, если иное в них не установлено, не заменяют, а дополняют об­щие нормы, регламентирующие процессуальные действия. В частности, помимо дополнительных гарантий прав и законных интересов несовершеннолетних по этим делам в полном объеме применяется вся система процессуальных гарантий.

Правила о производстве по делам несовершеннолетних не полностью сосредо­точены в гл.32 УПК. К их числу относится также п.б ст.5, ст. ст.8, 10, ч.2 ст.18, п.8 ст.34, п.2 ст.47, п.2 ст.49, ч.2 ст.60, ч.3 ст.51, ст.55, ч.3 ст.72, п.4 ст.79, чч.2-4 ст.26, ст.138, ч.2 ст.234, ч.1 ст.325, ч.2 ст.363 и некоторые другие. Поэтому ссылку на “положения настоящей главы” (ч.2 ст.391) следует понимать как охватывающую всю совокупность норм об особенностях производства по этим делам.

Порядок производства по делам несовершеннолетних применяется и в случаях, когда лицо, совершившее преступление до достижения 18 лет, к моменту соответствующего процессуального действия достигло этого возраста. Так, вопрос о предании обвиняемого суду за преступление, совершенное им до достижения 18 лет, разрешается судом независимо от того, достиг ли обвиняемый ко времени предания его суду совершеннолетия[10].

В соответствии со ст.22 Основ уголовного судопроизводства участие защитника по делу о преступлении несовершеннолетнего обязательно с момента предъявления обвинения и в судебном разбирательстве независимо от того, достиг ли обвиняемый этому времени совершеннолетия[11].

С момента совершеннолетия не применяются правила ст.ст.394, 395, 399, 4011, 4012, 402, поскольку на лиц, достигших 18 лет и обладающих полной гражданской дееспособностью, предусмотренные в этих случаях меры и гарантии не распространя­ются.

Особого рассмотрения требуют случаи, когда:

а) в одно производство объединены дела о нескольких преступлениях данного лица, часть из которых совершены после достижения 18 лет;

б) когда обвиняемый обнаружен через несколько лет после совершения преступления и к моменту производства соответствующих процессуальных действий достиг, например, 20 лет. В этих случаях применение правил производства по делам несовершеннолетних утрачивает смысл.

Лицо считается достигшим возраста 14, 16, 18 лет не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. со следующих суток[12].

При отсутствии документальных данных за день рождения принимается последний день года рождения, установленного экспертизой (ст.79). Если экспертиза определяет возраст максимальным и минимальным количеством лет, - то последний день года рождения, соответствующий минимальному возрасту.

В соответствии со ст.126 все дела несовершеннолетних подследственны следователям органов внутренних дел. Это правило действует и в тех случаях, когда часть обвиняемых по делу - взрослые (если дело о несовершеннолетних не выделено - ст.396) или когда дело о преступлении несовершеннолетнего возбуждено после достижения обвиняемым 18 лет. Следователям органов внутренних дел подследственны и дела о вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность.

В указаниях МВД СССР, Прокуратуры СССР и в постановлении Пленума Верховного Суда СССР “О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность” от 3 декабря 1976 года[13] предусмотрена специализация соответственно следователей и судей по делам несовершеннолетних (в том числе в кассационном и надзор ном производстве). По этим делам рекомендуется вызывать народных заседателей из числа педагогов или иных лиц, имеющих опыт в воспитании молодежи.

Такая специализация создает условия для обеспечения единства практики; всестороннего учета особенностей таких дел; укрепления связей с органами, ведущими борьбу с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних; развертывания предупредительной работы.

Органы дознания вправе возбуждать дела несовершеннолетних и производить по ним неотложные следственные действия. Однако их правомочия ограничены ст.ст.118, 119 и ч.1 ст.124. Органы дознания не вправе прекратить дело несовер­шеннолетнего, а обязаны передать для разрешения этого вопроса дело следователю.

Процессуальные действия органов дознания по делам несовершеннолетних, не предусмотренные ст.ст.119, 124 (например, допрос в качестве обвиняемого), не за­меняют соответствующие действия следователя. Следует считать нарушением закона случаи, когда орган дознания расследует дело несовершеннолетнего в полном объеме, оставляя следователю только выполнение требований ст.ст.143-150, 201.

ПППН органов внутренних дел не вправе производить дознание.

Статья 392. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам несовер­шеннолетних

При производстве предварительного следствия и судебного разбирательства по де­лам несовершеннолетних необходимо обратить особое внимание на выяснение следую­щих обстоятельств:

1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);_

2) условия жизни и воспитания;

3) причины и условия, способствовавшие совершению преступления несовершен­нолетним;

4) наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников.

При наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно быть выявлено также, мог ли он полностью сознавать значение своих действий. Для установления этих обстоятельств должны быть допрошены родители несовершеннолетнего, его учителя и воспитатели и другие лица, могущие дать нужные сведения, а равно истребованы необходимые документы и проведены иные следственные и судебные действия.

Статья 392 детализирует некоторые общие правила ст.68, а не заменяет ее.

Число, месяц, год рождения должны быть установлены копией свидетельства о рождении (приобщенной к делу после осмотра подлинника), либо паспортом, либо протоколом осмотра свидетельства о рождении (паспорта). При наличии противоре­чий между имеющимися в деле данными о возрасте необходим запрос по месту реги­страции рождения.

Выяснение условий жизни и воспитания включает сбор данных относи­тельно:

а) родителей (заменяющих их лиц): об образовании, профессии, месте работы; моральных качествах; отношении к детям; методах вос­питания; отношении детей к родителям;

б) материально-бытовых условий семьи, наличии у несовершеннолетнего имущест­ва, самостоятельного заработка и в каком размере. Эти обстоятельства имеют суще­ственное значение при разрешении гражданского иска[14].

в) условий учебы (работы) подростка: учится или работает, где именно и в ка­честве кого; успеваемость или производственные показатели; отношение к работе или учебе[15], поведение, отноше­ние к старшим, к товарищам, участие в жизни коллектива; уделяли ли администрация и общественные организации внимание воспитанию данного подростка, его досугу, под­держанию связи с его семьей и т.д.;

г) ближайшего бытового окружения, связей, времяпрепровождения и круга ин­тересов подростка; его участия в различных формах организованного досуга.

Выясняется, не имели ли место до совершения преступления иные правонару­шения несовершеннолетнего. Если да, то был ли он поставлен на учет в ПППН, какие меры воздействия и устранения отрицательных влияний применялись и почему они не дали результатов[16], какие упущения в воспитательной работе с несовершенно­летними правонарушителями, требующие реагирования, имели место[17].

Если подросток, совершивший преступление, к этому моменту не учился и не ра­ботал, выясняется, когда и по каким причинам оставил учебу или работу, было ли из­вестно об этом семье, ПППН и КДН.

Выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления, включает также сбор данных относительно:

а) источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привы­чек (плохой пример, неправильное воспитание в семье, влияние антиобщественных элементов и т. д.);

б) обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и непосредственно толкнули на преступление (например, подстрекательст­во);

в) обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и со­вершения преступления (непринятие мер по трудоустройству, недостатки воспита­тельной работы в учебном или трудовом коллективе, отсутствие надзора со стороны родителей, отсутствие внимания к организации досуга, недостатки работы органов милиции, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и т. д.

Установив недостатки воспитания, необходимо выяснить, кто конкретно за них ответственен и в силу каких причин эти недостатки имели место (злостное нарушение родительских обязанностей или затруднительность их осуществления в силу, например, распада семьи и занятости матери на работе). Если преступление обусловлено воспитанием в неблагополучной семье или устойчивым отрицательным влияние в окружении подростка, выясняется, почему и по чьей вине не были приняты мер к оздоровлению условий его жизни.

Устанавливаются источники приобретения спиртных напитков, приобретения или изготовления оружия и орудий взлома.

Выясняются мотивы преступления, в том числе не было ли специфически “детских” мотивов. Следует иметь в виду, что некоторые действия подростка, внешне сходные с кражей или грабежом, по своей субъективной стороне (детское озорство) не содержат состава преступления[18].

В случае повторного совершения подростком преступления должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие рецидиву, в частности, недостатки в деятельности административных органов по его исправлению и перевоспитанию[19]. Так, если подросток, совершивший повторное преступление, вернулся на место жительства после отбытия наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, были ли приняты меры по его трудоустройству и контролю за его поведением и почему они не дали результатов; если он был осужден условно или с отсрочкой исполнения приговора и т.п. - был ли установлен своевременный контроль за его поведением органами внутренних дел и комиссией по делам несовершеннолетних, принимались ли другие меры исправления и перевоспитания, причины ненадлежащего осуществления контроля[20].

Решая вопрос о предании несовершеннолетнего суду и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, необходимо проверять:

а) выполнено ли следователем требование ст.392 об установлении причин и условий, способствовавших совершению им преступлений;

б) что сделано адресатами представлений следователя для устранения этих причин и условий.

Выясняется, нет ли других подростков, попавших под вредное влияние обвиняемого или находящихся под воздействием тех же причин и условий, которые способст­вовали совершению преступления обвиняемым; об этом должно быть сообщено ПППН или КДН для принятия необходимых мер.

Проверка версии о подстрекательстве или соучастии со стороны взрослого обя­зательна в силу п.4 ст.392 по каждому делу несовершеннолетнего.

Лица, непосредственно виновные в создании своим поведением или отно­шением к подростку условий, способствовавших возникновению у последнего антиобщественных привычек или совершению им преступления, в том числе должност­ные лица, не выполнившие своих обязанностей по профилактике или созданию надле­жащих условий для воспитания, должны привлекаться к ответственности (дисципли­нарной, административной, и т.д.).

Установив, что родители уклонялись от выполнения своих обязанностей, зло­употребляли родительскими правами, оказывали на детей вредное влияние амораль­ным, антиобщественным поведением, необходимо (при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела) доводить об этом до сведения трудовых коллективов, органов опеки и попечительства либо прокурора для принятия соответствующих мер. Суд, прокурор обязаны реагировать на каждый случай непривлечения к ответственности взрослых лиц, виновных в вовлечении подростков в преступную и иную антиобщественную деятельность[21].

При проверке версии о подстрекательстве или соучастии со стороны взрослых необходимо выяснять роль последних, имели ли место с их стороны любые виды физи­ческого или психического воздействия, направленного на возбуждение у несовершенно­летнего желания, стремления участвовать в совершении преступления или нескольких преступлений[22]. Если такие обстоятельства не установлены, речь может идти лишь о совместном совершении прес­тупления (соучастии), но не о вовлечении, подстрекательстве[23].

Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с душевным заболе­ванием, - это значительное отставание от нормального уровня развития данного воз­раста (развитие мыслительной, познавательной деятельности, запас знаний и представ­лений, развитие эмоционально-волевой сферы и т. д.). В случаях, когда имеются подоб­ные данные, необходимо в целях полного установления обстоятельств, влияющих на характер ответственности, выяснить уровень (степень) умственной отсталости несо­вершеннолетнего, “мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере руководить ими”[24]. В зависимости от уровня (степени) отсталости решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности (например, в случае, когда подросток, которому исполнилось 14(16) лет, фактически не достиг уровня развития этого возраста), либо о смягчении; наказания или примене­нии принудительных мер воспитательного характера.

Сведения о возможной умственной отсталости обвиняемого могут быть полу­чены из показаний родителей, педагогов, сверстников, из характеристик, медицинских документов и т. д.

Для решения вопроса о наличии такой отсталости назначается экспертиза. На разрешение эксперта ставятся вопросы: имеется ли отклонение от нормального для дан­ного возраста уровня психического развития, влекущее умственную отсталость; если имеются, то в чем конкретно выражаются; нормальному уровню развития какого воз­раста соответствует психическое развитие данного лица; можно ли на основе данных психологии и педагогики сделать вывод, что несовершеннолетний не осознавал полно­стью общественной опасности своих действий, в какой мере мог руководить ими.

Экспертами могут быть назначены специалисты в области детской и юношес­кой психологии: преподаватели психологии, научные работники, опытные педагоги. Если эксперты, производящие психиатрическую экспертизу по делу, обладают достаточ­ными знаниями в области психологии, решение этих вопросов может быть поручено им. В этих случаях назначается комплексная судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертиза.

Комплексную экспертизу целесообразно назначать и в случаях, когда умствен­ная отсталость может быть связана с олигофренией в степени дебильности, психофи­зическим инфантилизмом, астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает, прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием. Если нет, то, давая заключение о наличии и степени отставания в развитии, эксперты должны установить причину этого, не связанную с душевным заболеванием. Если да, то в установленном порядке решается вопрос о вменяемости.

Следователь и суд должны выяснить основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к фантазированию, импульсивность и т. д.). Эти обстоятельства имеют существенное значение при оценке степени и характера ответственности.

Возрастные особенности должны учитываться при исследовании вопроса о превышении пределов необходимой обороны. Необходимо, в частности, выяснить, не объяснялось ли применение несовершеннолетним тех или иных орудий несоразмерность сил его и нападавших, не имела ли место неправильная оценка с его стороны сложившейся ситуации[25].

В ряде случаев специальному исследованию подлежит вопрос о том, то ли это лицо, за которое подросток себя выдает. В частности, при отсутствии документов необходима немедленная проверка данных, сообщаемых о себе задержанным.

При утверждении обвинительного заключения, предании несовершеннолетнего суду и в ходе рассмотрения дела судом необходимо обращать особое внимание на соблюдение на предварительном следствии требований ст. 392. В случае установления существенной неполноты в этом отношении предварительного следствия, которая не может быть восполнена в судебном заседании, суд должен возвратить дело для производства дополнительного расследования[26].

Невыполнение требований ст.392 может быть основанием отмены приговора.

Приведенный в ст.392 перечень следственных действий не исчерпывающий; несмотря на то, что этот перечень следует за п.4 ст.392, речь идет об использовании указанных следственных действий для выяснения всех обстоятельств предусмотренных пп.1-4 ст.392. По этим делам используются все возможности, предусмотренные ст.70.

Помимо обязательного допроса родителей, учителей (в том числе классного руководителя), воспитателей (в том числе представителей администрации школы училища, предприятия и т.д.), следует допросить также соседей, товарищей по учебе, работе и т.д. В качестве свидетелей могут быть вызваны и лица, неправильные действия или бездействие которых способствовали совершению преступления подростком[27]. Участие родителей или заменяющих их лиц в качестве законных представителей не исключает их допрос.

Характеристики истребуются из учебного заведения и с места работы (а при необходимости - и с места работы родителей). Истребуются также справки из ПППН, материалы комиссии по делам несовершеннолетних. В указанные учреждения должны быть направлены запросы с перечнем необходимые данных. В запросе обращается внимание на необходимость всесторонней характеристики, приведения данных не только о недостатках, но и о положительных качествах и поступках подростка, об условиях его жизни и воспитания.

Правила ст.392 применяются и по групповым делам, по которым в качестве обвиняемых привлечены как взрослые, так и несовершеннолетние (ст.396), а также по делам, прекращаемым по ст.ст.7-9 или другим нереабилитирующим основаниям.

Копии представлений и частных определений в необходимых случаях для конт­роля их исполнения направляются в комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства подростка или месту его работы, учебы.

С учетом преимущественно группового характера преступлений несовершен­нолетних необходимо обращать особое внимание на выяснение и отражение в процес­суальных документах характера и степени участия в преступлении каждого участни­ка преступной группы, не допуская обезличенных формулировок[28].

Специально должно быть выяснено поведение несовершеннолетнего после со­вершения преступления, отношение к содеянному, наличие чистосердечного раская­ния[29]. От этого во многом зави­сит применение отсрочки исполнения приговора или принудительных мер воспитатель­ного характера (ст.ст.4011, 4012, 402).

При изменении приговора в отношении несовершеннолетнего, в частности, при сни­жении наказания и применении отсрочки его исполнения, надзорная инстанция может запросить характеристику из воспитательно-трудового учреждения, в котором он отбы­вает наказание[30].

Статья 393. Задержание и заключение под стражу несовершеннолетних

Задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения могут применять­ся к несовершеннолетнему лишь в исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступления, при наличии оснований, указанных в статьях 91, 96 и 122 настоящего Кодекса.

Статья 393 предусматривает совокупность условий, относящихся к тяжести со­деянного и личности несовершеннолетнего. Поэтому задержание или заключение под стражу возможно и в случае совершения несовершеннолетними преступлений, не упомя­нутых в ч.2 ст.96 (например, хулиганство, побег из места заключения).Серьезное значение имеют, в частности, такие обстоятельства, как неоднократность совершения прес­тупления; направленность умысла; последствия; дерзость и агрессивность преступных действий; отрицательное поведение после совершения преступления; длительное отсут­ствие определенных занятий; прочные связи с преступными элементами и т.д.

При заключении несовершеннолетнего под стражу необходимо, чтобы по сово­купности обстоятельств, характеризующих содеянное, условия жизни и воспитания, среду, особенности личности подростка, отношение к содеянному и последующее поведение, арест был единственно возможной в данных условиях мерой. Оценка данных о возрасте не должна производиться в отрыве от данных о личности и характера содеян­ного[31].

В постановлении о заключении под стражу излагаются дополни­тельные данные, необходимые для охраны законных интересов несовершеннолетнего: день и месяц рождения, с кем проживает и на чьем иждивении находится, где учится или работает, а также конкретные обстоятельства, делающие необходимым применение именно данной меры.

В постановлении о заключении под стражу и протоколе задержа­ния должно быть указано о необходимости содержать арестованного (задержанного) отдельно от взрослых, а также от осужденных несовершеннолетних. Помещение взрос­лых в камеру, где содержатся несовершеннолетние, возможно лишь в исключитель­ных случаях с согласия прокурора. Последнему необходимо для этого выяснить мнение следователя.

Задержание и арест несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляются в дневное время. Целесообразно разъяснить задержан­ному (арестованному) и его законному представителю, если он присутствует, порядок содержания под стражей и дальнейшего ведения следствия.

Если при аресте или задержании не присутствуют родители или заменяющие их лица, они уведомляются о местопребывании несовершеннолетнего и органе, в производстве которого находится дело. Они вправе обжаловать прокурору арест или задержание несовершеннолетнего.

В соответствии со ст.30 Закона о прокуратуре СССР прокурор при решении вопроса о санкции на арест несовершеннолетнего обязан лично допросить обвиняемого или подозреваемого с учетом исключительного характера избираемой меры. Таким образом, по делам несовершеннолетних введена дополнительная гарантия прав и законных интересов несовершеннолетних.

Суды должны обращать особое внимание на обоснованность избрания на предварительном следствии в качестве меры пресечения содержания несовершеннолетних под стражей. Этот вопрос специально рассматривается в судебном заседании[32].

При предоставлении несовершеннолетнему отсрочки исполнения приговора к лишению свободы суд излагает в приговоре решение о мере пресечения до вступления приговора в законную силу. Если несовершеннолетний находится по стражей, то на основании ст.319 он подлежит немедленному освобождению в зал судебного заседания, а мера пресечения - изменению на более мягкую.

Статья 395. Порядок вызова обвиняемого

Вызов к следователю и в суд несовершеннолетнего производится, как правило, через его родителей или других законных представителей. Иной порядок допускает­ся лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами дела.

Несовершеннолетний, находящийся под стражей, вызывается через администра­цию места заключения.

Особый порядок вызова направлен на создание законному представителю воз­можности для осуществления его прав и обязанностей.

Вызов должен, как правило, производиться на такое время, чтобы обеспечить изоляцию несовершеннолетнего от других обвиняемых.

Повестка адресуется тому из родителей, который осуществляет функции закон­ного представителя, и вручается ему по правилам чч.1, 2 ст.145.

Кроме общих сведений повестка должна содержать указание на обя­занность законного представителя обеспечить явку вызываемого.

В необходимых случаях этой же повесткой вызывается и законный представитель.

Правила ст.395 применяются и при вызове подозреваемого.

Предусматривая возможность иного порядка вызова, закон имеет в виду, в ча­стности, привод. Когда вызов через законного представителя может помешать установлению истины или необходима немедленная явка, несовершеннолетний вызыва­ется через посыльного, телефонограммой по месту учебы или работы и т.д.

Статья 396. Выделение дела о несовершеннолетнем в отдельное производство

Если несовершеннолетний участвовал в совершении преступления вместе со взрос­лыми, дело о нем должно быть по возможности выделено в отдельное производство в стадии предварительного следствия.

В случае когда выделение отдельного производства о несовершеннолетнем может создать существенные препятствия для всестороннего, полного и объективного ис­следования обстоятельств дела, к несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному делу со взрослыми, подлежат применению правила настоящей главы.

Правила ст.396 преследуют цель ускорить производство по делу, создать усло­вия для выяснения обстоятельств, на которые закон предписывает обратить особое вни­мание, усилить воспитательное воздействие процесса и пресечь вредное влияние взрос­лых соучастников на подростка.

Дело может быть выделено со стадии предварительного следствия. Орган дозна­ния, возбудивший дело о преступлении, в котором участвовал несовершеннолетний, должен направить следователю все дело.

Вопрос о выделении дела решается сразу же после того, как собраны достаточные данные о том, в каких преступлениях участвовал несовершеннолетний и какова его роль в каждом случае. Если по смешанному делу привлечено несколько несовер­шеннолетних, дело может быть выделено отдельно о каждом или о них совместно.

В отношении обвиняемого, дело о котором еще не выделено или не представля­ется возможным выделить, применяются все правила судопроизводства по делам несовершеннолетних (ст.ст.391, 392). Особое внимание должно быть уделено изоля­ции несовершеннолетних от влияния взрослых обвиняемых, включая судебное засе­дание.

Дела, по которым привлекаются взрослые и несовершеннолетние, расследуют­ся и рассматриваются следователями и судьями, которые специализируются по делам несовершеннолетних.

Как правило, можно выделить дело о несовершеннолетнем, участвовавшем лишь в некоторых эпизодах преступной деятельности взрослых или выступавшем в каче­стве пособника, укрывателя, недоносителя. Если же подросток непосредственно уча­ствовал в большинстве преступлений взрослых обвиняемых, а равно в случае, когда взрослый был организатором, подстрекателем преступления подростка, вопрос о выде­лении дела решается с учетом необходимости всесторонне выяснить характер преступ­ной деятельности и степень виновности каждого из обвиняемых.

При утверждении обвинительного заключения по смешанному делу, а также при предании суду необходимо проверить, не было ли возможности выделить дело не­совершеннолетнего, а по выделенному делу - не возникло ли серьезных препятствий для исследования существенных обстоятельств.

Основания выделения дела излагаются в постановлении об этом, а основания, исключившие такую возможность, - в обвинительном заключении.

При выделении дела о несовершеннолетнем все материалы о его личности, условиях жизни и воспитания (документы о возрасте, характеристики, протоколы допросов родителей и т. д.) необходимо приобщить в подлиннике. По мере появления в основном деле новых материалов, касающихся несовершеннолетнего, эти материалы дополнительно приобщаются к делу несовершеннолетнего. При рассмотрении в суде вы­деленного дела целесообразно истребовать для обозрения дело, из которого оно вы­делено.

Статья 397. Участие педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого

В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по усмотрению следователя или прокурора либо по ходатайству защитника может участвовать педагог. Участие педагога возможно и при допросе несовершенно­летнего старше шестнадцати лет, если он признан умственно отсталым.

Участвующий в допросе педагог вправе, с разрешения следователя, задавать вопро­сы обвиняемому. По окончании допроса участвовавший в нем педагог имеет право ознакомиться с протоколом допроса и сделать письменные замечания о правильности и полноте имеющихся в нем записей. До начала допроса несовершеннолетнего следо­ватель обязан разъяснить педагогу его права, о чем делается отметка в протоколе допроса.

Положения ст.397 применяются и при допросе подозреваемого. О вызове педа­гога вправе ходатайствовать и законный представитель.

Участие законного представителя и защитника не исключает вызова педагога, так как основания участия этих лиц в допросе различны. Педагог выступает в качестве специалиста.

В число обстоятельств, указывающих на возможность прямой или косвенной за­интересованности педагога в деле входят: ответственность за вос­питание данного подростка (директор школы, классный руководитель), конфликт с подростком или его семьей. Перед началом допроса у педагога выясняется, нет ли обстоятельств, обусловливающих невозможность участия в допросе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.