Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В.В. ШАРАПОВ 13 страница




Теперь более подробно рассмотрим существующие юридические правила голосования и принятия решений на общем собрании собственников здания. Правом голосования обладают только собственники здания. Это означает, что члены их семьи, а также иные пользователи помещений в здании не могут в юридическом смысле влиять на решения общего собрания.

Решения общего собрания собственников здания обязательны для исполнения всеми собственниками здания, включая тех, кто по каким-либо причинам не принимал участия в голосовании на общем собрании или проголосовал против этого. Количество голосов, которыми обладает собственник помещения, определяется исходя из соотношения площади его помещения к общей полезной площади здания.

То есть чем большим по площади помещением в здании владеет собственник, тем больше голосов он имеет на общем собрании, тем выше его уровень контроля над принятием решений по вопросам компетенции общего собрания.

Вопросы компетенции общего собрания собственников с точки зрения принятия решений можно разделить на три группы. К первой группе относятся вопросы, для решения которых требуется квалифицированное большинство (50% плюс один голос) голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Ко второй группе решений общего собрания собственников многоквартирного дома относятся вопросы его компетенции, для принятия решения по которым требуется не менее двух третей голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

К третьей группе решений общего собрания собственников многоквартирного дома относятся вопросы компетенции общего собрания собственников, по которым решение принимается единогласно всеми собственниками помещений в многоквартирном доме. Информация о том, какое количество голосов требуется для принятия того или иного решения общего собрания собственников многоквартирного дома, представлена в Приложении N 1 <264>.

--------------------------------

<264> Приложение N 1. Таблица N 8. Вопросы компетенции общего собрания собственников здания.

 

24.6. Доходы от использования общего имущества здания

 

Собственники здания по закону вправе получать доходы от использования общего имущества. Эти доходы могут направляться на оплату потребляемых в здании коммунальных ресурсов или распределяться между собственниками здания пропорционально их доле в полезной площади здания, либо за счет этих средств могут погашаться расходы на содержание и ремонт здания. Эти доходы могут также накапливаться на специальном счете управляющего в целях дальнейшего финансирования реконструкции или капитального ремонта здания.

Есть несколько основных способов извлечения дохода. Первый из них - сдача в аренду нежилых помещений в здании, которые входят в состав общего имущества (чердаки, подвалы и т.д.). В этом случае управляющий зданием заключает в интересах собственников здания договор аренды с арендатором, арендатор пользуется помещением и вносит управляющему арендные платежи. Второй способ - сдача в аренду части земельного участка, на котором расположено здание. Механизм дохода аналогичен. Договоры аренды обычно заключают на срок менее одного года, чтобы не осуществлять государственную регистрацию таких сделок в Росреестре.

Третий способ - сдача фасада и крыши здания в качестве рекламных площадей рекламодателям. В этом случае управляющий заключает в интересах собственника здания договор на оказание рекламных услуг с рекламодателем. Рекламодатель обычно за свой счет обеспечивает проектирование и монтаж рекламной конструкции на здании с получением необходимых согласований от местных властей. За размещение рекламной конструкции рекламодатель оплачивает вознаграждение, которое должно распределяться между собственниками здания либо расходоваться на их общие нужды.

В заключение подчеркну, что знания в сфере управления зданиями абсолютно необходимы инвестору, чтобы быть способным защитить свои права при владении помещением. Государство создало такую систему управления зданиями, в которой многое зависит от грамотной активности собственников.

 

Глава 25. НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В НОВОСТРОЙКИ

 

Вложение долевых инвестиций в новостройки влечет налоговые последствия для частных инвесторов. Исходя из формата этой книги, уделить внимание абсолютно всем вопросам по налогообложению инвестиций в новостройки не удастся. В этой главе мы сконцентрируем наше внимание на взимании налогов с инвесторов - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ИП). В частности, мы рассмотрим здесь наиболее ключевые для физических лиц вопросы налогообложения: имущественные налоговые вычеты (ИНВ) по налогу на доходы физического лица (НДФЛ), порядок исчисления и оплаты земельного налога и налога на имущество, а также вопрос ответственности налогоплательщиков за неоплату налогов.

 

25.1. Имущественные налоговые вычеты по НДФЛ

 

Что такое имущественный налоговый вычет по НДФЛ? "Налоговый вычет - это сумма дохода, которая не облагается налогом в соответствии с налоговым законодательством. Вычет уменьшает полученный доход, облагаемый НДФЛ". Иными словами, считается, что инвестор не получал доходы, которые составляют размер ИНВ. А если нет доходов, то не имеется и обязанности по оплате НДФЛ с денежной суммы составляющей сумму ИНВ <265>.

--------------------------------

<265> См.: Егорова Г.Л., Злати В.В. Имущественный налоговый вычет при приобретении жилья // Российский налоговый курьер. 2009. N 13 - 14. Июль.

 

Налогоплательщик полностью освобождается от обязанности оплачивать НДФЛ на доходы, полученные от продажи квартиры в новостройке, при наличии одновременно следующих условий <266>:

--------------------------------

<266> См.: пункт 17.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ.

 

- он владел продаваемой квартирой на праве собственности более трех лет;

- является налоговым резидентом РФ;

- является физическим лицом, не имеющим статуса ИП.

В этом случае НДФЛ с дохода, полученного от продажи квартиры, не взимается.

Кроме этого, налогоплательщик по НДФЛ имеет право на ИНВ двух видов: при продаже жилого помещения или при приобретении жилого помещения. Рассмотрим первый вариант ИНВ.

Если налогоплательщик владеет квартирой на праве собственности в новостройке менее трех лет и продает ее, то он имеет право на получение ИНВ в сумме не более 10000000 рублей по тем доходам, которые он получит от продажи квартиры <267>. В этом случае его налоговая база <268> по НДФЛ уменьшается на сумму ИНВ, но не более чем 1000000 рублей, а налоговая выгода инвестора по итогам ИНВ может составлять не более 130000 рублей.

--------------------------------

<267> См.: подпункт 1 части 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ.

<268> Примечание. Налоговая база - стоимостная, физическая и иная характеристика объекта налогообложения. Применительно к налогообложению НДФЛ налоговой базой считается полученный налогоплательщиком в налогом периоде доход, как в денежной, так и в натуральной форме, - см. ст. 210 Налогового кодекса РФ.

 

Вместо использования права на получение ИНВ налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов. Данное право не распространяется на продажу налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг <269>.

--------------------------------

<269> См.: подпункт 1 пункта 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ.

 

Особенный интерес представляет вопрос о продаже инвестором права требования по ДДУ к застройщику. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Многие инвесторы, вкладывают инвестиции в строительство с целью перепродажи своих прав и получения прибыли до ввода здания в эксплуатацию. Они фактически ведут инвестиционный бизнес в сфере недвижимости. На начальной стадии проекта цена актива существенно ниже, чем на стадии ввода здания в эксплуатацию. За счет разницы в ценах инвестор извлекает дополнительный доход, который довольно часто превышает стандартную доходность по банковским депозитам и многим другим финансовым инструментам. Более подробно юридические аспекты продажи права требования к застройщику мы рассматривали в одной из предыдущих глав этой книги <270>.

--------------------------------

<270> См.: глава 13 "Продажа прав инвестора".

 

Часть инвесторов продает квартиры в новостройках после государственной регистрации права собственности. В этом случае их доход может быть существенно выше, но также выше риски, так как процесс их капитальных вложений имеет более длительный инвестиционный цикл.

Другая часть инвесторов отчуждает свои права на будущую недвижимость до завершения строительства путем продажи своего имущественного права требования к застройщику. Причина этого заключается в стремлении устранить риски своих капитальных вложений за счет сокращения инвестиционного цикла, желании быстрее возвратить вложенный капитал с приемлемой прибылью. Когда возникает такая возможность, многие инвесторы готовы ею воспользоваться, не дожидаясь завершения строительства, отказываясь от "сверхприбылей" в будущем. Есть и другие причины таких сделок: неспособность инвестора погасить ипотечный кредит или какие-либо индивидуальные обстоятельства, не связанные с экономикой.

На первый взгляд доходы, получаемые инвестором от уступки прав требования по ДДУ, подлежат налогообложению НДФЛ за вычетом суммы фактически произведенных инвестором и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этого дохода <271>. Разумеется, при таком подходе инвестор платит меньше налогов. НДФЛ исчисляется от разницы между его доходом и расходом, необходимым для получения дохода. При этом к расходу относят также те денежные средства, которые инвестор затратил для получения права требования к застройщику по ДДУ, то есть фактически оплатил застройщику.

--------------------------------

<271> См.: пункт 1 части 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ.

 

К сожалению, для инвесторов в судебной практике есть и принципиально иная точка зрения. Дело в том, что право требования к застройщику по ДДУ с точки зрения закона квалифицируется как имущественное право. Своим Определением от 29.01.2010 Верховный Суд России разъяснил, что имущественное право с налоговой точки зрения к имуществу не относится <272>. Соответственно, на продажу того, что не является имуществом, не может быть установлен ИНВ <273>. Если следовать этой логике, то инвестор обязан оплатить НДФЛ в размере 13% от полученного дохода без применения ИНВ. Будет применяться ИНВ или нет, в каждом конкретном случае определяется налоговым органом при получении заявления налогоплательщика о применении ИНВ.

--------------------------------

<272> См.: пункт 2 ст. 38 Налогового кодекса РФ.

<273> См.: Определение Верховного Суда РФ от 29.01.2010 по делу N 5-В10-5.

 

На мой взгляд, было бы правильно внести изменения в подпункт 1 пункта 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ в целях уточнить ситуацию с применением ИНВ к доходам, получаемым инвесторами от продажи имущественных прав требований к застройщику. Логично было бы облагать НДФЛ именно разницу между полученным инвестором в результате подобной сделки доходом и расходами, связанными с получением этого дохода, включая сумму вложенных инвестиций в строительство новостройки.

Применительно к продаже паев налоговая ситуация более однозначная. ИНВ на доходы, получаемые инвестором от продажи пая, не установлен. Более того, право передачи пая другим пайщикам или третьим лицам в законе не предусмотрено в отношении ЖК и ЖСК. Правда, такое право установлено для пайщиков в ЖНК <274>, без определения порядка и условий передачи пая.

--------------------------------

<274> См.: пункт 1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ.

 

В условиях правового вакуума оборот паев в жилищном кооперативе (ЖК) фактически осуществляется путем исключения прежнего пайщика из кооператива и вступления в кооператив нового пайщика. При этом пай прежнего пайщика как бы сгорает и новому пайщику фактически не передается. Прежнему пайщику кооператив возвращает сумму паевого взноса. Новый пайщик получает свой обособленный пай, который обязан оплачивать в соответствии с уставом и иными документами кооператива.

При продаже пая инвестор обязан оплатить НДФЛ по ставке 13% со всего дохода, который он получит от кооператива или от покупателя без учета своих расходов на оплату пая кооперативу <275>. Почему для пайщиков кооператива установили такие жесткие налоговые правила, понять трудно. Мое предположение заключается в том, что юридическая природа пая как паевого участия в некоммерческой организации не предполагает его отчуждения пайщиком с прибылью. Соответственно, налоговые льготы в виде ИНВ по такой сделке, по мнению законодателя, не требовались.

--------------------------------

<275> См.: письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 18 февраля 2011 г. N 03-04-05/10-103.

 

Вместе с тем ситуация, когда пайщики, которые досрочно прекращают свое членство в кооперативе, вынуждены оплачивать НДФЛ со всей суммы, возвращаемой им кооперативом, вряд ли может быть признана приемлемой <276>. В этом случае инвестору фактически возвращают лишь ранее вложенные инвестиции. Поэтому логично было бы не взимать с инвестора в этом случае НДФЛ тогда, когда подобная деятельность не считается предпринимательской деятельностью. То есть тогда, когда она не носит систематического характера, а является разовым случаем.

--------------------------------

<276> См.: ст. 132 Жилищного кодекса РФ.

 

При втором варианте использования ИНВ (в случае приобретения жилья) инвестор вправе вычесть из налоговой базы по НДФЛ сумму своих фактически произведенных расходов на приобретение квартиры в новостройке в размере не более 2000000 рублей. Иными словами, государство не берет с инвестора НДФЛ в размере 13% от указанной денежной суммы, и налоговая выгода инвестора при этом составляет 260000 рублей.

Если цена покупки квартиры в новостройке превышает 2000000 рублей, то ИНВ осуществляется в любом случае только на сумму не более 2000000 рублей. Остальные фактические расходы инвестора на покупку жилья в новостройке налоговую базу по НДФЛ не уменьшают. Важно подчеркнуть, что указанной налоговой льготой допустимо воспользоваться только один раз в период до 31.12.2013. Есть информация о том, что после 01.01.2014 ИНВ можно будет получать неоднократно до полного использования его предельного размера. То есть у инвестора возникнет право на частичное использование ИНВ по различным сделкам покупки жилья, но в любом случае не более его предельной величины.

Для получения ИНВ инвестору необходимо подать в налоговый орган по месту своего жительства письменное заявление и налоговую декларацию, а также платежные документы, подтверждающие факт оплаты квартиры в новостройке (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств, товарные и кассовые чеки).

При приобретении квартиры в новостройке в общую долевую собственность (ОДС) размер ИНВ распределяется между инвесторами пропорционально их долям в праве общей долевой собственности на квартиру в новостройке. Если квартира приобретается в общую совместную собственность, например, супругами, то ИНВ может распределяться между ними по их договоренности <277>.

--------------------------------

<277> Постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2007 N 8184/07, письма Минфина России от 10.09.2012 N 03-04-05/7-1099, от 21.02.2012 N 03-04-05/7-203, от 21.02.2012 N 03-04-05/7-202, от 13.02.2012 N 03-04-05/9-170, от 07.11.2011 N 03-04-05/7-865, от 07.11.2011 N 03-04-05/7-866, от 01.11.2011 N 03-04-05/5-831, от 15.07.2011 N 03-04-05/7-515, от 06.07.2011 N 03-04-05/5-485, от 24.06.2011 N 03-04-05/5-440, ФНС России от 03.08.2009 N 3-5-04/1154@, УФНС России по г. Москве от 13.05.2011 N 20-14/4/46960@.

 

ИНВ по НДФЛ предоставляется инвестору по его заявлению при наличии факта подачи налоговой декларации и иных подтверждающих право налогоплательщика на получение ИНВ документов в налоговый орган по окончании налогового периода.

 

25.2. Налог на помещение

 

С момента, когда у инвестора возникло право собственности на помещение <278>, он обязан оплачивать налог на имущество <279>. Этот налог выплачивается один раз в год не позднее первого ноября года, следующего за отчетным годом <280>.

--------------------------------

<278> См.: пункт 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ.

<279> См.: пункт 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1.

<280> См.: пункт 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1.

 

Конкретный размер налога зависит от двух факторов:

- инвентаризационная стоимость помещения на 1 января отчетного года;

- размер налоговой ставки.

Инвентаризационная стоимость помещения определяется по специальной методике, устанавливаемой Минэкономразвития РФ, и является, как правило, весьма низкой - не сопоставимой с рыночной стоимостью помещения.

Новая методика расчета инвентаризационной стоимости помещений на дату написания настоящей главы еще со стороны Минэкономразвития РФ пока не утверждена. Таким образом, на практике государственные органы руководствуются ранее установленной методикой расчета инвентаризационной стоимости помещения <281>.

--------------------------------

<281> См.: Приказ Минстроя от 04.04.1992 N 87 и письмо Минэкономразвития РФ от 13.04.2011 N 7288-ИМ/Д23.

 

В планы Правительства РФ входит установить новый порядок, при котором налог на имущество физических лиц будет исчисляться от кадастровой стоимости недвижимости, приближенной к среднерыночным реалиям <282>. Однако введение этих правил пока откладывается. Одна из причин - риск массовых социальных протестов. Вне всяких сомнений, налоговая реформа в этой сфере окажется весьма чувствительной для населения страны и существенно повлияет на рынок недвижимости. Налоговое бремя собственников недвижимости возрастет. Это, в свою очередь, будет стимулировать рост предложения на рынке недвижимости, снижение количества так называемых инвестиционных покупок недвижимости.

--------------------------------

<282> См.: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р.

 

Ставка налога на имущество пока определяется в диапазоне от 0,3 до 2% от инвентаризационной стоимости помещения представительными органами местных властей, а в Москве и в Санкт-Петербурге - законами этих городов <283>.

--------------------------------

<283> См.: Приложение N 1. Таблица N 9. Налоговые ставки по налогу на имущество в городе Москве.

 

Если на помещение в здании оформлена общая долевая собственность, то налог на имущество выплачивается всеми собственниками пропорционально своим долям в праве общей долевой собственности.

Интерес представляет вопрос о том, должны ли собственники здания - физические лица платить налог на имущество в отношении помещений, входящих в состав общего имущества здания. На практике такой налог с них не взимается.

По общему правилу собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором <284>.

--------------------------------

<284> См.: ст. 210 Гражданского кодекса РФ.

 

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме <285>.

--------------------------------

<285> См.: часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ.

 

Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению <286>. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме <287>.

--------------------------------

<286> См.: ст. 249 Гражданского кодекса РФ.

<287> См.: часть 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ.

 

Таким образом, по логике гражданского законодательства налог должен оплачиваться собственниками здания также и за помещения, относящиеся к общему имуществу здания.

Что касается налогового законодательства РФ, здесь все не так однозначно. К объекту налогообложения налогом на имущество физических лиц относится в том числе помещение <288>. Законодатель не уточняет, какого именно рода помещение. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе <289>.

--------------------------------

<288> См.: ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1.

<289> См.: часть 2 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1.

 

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе <290>.

--------------------------------

<290> См.: пункт 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1.

 

В этой связи может сложиться впечатление, что налоговые органы вправе предъявлять налоговые требования к собственникам квартир в части оплаты налога на их долю в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома. Однако налоговая ставка определяется в этом случае от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Лестницы, чердаки, подвалы и иные помещения в многоквартирном доме не являются самостоятельным объектом гражданского оборота, то есть не могут отчуждаться отдельно от квартиры в здании <291>.

--------------------------------

<291> См.: часть 4 ст. 37 Жилищного кодекса РФ.

 

Соответственно, они могут не иметь инвентаризационной стоимости <292>. При таких обстоятельствах в отношении общих помещений здания налог на имущество не может оплачиваться, так как будет отсутствовать налоговая база <293>.

--------------------------------

<292> См.: ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1.

<293> См.: ст. 17 Налогового кодекса РФ.

 

Аналогичный вопрос возникает и по отношению к собственникам помещений в здании - юридическим лицам. Но этот вопрос прямо законом не урегулирован. В условиях отсутствия специальных правил приходится руководствоваться общими нормами налогового закона. Согласно этим нормам к объекту налогообложения налогом на имущество организации относится движимое и недвижимое имущество, отражаемое на балансе организации в качестве основных средств <294>.

--------------------------------

<294> См.: часть 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ.

 

Таким образом, если доля в праве общей долевой собственности на общие помещения в многоквартирном доме не отражена в балансе налогоплательщика в качестве основных средств, она не считается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

 

25.3. Земельный налог

 

Кроме налоговых издержек на помещение, инвестор по закону после государственной регистрации своего права собственности на помещение должен также нести налоговые издержки по земельному налогу в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Эта налоговая обязанность инвестора возникает при наличии:

- права собственности на помещение;

- права общей долевой собственности (ОДС) собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок под таким зданием.

Право ОДС на земельный участок под многоквартирным домом по закону в свою очередь возникает от даты государственного кадастрового учета такого участка <295>. Для такого учета достаточно заявления в органы местного самоуправления хотя бы от одного собственника помещений в таком здании <296>.

--------------------------------

<295> См.: пункт 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

<296> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П.

 

Органы местного самоуправления обязаны сформировать и поставить на ГКУ земельный участок под многоквартирным домом. По закону границы земельного участка под многоквартирным домом определяются с учетом фактического землепользования, а также в соответствии с градостроительными нормативами, действовавшими в период застройки такого земельного участка <297>. Если фактическое землепользование противоречит градостроительным нормативам, то в случае спора должны применяться нормативы. Откуда берутся эти нормативы? Где их найти инвесторам? Налоговое бремя собственников здания прямо зависит от кадастровой стоимости участка, а такая стоимость - от площади участка, а площадь участка - от его границ. Таким образом, если собственники здания хотят не переплачивать земельный налог, их интерес заключается в том, чтобы формировать участок под зданием с минимальной площадью, "не прирезать" себе лишнего.

--------------------------------

<297> См.: часть 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ.

 

Границы участка под многоквартирным домом должны быть четко зафиксированы в проекте межевания территории (ПМТ) <298>, который оформляется до получения застройщиком разрешения на строительство (РНС) - на стадии подготовки документации по планировке территорий. Однако многие местные власти и застройщики игнорируют эту норму закона, ПМТ не оформляется. Процесс подготовки и утверждения ПМТ может занять от трех месяцев до полугода. При этом необходимо оплачивать работу планировщиков, участвовать в публичных слушаниях и оформлении их результатов, лоббировать выпуск необходимых правовых актов местных властей.

--------------------------------

<298> См.: часть 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ.

 

При отсутствии утвержденного ПМТ на участок под многоквартирным домом единственным критерием определения границ участка, по сути, остается фактическое землепользование. Что это такое? Проще говоря, если вокруг многоквартирного дома на законном основании возведен забор, то границы участка под зданием определяются исходя из местоположения забора.

Подчеркну, что земельное законодательство может регулироваться не только на федеральном, но и на региональном уровне. Соответственно, вопрос о порядке определения границ участков под многоквартирными домами в конкретном регионе или муниципальном образовании системно допустимо решать на основании местных правовых актов. Одно условие - не должны противоречить федеральному земельному законодательству РФ, иначе могут быть оспорены в судебном порядке.

Налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость земельного участка под зданием <299>. Она определяется по результатам государственной кадастровой оценки земли. Такая оценка осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством об оценочной деятельности <300>. В судебной практике есть прецеденты оспаривания кадастровой стоимости по причине ее существенного превышения над реальной рыночной стоимостью участка <301>. Напомню, что кадастровая стоимость участка не может быть выше, чем его среднерыночная стоимость <302>.

--------------------------------

<299> См.: ст. 390 Налогового кодекса РФ и пункт 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ.

<300> См.: Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 N 316; глава III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ.

<301> http://www.lawyercom.ru/urpremia/premium-2013/cases/nalogovaya-donachislila-zemelnyij-nalog-rasschitav-ego-po-nevernoj-kadastrovoj-stoimosti

<302> См.: ст. 66 Земельного кодекса РФ.

 

Налоговой ставкой по земельному налогу считается ставка в размере 0,3 от государственной кадастровой стоимости участка (если на участке расположен многоквартирный дом). Если речь идет о нежилом здании, его собственники будут обязаны платить земельный налог в размере 1,5% от государственной кадастровой стоимости участка ежегодно <303>. Налоговым периодом считается один календарный год.

--------------------------------

<303> См.: ст. 394 Налогового кодекса РФ.

 

Каждый из собственников помещений в здании оплачивает земельный налог исходя из соотношения площади своего помещения и площади здания в целом. То есть чем больше площадь помещения относительно площади здания, тем выше налоговые затраты собственника данного помещения на оплату земельного налога.

 

25.4. Ответственность за неоплату налогов

 

За нарушение обязанности по оплате налогов действующим законодательством установлена налоговая, уголовная и административная ответственность. Более подробно мы рассмотрим здесь налоговую и уголовную ответственность долевого инвестора, который является физическим лицом. Начнем с налоговой ответственности. Долевой инвестор может быть привлечен к ней при наличии нескольких условий в совокупности:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.