Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анкх, Джед и Уас




 

Как уже указывалось ранее, на верхней части «скипетров» богов имелись элементы под названиями «уас», «анкх» и «джед», которые в рабочем состоянии «скипетра» располагались в направлении того, на кого оказывалось при этом какое-то воздействие.

Однако изображения на стенах в храме Сети I содержат сцены, в которых боги используют эти элементы – «уас», «анкх» и «джед» – и без каких-либо «скипетров». В этих случаях данные элементы находятся в руках богов, но при этом явно тоже оказывают какое-то воздействие на людей или других богов. Даже бог Тот, держа свой экзотический «скипетр» со змеями в левой руке, производит воздействие не им, а «анкхом» в правой руке.

 

 

Рис. 114. Комбинация из «анкха» с двумя «уасами» в руках Гора

 

И если ориентироваться на подобные сюжеты, то можно сделать вывод, что как раз «уас», «анкх» и «джед» являлись главными функциональными элементами «скипетров» и могли реализовывать свои функции и без «скипетров». Сам же «скипетр» при этом оказывается, по сути, вспомогательным элементом – возможно, усиливая действие «уасов», «анкхов» и «джедов».

Несмотря на то, что «уас», «анкх» и «джед» встречаются на древнеегипетских изображениях не просто часто, а очень часто, исследователи до сих пор не могут дать ни одного хоть сколь-нибудь толкового объяснения, что же реально скрывается за их изображениями.

Посмотрим, что же пишут по этому поводу доступные источники.

 

 

Рис. 115. Два «уаса» на стене храма Эдфу

 

«Уас» – египетский иероглиф, обозначающий власть (силу, мощь). «Уас» был в древние времена видом фетиша, в котором, как подразумевалось, заключены целебные силы подземного демона, похожего на собаку или шакала. В руках богов он становится скипетром благополучия и символом здоровья и счастья.

До периода Среднего Царства умершему давали с собой в могилу деревянный «уас», чтобы тот мог применить его для пользования божественными благами. Позднее этим символом украшали фризы на стенах гробниц. Популярным мотивом во все времена было изображение двух «уасов», которые окаймляли по краям поле картины или надписи и своими головами поддерживали идеограмму «небо». Украшенный пером и лентой, «уас» был эмблемой Фив и соответствующего нома.

И это практически все. Ничтожно мало для того, чтобы пытаться выявить какой-нибудь внятный функционал реального прототипа «уаса» – элемента «скипетра» богов…

 

 

Рис. 116. Деревянный «анкх»

 

Гораздо больше можно найти про «анкх», который напоминает по своей форме обычный крест, у которого верхняя «палочка» заменена на петлю.

«Анкх» – символ, ведущий свое происхождение из древнего Египта. Известен как египетский иероглиф, а также как один из наиболее значимых символов древних египтян. Также известен как «ключ жизни», «ключ Нила», «бант жизни», «узел жизни», «крест с петлей» и «египетский крест». «Анкх» клали в гробницу фараонам, чтобы после смерти их души смогли продолжать жизнь в другом мире. Из-за своей схожести с христианским крестом он вошел в коптскую символику в качестве символа вечной жизни.

Значения «анкха» как знака расплывчаты и спорны, однако обычно считается, что он символизировал жизнь, бессмертие, вечность, мудрость, и являлся защитным символом.

Значение этого знака и его формы давно вызывает споры среди египтологов и других исследователей. Это дает почву для возникновения множества теорий. «Анкх» пользуется большой популярностью у любителей эзотерики, которые вкладывают в него самый разный смысл.

Безграничная вера в силу «анкха» родилась из легенды о том, что именно так выглядит ключ от Врат Смерти, через которые проходит душа, чтобы уже никогда не вернуться назад. Изучая древнеегипетские святилища и гробницы фараонов, ученые заметили, что «анкх» всегда изображался в руках у живых людей или богов, в отличие от других символов бессмертия. Обладая этим магическим ключом, фараоны и боги могли совершать путешествия во времени и пространстве, свободно проходя через Врата Смерти.

Происхождение знака «анкх» не ясно. Предположения охватывают широкий диапазон – от сложного сексуального символизма до банального ремешка сандалии, завязанного похожим образом. Возможно, последний вариант возник из-за того, что на некоторых древних изображениях нижняя часть «анкха» раздваивается. А известный египтолог Флиндерс Петри высказывал версию происхождения знака «анкх» от своеобразного «пра-галстука» – ленты, повязанной на шее. Такие «пра-галстуки» имеются на некоторых архаичных изображениях.

 

 

Рис. 117. Версия «пра-галстука»

 

Однако версия «пра-галстука» или узла на сандалиях серьезно противоречит тому, что многие египетские боги изображались с «анхом» в руке. Также и люди показаны в «анкхом» в руках. Никакой узел так в руках не понесешь – разве что из проволоки, но проволока в качестве подвязок шнурков и галстука на шее древними египтянами не использовалась.

Если же мы рассматриваем вариант, что «анкх» был какой-то составной деталью многофункционального «скипетра», а также обладал самостоятельными функциями, то он должен был являться каким-то устройством или частью устройства. И для «анкха» обнаруживается весьма любопытное совпадение.

На сайте FindPatent.ru имеется описание устройства, на которое выдан патент под номером SU 609405. Это устройство фигурирует под названием «элемент настройки сверхвысокочастотного тракта». Автор изобретения – Петров В.Е.

Приведем описание:

«Элемент настройки сверхвысокочастотного тракта, содержащий винт с продольной прорезью, отличающийся тем, что, с целью обеспечения плавного изменения усилия стопорения, винт выполнен из упругого материала полукруглого профиля в виде петли, в которой размещена пластина с возможностью перемещения вдоль петли.

Изобретение относится к радиотехнике и может использоваться в волноводах, сверхвысокочастотных (СВЧ) фильтрах и резонаторах.

Известен элемент настройки сверхвысокочастотного тракта, содержащий винт с продольной прорезью. Однако в известном элементе настройки не обеспечивается плавного изменения усилия стопорения.

Целью изобретения является обеспечение плавного изменения усилия стопорения.

Для этого в элементе настройки СВЧ тракта, содержащем винт с продольной прорезью, винт выполнен из упругого материала полукруглого профиля в виде петли, в которой размещена пластина с возможностью перемещения вдоль петли.

На чертеже показан предложенный элемент настройки, общий вид.

Элемент настройки СВЧ тракта содержит винт 1 с продольной прорезью, выполненный из упругого материала полукруглого профиля в виде петли, в которой размещена пластина 2 с возможностью перемещения вдоль петли. Винт 1 размещен в резьбовой втулке 3 отрезка волновода 4.

Элемент настройки работает следующим образом.

Полное сопротивление отрезка волновода 4 изменяется до нужного значения винтом 1, который для этого приводится во вращение. При этом изменяется глубина погружения винта 1 в полость отрезка волновода 4. За счет упругости материала, из которого выполнен винт 1, возникает поперечное усилие на резьбу втулки 3, что обеспечивает стабильность положения винта 1 в отрезке волновода 4.

С помощью пластины 2, имеющей в области винта 1 профиль клина, регулируют величину поперечного усилия на резьбу втулки 3. Перед настройкой пластины 2 располагают в удалении от отрезка волновода 4, что уменьшает поперечное усилие на резьбу втулки 3. По окончании настройки пластину 2 сдвигают в сторону отрезка волновода 4. Этим осуществляют плавное стопорение настроечного винта 1».

 

 

Рис. 118. Элемент настройки сверхвысокочастотного тракта

 

Что это – случайное совпадение формы?..

Заметим, что винт имеет прорезь, то есть нижняя часть такого «СВЧ-анкха» раздваивается. Но ведь именно раздвоение нижней части «анкха» прослеживается на наиболее древних изображениях!.. И тут совпадение?..

Что делает элемент настройки?.. Он регулирует поток энергии сверхвысокочастотного излучения в волноводе. А что делает бог с помощью «анкха»?.. Он фактически регулирует поток «жизненной энергии» … Опять совпадение?..

Не возьмусь утверждать, что боги использовали именно микроволновые устройства (микроволновка = СВЧ-печь), и именно подобными элементами регулировали их работу. Как не возьмусь утверждать, что с помощью микроволнового излучения можно увеличивать «жизненные силы». Но не могу отрицать и вполне явного сходства запатентованного устройства с «анкхом», на что обратил мое внимание геолог из Санкт-Петербурга Сергей Дигонский…

 

 

Рис. 119. «Джед»

 

Наиболее загадочным из трех функциональных элементов «скипетра» богов оказывается «джед».

Происхождение этого иероглифа и символа точно не известно. А мнения специалистов по его поводу сильно расходятся.

Раймонд Фолкнер считал, что «джед» напоминает ствол дерева с остатками горизонтальных ветвей, а соответствующий иероглиф переводил как «стабильность», «терпеливость». Алан Гардинер предположил, что «джед» представляет собой колонну, имитирующую пачку стеблей, связанных вместе. А Уоллис Бадж полагал, что «джед» является древнейшим символом Осириса и представляет позвоночник этого бога. Форму «джеда» Бадж сравнивал с нижней частью позвоночника человека с частью ребер, присоединенных к нему (верхняя часть «джеда»). Соответствующий же иероглиф он переводит как «стабильность, постоянность, твердость, стойкость».

Следует отметить, что версия Баджа, взятая ныне на вооружение египтологами, несколько противоречит тому, что «джед» в Древнем Царстве ассоциировался с богом Птахом, а связываться с Осирисом стал позднее.

Нужно также учесть, что большинство «джедов», найденных в более поздних гробницах, являются плоскими объектами, как правило, имея толщину не более четвертой части их ширины. Однако «джеды» периода первой династии представляют собой симметричные объемные объекты в виде круглого столба. Судя по всему, с течением времени исходное представление о «джеде» терялось, и более поздние его изображения изготовлялись на основе иероглифических надписей, которые сами по себе плоские.

 

 

Рис. 120. «Джеды» из захоронения времен первой династии

 

Наиболее распространенная среди сторонников альтернативных взглядов на историю Древнего Египта версия сводится к тому, что «джед» изображает вовсе не «позвоночник Осириса», а нечто вроде современного изолятора. Эта версия основывается как на определенном внешнем сходстве, так и на том, что «джед» фигурирует в изображениях с выше описанными «электрическими лампами» в тайной крипте храма Хатхор в Дендере – тем более, что на одном из этих изображений «джед» поддерживает непосредственно змею, которая, по данной версии, является то ли электрическим разрядом, то ли нитью накаливания. Вдобавок, в египетской письменности (по некоторым утверждениям) слово «прочный» было связано со значением «изолированный».

И на первый взгляд, в такой версии есть рациональное зерно.

 

Рис. 121. Современный изолятор

 

Однако лично у меня версия изолятора вызывает довольно сильные сомнения (хотя больше где-то глубоко на подсознательном уровне).

Во-первых, столь однозначные выводы на основе лишь внешнего сходства и одного-единственного изображения «электрической лампы» (одного из трех!) – дело весьма ненадежное.

Во-вторых, смущает очень большое количество изображений «джеда» в Египте. Конечно, когда имеешь дело с электричеством, изолятор – очень важный элемент. Но не настолько же, чтобы считать его одним из самых главных, а именно на такую мысль наводит изобилие изображений «джеда».

И в-третьих, в том же храме Сети I имеются изображения «джеда» таких размеров, которые как-то не очень подходят к версии изоляторов. Здесь «джед» выше человеческого роста и более похож на столб, так что его часто и называют «джед-столб».

 

 

Рис. 122. «Джед-столб» в храме Сети I

 

С одной стороны, принимать размеры отдельных элементов египетских изображений за реальные нельзя.

Есть замечательная, на мой взгляд, статья академика Бориса Раушенбаха «Живопись и рельеф Древнего Египта», в которой он показывает, что методы и приемы, использовавшиеся в древнеегипетском изобразительном искусстве, те же самые, что применяются в современном техническом черчении. И среди этих приемов – разномасштабность.

«В древнеегипетской живописи разномасштабность тоже широко использовалась. Она оказалась очень удобной для того, чтобы увеличить информативность, улучшить композицию и передать иерархические представления… Так, например, в связи с задачами изображения художник делает воинов непомерно большими по сравнению с крепостью, около которой идет сражение; птицы, сидящие на ветвях дерева, нередко настолько огромны, что непонятно, как их удерживают ветви (но зато можно увидеть каждое перышко и даже определить принадлежность птиц к тому или иному виду).

Весьма часто разномасштабность имеет иерархический смысл – фигура фараона много больше фигур других лиц на том же изображении. Иногда можно встретить несколько градаций: больше всех фигура фараона, затем (в порядке уменьшения) – фигуры вельмож и меньше всех изображения простого народа – воинов, слуг и т.п.» (Б.Раушенбах, «Живопись и рельеф Древнего Египта»).

Но с другой стороны, во-первых, тот же Раушенбах указывает, что при взаимодействии персонажей (а именно такое взаимодействие и показывают изображения с «джед-столбом» в храме Сети I) «правило иерархического неравенства фигур обычно не применялось». И во-вторых, по утверждению египтологов, в Древнем Египте действительно имелись «джед-столбы». Установление «джед-столба», как считается, было кульминационным пунктом ритуалов, связанных с восшествием на престол нового монарха, сменяющего умершего. Эта процедура могла одновременно означать и возрождение ушедшего монарха, и восстановление стабильности правления и порядка. И в частности, именно так трактуется то изображение в храме Сети I, где устанавливать «джед-столб» фараону помогает богиня Исида.

К сожалению, мне не удалось найти, на каком основании египтологи делают такие выводы. Ведь «джед-столбов» подобных размеров в Египте не найдено. И не исключено, что утверждение о таком ритуале выстроено лишь на попытке объяснить, как раз изображения в храме Сети I.

Но допустим, что такой ритуал действительно был. А ритуал нередко является воспроизведением каких-то реальных действий в прошлом, и особенно это характерно для карго-культа. Тогда что было прототипом «джед-столба» в ритуале его установки?..

В одном из вариантов объяснения формы «джеда» приводится следующая идея.

Согласно представлениям древних египтян, четыре угла неба поддерживали четыре столпа (эти столпы персонифицировали и связывали с четырьмя сыновьями Гора). Столпы или колонны в Древнем Египте нередко имели форму стебля лотоса с распустившимся цветком наверху. И форма «джеда» получается, когда такие четыре Столпа Неба сливаются в один.

 

 

Рис. 123. Колонны в форме распустившегося лотоса

 

Мне в этом варианте понравилась мысль о слиянии четырех столпов в единую конструкцию.

Почему-то во всех вариантах поиска осмысленного объяснения формы «джеда» он, по умолчанию, рассматривается как монолитный объект. Но разве он не может быть составным?.. Египтяне ведь воспроизводили внешнюю форму, явно не зная внутренней конструкции. А у сложных технических устройств монолитность встречается редко.

Допустим, что «джед» собирался из отдельных частей. Например, основание было полым цилиндром с расширяющимся в виде цветка лотоса навершием, а в него последовательно вставлялись другие аналогичные полые цилиндры (только меньшего диаметра) с таким же навершием. И мы имеем как минимум 4 или 5 отдельных элементов (5 получается в случае, если нижнее навершие находится на цилиндре, который сам вставляется в цилиндр-основание, не имеющий навершия).

Добавим теперь во внутреннюю конструкцию, скажем, пружинки разных диаметров и получим устройство, в котором отдельные цилиндры с навершиями могут совершать колебания друг относительно друга – расширяющаяся форма навершия допускает при определенных условиях (если верхняя поверхность навершия повторяет нижнюю) даже то, чтобы навершия в случае сильного сжатия плотно примыкали друг к другу.

Подключим какой-то источник энергии и заставим всю эту систему совершать колебания. Постепенно увеличивая частоту колебаний (в случае правильно подобранной внутренней конструкции) мы можем получить источник ультразвука или даже СВЧ-генератор!..

Вот, что могло быть прототипом и маленького «джеда», и «джед-столба» одновременно – генератор!.. Ведь генератор может быть и маленького размера, и размером с человека.

А генератор – уже гораздо более важный элемент, чем простой изолятор. И в этом случае изобилие изображений «джеда» совсем не удивляет…

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 8337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.