Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия и процедура проведения психодиагностического исследования




Психологический диагноз. Признаки. Категории. Требования к ПД, структура диагноза, уровни диагностики. Основные требования.

Психодиагностика- наука и практика постановки психологического диагноза. Психодиагностика направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза на этой основе, нахождение того места, которое занимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей.

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ – это конкретная программа действий психолога с определенным объектом, направленная на регистрацию или оценки диагностируемых свойств и постановку психологического диагноза данному объекту. После получения результатов психологического обследования психодиагност должен поставить психологический диагноз.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ – это конечный результат деятельности психолога, направленный на выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического исследования. Психологический диагноз может быть поставлен любому здоровому человеку и означает не отнесение к какой-то одной заданной категории или типу личности, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств, способностей и т. д. Он состоит не из одного слова, а носит развернутый, комплексный характер.

К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении обследования, можно отнести такие:

1. инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;

2. ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;

3. в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;

4. эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;

5. временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.

Психолого должен обеспечить благоприятную, спокойную доверительную атмосферу, быть внимательным, но не любопытным, объяснять, зачем нужно тестирование нужно правдоподобно. Все подробности после теста. Нельзя называть полное название теста и его шкал.

Психодиагностическое обследование включает:

Первичное обследование (разведывательное). Если нет чёткого представления об объекте исследования, необходимо уточнение проблемы и формулировка гипотез, определение общих личностных особенностей человека, на основе которых определяются «проблемные зоны». В ходе первичного обследования может выясниться, что ранее поставленные задачи и выдвинутые гипотезы были недостаточно верны.

Специализированное обследование. Углублённое изучение тех или иных психологических особенностей с целью установления причинно-следственных связей или получения более или менее полного психологического портрета обследуемого лица (группы лиц).

Психологический диагноз Областью психологического диагноза являются индиви­дуально-психологические различия, как в норме, так и при патологии.

Теоретическая схема психологического ди­агноза (Рейковский) - четыре основных направ­ления в работе психодиагноста:

Ø Осуществление диагноза деятельности, поведения, т. е. описание, анализ и характеристика особенностей поведения обследуемого.При диагнозе деятельности предлагает различать ее два аспекта: инструментальный (качество, скорость и адекватность дей­ствий) и аспект отношений (характеристики, которые выражают отноше­ние субъекта к выполняемым им действиям, к окружению и к самому себе).

Ø Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности или изучение психических процессов, благодаря которым осуществляется деятельность. Здесь выделяются: процессы типа инструментальных (оценка адекватности восприятия, способности формирования понятий; оценка эффективности планирования, решения проблем) и процессы типа отношений (при их диагностике опреде­ляют эмоциональные и мотивационные процессы)

Ø Осуществление диагноза механизмов регуляции, механизмов психических процессов, от которых зависит их протекание — диагностика систем нерв­ных связей.Процессы регуляции осуществляются благодаря сложным системам нервных связей, вырабатывающимся в течение жизни челове­ка. Эти механизмы регуляции обеспечивают устойчивость и организованность человеческого поведения.

Ø Диагностика генезиса механизмов регуляции или ответ на вопрос о том, как и в каких условиях формировалась психика данного индивида.

Психологический диагноз — это конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки ре­комендаций, определяемых целью исследования.

Диагностическая деятельность психолога представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, — ди­агнозу и прогнозу.

Основные этапы диагностического процесса:

Ø Сбор данных - озна­комление с объективными и субъективными показателями об обследуе­мом, в ходе которого формируется исследовательская задача. Затем выбор соответствующих методик и проведение исследования полученных результатов.

Ø Их переработка и интерпретация

Ø Вынесение решения (диагноз и прогноз).

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Деятельность специалиста в области психодиагностики не ограничивается описанием индиви­дуальных особенностей того или иного явления, поиском вызвавших его к жизни причин и соотнесением этих знаний со структурой и динамикой личности. Прак­тическая ценность диагноза во многом определяется возможностью осуществления на его основе прогноза.

Л. С. Выготский считает, что содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз «строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвиже­ния процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь раз­вития при всех прочих условиях, сохранившихся в прежнем виде». Условием проникновения во «внутреннюю логику самодвижения процесса раз­вития» является разбивка прогноза на отдельные периоды и длительные повтор­ные наблюдения.

В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности. Необходим анализ условий окру­жающей среды, специфичности конкретной ситуации. Психодиагностическое исследование завершается разработкой программы действий, которые необходимо осуществить в связи с полученными результата­ми, рекомендациями по выбору оптимальных методов терапии заболевания, реа­билитации и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.